ВТОРОЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№66а-851/2020
Санкт-Петербург 8 сентября 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Головкиной Л.А.
судей Семеновой И.А., Вдовиченко С.В.
при секретаре Рунове Д.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело №3а-190/2020 по апелляционной жалобе Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Уральскому федеральному округу (далее ФГБУ «ФКП Росреестра») на решение суда Ханты-Мансийского автономного округа от 18 марта 2020 года, которым удовлетворен административный иск ФИО1 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Заслушав доклад судьи Головкиной Л.А., судебная коллегия
установила:
Змановский Г.Н. обратился в суд Ханты-Мансийского автономного округа с административным иском об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости – земельного участка, с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м, категории земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: под производственную базу, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 30 декабря 2016 года в размере <данные изъяты> рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что установленная кадастровая стоимость объекта недвижимости в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копейки существенно превышает его рыночную стоимость, что нарушает права истца как плательщика налогов.
Решением суда Ханты-Мансийского автономного округа от 18 марта 2020 требования удовлетворены. Суд установил кадастровую стоимость объекта недвижимости – земельного участка, с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м, категории земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: под производственную базу, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 30 декабря 2016 года в размере <данные изъяты> рублей. Датой подачи заявления постановлено считать 21 февраля 2020 года.
В апелляционной жалобе ФГБУ «ФКП Росреестра» просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований к ФГБУ «ФКП Росреестра». В обоснование апелляционной жалобы её податель ссылается на необоснованное привлечение ФГБУ «ФКП Росреестра» в качестве административного ответчика, считает учреждение ненадлежащим ответчиком, поскольку кадастровая стоимость объекта в размере 21 577 473 рубля 74 копейки определена в результате массовой оценки с учетом УПКС – 4 671 рубль 46 копеек/кв.м, в соответствии с пунктом 2.1.17. Методических указаний, утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 года № 222. С 2015 года ФГБУ «ФКП Росреестра» наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости только вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик (приказ Росреестра от 12 мая 2015 года №п/210).
Административным истцом поданы возражения на апелляционную жалобу.
Стороны и заинтересованные лица, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 150, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 375, 390, 402 Налогового кодекса Российской Федерации, глава III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 135-ФЗ).
В силу абзаца первого статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления в Комиссии и в суде.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 135-ФЗ) предусмотрено, что при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Судом установлено, что кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, собственником <данные изъяты>/<данные изъяты> доли которого является Змановский Г.Н. (собственники остальных долей заинтересованные лица: Змановская Н.Е., ООО «Сатурн», ООО «Югорский лес») определена в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копейки, по состоянию на 30 декабря 2016 года актом ФГБУ «ФКП Росреестра» в соответствии с пунктом 2.1.17 Методических указаний по определению кадастровой стоимости, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 года № 222 с применением удельного показателя кадастровой стоимости в размере 4 671 рубль 46 копеек/кв.м, о чем 30 декабря 2016 года внесены сведения в Единый государственный реестр недвижимости (л.д.16).
В соответствии с отчетом об оценке, выполненным оценщиком Общества с ограниченной ответственностью «Цент экспертизы и оценки «Церта», №-Р/86 от ДД.ММ.ГГГГ об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, представленным административным истцом вместе с иском, рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> составила <данные изъяты> рублей по состоянию на 30 декабря 2016 года (л.д.26-85).
В соответствии с положениями статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчёт независимого оценщика.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчёт об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Федерального закона №135-ФЗ).
Учитывая, что предоставленный административным истцом отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости от 27 января 2020 года №1903-01-2020-Р/86 соответствует требованиям, установленным статьей 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ, в частности, требованиям к информации, используемой в отчете об оценке, а также требованиям к проведению оценки недвижимости, установленным федеральными стандартами оценки, а также принимая во внимание, что представители административных ответчиков отчёт об оценке не оспаривали, не представили доказательств, свидетельствующих об иной величине рыночной стоимости объекта недвижимости, ходатайств о назначении по делу судебной экспертизы не заявляли, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для пересмотра архивной кадастровой стоимости объекта недвижимости и установлении ее в размере рыночной стоимости, определенной отчетом оценщика – <данные изъяты> рублей.
В указанной части решение суда первой инстанции не оспаривается.
Довод апелляционной жалобы о том, что ФГБУ «ФКП Росреестра» является ненадлежащим административным ответчиком по делу, поскольку не утверждало и не определяло оспоренную кадастровую стоимость, полномочия по определению кадастровой стоимости ранее учтенных объектов недвижимости переданы ФГБУ «ФКП Росреестра» только с 2015 года, подлежат отклонению, поскольку ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Уральскому федеральному округу в силу своих полномочий, возложенных на него в том числе, приказом Росреестра от 12 мая 2015 года №п/210, определило кадастровую стоимость земельного участка по состоянию на 30 декабря 2016 года на основании акта и в соответствии с пунктом 2.1.17 Методических указаний по определению кадастровой стоимости, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 года № 222 с применением удельного показателя кадастровой стоимости в размере 4 671 рубль 46 копеек/кв.м.
Судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к данным правоотношениям, решение суда об удовлетворении требований административного истца является законным и обоснованным.
На наличие процессуальных нарушений, которые привели к вынесению неправильного решения и согласно части 4 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации могут повлечь отмену решения суда в апелляционном порядке, в апелляционной жалобе не указано, а судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение суда Ханты-Мансийского автономного округа от 18 марта 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Уральскому федеральному округу – без удовлетворения.
Состоявшиеся по делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня вынесения настоящего апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи: