ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Судья Тумурова А.А.
Дело № 33-3105 поступило 14 июля 2017г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 сентября 2017 года г. Улан-Удэ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Холонгуевой О.Р.,
судей коллегии Базарова В.Н., Вольной Е.Ю.,
при секретаре Зарбаевой В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по Дондоковой Сэсэгмы Пампуевны к ГУ «Центр по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда в Республике Бурятия», Отделению Пенсионного фонда РФ в РБ о защите пенсионных прав по апелляционной жалобеначальникаГУ «Центр по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда в Республике Бурятия» А. на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 31 мая 2017 года, которым постановлено:
исковые требования Дондоковой Сэсэгмы Пампуевны удовлетворить.
Признать за Дондоковой Сэсэгмой Пампуевной право на назначение социальной пенсии в соответствии с п.4 ч.1 ст.11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001г. № 166-ФЗ с даты назначения пенсии 01.11.2014г.
Обязать ГУ «Центр по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда в Республике Бурятия» восстановить Дондоковой Сэсэгме Пампуевне выплату социальной пенсии с 01.03.2017г.
Заслушав доклад судьи Холонгуевой О.Р., выслушав представителя ответчика Дамбиеву Е.Б., ознакомившись с апелляционной жалобой и материалами дела, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
обращаясь в суд, Дондокова С.П. просила обязать ГУ «Центр по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда в Республике Бурятия» восстановить ей выплату социальной пенсии с 01.03.2017г.
Требования мотивированы тем, что Дондокова С.П., являясь сойотом, проживающая в Окинском районе Республики Бурятия, с ноября 2014г. получала социальную пенсию как лицо из числа малочисленных народов Севера.
Однако с 01.03.2017г. ответчик прекратил выплату данной пенсии, что незаконно.
В суд первой инстанции истец не явилась.
Представитель ГУ «Центр по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда в Республике Бурятия» Трунева О.Б. и представитель Отделения Пенсионного фонда России в Республике Бурятия Шоргоева О.Ж. иск не признали, поскольку Окинский район не включен в Перечень районов проживания малочисленных народов Севера.
Представитель третьего лица в суд не явился.
Районный суд принял вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе начальник ГУ «Центр по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда в Республике Бурятия» А. просит отменить решение суда, указывая на отсутствие правовых оснований для удовлетворения иска Дондоковой С.П.
В суде апелляционной инстанции представитель ГУ «Центр по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда в Республике Бурятия» Дамбиева Е.Б. просила решение суда отменить.
Истец, представитель второго ответчика просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель третьего лица в суд не явился.
Рассмотрев апелляционную жалобу, проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что 28.11.2014г. Дондоковой С.П., <...> года рождения, по национальности – сойотка, была назначена социальная пенсия по старости на основании Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В соответствии с подп. 4 п. 1 ст.11 названного закона, право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации: граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), постоянно проживающие в районах проживания малочисленных народов Севера на день назначения пенсии.
Решением ГУ «Центр по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда в Республике Бурятия» от 20.02.2017г. № 274282/14 выплата данной пенсии Дондоковой С.П. была прекращена, т.к. Окинский район Республики Бурятия, где проживает истец, не включен в Перечень районов проживания малочисленных народов Севера.
Перечень малочисленных народов Севера и перечень районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости, предусмотренной подпунктом 4 пункта 1 статьи 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утверждаются Правительством Российской Федерации.
Перечень районов проживания малочисленных народов Севера утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2015г. № 1049, куда Окинский район Республики Бурятия не включен.
В настоящей ситуации районный суд, исходя из обстоятельств дела, приведя нормы, указанные в решении, по мнению коллегии, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении иска.
Так, в соответствии с законом, необходимым условием для получения социальной пенсии лицами из числа коренных малочисленных народов Севера является их постоянное проживание в местах традиционного расселения своих народов.
Как видно из дела, Окинский район, так же как и другие районы Республики Бурятия, входящие в Перечень районов традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, является местом традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера - сойотов.
Таким образом, суд первой инстанции верно определил, что гарантии данной категории граждан, установленные законодательством, должны предоставляться исходя из территориального принципа, т.е. с учетом мест традиционного проживания сойотов.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 16.07.2015г. № 1639-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Шолун Л.В. на нарушение ее конституционных прав подпунктом 4 пункта 1 статьи 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» указал, что Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе установление видов пенсий и оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39).
Исходя из необходимости гарантировать права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, как того требует статьи 69 Конституции Российской Федерации, законодатель в пункте 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 1999г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» определил такие народы как проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.
Гарантии их пенсионного обеспечения установлены в Федеральном законе «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», статьей 2 которого граждане из числа малочисленных народов Севера были отнесены к нетрудоспособным лицам на льготных условиях (по достижении возраста 55 и 50 лет соответственно мужчинами и женщинами, в отличие от общего правила, согласно которому нетрудоспособность, дающая право на социальную пенсию, наступает в возрасте 65 и 60 лет), а статьей 11 (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ) им было предоставлено право на социальную пенсию при условии постоянного проживания в Российской Федерации.
Такое правовое регулирование направлено на установление наиболее благоприятных условий реализации гражданами из числа коренных малочисленных народов Севера права на пенсионное обеспечение с учетом особенностей их правового статуса, предопределяющих постоянное проживание в местах традиционного расселения предков с осуществлением традиционных видов хозяйственной деятельности, и в равной мере распространяется на всех граждан, относящихся к указанной категории.
Учитывая, что истец проживает в районе традиционного расселения сойотов, судебная коллегия считает, что решение районным судом постановлено законно, основания для его отмены отсутствуют.
Руководствуясь ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия
о п р е д е л и л а :
решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 31 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
председательствующий:
судьи: