Дело № 2-2249/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 июня 2022 г. г. Ростов-на-Дону
Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Пастушенко С.Н.,
при секретаре Ивановской Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2249/2022 по иску Бойченко Н.Г. к Государственному учреждению Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области о перерасчете пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился с иском к Государственному учреждению Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области о перерасчете пенсии, ссылаясь на то, что с января ДД.ММ.ГГГГ года ему назначена страховая пенсия по старости в связи с наличием подземного стажа и работы в районах Крайнего Севера на архипелаге Шпицберген.
В ДД.ММ.ГГГГ года пенсионным фондом был произведен перерасчет пенсии ДД.ММ.ГГГГ. и произведена доплата, поскольку ранее пенсия выплачивалась без учета повышающего коэффициента 1,9 за работу в РКС. Из решения об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что перерасчет страховой пенсии по старости был произведен на основании заявления № от ДД.ММ.ГГГГ
В сентябре 2021г. истец обращался с заявлениями, в которых просил произвести перерасчет пенсии с даты достижения возраста 55 лет.
Истец не согласен с датой перерасчета пенсии, поскольку при первоначальном обращении за назначением пенсии им были предоставлены все требуемые документы, в том числе и трудовая книжка. В трудовой книжке произведена запись о работе истца на архипелаге Шпицберген с ДД.ММ.ГГГГ. На момент достижения истцом 55 лет у него имелись все основания для получения пенсии с применением повышенного коэффициента 1,9.
На основании изложенного, истец просил суд обязать ответчика произвести перерасчет страховой пенсии по старости с учетом повышенного отношения заработной платы 1,9 в связи с работой в районах Крайнего Севера за период с ДД.ММ.ГГГГ., взыскать с ответчика недополученную доплату к пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ
Истец в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика Белова О.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, поддержала доводы письменных возражений, просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление правил исчисления пенсий, к компетенции законодателя (статья 39).
Основания возникновения и порядок реализации прав граждан на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В судебном заседании установлено, что Бойченко Н.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ. обратился в ГУ УПФР в г.Белая Калитва Ростовской области с заявлением о назначении льготной трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда.
Решением ГУ УПФР в г.Белая Калитва Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ. № Бойченко Н.Г. с ДД.ММ.ГГГГ. назначена пенсия по старости в соответствии со п.1 ч.1 ст.27 Закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в размере 3 569,12 руб.
В материалах выплатного (пенсионного) дела имеется заявление Бойченко Н.Г. от ДД.ММ.ГГГГ. о перерасчете страховой пенсии по старости. Однако в данном заявлении, а также уведомлении отсутствует подпись заявителя.
Решением УПФР в г.Белая Калитва и Белокалитвинском районе Ростовской области № от ДД.ММ.ГГГГ. Бойченко Н.Г. произведен перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ
Решением УПФ в г.Белая Калитва Ростовской области (межрайонное) обнаружена ошибка, допущенная при перерасчете страховой пенсии по старости Бойченко Н.Г., заключающаяся в том, что перерасчет страховой пенсии по старости за периоды до 01.01.2015г. по п.1 ч.2 ст.18 №400-ФЗ (нестраховые периоды №ФЗ) с ДД.ММ.ГГГГ. на основании заявления № от ДД.ММ.ГГГГ., был осуществлен без учета повышенного отношения заработной платы 1,9 в связи с работой в РКС (Шпицберген) и принято решение устранить допущенную ошибку.
Согласно ответу ГУ ОПФР по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ. №, при обращении Бойченко Н.Г. ему не были даны разъяснении о целесообразности подачи заявления о перерасчете размера страховой пенсии по старости с учетом повышенного отношения заработной платы 1,9 в связи с работой в районах Крайнего Севера, так как на дату подачи заявления им достигнут возврат 55 лет, в результате чего пенсия по старости исчислена в меньшем размере, данная ошибка устранена путем вынесения решения от 09.04.2021г. с учетом обращения 08.07.2016г.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в размере не свыше 1,2. Для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в следующих размерах: не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8.
Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 апреля 2003 года N 22 утверждено по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации разъяснение N 3 от 22 апреля 2003 года о порядке применения положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в части определения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей.
В соответствии с пунктом 3 указанного разъяснения лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, по состоянию на 1 января 2002 года повышенное отношение заработков определяется в зависимости от размера районного коэффициента, установленного к заработной плате работников в том районе или местности, где проживают соответствующие лица.
Аналогичные разъяснения изложены в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии".
В соответствии с положениями п. 5 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в редакции, действовавшей до 01.01.2010, конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в указанном в настоящей статье порядке с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).
В соответствии с положением п. 9 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 N 173-ФЗ (в редакции до 01.01.2010), оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 года производится одновременно с назначением им трудовой пенсии. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу названного Федерального закона.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего на момент назначения пенсии истцу, трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Согласно п. 2 ст. 28.1 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов" внесены изменения, в соответствии с которыми конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего Федерального закона, и застрахованных лиц, указанных в статье 27.1 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного). Указанные изменения вступили в силу с 01.01.2010.
Согласно ст. 4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случае, когда это прямо предусмотрено законом.
Действовавшее до 31.12.2009 законодательство определяло круг лиц, по выбору которых может быть определен порядок конвертации от специального стажа вместо общего - это лица, указанные в пп. 1 ст. 27 ФЗ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", данная норма закона определяет возраст для мужчин - 55 лет.
Поскольку Бойченко Н.Г. на момент назначения пенсии было 50 лет, то права на преобразование пенсионных прав в расчетный капитал с применением стажа на соответствующих видах работ по п. 5 ст. 30 ФЗ N 173-ФЗ у истца не возникло.
И только с внесением изменения в Федеральный закон от 17 декабря 2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" позволило производить расчет пенсии от специального стажа с 01.01.2010.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
Перерасчет размера страховой пенсии производится в случае:
1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года;
2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии;
3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.
В силу положений части 3 статьи 36 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ при назначении трудовой пенсии по старости осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по приведенной в данной статье формуле.
Согласно пункту 2 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
В случае отсутствия данных о волеизъявлении пенсионера оценка пенсионных прав производится пенсионным органом по более выгодному для застрахованного лица варианту.
При этом варианты определения расчетного размера трудовой пенсии, предусмотренные пунктами 3 и 4 статьи 30 названного федерального закона, предполагают использование в соответствующих целях либо среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо среднемесячного заработка застрахованного лица за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями или государственными (муниципальными) органами (абзац седьмой пункта 3 и абзац четвертый пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ).
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, положение статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» об установлении при определении расчетного размера трудовой пенсии ограничения соотношения среднемесячного заработка застрахованного лица и среднемесячной заработной платы в Российской Федерации направлено на обеспечение баланса интересов частных лиц и публичных интересов государства и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16.04.2009 г. № 406-О-О, от 21.04.2011 г. № 470-О-О, от 24.09.2013 г. № 1382-О, от 24.12.2013 г. № 1947-О, от 20.03.2014 г. 526-О и др.).
Размер пенсии истца был определен ответчиком с использованием порядка исчисления, установленного пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ.
На основании части 1 статьи 23 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится:
1) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону уменьшения;
2) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
В соответствии с частью 2 статьи 26 статьи 23 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ начисленные суммы страховой пенсии, выплата которых была приостановлена органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и которые не были востребованы пенсионером своевременно, выплачиваются ему за прошедшее время, но не более чем за три года, предшествующие месяцу, следующему за месяцем, в котором он обратился за получением начисленной страховой пенсии. Страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2017 г. № 1575-О положения данной нормы, обеспечивая сохранение выплаты не полученной пенсионером своевременно пенсии за прошедшее время, но не более чем за три года, согласуется со статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающей общий срок исковой давности, направлено на достижение правовой определенности, а закрепленное в данной статье правило о том, что в случае вины органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплата пенсионеру всех причитающихся ему сумм производится без ограничения каким-либо сроком, гарантирует восстановление нарушенных пенсионных прав граждан и надлежащую их реализацию.
На основании изложенного, поскольку установленного законом возраста 55 лет Бойченко Н.Г. достиг ДД.ММ.ГГГГ., при обращении с заявлением назначении пенсии истцом были представлены документы, подтверждающие его работу в районах Крайнего Севера, перерасчет пенсии должен был быть произведен с момента возникновения у него права, а не с момента подачи заявления о перерасчете, которое кроме прочего не подписано заявителем, суд приходит к выводу о необходимости возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет пенсии истца за период с ДД.ММ.ГГГГ так как с этого времени истец имел право на получение пенсии в большем размере.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Бойченко Н.Г. к Государственному учреждению Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области о перерасчете пенсии – удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области произвести перерасчет пенсии Бойченко Н.Г. за период с ДД.ММ.ГГГГ. с учетом повышенного отношения заработной платы 1,9 в связи с работой в районах Крайнего Севера.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Судья
Решение в окончательной форме изготовлено 17.06.2022г.