6№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 декабря 2019 года г. Самара
Волжский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Андреевой Е.А.,
при секретаре Овчаренко М.Е.,
с участием:
представителя истца - Смирнова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению врио военного прокурора Самарского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству обороны РФ, Департаменту строительства Министерства обороны РФ, командиру войсковой части №, ФГБУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ о признании действий незаконными, запрете эксплуатации нежилого здания, обязании проведения капитального ремонта,
УСТАНОВИЛ:
Врио военного прокурора Самарского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Министерству обороны РФ, Департаменту строительства Министерства обороны РФ, командиру войсковой части №, ФГБУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ о признании действий незаконными, запрете эксплуатации нежилого здания, обязании проведения капитального ремонта.
В иске указано, что Военной прокуратурой Самарского проведена проверка соблюдения должностными лицами войсковой части № законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также охраны жизни и здоровья военнослужащих. Проверкой установлено, что объекты казарменно-жилищного фонда военного городка № (<адрес>, <адрес>), в перечень которых входит здание штаба (по генеральному плану №, четырехэтажное кирпичное здание, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, общей, площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый № (№)), с ДД.ММ.ГГГГ года находятся в эксплуатации ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» в лице его территориального подразделения - ЖКС № Самара.
ДД.ММ.ГГГГ в одном из помещений войсковой части № на 4 этаже здания штаба № произошло разрушение плиты перекрытия, выявлены сквозные трещины на всю ширину плиты. Филиалом ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны России по ЦВО проведено обследование здания, по результатам которого установлено, что степень повреждения и физического износа горизонтальных железобетонных конструкций здания на третьем и четвертом этаже составляет 61-90 % и подпадает под IV степень технической опасности как тяжелая. Требуется запрещение эксплуатации и немедленная эвакуация людей. Техническое состояние несущих железобетонных строительных конструкция здания штаба № на третьем и четвертом этаже здания имеет снижение прочности кладки до 50 %. Степень повреждения и физического износа отдельных участков железобетонных конструкций здания на четвертом этаже составляет 91-100 % и оценивается как катастрофическая. Сделаны выводы и даны рекомендации о запрещении эксплуатации данного здания и необходимости проведения срочных капитальных восстановительных ремонтных работ в связи с существующей угрозой жизни людей.
Здание включено в заявочный план капитального ремонта на ДД.ММ.ГГГГ г.
Несмотря на то, что здание фактически признано аварийным, ремонтные работы не проведены, оно продолжает эксплуатироваться, в здании периодически пребывают люди, личный состав воинского подразделения и гражданский персонал, иные лица.
Таким образом, Министерство обороны РФ, являясь собственником и правообладателем указанного здания, бездействует в принятии решения о капитальном ремонте здания штаба № в военном городке № в пгт. <адрес>, не производит и ненадлежащим образом осуществляет обязанности собственника, вытекающие из бремени содержания принадлежащего ему имущества, в связи с чем имеются предпосылки к причинению вреда жизни и здоровью военнослужащих и неопределенного круга лиц.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, с учетом уточнения, врио военного прокурора Самарского гарнизона просит суд признать действия Министерства обороны РФ и командира войсковой части №, связанные с эксплуатацией здания штаба №, расположенного по адресу: Самарская область Волжский район, пгт. Рощинский, в/часть №, незаконными.
Также истец просит суд запретить Министерству обороны РФ и командиру войсковой части № эксплуатацию здания №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, в/часть №, обязать Министерство обороны РФ и командира войсковой части № принять меры по ограничению допуска неограниченного круга лиц в указанное здание, установив соответствующее ограждение с предупреждающими знаками. Возложить на Министерство обороны РФ и Департамент строительства Министерства обороны РФ обязанность по организации проведения капитального ремонта здания штаба №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, в/часть №. Решение суда в части запрета эксплуатации здания №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, в/часть №, и обязания Министерства обороны РФ и командира войсковой части № принять меры по ограничению допуска неограниченного круга лиц в указанное здание, путем установки соответствующего ограждения с предупреждающими знаками обратить к немедленному исполнению.
В судебном заседании представитель истца - помощник военного прокурора Самарского гарнизона - Смирнов А.А. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, предоставил возражения на иск, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика Департамента строительства Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика командир войсковой части № в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, предоставил возражения на иск, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменных возражениях указал, что ДД.ММ.ГГГГ комиссионно составлен акт обследования технического состояния здания штаба№, вывод комиссии - техническое состояние здания оценивается как ограниченно работоспособное. Предложения по ограничению доступа личного состава в помещение до проведения инструментального обследования были выполнены командиром войсковой части. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ филиалом ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ЦВО было проведено обследование здания штаба, по результатам которого требовалось запрещение эксплуатации здания, немедленная эвакуация людей. Командир войсковой части № ограничил нахождение и доступ в вышеуказанное здание, военнослужащие и гражданский персонал были переселены в учебный корпус на территории войсковой части. ДД.ММ.ГГГГ командующему войсками Центрального военного округа направлено тактико-техническое задание на капитальный ремонт здания штаба. В марте 2019 г. сотрудниками ЖКС № были установлены упоры под плиты покрытия на 4 и 3 этажах здания.
Представитель ответчика ФГБУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, предоставил возражения на иск, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Заявил, что является ненадлежащим ответчиком по делу.
Заслушав пояснения представителя истца, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобретает особое общественное значение.
Согласно п. 12 ст. Федерального закона «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Указом Президента Российской Федерации от 17.11.2008 № 1624 «О некоторых мерах по организации управления федеральным имуществом» и изданным в развитие его положений Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1053 определено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
На основании ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В структуре Министерства обороны Российской Федерации полномочия и обязанности собственника помимо Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации и его территориальных управлений, возложены также на иные органы управления и организации в соответствии с компетенцией, установленной правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации.
Так, полномочия собственника в части технического содержания и эксплуатации объектов военной и социальной инфраструктур, определения потребности в соответствующем ремонте, проведение текущего ремонта, согласно приказу Министра обороны Российской Федерации от 22.04.2013 № 305, возложены на Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации и его региональные управления, а также согласно приказу Министра обороны Российской Федерации от 05.03.2017 г. № 155 на ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России, организация деятельности по строительству и капитальному ремонту объектов является одной из основных задач Департамента строительства Министерства обороны Российской Федерации (приказ Министра обороны Российской Федерации от 03.2014 №300).
Указанные органы военного управления получают лимиты бюджетных обязательств и субсидии на выполнение государственного задания по соответствующим статьям расходов.
ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, находящееся в ведении Департамента имущественных отношений Минобороны России, хотя и является балансодержателем названного объекта движимости, при этом не наделено полномочиями по организации планирования и ведения капитального ремонта инфраструктуры Минобороны России.
Положениями ст. 1065 ГК РФ предусмотрено, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред и угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» охрана здоровья военнослужащих обеспечивается созданием благоприятных условий военной службы, быта и системой мер по ограничению опасных факторов военной службы, проводимой командирами во взаимодействии с органами государственной власти.
В силу положений ст. 5.1 Федерального закона от 27.12.2002 № 184 «О техническом регулировании», особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Частью 2 ст. 41 Федерального закона от 30.12.2009 года №N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено, что добровольная оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 3.1 - 3.2 ГОСТ 31937-2011 «Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» безопасность эксплуатации здания (сооружения) - это комплексное свойство объекта противостоять его переходу в аварийное состояние, определяемое: проектным решением и степенью его реального воплощения при строительстве; текущим остаточным ресурсом и техническим состоянием объекта, степенью изменения объекта (старение материала, перестройки, перепланировки, пристройки, реконструкции, капитальный ремонт и т.п.) и окружающей среды как природного, так и техногенного характера, совокупностью антитеррористических мероприятий и степенью их реализации, нормативами по эксплуатации степенью их реального осуществления. Механическая безопасность здания (сооружения) - это состояние строительных конструкций и основания здания или сооружения, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений вследствие разрушения или потери устойчивости здания, сооружения или их части.
Из материалов дела следует, что Военной прокуратурой Самарского гарнизона проведена проверка соблюдения должностными лицами войсковой части № законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также охраны жизни и здоровья военнослужащих. Проверкой установлено, что объекты казарменно-жилищного фонда военного городка № (<адрес>, <адрес>), в перечень которых входит здание штаба (по генеральному плану №, четырехэтажное кирпичное здание, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, общей, площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый № (№)), с ДД.ММ.ГГГГ года находятся в эксплуатации ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» в лице его территориального подразделения - ЖКС № Самара.
ДД.ММ.ГГГГ составлен комиссионный акт № обследования технического здания штаба № по генплану военного городка №, согласно которому в ходе визуального осмотра выявлено, что визуально нарушена гидроизоляция фундамента из-за наличия в техподполье грунтовых вод; круглопустотные железобетонные плиты перекрытия - местами разрушение защитного слоя некоторых плит на 4 этаже из-за протечек кровли. Одна плита перекрытия в кабинете бронетанковой службы просела (деформировалась) и треснула (видимая просадка составляет 10-12 см.), состояние крайне неудовлетворительное и может привести к обрушению плиты перекрытия.
ДД.ММ.ГГГГ проведена комиссионная проверка технического здания штаба, о чем составлен акт, согласно которому в ходе визуального осмотра установлено: ДД.ММ.ГГГГ в помещении кабинета бронетанковой службы № в осях В-Г/5-6 было установлено разрушение плиты перекрытия: имеется сквозная трещина на всю ширину плиты раскрытием до 12 мм. Прогиб плиты перекрытия в месте излома составляет 120 мм. Арматура в месте разлома не просматривается. На кровле в районе аварийной плиты наблюдается прогиб рулонной кровли до 120 мм. Маяки установлены ДД.ММ.ГГГГ На поверхности перекрытия имеются следы от протечек кровли. Необходимо, в том числе, запретить нахождение людей в зоне возможного обрушения аварийной плиты (в кабинетах, находящихся в осях В-Г/5-6 на всех 4 этажах здания), провести внеплановый осмотр здания специалистами на предмет выявления аналогичных дефектов.
Проведенным специалистами филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России по ЦВО в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ внеплановым обследованием технического состояния здания названного штаба установлено наличие продольных и поперечных трещин в кирпичной кладке снаружи здания главного (северного) фасада и разрушение наружного слоя кирпичной кладки со стороны южного фасада, трещин в кладке цоколя по южному, северному и восточному фасадам шириной менее 10 мм, что указывает на физический износ основных конструктивных элементов здания, создающих предпосылки к разрушению наружных стен, оконных проемов, внутренних стен и каменных перегородок. Наличие продольных и поперечных трещин в железобетонных конструкциях и разрушение защитного слоя, развивающаяся коррозия рабочих арматурных стержней нижней зоны преднапряженных плит перекрытия указывают на физический износ основных конструктивных элементов здания, создающих предпосылки к разрушению этажных перекрытий, лестничных маршей и межэтажных площадок.
Специалистами указано на необходимость срочного восстановления несущей способности вертикальных каменных конструкций, замены и усиления горизонтальных железобетонных конструкций на первом, втором, третьем и четвертом этажах здания.
Установлено, что степень повреждения и физического износа горизонтальных железобетонных конструкций здания штаба по осям 1-8/А-Г первого и второго этажей составляет от 31% до 60% и оценивается как III категория (неудовлетворительное состояние). Требуется усиление и восстановление несущей способности конструкций. Техническое состояние несущих железобетонных строительных конструкций здания штаба в осях А-Г/1-8 первого и второго этажей оценивается как ограниченно работоспособное. Степень повреждения и физического износа горизонтальных железобетонных конструкций здания штаба по осям 1-8/А-Г на третьем и четвертом этаже здания составляет от 61% до 90 % и подпадает под IV степень технической опасности как тяжелая. Требуется запрещение эксплуатации и немедленная эвакуация людей, проведение срочных капитально-восстановительных работ. Техническое состояние несущих железобетонных строительных конструкция здания штаба № по осям 1-8/А-Г на третьем и четвертом этаже оценивается как IV категория (ветхое состояние). Наблюдается снижение прочности кладки до 50%, трещины, пересекающие более четырех рядов кладки, раскрытие осадочных трещин более 50 мм, отклонение от вертикали более 1/50 высоты конструкции, прогибы железобетонных балок более 1/50, металлических конструкций более 1/75 пролета. Степень повреждения и физического износа отдельных участков железобетонных конструкций здания по осям 5-6/В-Г на четвертом этаже составляет 91-100 % (катастрофическая) и оценивается как V категория (негодное). Техническое состояние отдельных участков несущих каменных конструкций здания штаба по осям 5-6/В-Г на четвертом этаже оценивается как аварийное.
Требуется запрещение эксплуатации блока здания по осям 1-8/А-Г на третьем и четвертом этаже. Требуется немедленная эвакуация людей, так как существует угроза безопасности работающим внутри и снаружи здания, требуются срочные капитальные ремонтно-восстановительные работы.
По результатам обследования требуется запрещение эксплуатации здания штаба инв. № по ГП военного городка №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, немедленная эвакуация людей (ограничение нахождения и доступа людей в здании), так как существует угроза безопасности работающим внутри и снаружи здания.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес начальника жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела № <адрес> филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России и командира войсковой части № вынесено предписание об исключении пребывания личного состава в здании штаба и принятии мер о предупреждении об опасности нахождения людей в здании. Предписано по приказу командира воинской части здание штаба закрыть, оградить, опечатать и вывесить предупреждающие таблички о запрете пребывания людей. Приказ довести до всего личного состава воинской части и персонала сторонних организаций.
Командованием войсковой части № в 2019 году были разработаны и направлены в адрес командующего войсками ЦВО задании в целях организации мероприятий по включению, в том числе, указанного объекта КЖФ в план капитального ремонта и титульные списки капитального ремонта и строительства, направления их по линии органов военного управления в адрес Департамента строительства Минобороны России для принятия решения о финансировании и заключения соответствующих государственных контрактов.
До настоящего времени в адрес в/части № и ЖКС № (<адрес>) сведения о включении названного объекта в план капитального ремонта не поступали. Решения о выделении денежных средств на заключение государственного контракта не доводились.
Согласно ответу заместителя командующего войсками военного округа по строительству и расквартированию войск (сил) Центрального военного округа от ДД.ММ.ГГГГ, в перечне объектов капитального ремонта на 2019 г. здание штаба № в <адрес> не числится.
Несмотря на то, что здание фактически является аварийным, ремонтные работы не проведены, оно продолжает эксплуатироваться, в здании периодически пребывают люди, личный состав воинского подразделения и гражданский персонал, иные лица.
Согласно сообщению врио военного коменданта военной комендатуры гарнизона, ДД.ММ.ГГГГ осуществлен выезд в войсковую часть №, дислоцированную в <адрес>, где в составе комиссии должностных лиц указанной войсковой части совершен осмотр технического состояния здания штаба. По итогам проверочных мероприятий установлено, что зданий штаба фактически используется и эксплуатируется военнослужащими и гражданским персоналом части, а также имеет техническую возможность беспрепятственного доступа, о чем составлен соответствующий акт осмотра здания. В настоящее время каких-лимбо мер, направленных на ограничение в здание доступа и фактического выведения с названного объекта служб и организаций в другие пригодные для эксплуатации помещения на территории части командованием части не принято.
Таким образом, Министерство обороны РФ, являясь собственником и пользователем указанного здания, бездействует в принятии решения о капитальном ремонте здания штаба № в военном городке № в пгт <адрес>, ненадлежащим образом осуществляет обязанности собственника, вытекающие из бремени содержания принадлежащего ему имущества, в связи с чем имеются предпосылки к причинению вреда жизни и здоровью военнослужащих и неопределенного круга лиц.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, представленные документы, а также пояснения участников процесса, учитывая, что до настоящего времени капитальный ремонт здания не произведен, оно продолжает эксплуатироваться, что приводит к угрозе жизни и здоровья неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу, что исковые требования военного прокурора Самарского гарнизона законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования врио военного прокурора Самарского гарнизона удовлетворить.
Признать действия Министерства обороны РФ и командира войсковой части №, связанные с эксплуатацией здания штаба №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, в/часть №, незаконными.
Запретить Министерству обороны РФ и командиру войсковой части № эксплуатацию здания №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, в/часть №, обязать Министерство обороны РФ и командира войсковой части № принять меры по ограничению допуска неограниченного круга лиц в указанное здание, установив соответствующее ограждение с предупреждающими знаками.
Возложить на Министерство обороны РФ и Департамент строительства Министерства обороны РФ обязанность по организации проведения капитального ремонта здания штаба №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, в/часть №.
Решение суда в части запрета эксплуатации здания №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, в/часть №, и обязания Министерства обороны РФ и командира войсковой части № принять меры по ограничению допуска неограниченного круга лиц в указанное здание, путем установки соответствующего ограждения с предупреждающими знаками обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Волжский районный суд Самарской области в течение месяца с момента составления решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 24.12.2019 г.
Судья /подпись/ Е.А. Андреева