Решение по делу № 12-123/2023 от 10.05.2023

ТОНД и ПР по ЦАО г. Омска УНД и ПР ГУМЧС по Омской области

Дело № 12-123/2023

УИД 55RS0005-01-2023-001951-90

РЕШЕНИЕ

17 июля 2023 года                                  город Омск

Судья Первомайского районного суда г. Омска А.Н. Кустова, при секретаре судебного заседания Оганян Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Областная клиническая больница» (БУЗОО «ОКБ») на постановление главного государственного инспектора Центрального административного округа г. Омска по пожарному надзору ТОНД и ПР по ЦАО г. Омска УНД и ПР ГУМЧС по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением главного государственного инспектора Центрального административного округа г. Омска по пожарному надзору ТОНД и ПР по ЦАО
г. Омска УНД и ПР ГУМЧС по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ, БУЗОО «ОКБ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, главный врач БУЗОО «ОКБ» обратился в суд с жалобой, в которой указал, что учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа, в размере 300 000 рублей. БУЗОО «ОКБ» обращается с жалобой об изменении наказания. В обоснование доводов жалобы указано, что на основании решения должностного лица административного органа, в отношении БУЗОО «ОКБ» проведены выездные проверки в рамках осуществления федерального государственного пожарного надзора. По результатам плановых (выездных) проверок выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, составлены акты внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ и протоколы об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.

При рассмотрении протоколов об административном правонарушении должностному лицу заявителем была представлена информация об устранении нескольких нарушений, указанных в протоколе, а именно: по протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ Омск, <адрес>, устранены нарушения: № 4: выполнено расстояние от потолка до верхней части оповещателей более 150 мм (фото прилагается); № 5: выполнены профилактические работы, пожарные оповещатели, обеспечивают однозначное информирование людей о пожаре в течение времени эвакуации (фото прилагается); № 6: проведена регулировка системы, выполнены замеры обслуживающей организацией. На 3, 4, 6, 7 этажах зданий звуковые сигналы системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре обеспечивают общий уровень звука от 75 до 97 дБА на расстояние 3 м. от оповещателя; № 7: проведена регулировка системы, выполнены замеры обслуживающей организацией. На 3, 6, 7 этажах звуковые сигналы СОУЭ обеспечивают от 75 до 97 дБА при фактическом уровне постоянного шума от 45 до 50 дБА.; № 8: Система оповещения и управления эвакуацией допускает производить как: речевое оповещение людей так и трансляцию речевых сообщений согласно «Система оповещения и управления эвакуацией (фото прилагается); № 9: проведена внеплановая проверка внутреннего противопожарного водопровода, а также выполнены профилактические мероприятия. Расходы воды соответствуют требованиям на две струи не менее 2,5 л/с.

По протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ: <адрес>, устранены нарушения: № 4: выполнено расстояние от потолка до верхней части оповещателей более 150 мм (фото прилагается); № 5: выполнены профилактические работы, пожарные оповещатели, обеспечивают однозначное информирование людей о пожаре в течение времени эвакуации (фото прилагается); № 6: проведена регулировка системы, выполнены замеры обслуживающей организацией. На 2, 3, 4. 5. 6, 8, 9 этажах зданий звуковые сигналы системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре обеспечивают общий уровень звука от 75 до 97 дБА на расстояние 3 м от оповещателя; № 7: в соответствии с проектными решениями, разработанные ООО «СибирьВестТрейд» в ДД.ММ.ГГГГ году, № система оповещения и управления эвакуацией допускает производить как речевое оповещение людей, так и трансляцию речевых сообщений; № 8: проведена внеплановая проверка внутреннего противопожарного водопровода, а также выполнены профилактические мероприятия. Расходы воды соответствуют требованиям на две струи не менее 2,5 л/с.;.

По протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, Омск, <адрес> устранены нарушения: № 1: на 7 этаже перинатального центра система пожарной сигнализации обеспечивает автоматическое обнаружение пожара, подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей (произведена настройка и контроль системы); № 2: на 7 этаже перинатального центра были проведены профилактические мероприятия и устранен обрыв линии связи. Обеспечено автоматическое информирование дежурного персонала о неисправности линии связи; № 4: выполнено расстояние от потолка до верхней части оповещателей более 150 мм (фото прилагается). В настоящее время в учреждении ведется работа по устранению нижеуказанных нарушений, а именно: система пожарной сигнализации не обеспечивает автоматическое обнаружение жара, подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о жаре и управления эвакуацией людей на 6, 5, 4 этажах здания литера А, А1, А2; на 4, 6, 7 ражах здания лит. Б-Б4; не обеспечено автоматическое информирование дежурного персонала о возникновении неисправности линий связи между отдельными техническими средствами, входящими в состав установки (обрыв и короткое замыкание в помещениях этажах здания литера А, А1, А2; на 4, 6, 7 этажах здания лит. Б-Б4); в помещениях поста расстояние между приемно-контрольными приборами более 50 мм (здания лит. А, А1, А2, лит. Б-Б4, лит. В1, В2, В3).

Во исполнение перечисленных нарушений БУЗОО «ОКБ» в рамках законодательства РФ о контрактной системе заключило контракт от ДД.ММ.ГГГГ на поставку пультов контроля и управления охранно-пожарный БОЛИД С2000М в количестве 3 ед. Пульт контроля и управления охранно-пожарный БОЛИД С2000М предназначен для работы в составе адресной системы пожарной сигнализации и управления противопожарным оборудованием для чего должна быть произведена настройка параметров приборов ИСО «Орион» и пульта «С2000М» применительно к выполняемым задачам и объекту эксплуатации. Информационное взаимодействие пульта с блоками осуществляется по проводной линии связи RS-485, поэтому пульты программируются через специальный интерфейс, после чего будут установлены в учреждении на соответствующем расстоянии между приемно-контрольными приборами. Обращают внимание, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ во исполнение решения главного государственного инспектора ЦАО г. Омска по пожарному надзору КВП от ДД.ММ.ГГГГ (учетный номер - ) проведена плановая выездная проверка в отношении родильного дома БУЗОО «ОКБ» (литера ), в ходе которой были выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности. Нарушения учреждением устранены полностью. Решением Первомайского районного суда г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ постановление изменено в части вида назначенного наказания с изменением административного штрафа в сумме 300 000 рублей на предупреждение. На дату подачи жалобы имеется действующее предписание от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и Положением о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 № 290 (далее - Положение), планирование контрольных (надзорных) мероприятий органами надзорной деятельности МЧС России осуществляется в зависимости от присвоенной объекту надзора категории риска и с соответствующей данной категории периодичностью. В связи с этим, основанием для включения планового контрольного (надзорного) мероприятия в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий является истечение в году проведения контрольного (надзорного) мероприятия установленной периодичности с даты окончания проведения последнего планового контрольного (надзорного) мероприятия (п. 42 Положения). В соответствии с п. 41 Положения периодичность проведения контрольных надзорных) мероприятий зависит от присвоенной категории риска, но не чаще одного раза в год. Нарушая периодичность проведения контрольных (надзорных) мероприятий на основании решения главного государственного инспектора Центрального АО г. Омска по пожарному надзору КВП от ДД.ММ.ГГГГ в отношении родильного дома БУЗОО «ОКБ» (литера ) снова была проведена плановая выездная проверка. Несмотря на несоблюдение сроков периодичности проведения контрольных (надзорных) мероприятий территориальным отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Центральному АО г. Омска заявителем предприняты все действия на устранение нарушений указанных в постановлении о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ .

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ устранено полностью 16 замечаний. Оставшиеся будут исполнены в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Учитывая, что в правонарушениях, указанных в постановлении отсутствует причинение вреда или угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, просит заменить меру административной ответственности, примененную к БУЗОО «ОКБ» в виде штрафа, в размере 300 000 рублей, на предупреждение.

Одновременно с подачей жалобы от защитника БУЗОО «ОКБ» поступило ходатайство о восстановлении срока обжалования настоящего постановления, в котором в качестве причин уважительности пропуска срока указано, что из 10 суток, предоставленных для подготовки жалобы, фактически у учреждения было 5 суток, поскольку оставшиеся дни явились выходными и праздничными 10 сутки на обжалование истекли ДД.ММ.ГГГГ (воскресенье). Для объективного и полноценного рассмотрения дела учреждению потребовалось собрать большой объем доказательств, что с учетом подготовки жалобы в суд не возможно было исполнить в оставшейся для обжалования срок.

В судебном заседании защитник БУЗОО «ОКБ» АНВ, действующая по доверенности, доводы, изложенные в жалобе поддержала по указанным в ней основаниям. Дополнительно суду пояснила, что учреждение является бюджетным, предприняло все меры для устранения, выявленных недостатков. Документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений представлены в надзорный орган ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ГУМЧС по Омской области ГЕА, в судебном заседании пояснил, что на момент проведения проверки, выявленные нарушения создавали угрозу жизни и здоровью людей, поскольку имелись нарушения по пожарной сигнализации и системе оповещения. Наказание назначено одно по трем протоколом об административном правонарушении. Оценить представленные документы невозможно, поскольку в представленном акте отсутствуют сведения об устранении выявленных нарушений. Акт содержит лишь сведения о выполнении работ по устранению дефектов автоматической установки АПС и СОУЭ. Ранее учреждение неоднократно привлекалось к административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности. Представлен письменный отзыв, согласно которому административный орган просил заявление БУЗОО «ОКБ» оставить без удовлетворения.

Выслушав участников производства по делу об административном правонарушении, изучив материалы дела об административном правонарушении, судья пришел к следующему.

В соответствии со ст. 30.1 КоАП РФ БУЗОО «ОКБ» как лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, имеет право обратиться в суд с жалобой на постановление о привлечении к административной ответственности.

В силу ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

При разрешении ходатайства БУЗОО «ОКБ» о восстановлении срока на обжалование постановления о назначении административного наказания следует учитывать причины пропуска срока, исходя из необходимости обеспечения доступа к правосудию.

Поскольку законодатель не установил каких-либо критериев для определения уважительности причин пропуска срока, указанного в ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, вопрос решается с учетом обстоятельств дела по усмотрению суда.

Согласно материалам дела, копия обжалуемого постановления, вынесенного в отношении БУЗОО «ОКБ», вручена защитнику учреждения ДД.ММ.ГГГГ.

Следовательно, в силу положений ст. 30.3 КоАП РФ постановление от ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Жалоба на указанное постановление в Первомайский районный суд г. Омска подана БУЗОО «ОКБ» ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока, БУЗОО «ОКБ» указывает на то, что с учетом праздничных дней, объема жалобы и необходимости сбора документов, десять суток, было не достаточно для подготовки и подачи жалобы в суд.

Учитывая установленные обстоятельства по делу, исходя из необходимости обеспечения доступа к правосудию, судья полагает возможным восстановить БУЗОО «ОКБ» срок для подачи настоящей жалобы.

Относительно законности привлечения БУЗОО «ОКБ» к административной ответственности суд отмечает следующее.

Согласно положениям ст. 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ подлежат выяснению по делу об административном правонарушении следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Исходя из системного толкования ст.ст. 30.6, 26.2, 26.11 КоАП РФ, наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела устанавливаются на основании оценки совокупности доказательств, путем их сопоставления друг с другом.

Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 КоАП РФ и частями 6, 6.1 и 7 названной статьи.

Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 69-ФЗ) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе: правилами и нормами пожарной безопасности, строительными нормами и правилами.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 69-ФЗ пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 69-ФЗ, законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

В силу ст. 38 Федерального закона № 69-ФЗ, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

В силу статьи 20 Федерального закона № 69-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 123-ФЗ) принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает минимально необходимые требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании», не действуют в части, содержащей требования пожарной безопасности к указанной продукции, отличные от требований, установленных настоящим Федеральным законом.

В силу п. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 123-ФЗ, положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при: проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты; разработке, принятии, применении и исполнении технических регламентов, принятых в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», содержащих требования пожарной безопасности, а также нормативных документов по пожарной безопасности.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 123-ФЗ, пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным законом, а также одного из следующих условий: выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в пункте 1 части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона; пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в специальных технических условиях, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, согласованных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности; выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в стандарте организации, который согласован в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности; результаты исследований, расчетов и (или) испытаний подтверждают обеспечение пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с частью 7 настоящей статьи.

Согласно ст. 54 Федерального закона № 123-ФЗ, системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта (ч. 1). Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности (ч. 2).

Положениями Главы 19 Федерального закона № 123-ФЗ (ст.ст. 83-89), установлены требования к составу и функциональным характеристикам систем обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 (далее – Правила № 1479), устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.

Согласно «СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», утвержденных приказом МЧС России от 25.03.2009 г. № 173, Настоящий свод правил разработан в соответствии со статьей 84 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружениях и строениях.

Согласно «СП 1.13130.2020. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденных и введенных в действие с 19 сентября 2020 года приказом МЧС России от 19.03.2020 г. № 194, свод правил разработан в целях обеспечения соблюдения требований Федерального закона от 22 июля 2008 г.
№ 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Настоящий свод правил устанавливает требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам из помещений, зданий и сооружений (далее - здания), а также требования пожарной безопасности к эвакуационным путям для наружных технологических установок.

Из материалов дела следует, что на основании решения главного государственного инспектора Центрального АО г. Омска по пожарному надзору КВП , , от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведены плановые (выездные) проверки в отношении БУЗОО «Областная клиническая больница», расположенные по адресу <адрес>.

По результатам проведенной проверки, государственным инспектором Центрального АО г. Омска по пожарному надзору ГЕА ДД.ММ.ГГГГ составлены акты проверки , согласно которым, в ходе проверки должностным лицом выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, а именно:

по адресу <адрес>.

1. Система пожарной сигнализации не обеспечивает автоматическое обнаружение пожара, подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей (6, 5 и 4 этажи) (ч. 1 ст. 6, ч. 4. ст. 83 Федерального Закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ);

2. Не обеспечено автоматическое информирование дежурного персонала о возникновении неисправности линий связи между отдельными техническими средствами, входящими в состав установки (обрыв и короткое замыкание в помещениях 6, 5 и 4 этажи) (ч. 1 ст. 6, ч. 5. ст. 83 Федерального Закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ);

3. В помещении поста расстояние между приемно-контрольными приборами более 50 мм (ч. 1 ст. 6, ст. 83 Федерального Закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ; п. 5.17 СП 484.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты»);

4. Расстояние от потолка до верхней части оповещателей менее 150 мм. (ч. 1 ст. 6, ст. 54, ст. 84 Федерального Закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ; п. 4.4 СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управление эвакуацией людей при пожаре»);

5. Пожарные оповещатели, установленные на объекте, не обеспечивают однозначное информирование людей о пожаре в течение времени эвакуации (световой оповещатель «Выход», оповещатель, указывающий направление движения «Стрелка», свою функцию по регулированию поведения людей при пожаре в целях их безопасной эвакуации не выполняют, фактически находятся в неработоспособном состоянии) (ч. 1 ст. 6, ч. 3 ст. 84 Федерального Закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ);

6. На 2,3,4,5,6,8,9 этажах здания звуковые сигналы системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре не обеспечивают общий уровень звука не менее 75 дБА на расстоянии 3 м. от оповещателя (ч. 1 ст. 6, ст. 54, ст. 84 Федерального Закона от 22,07.2008 № 123-ФЗ; п. 4.1 СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управление эвакуацией людей при пожаре»);

7. Отсутствует автоматизированная система речевого оповещения людей при пожаре (фактически, при поступлении на ППКП сигнала «Пожар», включается звуковое оповещение («сирена»), при этом, человек, находящийся в диспетчерской, передает специальный текст по микрофону) (ч. 1 ст. 6, ст. 54, ст. 84 Федерального Закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ; п.п. 2.1, 2.4, 3.3, 6, таблицы 1, 2 СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управление эвакуацией людей при пожаре»);

8. Внутренний противопожарный водопровод не обеспечивает нормативный расход воды для тушения пожара в здании, расход воды на две струи менее 2,5 л/с (фактический расход воды 0,19 л/с) (ч. 1 ст. 6, ст. 86 Федерального Закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, п. 7.6, таб. 7.1 СП 10.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности»).

по адресу <адрес>

1. Система пожарной сигнализации не обеспечивает автоматическое обнаружение пожара, подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей (4, 6 и 7 этажи) (ч. 1 ст. 6, ч. 4. ст. 83 Федерального Закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ);

2. Не обеспечено автоматическое информирование дежурного персонала о возникновении неисправности линий связи между отдельными техническими средствами, входящими в состав установки (обрыв и короткое замыкание в помещениях (4, 6 и 7 этажи) (ч. 1 ст. 6, ч. 4,5 ст 83 Федерального Закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ);

3. В помещении поста расстояние между приемно-контрольными приборами более 50 мм (ч. 1 ст. 6, ст. 83 Федерального Закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ; п. 5.17 СП 484.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты»);

4. Расстояние от потолка до верхней части оповещателей менее 150 мм. (ч. 1 ст. 6, ст. 54, ст. 84 Федерального Закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ; п. 4.4 СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управление эвакуацией людей при пожаре»);

5. Пожарные оповещатели, установленные на объекте, не обеспечивают однозначное информирование людей о пожаре в течение времени эвакуации (световой оповещатель «Выход», оповещатель, указывающий направление движения «Стрелка», свою функцию по регулированию поведения людей при пожаре в целях их безопасной эвакуации не выполняют, фактически находятся в неработоспособном состоянии) (ч. 1 ст. 6, ч. 3 ст. 84 Федерального Закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ);

6. На 3,4,6,7 этажах здания звуковые сигналы системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре не обеспечивают общий уровень звука не менее 75 дБА на расстоянии 3 м. от оповещателя (ч. 1 ст. 6, ст. 54, ст. 84 Федерального Закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ; п. 4.1 СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управление эвакуацией людей при пожаре»);

7. На 3,6,7 этажах здания звуковые сигналы системы оповещения и управления эвакуацией людей не обеспечивают уровень звука не менее чем на 15 дБА выше уровня звука постоянного шума в защищаемом помещении (фактически уровень постоянного шума 35 дБА, уровень звука системы оповещения и управления эвакуацией людей 35-36 дБА) (ч. 1 ст. 6, ст. 54, ст. 84 Федерального Закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ; п. 4.2 СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управление эвакуацией людей при пожаре»);

8. Отсутствует автоматизированная система речевого оповещения людей при пожаре (фактически, при поступлении на ППКП сигнала «Пожар», включается звуковое оповещение («сирена»), при этом, человек, находящийся в диспетчерской, передает специальный текст по микрофону) (ч. 1 ст. 6, ст. 54, ст. 84 Федерального Закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ; п.п. 2.1, 2.4, 3.3, 6, таблицы 1, 2 СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управление эвакуацией людей при пожаре»);

9. Внутренний противопожарный водопровод не обеспечивает нормативный расход воды для тушения пожара в здании, расход воды на две струи менее 2,5 л/с (фактический расход воды 0,19 л/с) (ч. 1 ст. 6, ст. 86 Федерального Закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, п. 7.6, таб. 7.1 СП 10.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности»).

по адресу <адрес>:

1. Система пожарной сигнализации не обеспечивает автоматическое обнаружение пожара, подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей (7 этаж здания) (ч. 1 ст 6, ч. 4. ст. 83 Федерального Закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ);

2. Не обеспечено автоматическое информирование дежурного персонала о возникновении неисправности линий связи между отдельными техническими средствами, входящими в состав установки (обрыв и короткое замыкание в помещениях (7 этаж здания) (ч. 1 ст. 6, ч. 5 ст. 83 Федерального Закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ);

3. В помещении поста расстояние между приемно-контрольными приборами более 50 мм. (ч. 1 ст. 6, ст. 83 Федерального Закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ; п. 5.17 СП 484.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты»);

4. Расстояние от потолка до верхней части оповещателей менее 150 мм. (ч. 1 ст. 6, ст. 54, ст. 84 Федерального Закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ; п. 4.4 СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управление эвакуацией людей при пожаре»).

В связи с выявленными нарушениями, ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Центрального АО г. Омска по пожарному надзору ГЕА составлены протоколы об административном правонарушении , в отношении БУЗОО «ОКБ» по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Указанные протоколы составлены уполномоченным должностным лицом, в присутствии законного представителя, в соответствии с требованиями КоАП РФ, деяние юридического лица верно квалифицированы по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

ДД.ММ.ГГГГ главным государственным инспектором Центрального АО
г. Омска по пожарному надзору вынесено постановление о привлечении БУЗОО «ОКБ» к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

Оценивая доводы жалобы, судья отмечает, что факт совершения БУЗОО «ОКБ» административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе производства по делу об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности обоснованы нормами и требованиями действующего законодательства и зафиксированы в актах проверки.

Факт наличия нарушений требований пожарной безопасности защитником юридического лица в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении не оспаривался.

Представленными материалами дела подтверждаются выводы должностного лица органа государственного надзора о том, что учреждение не обеспечило в принадлежащих ему помещениях соблюдение требований пожарной безопасности, что является основанием для привлечения данного юридического лица к административной ответственности.

В связи с чем, БУЗОО «ОКБ» обоснованно постановлением должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Доводы о том, что нарушена периодичность проведения контрольных (надзорных) мероприятий, проводимого на основании решения главного государственного инспектора Центрального АО г. Омска по пожарному надзору КВП от ДД.ММ.ГГГГ в отношении родильного дома БУЗОО «ОКБ» (литера ), поскольку плановая выездная проверка в отношении указанного здания была в ДД.ММ.ГГГГ года, суд находит несостоятельными, в связи со следующим.

В соответствии с абз. 12 ст. 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» организация и осуществление федерального государственного пожарного надзора регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

В силу положений пп. 3 п. 1, п. 2 ст. 16 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ (ред. от 03.04.2023) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» объектами государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - объект контроля) являются здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, не находящиеся во владении и (или) пользовании граждан или организаций, к которым предъявляются обязательные требования (далее - производственные объекты).

Контрольными (надзорными) органами в рамках видов контроля обеспечивается учет объектов контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом, положениями о видах контроля.

В соответствии с ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ организация и осуществление федерального государственного пожарного надзора регулируются федеральными законами о видах контроля, принимаемыми в соответствии с ними положениями о видах федерального государственного контроля (надзора) и (или) нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.

Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 № 290, утверждено Положение о федеральном государственном пожарном надзоре, устанавливающим порядок организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора.

Согласно п. 30 указанного Положения, выездные проверки относятся к плановым контрольным (надзорных) мероприятиям, проводимым должностным лицами государственного пожарного надзора.

В соответствии с п. 41 и п. 42 указанного Положения, проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий осуществляется в зависимости от присвоенной категории риска со следующей периодичностью: для категории чрезвычайно высокого риска - инспекционный визит, рейдовый осмотр или выездная проверка один раз в год;

Основанием для включения планового контрольного (надзорного) мероприятия в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий является истечение в году проведения контрольного (надзорного) мероприятия установленной периодичности с даты: ввода объекта надзора в эксплуатацию; окончания проведения последнего планового контрольного (надзорного) мероприятия.

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2428, в соответствии с ч. 3 ст. 61 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» Правительством Российской Федерации утверждены Правила формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года».

В соответствии с п. 7 указанных Правил, в ежегодный план подлежат включению контрольные (надзорные) мероприятия по объектам контроля, для которых в году реализации ежегодного плана истекает установленный федеральным законом о виде контроля, положением о виде контроля период времени с даты окончания проведения последнего планового контрольного (надзорного) мероприятия.

Из материалов дела следует, что не оспаривается бюджетным учреждением, с учетом установленного порядка и критериев отнесения объектов защиты к определенной категории риска всем корпусам литера В, Bl, В2, литера A, Al, А2 и литера Б-Б4 БУЗОО «ОКБ» присвоены категории чрезвычайно высокого риска.

Следовательно, в силу указанных выше положений Положения о федеральном государственном пожарном надзоре и Правил формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий, периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий осуществляется для данной категории - инспекционный визит, рейдовый осмотр или выездная проверка один раз в год и не зависимо от даты последнего планового контрольного (надзорного) мероприятия в году, следующем за истекшим годом.

Оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным должностным лицом, с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.

Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении в отношении заявителя, а также обстоятельств, исключающих производство по делу, оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, судьей не усматривается.

Относительно доводов заявителя о замене административного наказания в виде штрафа, предупреждением суд отмечает следующее.

Санкция ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусматривает административное наказание для юридических лиц в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).

Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Судом установлено, что постановлением главного государственного инспектора Центрального административного округа г. Омска по пожарному надзору ТОНД и ПР по ЦАО г. Омска УНД и ПР ГУМЧС по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ, БУЗОО «ОКБ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

Решением Первомайского районного суда г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ постановление главного государственного инспектора Центрального административного округа г. Омска по пожарному надзору ТОНД и ПР по ЦАО
г. Омска УНД и ПР ГУМЧС по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении Бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Областная клиническая больница» изменено в части вида назначенного наказания, с административного штрафа в размере 300 000 рублей на предупреждение, в остальной части постановление по делу об административном правонарушении оставить без изменения.

Таким образом, поскольку предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения, оснований для замены назначенного наказания в виде административного штрафа на предупреждение, судом не усматривается.

Вместе с тем, в соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 марта 1998 года № 8-П указано, что по смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, исходя из общих принципов права, введение ответственности за административное правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.

Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично - правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 1999 года № 11-П).

Как следует из пояснений защитника БУЗОО «ОКБ», представленных материалов дела и не отрицалось представителем ГУ МЧС по Омской области, учреждением принимались и принимаются меры к устранению выявленных нарушений.

Принимая во внимание характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение БУЗОО «ОКБ», являющегося бюджетным учреждением здравоохранения, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, учитывая, что учреждением принимаются меры к устранению выявленных нарушений, судья приходит к выводу, что назначенное административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей в рассматриваемом случае не отвечает целям административной ответственности и влечет избыточное ограничение прав юридического лица, в связи с чем, размер назначенного административного штрафа подлежит снижению в соответствии с ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, в том числе, может быть вынесено решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7., ст. 30.8. КоАП РФ, судья -

РЕШИЛ:

Восстановить Бюджетному учреждению здравоохранения Омской области «Областная клиническая больница» пропущенный процессуальный срок для подачи жалобы на постановление главного государственного инспектора Центрального административного округа г. Омска по пожарному надзору ТОНД и ПР по ЦАО
г. Омска УНД и ПР ГУМЧС по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Постановление главного государственного инспектора Центрального административного округа г. Омска по пожарному надзору ТОНД и ПР по ЦАО
г. Омска УНД и ПР ГУМЧС по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении Бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Областная клиническая больница» изменить, снизив размер административного штрафа до 150 000 рублей, в остальной части постановление по делу об административном правонарушении оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей жалобы через Первомайский районный суд города Омска в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья                                     А.Н. Кустова

12-123/2023

Категория:
Административные
Ответчики
БУЗОО "Областная клиническая больница"
Суд
Первомайский районный суд г. Омск
Судья
Карев Евгений Петрович
Статьи

20.4

Дело на сайте суда
pervomaycourt.oms.sudrf.ru
10.05.2023Материалы переданы в производство судье
15.06.2023Материалы переданы в производство судье
17.07.2023Судебное заседание
20.07.2023Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
24.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.07.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее