Дело № 2-497/2024
УИД 76RS0023-01-2024-000118-52
Мотивированное решение изготовлено 09 февраля 2024 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 февраля 2024 год г. Ярославль
Красноперекопский районный суд г. Ярославля в составе судьи Бачигиной С.В.,
при секретаре судебного заседания Калашниковой С.Э.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора г. Ярославля в защиту интересов неопределенного круга лиц к Мэрии города Ярославля о возложении обязанности по осуществлению мероприятий по постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества участков газопровода низкого давления, расположенных по адресу: АДРЕС, осуществлению мероприятий по передаче участков газопровода на содержание и ремонт
у с т а н о в и л :
В Красноперекопский районный суд г. Ярославля поступило исковое заявление заместителя прокурора г. Ярославля к Мэрии города Ярославля о возложении обязанности по осуществлению мероприятий по постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества участков газопровода низкого давления, расположенных по адресу: АДРЕС, осуществлению мероприятий по передаче участков газопровода на содержание и ремонт.
В обоснование требований указано, что Прокуратурой города Ярославля проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства при постановке на учет бесхозяйных недвижимых объектов. Установлено, что на территории города Ярославля имеются бесхозяйные объекты недвижимости (участки газопровода) - газопроводы низкого давления протяженностью 1, 4 м, 4, 98 м, 46, 3 м, расположенные по адресу: АДРЕС. Указанные объекты не являются объектами муниципальной собственности города Ярославля, бесхозяйными не признаны, на учет не поставлены, их правообладатель или балансодержатель не определен. Финансирование ремонта и содержания бесхозяйных участков газопроводов бюджетом города не предусмотрено. Данный участок сети газоснабжения обеспечивает коммунальной услугой неопределенный круг лиц. Обращение прокурора в суд связано с непринятием мер по обращению в Управление Росреестра по Ярославской области с заявлением о постановке на учет указанных участков, газопровода в качестве бесхозяйных недвижимых объектов, а также по оформлению права собственности на данные бесхозяйные объекты газоснабжения, что может привести к отсутствию контроля за состоянием их работоспособности, создать угрозу бесперебойному снабжению ресурсами и (или) чрезвычайной ситуации, тем самым нарушить права неопределенного, круга граждан и юридических лиц.
Непринятие мер по обращению в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйных недвижимых объектов снижает степень антитеррористической защищенности объектов с пребыванием граждан (многоквартирных домов, находящихся поблизости с указанными выше участками газопроводов). Газоснабжение, в отличие от других коммунальных услуг, сопряжено с повышенным риском возникновения аварий, большинство из которых сопровождается человеческими жертвами.
Просит: Обязать мэрию города Ярославля осуществить постановку на учет в Управлении Росреестра по Ярославской области в качестве бесхозяйного имущества объекты недвижимости (участки газопровода) - газопроводы низкого давления протяженностью 1,4 м, 4,98 м, 46,3 м, расположенные по адресу: АДРЕС, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Обязать мэрию города Ярославля в течение трех месяцев после постановки на учет участков газопровода в качестве бесхозяйных недвижимых объектов организовать их передачу организациям, осуществляющим эксплуатацию инженерных сетей, по договорам, предусмотренным действующим законодательством, на содержание и ремонт до признания права собственности на указанные объекты.
В судебное заседание не явились надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела ответчик Мэрия города Ярославля, представлен письменный отзыв по делу от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, в котором отражено, что в отношении указанного в иске участка сети инициирована процедура бесхозяйного учета, подготовлен пакет документов, необходимых для проведения кадастровых работ, проводится мониторинг по определению начальной (максимальной) цены контракта на оказание услуг на предоставление кадастровых работ в отношении данного объекта недвижимости, заявлено о рассмотрении дела в отсутствие, просят увеличить срок исполнения решения. Также указано, что в связи с тем, что обязательно проведение кадастровых работ в соответствии с конкурсной процедурой торгов в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по выполнению работ, указанных в решении, то требуется время для объявления и размещения электронных торгов с соблюдением процедуры в соответствии с действующим законодательством. Мэрией города Ярославля запланирована на 2024 год процедура закупки для выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) на проведение кадастровых работ. По итогам состоявшейся процедуры будет заключен муниципальный контракт и проведены кадастровые работы на указанный объект недвижимости. В 2022-2023 гг. выявлено более 100 бесхозяйных объектов-сетей. Мэрия города Ярославля просит учесть то обстоятельство, что бюджет города Ярославля является дефицитным и город не имеет возможности обеспечить постановку на учет в качестве бесхозяйного имущества всех сетей газопроводов единовременно для этого городу необходимо большее количество времени.
Комитетом по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля представлен письменный отзыв по делу от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, в котором заявлено о рассмотрении дела в отсутствие, поддерживают позицию Мэрии города Ярославля. Просят суд увеличить срок для исполнения решения, так как в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу разработать необходимую документацию и провести процедуры в соответствии с законодательством для постановки на учёт в столь короткий и непродолжительный срок не представляется возможным.
Департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля, представитель филиала АО "Газпром газораспределение Ярославль", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, причины неявки не известны. Суд счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
В судебном заседании помощник прокурора г. Ярославля Малкова К.В. исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске доводам и правовым основаниям, не усмотрела оснований для увеличения срока исполнения решения суда, просила принять во внимание специфику объекта недвижимости (участок газопровода) указанный в иске, сочла разумным и обоснованным срок исполнения решения, указанный в иске.
Заслушав помощника прокурора г. Ярославля Малкову К.В., исследовав в полном объеме письменные материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В силу п. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу статьи 56 ГПК РФ каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу принципа состязательности, закрепленного статьей 12 ГПК РФ, стороны, если они желают добиться для себя наиболее благоприятного решения, обязаны сообщить суду имеющие существенное значение для дела юридические факты, представить суду доказательства, подтверждающие или опровергающие эти факты, а также совершить иные процессуальные действия, в том числе заявить ходатайство о вызове и допросе свидетелей, направленные на то, чтобы убедить суд в своей правоте. Ставя реализацию процессуальных прав в зависимость от принципов разумности и добросовестности, законодатель возлагает на лиц обязанность претерпевать негативные последствия в случае нарушения данных принципов. На основании части 1 статьи 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В соответствии с п. 1 ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащегоему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от - владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации)) от 06 10.2003 №131-Ф3 (Федеральный закон от 06.10.2003 №131-Ф3) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно ч. 3 ст. 7 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» от 31.03.1999 №69-ФЗ организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
Основы безопасной эксплуатации газораспределительных сетей определены Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Порядок определения границ охранных зон газораспределительных сетей, условия использования земельных участков, расположенных в их пределах, и ограничения хозяйственной деятельности, которая может привести к повреждению газораспределительных сетей, определение прав и обязанностей эксплуатационных организаций в области обеспечения сохранности газораспределительных сетей при их эксплуатации, обслуживании, ремонте, а также предотвращении аварий на газораспределительных сетях и ликвидации их последствий регламентирован Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденнымипостановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 года № 878.
В силу пункта 5 названных Правил охраны газораспределительных сетей, в соответствии с законодательством Российской Федерации газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа. Согласно пункту 3 Правил охраны газораспределительных сетей, «газорегуляторный пункт» - технологическое оборудование, размещаемое в специальных зданиях, шкафах или блоках, предназначенное для снижения давления газа и поддержания его на заданном уровне в газораспределительных сетях.
В силу пункта 4 Правил охраны газораспределительных сетей, в состав газораспределительных сетей, в числе прочего, входят наружные подземные, наземные и надземные распределительные газопроводы, межпоселковые газопроводы, газопроводы - вводы с установленной на них запорной арматурой; отдельно стоящие газорегуляторные пункты, расположенные на территории и за территорией населенных пунктов, промышленных и иных предприятий, а также газорегуляторные пункты, размещенные в зданиях, шкафах или блоках. В соответствии со ст. 7 Устава г. Ярославля, принятого решением муниципалитета г. Ярославля от 16.10.1995 № 42 (Устав), структуру органов городского самоуправления составляет, в том числе, местная администрация г. Ярославля (исполнительно-распорядительный орган) -мэрия г. Ярославля.
Согласно ст. 98 Устава к полномочиям мэрий города по вопросам управления муниципальным имуществом относится в том числе осуществление от имени города права собственника в отношении муниципального имущества в порядке, установленном муниципалитетом города.
В соответствии с п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитута, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии с п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Согласно п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Согласно п. 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
По делу установлено и не опровергнуто в ходе рассмотрения дела, что на территории города Ярославля имеются бесхозяйные объекты недвижимости (участки газопровода) - газопроводы низкого давления протяженностью 1,4 м, 4,98 м, 46,3 м, расположенные по адресу: АДРЕС. Указанные объекты не является объектом муниципальной собственности города Ярославля, что также следует из письменного отзыва ответчика, бесхозяйным не признан, на учет не поставлен, его правообладатель или балансодержатель не определен. Финансирование ремонта и содержания бесхозяйных участков газопроводов бюджетом города не предусмотрено.
Суд учитывает, что обращение прокурора в суд связано с непринятием мер по обращению ответчика в Управление Росреестра по Ярославской области с заявлением о постановке на учет указанных выше участков газопроводов в качестве бесхозяйных недвижимых объектов, а также по оформлению права собственности на данные бесхозяйные объекты газоснабжения, что может привести к отсутствию контроля за состоянием их работоспособности, создать угрозу бесперебойному снабжению ресурсами и (или) чрезвычайной ситуации, тем самым нарушить права неопределенного круга граждан и юридических лиц. Принимает во внимание, что из статьи 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-ФЗ следует, что противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах законности, обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина и приоритета мер предупреждения терроризма, а также то, что в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ противодействие терроризму — деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Суд соглашается с доводами истца о том, что непринятие мер по обращению в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйных недвижимых объектов, снижает степень антитеррористической защищенности объектов с пребыванием граждан (многоквартирных домов, находящихся поблизости с указанными выше участками газопроводов). Газоснабжение сопряжено с повышенным риском возникновения аварий, большинство из которых сопровождается человеческими жертвами.
По смыслу выше указанных норм закона орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан совершить действия по подаче такого заявления с учетом предоставленных ему законом полномочий. Доказательства наличия чьих-либо прав на спорную сеть в материалах дела отсутствуют.
При указанных обстоятельствах на Мэрию города Ярославля следует возложить обязанность осуществить постановку на учет в Управлений Росреестра по Ярославской области в качестве бесхозяйного имущества объекты недвижимости (участки газопровода) - газопроводы низкого давления протяженностью 1,4 м, 4,98 м, 46,3 м, расположенные по адресу: АДРЕС течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, а также обязать мэрию города Ярославля в течение трех месяцев после постановки на учет участка газопровода в качестве бесхозяйного недвижимого объекта организовать его передачу организациям, осуществляющим эксплуатацию инженерных сетей, по договорам, предусмотренным действующим законодательством, на содержание и ремонт до признания права собственности на указанный объект. Доказательств для иного вывода материалы дела не содержат, ответчиком не предоставлено.
Установление решением суда срока для исполнения ответчиком действий по исполнению решения суда соответствует положениям части 2 ст.206 ГПК РФ.Установленный судом срок для добровольного исполнения решения суда является обоснованным и достаточным, учитывая при этом объем необходимых к выполнению работ и мероприятий. На момент вынесения решения судом оснований для увеличения указанного срока исполнения решения суда не установлено, что не исключает возможности ответчика в дальнейшем обратится в суд с требованиями о продлении данного срока исполнения решения суда с учетом норм действующего законодательства.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Обязать Мэрию города Ярославля (ИНН 7601001234) осуществить постановку на учет в Управлений Росреестра по Ярославской области в качестве бесхозяйного имущества объекты недвижимости (участки газопровода) - газопроводы низкого давления протяженностью 1,4 м, 4,98 м, 46,3 м, расположенные по адресу: АДРЕС течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Мэрию города Ярославля (ИНН 7601001234) в течение трех месяцев после постановки на учет участка газопровода в качестве бесхозяйного недвижимого объекта организовать его передачу организациям, осуществляющим эксплуатацию инженерных сетей, по договорам, предусмотренным действующим законодательством, на содержание и ремонт до признания права собственности на указанные объекты.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Красноперекопский районный суд г. Ярославля в течение одного месяца с момента составления решения в окончательной форме.
Судья С.В. Бачигина