ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-10732/2024
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
№ 2-382/2024
в суде первой инстанции
УИД 26RS0002-01-2023-007598-38
14 ноября 2024 года г. Пятигорск
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Камышовой Т.В.,
судей Корниенко Г.Ф., Черчага С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Таган Риты Сергеевны к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о признании незаконным действия, возложении обязанности предоставить единовременную выплату,
по кассационной жалобе Таган Риты Сергеевны на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 20 февраля 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 19 июня 2024 года.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Корниенко Г.Ф., выслушав Таган Р.С. и её представителя адвоката Вышегородцеву Е.М., действующую на основании ордера и доверенности, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
у с т а н о в и л а:
Таган Р.С. обратилась в суд с иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о признании действий ответчика незаконными, признании права истца на получение единовременной выплаты на обзаведение имуществом и социальной выплаты на приобретение жилого помещения на основании выдаваемого государственного жилищного сертификата, возложении на ответчика обязанности предоставить единовременную выплату и государственный жилищный сертификат, взыскании компенсации морального вреда в размере 50000 руб., судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 30000 руб. и по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В обоснование заявленных требований истец указала, что Таган Р.С., до начала специальной военной операции проживала по адресу: <адрес> Совместно с истцом проживали несовершеннолетние ФИО11 04.02.2010 года рождения, ФИО12 10.04.2016 года рождения, ФИО13 06.05.2020 года рождения. Они были зарегистрированы по адресу: <адрес>
В связи с проведением специальной военной операции Таган Р.С. вместе с членами её семьи вынужденно покинула место постоянного проживания и прибыла на территорию Ставропольского края на постоянное место жительства. После прибытия на территорию Ставропольского края Российской Федерации на постоянное место жительства истец и члены её семьи получили Российское гражданство, она получила паспорт гражданина Российской Федерации. На территории Ставропольского края истец и члены семьи временно зарегистрированы по адресу: <адрес>.
21 октября 2022г. в Многофункциональный центр г. Пятигорска Ставропольского края Таган Р.С. подано заявление о получении единовременной выплаты и предоставлении государственного жилищного сертификата.
Решением от 03 ноября 2023г. министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края уведомило Таган Р.С. об отказе в выдаче единовременной выплаты и предоставлении государственного жилищного сертификата. Основанием указано прибытие на территорию Российской Федерации через Эстонию, через контрольно-пропускной пункт «Ивангород», а так же проживание на протяжении длительного времени в Чехии.
Решением Ленинского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 20 февраля 2024 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 19 июня 2024 года решение Ленинского районного суда г.Ставрополя Ставропольского края от 20 февраля 2024 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Таган Р.С. поставлен вопрос об отмене судебных постановлений как незаконных и необоснованных, принятых с нарушениями норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Пятого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным по материалам гражданского дела, не установлено.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Таган Р.С., 02 февраля 1992 года рождения, уроженка г.Никополя Днепропетровской области Украины, является многодетной матерью и имеет троих детей: ФИО15., 04.02.2010 года рождения, ФИО16 10.04.2016 года рождения, ФИО17 06.05.2020 года рождения.
Таган Р.С. с детьми проживала на территории Украины, с 13 апреля 2019г. по настоящее время Таган Р.С. зарегистрирована по адресу: <адрес> что подтверждается справкой Исполнительного комитета Бериславского городского совета Херсонской области от17 мая 2019г. о регистрации места жительства лица, данными паспорта гражданина Украины.
Город Берислав Бериславского района включен в Перечень населенных пунктов Херсонской области в целях реализации положений Постановления Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022г. № 1876.
Судом установлено, что в 2022 году Таган Р.С. покинула место своего проживания и согласно отметок в паспортах 16 марта 2022г. через контрольно-пропускной пункт Медыка (пункт между границами Украины и Польши) выехала с территории Украины, 05 ноября 2022г. через контрольно-пропускной пункт Медыка въехала на территорию Украины, в этот же день выехала и 03 сентября 2023г. через контрольно-пропускной пункт Нарва (пункт между границами Эстонии и Российской Федерацией) въехала на территорию Российской Федерации.
Из паспорта гражданина Украины Таган Р.С. следует, что с 17 марта 2022г. по 16 марта 2023г. ей разрешено проживание на территории Чешской Республики. В паспортах гражданина Украины Таган Т.П., 06.05.2020 года рождения и Таган С.И., 10.04.2016 года рождения, имеются штампы о разрешении проживания на территории Чешской Республики с 17 марта 2022г. по 16 марта 2023г. В материалах дела имеются документы, подтверждающие оформление виз Таган Р.С. и её детям на проживание в Чешской Республике на период с 17 марта 2023г. по 31 марта 2024г.
Согласно сведениям о пересечении Государственной границы Российской Федерации в период с 22.02.2022г. по 24.01.2024г. Таган Р.С., 02.02.1992г.р., представленным по запросу суда Отрядом пограничного контроля Федеральной службы безопасности Российской Федерации в международном аэропорту Шереметьево от 25 января 2024г., гражданка Украины Таган Р.С. въехала в Российскую Федерацию из Чешской Республики 03 сентября 2023г. в 21:12:26 через пункт пропуска Ивангород авто.
12 сентября 2023г. Таган Р.С. выдан паспорт гражданина Российской Федерации.
13 сентября 2023г. Таган Р.С. зарегистрирована в системе индивидуального (персонифицированного) учета.
С 11 октября 2023 г. Таган Р.С. с детьми зарегистрирована по месту пребывания в Ставропольском крае по адресу: г.Георгиевск, ул.Калинина, д.121, кв. 51, на срок с 11 октября 2023г. по 9 октября 2024г., что подтверждено свидетельствами о регистрации по месту пребывания, выжданными Отделом по вопросам миграции Отдела МВД России по Георгиевскому городскому округу 11 октября 2020г.
16 ноября 2023г. Таган Р.С. Управлением труда и социальной защиты населения Администрации Георгиевского муниципального округа Ставропольского края Таган Р.С. выдано удостоверение серия №, подтверждающее статус многодетной семьи.
Согласно договору найма жилого помещения от 15 августа 2023г., заключенному на срок 11 месяцев до 15 июля 2024г., Таган Р.С. проживает в г. Пятигорске Ставропольского края по адресу: ул.Юлиуса Фучика, дом 18, корпус 2, квартира 4.
22 сентября 2023г. Таган Р.С. обратилась в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края с заявлениями о получении единовременной выплаты и о предоставлении государственного жилищного сертификата в рамках реализации мероприятий, предусмотренных постановлением Правительства Ставропольского края от 21 октября 2022г. № 616-п «О реализации мероприятий, направленных на оказание поддержки жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на территорию Ставропольского края на постоянное место жительства» (т.1, л.д. 142-148).
Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 02 октября 2023г. № 1687 (п.1.23), с учетом приказа от 13 октября 2023г. №1748, Таган Р.С. отказано в предоставлении единовременной выплаты на обзаведение имуществом в связи с тем, что прилагаемые к заявлению документы не соответствуют требованиям п.п. «а» п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022г. № 1876 (т.1, л.д. 151-154, 158).
Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 02 октября 2023г. № 1686 (п.1.18), с учетом приказа от 13 октября 2023г. №1748/1, Таган Р.С. отказано в предоставлении государственного жилищного сертификата в связи с тем, что прилагаемые к заявлению документы не соответствуют требованиям п.п. «а» п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022г. № 1876 (т.1, л.д. 155-157, 159).
Письмами заместителя министра жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 9 октября 2023г. №14786/11 и №14816/11 Таган Р.С. сообщено об отказе в предоставлении единовременной выплаты на обзаведение имуществом приказом от 2 октября 2023г. №1687 и в получении социальной выплаты приказом от 2 октября 2023г. №1686.
На обращение Таган Р.С. от 27 октября 2023г. заявителю письмом заместителя министра разъяснено, что принять положительное решение в отношении её заявления на получение ГЖС и ЕДВ не представляется возможным, так как в ходе рассмотрения документов было выявлено, что Таган Р.С. прибыла не территорию Российской Федерации через контрольно- пропускной пункт «Ивангород» через Эстонию, а так же на протяжении длительного времени проживала в Чехии.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь Указом Президента Российской Федерации от 29 сентября 2022г. № 686 «О признании Херсонской области», положениями постановления Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022г. № 1876 «О реализации мероприятий по переселению жителей г. Херсона и части Херсонской области, покинувших место постоянного проживания и прибывших в экстренном порядке на иные территории Российской Федерации», Постановления Правительства Ставропольского края от 21 октября 2022г. № 616-п «О реализации мероприятий, направленных на оказание поддержки жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на территорию Ставропольского края на постоянное место жительства», исходил из того, что необходимым условием для предоставления единовременной и социальной выплат является факт прибытия на территорию Российской Федерации на постоянное место жительства в экстренном порядке из г.Херсона или населенных пунктов Херсонской области согласно перечню, где граждане постоянно проживали.
Установив, что Таган Р.С. в 2022 году покинула место постоянного проживания по месту жительства в Херсонской области, долгое время проживала на территории европейских стран, пришел к выводу, что прибытие Таган Р.С. на территорию Российской Федерации экстренный (вынужденный) порядок не носило, в связи с чем Таган Р.С. не отвечает совокупности критериев, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022г. № 1876 и Постановлением Правительства Ставропольского края от 21 октября 2022г. № 616-п и у нее не возникло право на получение единовременной выплаты на обзаведение имуществом и социальной выплаты на приобретение жилого помещения на основании выдаваемого государственного жилищного сертификата по основаниям, предусмотренным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022г. № 1876 и Постановлением Правительства Ставропольского края от 21 октября 2022г. № 616-п, решение ответчика об отказе в предоставлении социальных выплат является законным.
Суд также не усмотрел оснований для компенсации морального вреда, поскольку отказ министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края Таган Р.С. в выдаче единовременной выплаты и предоставлении государственного жилищного сертификата не является безусловным основанием для наступления обязательства по компенсации морального вреда.
Поскольку в основном требовании истцу было отказано, оснований для производных требований, суд также не усмотрел.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что судами первой и апелляционной инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, установлены юридически значимые фактические обстоятельства; оценка всех доказательств, представленных сторонами, судами первой и апелляционной инстанций была произведена полно и всесторонне; нормы процессуального права судами нарушены не были.
При рассмотрении дела суды обоснованно руководствовались положениями постановления Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 года № 1876 «О реализации мероприятий по переселению жителей г. Херсона и части Херсонской области, вынужденно покинувших место постоянного проживания и прибывших в экстренном массовом порядке на иные территории», Правил предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации в целях финансового обеспечения мероприятий по предоставлению единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на иные территории Российской Федерации на постоянное место жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 года № 1876, Постановления Правительства Ставропольского края от 21 октября 2022г. № 616-п «О реализации мероприятий, направленных на оказание поддержки жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на территорию Ставропольского края на постоянное место жительства», подлежащими применению к спорным правоотношениям, а также привели результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 21 октября 2022г. № 616-п «О реализации мероприятий, направленных на оказание поддержки жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на территорию Ставропольского края на постоянное место жительства» установлено, что жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на территорию Ставропольского края на постоянное место жительства, предоставляются следующие меры социальной поддержки: единовременная выплата на обзаведение имуществом в размере 100 000 руб.; социальная выплата на приобретение жилых помещений на основании выдаваемого государственного жилищного сертификата.
Данным постановлением утверждено Положение о порядке и условиях предоставления жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на территорию Ставропольского края на постоянное место жительства, социальной выплаты на приобретение жилых помещений на основании выдаваемого государственного жилищного сертификата и его погашения.
Суды пришли к правильному выводу о том, что необходимым условием предоставления единовременной выплаты на обзаведение имуществом и социальной выплаты на приобретение жилых помещений на основании выдаваемого государственного жилищного сертификата жителям г. Херсона и части Херсонской области, согласно данному Порядку, утвержденному Постановлением Правительства Ставропольского края от 21 октября 2022г. № 616-п, и Правилам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 года № 1876, является факт прибытия таких граждан на территорию Российской Федерации в экстренном порядке на постоянное место жительства.
Поскольку переезд истца на территорию Российской Федерации не был обусловлен обстоятельствами, с которыми законодатель связывает право на получение мер социальной поддержки, выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения иска являются обоснованными.
При разрешении спора суды обоснованно учли, что юридически значимым обстоятельством для правильного разрешения дела является фактическое прибытие истца именно в экстренном порядке на территорию Российской Федерации на постоянное место жительства, который подразумевает под собой вынужденность срочного переезда лиц на постоянное место жительства в Российскую Федерацию в период с февраля 2022 года.
Иное противоречило бы целям предоставления поддержки гражданам, утратившим жилые помещения в г. Херсоне и Херсонской области и прибывшим в экстренном порядке на территорию Российской Федерации на постоянное жительство.
Законодателем предусматривается, что лицо, которое обращается за получением социальных выплат, должно предоставить доказательства того, что покинуло место постоянного проживания в городе Херсоне или части Херсонской области и прибыло на территорию Российской Федерации на постоянное место жительства с февраля 2022 года именно в экстренном порядке.
Учитывая, что истец покинула место постоянного проживания в Херсонской области 16 марта 2022г., выехав на территорию Республики Польши, долгое время проживала на территории европейских стран, более года проживала на территории Чешской Республики, и прибыла на территорию Российской Федерации только 3 сентября 2023г. через контрольно- пропускной пункт «Ивангород», расположенный на границе Российской Федерации и Эстонии, суды обоснованно пришли к выводу, что прибытие Таган Р.С. на территорию Российской Федерации экстренный (вынужденный) порядок не носило и правомерно не усмотрели оснований для признания права Таган Р.С. на получение единовременной выплаты на обзаведение имуществом и социальной выплаты на приобретение жилого помещения ввиду несоблюдения истцом основного условия для предоставления указанных социальных выплат – прибытия в экстренном порядке на территорию Российской Федерации (в данном случае - Ставропольского края) на постоянное место жительства.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судами проверены и исследованы все имеющиеся в деле доказательства, правильно установлены все обстоятельства, имеющие юридическое значение при рассмотрении дела,
при правильном применении норм материального права, подлежащих применению к отношениям сторон.
Доводы кассационной жалобы о постоянном проживании истца с детьми в г.Пятигорске Ставропольского края, о регистрации истца и членов её семьи по месту пребывания в г.Георгиевске Ставропольского края, о получении ими медицинских услуг, ежемесячных детских пособий на детей и государственного сертификата на материнский (семейный) капитал не свидетельствуют о незаконности решений Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края.
Обстоятельства, на которые ссылается истец в кассационной жалобе, о том, что она с семьёй целенаправленно ехала на территорию Российской Федерации, путь с Украины до границы Российской Федерации транзитом через Эстонию, через контрольно-пропускной пункт «Ивангород» - единственный путь с правобережья Херсонской области до границы Российской Федерации, а её переезд на территорию Ставропольского края был обусловлен обстоятельствами, с которыми законодатель связывает право на получение мер социальной поддержки, получили соответствующую правовую оценку и не могут быть признаны основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку не свидетельствуют о нарушении норм материального или процессуального права, по существу направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судами норм материального и процессуального права, не опровергают правильность выводов судов и законность принятых ими судебных постановлений.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 20 февраля 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 19 июня 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Мотивированное определение изготовлено 26 ноября 2024г.
Председательствующий Камышова Т.В.
Судьи Корниенко Г.Ф.
Черчага С.В.