Судья Зубова Е.Н. 06.06.2018 г.
Дело № 33-6146/18
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Фомина В.И.,
судей Симоновой Т.В., Петуховой Е.В.,
при секретаре Араслановой О.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми 06 июня 2018 года дело по апелляционной жалобе Министерства строительства и архитектуры Пермского края на решение Гайнского районного суда Пермского края от 13.03.2018 г., с учетом определения об исправлении описки от 24.04.2018г., которым постановлено:
«Заявленные исковые требования Баженова Геннадия Вячеславовича удовлетворить.
Поставить Баженова Геннадия Вячеславовича, ** г.р. в список очередников на получение мер социальной поддержки для приобретения жилья в категории «Инвалиды» с 05.02.2018 г.».
Заслушав доклад судьи Симоновой Т.В., объяснения представителя третьего лица Министерства строительства и архитектуры Пермского края Сидоровой Д.В., действующей на основании доверенности, проверив дело, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Баженов Г.В. обратился в суд с иском к администрации Гайнского муниципального района о возложении обязанности поставить в очередь инвалидов на получение жилищной субсидии, как лицу, выезжающему из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. В заявлении указал, что является инвалидом с детства, мать умерла, отец лишен родительских прав. Он в устном порядке обращался в администрацию Гайнского муниципального района с просьбой поставить его в очередь на получение жилищной субсидии, в удовлетворении которого ему отказано. Считая данный отказ незаконным, обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
В судебном заседании Баженов Г.В., его представитель на исковых требованиях настаивали.
Представитель ответчика администрации Гайнского муниципального района не оспаривала факт обращения истца в устном порядке за постановкой на соответствующий жилищный учет.
Представитель третьего лица Министерства строительства и архитектуры Пермского края в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела был извещен надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе третье лицо Министерство строительства и архитектуры Пермского края просит решение суда отменить, в обоснование доводов указывает, что в соответствии с Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879, Законом Пермского края от 18.12.2007 № 159-ПК для постановки на учет необходимо наличие заявления от лица, желающего получить жилищную субсидию, которое регистрируется в книге регистрации и учета граждан. Решение о постановке на регистрационный учет или об отказе в постановке на регистрационный учет принимается органом местного самоуправления не позднее 15 рабочих дней с даты регистрации заявления гражданина. В последующем в книге регистрации и учета производится запись о постановке гражданина на регистрационный учет или об отказе в постановке на регистрационный учет. Соответственно, законодателем установлен определенный порядок регистрации лиц, желающих получить жилищную субсидию. Вместе с тем, данный порядок истцом не соблюден, оснований для удовлетворения иска у суда не имелось.
От истца на апелляционную жалобу поступили возражения, согласно которым просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, доводы апелляционной жалобы без удовлетворения.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов апелляционной жалобы, приходит к следующему выводу.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Баженову Г.В., ** года рождения, установлена ** группа инвалидности по заболеванию «Инвалид с детства», бессрочно.
Из материалов дела (копии паспортных данных (иного не представлено, судом не запрошено) усматривается, что с 2011 года по 23.06.2017 истец был зарегистрирован по месту жительства по адресу: Пермский край, Гайнский район, пос.Сергеевский, ул.****. С 23.06.2017 по настоящее время истец зарегистрирован по месту жительства по адресу: Пермский край, Гайнский район, пос. Гайны, ул.****.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции с учетом норм Федерального закона от 25.10.2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», Положения о регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства РФ № 879 от 10.12.2002 года, а также исходя из представленных в материалы дела документов, изложенных выше, пришел к выводу, что Баженов Г.В. отвечает совокупности установленных указанными нормативными актами условий, следовательно, его постановка на учет для получения жилищной субсидии должна иметь место с момента его устного обращения в орган местного самоуправления.
Судебная коллегия с данными выводами суда согласиться не может, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права к возникшим спорным правоотношениям (п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ).
В настоящее время, гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Федеральным законом от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" установлены меры социальной поддержки в виде предоставления за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений.
Данным нормативным правовым актом, а также Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879 установлены определенный перечень лиц, желающих получить субсидию, а также порядок принятия и постановки таких лиц на учет.
Так, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют, в том числе инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
При этом, статьей 2 указанного Федерального закона установлена определенная очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящим законом категории граждан, которая определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий.
Постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан (ст. 3 указанного Федерального закона).
В соответствии с п. 2 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 N 879, регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.
Регистрация и учет граждан Российской Федерации, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 г., имеющих право на получение в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, производятся по месту жительства таких граждан в соответствии с действующим на территории субъектов Российской Федерации порядком регистрации и учета указанной категории граждан (п. 8 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 N 879).
Разделом вторым Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 N 879 установлена обязанность лица, желающего получить соответствующую жилищную субсидию в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" представить в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) по месту жительства определенный законом перечень документов.
При этом, заявление регистрируется в книге регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, согласно приложению N 2, к заявлению прилагаются документы в соответствии с пунктом 9 либо пунктом 9(1) настоящего Положения (п. 10 Положения).
Документы, представленные в соответствии с пунктом 9 либо пунктом 9(1) настоящего Положения, проверяются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органами местного самоуправления) (п. 11 Положения).
Из толкования изложенных выше норм права усматривается, что очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения у лица такого права, которое в свою очередь носит заявительный характер, т.е. зависит от волеизъявления лица, претендующего на меры социальной поддержки.
Таким образом, законом императивно установлен порядок обращения лица за получением жилищной субсидии, а именно исключительно в письменной форме, и по результатам которого органами исполнительной власти субъекта (органами местного самоуправления) принимается решение либо о постановке обратившегося на учет для получения социальной выплаты, либо об отказе в постановке на такой учет, которое может быть обжаловано заинтересованным лицом в установленном действующим гражданским законодательством порядке.
Соответственно, судебная коллегия считает, что в данном случае истцом неверно избран способ защиты нарушенного права, поскольку в отсутствие оснований к отказу органом местного самоуправления в постановке истца на учет для получения жилищной субсидии, оснований для вывода об обоснованности или необоснованности такого отказа не имеется. Самостоятельным правом на проверку соответствия истца установленным Федеральным законом от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" условиям, равно как и определение даты постановки на такой учет, которое сделано судом в данном случае с существенным нарушением норм материального права и вопреки установленному законом порядку, суд не наделен. Более того, исходя из того объема документов, которое имеется в материалах дела, судебная коллегия полагает ошибочным вывод суда об их достаточности для отнесения Баженова Г.В. к числу лиц, которые имеют право на социальную гарантию в рамках Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ.
Неправильно выбранный способ защиты нарушенного права является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Таким образом, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе Баженову Г.В. в удовлетворении иска.
Вместе с тем данное обстоятельство, не препятствует истцу в последующем, при соблюдении им установленного указанного выше порядка обращения за получением социальной гарантии, в случае отказа в постановке его на соответствующий учет, обжаловать такой отказ, путем обращения с самостоятельным исковым заявлением.
Руководствуясь ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Гайнского районного суда Пермского края от 13.03.2018 г. – отменить.
Принять новое решение, которым в иске Баженову Геннадию Вячеславовичу к администрации Гайнского муниципального района о возложении обязанности поставить в очередь инвалидов на получение жилищной субсидии – отказать.
Председательствующий:
Судьи: