Дело № 2-1824/2021
УИД 22RS0013-01-2021-002174-81
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 июня 2021 года Бийский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Федоренко О.В.,
при секретаре Донских Н.О.,
с участием представителя истца Иванова М.Э., представителя ответчика Мисюкова И.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску МКУ «Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска» к Ветрову А.С. о признании сделки недействительной,
у с т а н о в и л:
Муниципальное казенное учреждение «Управлением муниципальным имуществом Администрации г.Бийска» обратилось с иском к Ветрову А.С. о признании сделки недействительной.
В обоснование исковых требований указано, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, являлся собственником квартиры, расположенной в городе Бийске по адресу: <адрес>, кадастровый номер №.
Согласно записи акта о смерти от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ. Согласно информации, имеющейся у истца, наследники как по завещанию, так и по закону, к имуществу ФИО1 отсутствуют, в связи с чем имущество наследодателя, в силу ст. 1151 ГК РФ, является выморочным, и подлежит переходу в порядке наследования к муниципальному образованию <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись 22:65:011713:41043-22/132/2021-1 о переходе права собственности на указанную квартиру к ответчику. Основанием для внесения записи послужила сделка - договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ФИО1 и ответчиком Ветровым А.С.. Согласно указанного договора, ФИО1 продал, а Ветров А.С. приобрел жилое помещение - квартиру, расположенную в <адрес> по адресу: <адрес>. По соглашению сторон цена отчуждаемой квартиры составляет один миллион пятьсот тысяч рублей, денежные средства переданы покупателем продавцу до подписания договора.
Из указанного договора следует, что личность ФИО1 установлена по временному удостоверению личности гражданина РФ №, выданного ТП «Приобский» УФМС России по Алтайскому краю в г. Бийске 11.03.2021.
В силу пункта 2 статьи 17 ГК РФ, правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью.
Статьей 167 ГК РФ установлено, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Из системного толкования приведенных положений законодательства следует, что договор от 17.03.2021 купли-продажи квартиры, расположенной в городе Бийске по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, заключенный между ФИО1 (неустановленным лицом от его имени) и Ветровым А.С., является недействительной сделкой, поскольку заключение данного договора имело место после смерти ФИО1, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после прекращения правоспособности последнего (п. 2 ст. 17 ГК РФ).
Просили признать договор от 17.03.2021 купли-продажи жилого помещения - квартиры расположенной в городе Бийске по адресу: <адрес>, кадастровые номер №, заключенный между ФИО1 и Ветровым А.С., недействительным;
Прекратить право собственности Ветрова А.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., мест, рождения - <адрес>, СНИЛС №, паспорт №, выдан <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, на жилое помещение - квартиру, расположенную в городе Бийске по адресу: <адрес>. кадастровый номер №.
В судебном заседании представитель истца МКУ «Управление муниципальным имуществом Администрации г.Бийска» Иванов М.Э. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исках.
Ответчик Ветров А.С. в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Представитель ответчика Мисюков И.Э. в судебном заседании исковые требования не признал. Пояснив, что Ветров А.С. покупал жилое помещение у ФИО1 передавал ему денежные средства, надлежащие документы были сданы в соответствующие органы, полагает, что истец должен был обратиться за истребованием имущества из чужого незаконного владения, ответчик является добросовестным приобретателем, основания для признания сделки недействительной истцом не указаны.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, представлено заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело при сложившейся явке,
Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, являлся собственником квартиры, расположенной в городе Бийске по адресу: <адрес>, кадастровый номер №.
18.03.2021 в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись № о переходе права собственности на указанную квартиру к ответчику. Основанием для внесения записи послужила сделка - договор купли-продажи от 17.03.2021, заключенный между ФИО1 и ответчиком Ветровым А.С.. Согласно указанного договора, ФИО1 продал, а Ветров А.С. приобрел жилое помещение - квартиру, расположенную в г. Бийске по адресу: <адрес>. По соглашению сторон цена отчуждаемой квартиры составляет один миллион пятьсот тысяч рублей, денежные средства переданы покупателем продавцу до подписания договора.
Из указанного договора следует, что личность ФИО1 установлена по временному удостоверению личности гражданина РФ №, выданного ТП «Приобский» УФМС России по <адрес> в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
При этом согласно записи акта о смерти от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сообщению нотариуса Перлова Ю.В. после смерти ФИО1 заведено наследственное дело № с заявлением обратилось МКУ «УМИ администрации г.Бийска», поскольку наследников как по завещанию, так и по закону, к имуществу ФИО1 не имеется, в связи с чем имущество наследодателя, в силу ст. 1151 ГК РФ, является выморочным, и подлежит переходу в порядке наследования к муниципальному образованию <адрес>.
Пунктом 1 ст. 8 ГК РФ установлено, что гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Согласно ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.
Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.
На основании ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, не недействительна с момента ее совершения.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе и предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Согласно п.1 ст.168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В соответствии с п.2 ст.168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ распоряжение имуществом относится к исключительному правомочию собственника.
Согласно п. 2 ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ч.1 ст.160 ГК РФ сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, либо должным образом уполномоченными ими лицами.
В соответствии с ч.1 ст.454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
С учетом правового содержания ст.153 ГК РФ, а также общих условий действительности сделок, последние представляют собой осознанные, целенаправленные, волевые действия лиц, совершая которые, они ставят цель достижения определенных правовых последствий.
Указанное предполагает, что при вступлении в договорные отношения независимо от вида договорной формы воля стороны должна быть направлена на достижение определенного правового результата.
Для заключения договора купли-продажи, как двусторонней сделки, в соответствии со ст.154 ГК РФ необходимо выражение согласованной воли двух сторон.
Подписание договора другим лицом с подделкой подписи лица, указанного в качестве стороны сделки, свидетельствует об отсутствии воли последнего на совершение сделки, и недействительности договора как сфальсифицированного документа.
В силу статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Договор купли-продажи от 17.03.2021 жилого помещения - квартиры, расположенной в г. Бийске по адресу: <адрес>, заключенный между ФИО1 и ответчиком Ветровым А.С. заключен от имени ФИО1 после его смерти, в связи с чем данный договор противоречат требованиям закона, поскольку в силу пункта 2 статьи 17 ГК РФ, правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью.
Таким образом суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истца о признании недействительным договор купли-продажи от 17.03.2021 жилого помещения- квартиры, расположенной в городе Бийске по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, заключенный между ФИО1 и Ветровым А.С. и применить последствия недействительности сделки прекратить право собственности Ветрова А.С. на спорную квартиру.
Представитель ответчика ссылался на то, что истец должен был заявить требования об истребовании имущества из чужого незаконного владения, однако суд признает данные доводы несостоятельными, поскольку право заявлять исковые требования и выбирать способ защиты нарушенных прав принадлежит истцу, в данном случае истец избрал данный способ защиты своих прав и суд признает его надлежащим.
При этом истец не лишен права в последующем обратиться и с требованиями об истребовании имущества из незаконного владения приобретателя. При этом в ходе рассмотрения спора ответчиком не было представлено доказательств добросовестности приобретателя, как и не было заявлено требований о признании ответчика добросовестным приобретателем. При установлении судом вышеуказанных обстоятельств и заключение сделки с нарушением закона, представленный договора о том, что Ветров А.С. продал жилое помещение по <адрес> 28.04.2020 за 670 000 рублей, правового значения не имеет, поскольку доказательств того, что именно данные денежные средства передавались при покупке квартиры 17.03.2021 суду не представлено, как и представленная расписка о передаче ФИО1 денежных средств, поскольку в это период времени ФИО1 был мертв, следовательно не мог ни подписывать договор купли-продажи, ни получать денежных средств.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Поскольку истец при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины, с ответчика в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина 300 руб. 00 коп..
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Признать недействительным договор купли-продажи от 17.03.2021 жилого помещения- квартиры, расположенной в городе Бийске по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, заключенный между ФИО1 и Ветровым А.С..
Прекратить право собственности Ветрова А.С. на жилое помещение- квартиру, расположенную в городе Бийске по адресу: <адрес>, кадастровый номер №.
Взыскать с Ветрова А.С. в доход бюджета муниципального образования г.Бийск государственную пошлину 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Бийский городской суд Алтайского края в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья О.В.Федоренко
Мотивированное решение составлено 30 июня 2021 года.