к делу №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Сочи 22 августа 2016 года
Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Тайгибова Р.Т.,
при секретаре судебного заседания Роговой В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда города Сочи административное дело по административному исковому заявлению Центрального Банка Российской Федерации (Банк России) в лице Южного главного управления к административному ответчику – Кредитному потребительскому кооперативу граждан «Резервная касса развития» в лице председателя Акопяна В. В. о ликвидации кредитного потребительского кооператива
УСТАНОВИЛ:
Административный истец – Центральный Банк РФ в лице Южного главного управления Центрального банка РФ обратился в Центральный районный суд города Сочи с административным исковым заявлением о ликвидации Кредитного потребительского кооператива граждан «Резервная касса развития»; возложении на председателя кооператива - Акопяна В.В. обязанности по осуществлению ликвидации кооператива, установив срок для осуществления связанных с ликвидацией действий – шесть месяцев с даты вступления в законную силу решения суда.
В обоснование исковых требований указал, что в соответствии с информацией, содержащейся в Едином государственном реестре юридических лиц, размещённой на официальном сайте Федеральной налоговой службы (www.nalog.ru), КПКГ «Резервная касса развития» является действующим юридическим лицом. Сведения о добровольной ликвидации либо исключении кооператива из ЕГРЮЛ отсутствуют. Руководство КПКГ «Резервная касса развития» осуществляет председатель Акопян В.В.. КПКГ «Резервная касса развития» зарегистрирован Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № по Краснодарскому краю ДД.ММ.ГГГГ, то есть кооператив обязан был исполнить установленную законом обязанность по вступлению в СРО не позднее трех месяцев со дня вступления в силу указанной нормы, то есть не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Указывает, что в ходе осуществления надзорных полномочий Банком России установлено, что КПКГ «Резервная касса развития», в нарушение требований части 3 статьи 35 Закона о кредитной кооперации, не вступил ни в одно СРО. Также, в целях проверки сведений относительно членства кооператива в СРО, Южным ГУ Банка России письмом от ДД.ММ.ГГГГ № была истребована соответствующая информация у СРО КПК «Кооперативные Финансы», СРО НП «Губернское кредитное содружество», НП СРО «Союзмикрофинанс», СРО «Межрегиональный союз кредитных кооперативов», НП СРО КК «Содействие», НП СРО КПК «Народные кассы - Союзсберзайм», НП СРО КПК «Центральное Кредитное Объединение», СРО НП «Национальное объединение кредитных кооперативов», НП МСКК «Опора кооперации». По результатам анализа сведений, содержащихся в письмах, представленных указанными СРО во исполнение запроса от ДД.ММ.ГГГГ годп № ТЗ-27-1-6/37285, Южным ГУ Банка России установлено, что КПКГ «Резервная касса развития» до настоящего времени не является членом ни одной из саморегулируемых организаций, включенных в государственный реестр СРО, и отсутствует в списках исключенных членов СРО.
Таким образом, КПКГ «Резервная касса развития» является действующим юридическим лицом, не исполнившим в установленный срок предусмотренную частью 3 статьи 35 Закона о кредитной кооперации обязанность по вступлению в СРО. Также, Банком России установлено, что КПКГ «Резервная касса развития» в нарушение законодательства о кредитной кооперации не представляет документы, содержащие отчеты о своей деятельности и персональном составе органов кредитного кооператива.
В назначенное судебное заседание представитель административного истца – Центрального Банка РФ в лице Южного главного управления Центрального Банка РФ не явился, в адресованном суду заявлении просит рассмотреть дело по существу в его отсутствие, на удовлетворении исковых требований настаивает.
Представитель административного ответчика – председатель Кредитного потребительского кооператива граждан «Резервная касса развития» Акопян В.В. в назначенное судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, рассмотреть дело в свое отсутствие не просил.
В силу ч.2 ст.150 Кодекса административного судопроизводства РФ, лица, участвующие в деле, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Согласно ч.3, 4 ст.263 Кодекса административного судопроизводства РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения административного дела, не препятствует его рассмотрению.
С учетом всех обстоятельств дела, суд находит признать не обязательной явку ответчика в судебное заседание, рассмотреть административное дело в его отсутствие.
Исследовав материалы административного дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 9.1 статьи 4, статьей 76.5 Федерального закона от 10.07.2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами, проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.
На основании пункта 12 статьи 76.1 Федерального закона № 86-ФЗ лица, осуществляющие деятельность кредитных потребительских кооперативов, признаются некредитными финансовыми организациями, в связи с чем, кредитный потребительский кооператив граждан «Резервная касса развития» (КПКГ «Резервная касса развития», кооператив) является организацией, поднадзорной Банку России.
В соответствии с информацией, содержащейся в Едином государственном реестре юридических лиц, размещённой на официальном сайте Федеральной налоговой службы (www.nalog.ru), КПКГ «Резервная касса развития» является действующим юридическим лицом. Сведения о добровольной ликвидации либо исключении кооператива из ЕГРЮЛ отсутствуют. Руководство КПКГ «Резервная касса развития» осуществляет председатель Акопян В.В.
Согласно части 1 статьи 35 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» саморегулирование деятельности кредитных кооперативов осуществляется на условиях их объединения в саморегулируемые организации кредитных кооперативов (СРО), создаваемые в целях регулирования и контроля деятельности кредитных кооперативов, являющихся их членами, а также в целях представления и защиты интересов членов саморегулируемых организаций.
В соответствии с частью 3 статьи 35 Федерального закона «О кредитной кооперации» кредитные кооперативы, за исключением кредитных кооперативов второго уровня, обязаны вступить в саморегулируемую организацию в течение трех месяцев со дня создания кредитных кооперативов. Кредитные кооперативы, обязанные быть членами саморегулируемой организации в соответствии с настоящим Федеральным законом, прекратившие членство в саморегулируемой организации, обязаны в течение трех месяцев со дня прекращения своего членства в саморегулируемой организации вступить в другую саморегулируемую организацию. До вступления в саморегулируемую организацию кредитные кооперативы не имеют права привлекать денежные средства членов кредитного кооператива (пайщиков) и принимать в кредитный кооператив новых членов кредитного кооператива (пайщиков).
КПКГ «Резервная касса развития» не является кооперативом второго уровня, поскольку его участниками (учредителями) являются исключительно физические лица. Следовательно, требования статьи 35 Федерального закона «О кредитной кооперации» обязательны для исполнения данным кооперативом в части вступления в СРО.
Согласно части 3 статьи 44 Федерального закона «О кредитной кооперации» часть 3 статьи 35 данного закона вступает в силу по истечении двух лет после дня вступления в силу названного Федерального закона.
Поскольку Федеральный закон «О кредитной кооперации» вступил в силу 04.08.2009 года, соответственно, часть 3 статьи 35 Федерального закона «О кредитной кооперации» вступила в законную силу 04.08.2011 года.
КПКГ «Резервная касса развития» зарегистрирован Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 7 по Краснодарскому краю 19.10.2010 года, то есть до вступления в силу части 3 статьи 35 Федерального закона «О кредитной кооперации». Таким образом, кооператив обязан был исполнить установленную законом обязанность по вступлению в СРО не позднее трех месяцев со дня вступления в силу указанной нормы, то есть не позднее 04.11.2011 года.
В ходе осуществления надзорных полномочий Банком России установлено, что КПКГ «Резервная касса развития», в нарушение требований части 3 статьи 35 Федерального закона «О кредитной кооперации», не вступил ни в одно СРО.
Так, судом установлено, что КПКГ «Резервная касса развития» до настоящего времени не является членом ни одной из саморегулируемых организаций, включенных в государственный реестр СРО, и отсутствует в списках исключенных членов СРО.
Таким образом, КПКГ «Резервная касса развития» является действующим юридическим лицом, не исполнившим в установленный срок предусмотренную частью 3 статьи 35 Федерального закона «О кредитной кооперации» обязанность по вступлению в СРО.
Согласно части 4 статьи 35 Федерального закона «О кредитной кооперации», кредитный кооператив, обязанный быть членом саморегулируемой организации в соответствии с настоящим Федеральным законом, подлежит ликвидации в судебном порядке по требованию Банка России в случае нарушения части 3 статьи 35 указанного закона.
В соответствии с информационным письмом Министерства финансов Российской Федерации от 08.08.2011 года «По вопросу вступления кредитных потребительских кооперативов в саморегулируемую организацию», кредитные кооперативы, нарушающие требования статьи 35 Федерального закона «О кредитной кооперации», подлежат ликвидации в судебном порядке по требованию уполномоченного органа.
Помимо прочего, судом установлено, что КПКГ «Резервная касса развития» в нарушение законодательства о кредитной кооперации не представляет документы, содержащие отчеты о своей деятельности и персональном составе органов кредитного кооператива.
Так, в соответствии с частью 3 статьи 28 Федерального закона «О кредитной кооперации», Указанием Банка России от 05.08.2014 года № 3356-У «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности и отчет о персональном составе органов кредитного потребительского кооператива, количество членов которого превышает 5 тысяч физических и (или) юридических лиц, кредитного потребительского кооператива второго уровня, а также кредитного потребительского кооператива, не вступившего в члены саморегулируемой организации кредитных потребительских кооперативов» (Указание № 3356-У), кредитные кооперативы, не вступившие в члены саморегулируемой организации, обязаны представлять в Банк России документы, содержащие отчет о своей деятельности и персональном составе органов кредитного кооператива.
Согласно пунктам 2, 3 Указания № 3356-У, отчет о деятельности представляется за первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года не позднее 30 календарных дней по окончании отчетного периода; за календарный год дважды: не позднее 30 календарных дней по окончании календарного года и не позднее 90 календарных дней по окончании календарного года. К отчету о деятельности, представляемому не позднее 90 календарных дней по окончании календарного года, также прилагается электронный документ, содержащий годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность кредитного потребительского кооператива, составленную в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Отчет о персональном составе представляется по окончании календарного года, а также в случае изменения сведений, содержащихся в отчете о персональном составе, не позднее 15 рабочих дней после отчетного года или даты изменения сведений.
В силу пунктов 4-6 Указания № 3356-У, документы, содержащие отчет о деятельности и (или) отчет о персональном составе (далее при совместном упоминании - отчетность), представляются в Банк России в форме электронного документа с усиленной квалифицированной электронной подписью посредством телекоммуникационных каналов связи, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», в соответствии с Порядком организации электронного документооборота при представлении электронных документов с электронной подписью в Федеральную службу по финансовым рынкам, утвержденным приказом ФСФР России от 25 марта 2010 года № 10-21/пз-н «Об утверждении Порядка организации электронного документооборота при представлении электронных документов с электронной подписью в Федеральную службу по финансовым рынкам», с учётом особенностей, установленных настоящим Указанием. Электронный документ, содержащий отчетность, подготавливается с помощью программы-анкеты, размещенной в свободном доступе на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе «Финансовые рынки/Участники финансовых рынков/Кредитные потребительские кооперативы». Электронный документ, содержащий отчетность, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа кредитного потребительского кооператива.
Таким образом, во исполнение требований действующего законодательства Российской Федерации КПКГ «Резервная касса развития» обязан представлять в Банк России отчеты о деятельности кооператива за первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год, а также о персональном составе руководящих органов кооператива за календарный год, посредством телекоммуникационных каналов связи, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», как это предусмотрено Порядком организации электронного документооборота при представлении электронных документов с электронной подписью в Федеральную службу по финансовым рынкам, утвержденным приказом ФСФР России от 25.03.2010 года № 10-21/пз-н.
Между тем, в результате мониторинга представления кооперативами отчетов о деятельности Южным ГУ Банка России выявлено, что по состоянию на 16.12.2015 года КПКГ «Резервная касса развития» не представил ни одного отчета о деятельности и персональном составе руководящих органов. Факт непредставления отчетности за все отчетные периоды подтверждается скрин-копией экрана (скриншот) системы веб-сервиса «Мониторинг приема отчетности» по ссылке: http//172.16.0.203/Home/Packages.
Сведения о причинах нарушения кооперативом требований действующего законодательства Российской Федерации в области кредитной кооперации, суду административным ответчиком не представлено.
Таким образом, неисполнение кооперативом требований части 3 статьи 35 Федерального закона «О кредитной кооперации», а также неоднократное нарушение кооперативом части 3 статьи 28 Федерального закона «О кредитной кооперации» и Указания № 3356-У Банка России, выразившееся в непредставлении отчетности, являются основаниями для обращения Банка России в суд с исковым заявлением о ликвидации КПКГ «Резервная касса развития» в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.
Ликвидация кредитного кооператива осуществляется по правилам, установленным статьей 10 Федерального закона «О кредитной кооперации», а также в соответствии с положениями части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующими ликвидацию юридического лица.
На основании подпункта 2 пункта 3 статьи 61 части первой Гражданского кодекса РФ требование о ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 5 Федерального закона «О кредитной кооперации» Банк России вправе обращаться в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 61 части первой Гражданского кодекса РФ установлено, что решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
Согласно пункту 7 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 года № 84 «О некоторых вопросах применения статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации» в случае возложения обязанности по ликвидации юридического лица на участников (учредителей) юридического лица либо на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, в решении суда о ликвидации юридического лица указываются, в частности сроки завершения ликвидационной процедуры.
В соответствии с ч.1 ст.114 Кодекса административного судопроизводства РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 333.35 части второй Налогового кодекса Российской Федерации Центральный банк Российской Федерации освобождается от уплаты государственной пошлины при обращении за совершением установленных главой 25.3 Налогового кодекса РФ юридически значимых действий в связи с выполнением им функций, возложенных на него законодательством Российской Федерации. В соответствии с частями 1 и 2 статьи 75 Конституции Российской Федерации и со статьей 1 Закона № 86-ФЗ Банк России, как орган, имеющий конституционный статус, наделен определенными государственными функциями и полномочиями.
В связи с этим льготы по уплате государственной пошлины предоставляются Банку России во всех случаях, когда он, действуя в пределах компетенции, установленной Законом № 86-ФЗ, обращается в суд с исками за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод, законных интересов
Ответчик от уплаты госпошлины не освобожден, следовательно, госпошлина подлежит взысканию с ответчика по правилам ст.111 Кодекса административного судопроизводства РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.95, 175-180, 263 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Центрального Банка Российской Федерации (Банк России) в лице Южного главного управления к административному ответчику – Кредитному потребительскому кооперативу граждан «Резервная касса развития» в лице председателя Акопяна В. В. о ликвидации кредитного потребительского кооператива - удовлетворить.
Ликвидировать Кредитный потребительский кооператив граждан «Резервная касса развития».
Возложить на председателя Кредитного потребительского кооператива граждан «Резервная касса развития» - Акопяна В. В. обязанность по осуществлению ликвидации Кредитного потребительского кооператива граждан «Резервная касса развития», установив срок для осуществления связанных с ликвидацией действий – шесть месяцев с даты вступления в законную силу решения суда.
Взыскать с Кредитного потребительского кооператива граждан «Резервная касса развития» в лице председателя Акопяна В. В. в доход соответствующего федерального бюджета государственную пошлину в размере 6000 (шесть тысяч) рублей.
Решение суда может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Центральный районный суд города Сочи в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий судья Р.Т.Тайгибов