Дело № 2-64/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 марта 2018 года |
село Усть-Кулом |
Усть-Куломский районный суд Республики Коми
под председательством судьи О.В. Барбуца,
при секретаре О.А. Плескач,
с участием представителя истца Р.М. Рябининой,
ответчика Л.И. Ермаковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района» к Ермаковой Л.И. о взыскании излишне выплаченных сумм,
установил:
Государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района» обратилось в суд с иском к Ермаковой Л.И. о взыскании излишне выплаченных сумм. В обоснование исковых требований указано, что семья Ермаковой Л.И. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована в качестве «малоимущей семьи». Также Ермакова Л.И. являлась получателем пособия на каждого рожденного совместно проживающего ребенка в семьях, признанных в установленном порядке малоимущими. По итогам проверки правомерности признания семьи Ермаковой Л.И. «малоимущей», назначения и выплаты государственных гарантий учреждением выявлено, что в 2015 году (период присвоения статуса с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), 2016 году (период присвоения статуса с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) ответчиком предоставлялись документы с недостоверными сведениями о доходах. Согласно данным пенсионного органа сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу застрахованного лица Ермаковой Л.И., за 2015 год составила 444 069,44 рублей, за 2016 год – 469 450,88 рублей. Соответственно среднемесячный заработок в 2015 году составлял 37 005,79 рублей, в 2016 году – 39 120,92 рублей. Ответчиком же предоставлены сведения о доходах: в 2015 году (май, июнь, июль) – 24 256,32 рублей, в 2016 году – 19 256,18 рублей. В связи с тем, что Ермаковой Л.И. предоставлялись документы с недостоверными данными, влияющими на право присвоения статуса «малоимущей», а также не предоставление государственной гарантии семьям, имеющим детей, за вышеуказанный период образовалась неправомерная выплата в размере 186 271,78 рублей, из них: пособие за ребенка – 11 844,88 рублей, ежемесячная денежная выплата семьям 174 020 рублей, которая подлежит взысканию с ответчика.
С учетом увеличения исковых требований истец просит взыскать с Ермаковой Л.И. излишне выплаченную сумму в размере 269 648,64 рублей, увеличив период выплаты с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель истца Рябинина Р.М. в судебном заседании исковые требования в судебном заседании поддержала по доводам, изложенным в заявлении.
Ответчик Ермакова Л.И. исковые требования признала частично, а именно, в сумме 15 717,64 рублей – в части выплаты пособия на детей за весь предъявленный период. Исковые требования в части взыскания ежемесячной денежной выплаты семьям при рождении в них после ДД.ММ.ГГГГ третьего ребенка и (или) последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет в сумме 253 931 рубля не признает, поскольку указанная выплата ей была назначена в ноябре 2013 года на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании достоверной справки о доходах, подписанной не ею, а исполняющим обязанности главного бухгалтера администрации сельского поселения «Кебанъель» ФИО3
Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьями 1, 3 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Федеральный закон «О государственной социальной помощи») государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
Государственная социальная помощь оказывается в целях:
поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;
адресного использования бюджетных средств;
усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;
создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;
снижения уровня социального неравенства;
повышения доходов населения.
Статьей 5 Федерального закона «О государственной социальной помощи» определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
В силу положений статьи 6.3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» учет права граждан на получение социальных услуг, осуществляется по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты.
Согласно статье 8 Федерального закона «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Законом Республики Коми от 12.11.2004 № 56-РЗ «Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми» (далее - Закон Республики Коми «Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми») в рамках полномочий субъекта Российской Федерации определены размеры, условия и порядок назначения и предоставления государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, проживающим в Республике Коми.
В целях реализации вышеуказанного Закона постановлением Правительства Республики Коми от 31.12.2004 № 281 «О мерах по реализации Закона Республики Коми «Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми» утвержден Порядок признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими, предоставления им государственной социальной помощи в виде социального пособия и пособия на оплату проезда в общественном транспорте гражданам пожилого возраста» (далее – Порядок № 281).
Согласно пункту 2 Порядка для признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими гражданин от себя лично (для одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи (далее - гражданин) либо лицо, являющееся представителем гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации, (далее - заявители) представляет в государственное учреждение Республики Коми - центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения (далее - центр) или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) по месту жительства или по месту пребывания следующие документы:
1) заявление о признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими по форме согласно приложению к настоящим Порядку и условиям (далее - заявление);
2) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина и всех совершеннолетних членов его семьи, а также несовершеннолетних членов семьи гражданина, достигших возраста 14 лет (если от имени гражданина действует лицо, являющееся его представителем, то дополнительно представляются документ, удостоверяющий личность представителя, и документ, подтверждающий соответствующие полномочия), свидетельства о рождении всех несовершеннолетних членов семьи гражданина, не достигших возраста 14 лет выданные компетентным органом иностранного государства, и их нотариально удостоверенный перевод на русский язык (в случае рождения ребенка (детей) на территории иностранного государства);
3) документы, подтверждающие денежные доходы за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления (далее - расчетный период), гражданина и всех членов его семьи, которые учитываются при решении вопроса о признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи», в том числе документ, подтверждающий уплату (неуплату) алиментов (для гражданина, в составе семьи которого имеются несовершеннолетние дети, родители (родитель) которых совместно не проживают с ними), документы, подтверждающие доходы индивидуального предпринимателя.
Пунктом 17 Порядка центр принимает решение об отмене решения о признании малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина в случае представления гражданином заведомо недостоверной информации о составе семьи, размере доходов и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в предыдущих расчетных периодах, предыдущих периодах признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими, включая месяцы подачи документов, указанных в пункте 2 настоящих Порядка и условий, для признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими либо при исполнении им обязанности, предусмотренной пунктом 15 настоящих Порядка и условий.
Государственные гарантии в Республике Коми определены Законом Республики Коми от 12.11.2004 № 57-РЗ.
Постановлением Правительства Республики Коми от 31.12.2004 № 282 разработан Порядок назначения и выплаты пособия на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) ребенка (далее Порядок № 282).
Пунктом 2 Порядка № 282 определено, что для назначения пособия заявитель либо лицо, являющееся его представителем в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляет в государственное учреждение Республики Коми - центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения (далее - центр по предоставлению государственных услуг) или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) по месту жительства или месту пребывания заявление с указанием способа его доставки (на лицевой счет в финансово-кредитном учреждении, почтовым переводом, при отсутствии финансово-кредитных учреждений или организаций федеральной почтовой связи по месту жительства или по месту пребывания - через кассу центра по предоставлению государственных услуг) (далее - заявление), а также соответствующий пакет документов.
Из пункта 18(1) Порядка № 282 суммы пособия, излишне выплаченные получателю по его вине (представление документов с заведомо недостоверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право получения пособия), возмещаются получателем в добровольном порядке в течение 3 месяцев со дня получения соответствующего уведомления от центра по предоставлению государственных услуг.
В случае отказа получателя от добровольного возврата излишне выплаченных сумм пособия они взыскиваются центром по предоставлению государственных услуг в порядке, установленном законодательством.
Из материалов дела усматривается, что ответчик Ермакова Л.И. и ее семья в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имели статус «малоимущая семья».
Ермакова Л.И. являлась получателем пособия на детей: на ФИО1 (период получения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), ФИО2 (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), ФИО4 (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ); ежемесячной денежной выплаты семьям при рождении в них после ДД.ММ.ГГГГ третьего ребенка и (или) последующих детей – до достижения возраста трех лет (период получения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).
Истцом проведена проверка правомерности признания семьи Ермаковой Л.И. «малоимущей», назначения и выплаты государственных гарантий. В ходе проверки выявлено, что в 2015 году (период присвоения статуса с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), 2016 году (период присвоения статуса с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) ответчиком предоставлялись документы с недостоверными сведениями о доходах.
Согласно данным пенсионного органа сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу застрахованного лица Ермаковой Л.И., за 2015 год составила 444 069,44 рублей, за 2016 год – 469 450,88 рублей. Соответственно среднемесячный заработок в 2015 году составлял 37 005,79 рублей, в 2016 году – 39 120,92 рублей. Ответчиком же предоставлены сведения о доходах: в 2015 году (май, июнь, июль) – 24 256,32 рублей, в 2016 году (март, апрель, май) – 19 256,18 рублей.
В судебном заседании были исследованы лицевые счета ответчика Ермаковой Л.И. за 2014 год, согласно которым доход ответчика по месяцам составил: февраль – 12 368,57 рублей, март – 40 898,22 рублей, апрель 55 902,42 рублей. Ответчиком же представлены сведения о доходах за 2014 год: февраль – 12 202,68 рублей, март – 18 254,20 рублей, апрель – 18 254,20 рублей.
В связи с этим установлено, что Ермаковой Л.И. предоставлялись документы с недостоверными данными, влияющими на право присвоения статуса «малоимущей», а также на предоставление государственной гарантии семьям, имеющим детей, за вышеуказанный период образовалась неправомерная выплата пособия на детей за 2014, 2015, 2016 годы в размере 15 717,64 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ истец ответчику направлял письма о возврате излишне выплаченных сумм в добровольном порядке. Ответчик оплату не произвел.
На основании изложенного, суд находит исковые требования учреждения в этой части подлежащими удовлетворению.
Однако суд не может согласиться с доводами истца о том, что имела место неправомерная выплата ежемесячной денежной выплаты при рождении в семье после ДД.ММ.ГГГГ третьего ребенка и (или) последующих детей в размере 253 931 рубль.
Так, согласно решению государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения «Усть-Куломского района» за декабрь 2013 года Ермаковой Л.И. назначена ежемесячная денежная выплата на рожденного третьего ребенка и (или) последующих детей на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. При обращении Ермаковой Л.И. предоставлена справка о доходах за 2013 год, доход по месяцам составил: август – 10 996,39 рублей, сентябрь – 12 174,58 рублей, октябрь – 12 174,58 рублей.
В судебном заседании при обозрении лицевых счетов Ермаковой Л.И. за 2013 год доход составил: август – 10 996,39 рублей, сентябрь – 12 174,58 рублей, октябрь – 12 174,58 рублей.
Таким образом, при обращении за назначением ежемесячной денежной выплаты на рожденного третьего ребенка и (или) последующих детей на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчиком были представлены достоверные сведения о доходах.
При таких обстоятельствах отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований в этой части.
В соответствии с пунктом 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Таким образом, с ответчика в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит взысканию государственная пошлина в размере 343,70 рублей (15 717,64 рублей х 5 896,49 рублей : 269 648,64 рублей).
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения «Усть-Куломского района» удовлетворить в части.
Взыскать с Ермаковой Л.И. в пользу государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения «Усть-Куломского района» излишне выплаченные денежные средства в размере 15 717,64 рублей.
Взыскать с Ермаковой Л.И. в доход бюджета муниципального района «Усть-Куломский» государственную пошлину в размере 343,70 рублей.
В удовлетворении исковых требований государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения «Усть-Куломского района» к Ермаковой Л.И. о взыскании излишне выплаченных денежных сумме в размере 253 931 рубль отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Усть-Куломский районный суд Республики Коми.
Председательствующий
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.