Решение по делу № 2-467/2023 от 25.04.2023

УИД: 74RS0041-01-2023-000384-80

Дело № 2-467/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Увельский                                16 ноября 2023 года

Челябинской области

    Увельский районный суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи:     Гафаровой А.П.,

при секретаре:                 Павленковой Ю.В.,

с участием представителя истца Поповой Н.В., представителя ответчика Морозовой И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Анешкиной О.А. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области о включении в стаж на соответствующих видах работ периодов работы и назначении досрочной страховой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Анешкина О.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области (далее - ОПФР по Челябинской области), в котором, с учетом уточнений (т. 1 л.д. 157), просила отменить решение № 76535/19 от 15 мая 2019 года в части не включения в стаж на соответствующих видах работ периодов работы с 03 мая 1990 года по 31 марта 1992 года в совхозе-комбинате «Южный» в должности медицинской сестры в медсанчасти и в должности медицинской сестры терапевта во врачебной амбулатории, с 01 октября 2003 года по 15 апреля 2004 года в должности фельдшера ЛПК ОАО ЭиЭ «Челябэнерго», а также периодов прохождения курсов повышения квалификации с 09 января 2007 года по 02 февраля 2007 года, с 01 сентября 2014 года по 24 сентября 2014 года, с 17 июня 2018 года по 23 июня 2018 года, включить указанные периоды в специальный стаж. Возложить на ответчика обязанность назначить досрочную страховую пенсию с 29 июля 2019 года, поскольку при включении указанных периодов в специальный стаж истца, право на досрочное назначение пенсии у нее возникло по состоянию на 29 января 2019 года.

В обоснование исковых требований указала, что 29 января 2019 года обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400 – ФЗ «О страховых пенсиях». Решением УПФР в Увельском районе Челябинской области (межрайонное) № 76535/19 от 15 мая 2019 года истцу отказано в установлении страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работы. Считает отказ в установлении пенсии незаконным, поскольку в спорные периоды независимо от наименования учреждения, она фактически осуществляла лечебную деятельность в должностях, предусмотренных соответствующими списками.

Определением суда, изложенном в протоколе судебного заседания от 31 октября 2023 года, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено ОАО ЭиЭ «Челябэнерго».

Истец Анешкина О.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ранее в судебном заседании на удовлетворении требований настаивала, указала, что в период работы на Южноуральской ГРЭС ОАО «Челябэнерго» фактически характер ее работы, место работы, должностные обязанности не менялись как в период работы в медсанчасти, так и в период работы в сформированном в ОАО «Челябэнерго» структурном подразделении – ЛПК.

Представитель Анешкиной О.А. Попова Н.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании на исковых требованиях, с учетном уточнения, настаивала по доводам и основаниям, изложенным в иске.

    Представитель ответчика - Морозова И.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление (т. 1 л.д. 52-55).

Представитель третьего лица ОАО «Челябэнерго» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту Закон N 400-ФЗ), в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений (дата обращения истца в Управление с заявлением о назначении пенсии) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Порядок применения Списков, предоставляющих право на досрочное пенсионное обеспечение, определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 (редакция от 04 марта 2021 года) «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», согласно которому для учета периодов медицинской деятельности:

с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года применяется Список профессий и должностей работников здравоохранения и санаторно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464;

с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой но охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066;

с 01 января 2002 года применяется Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781.

Кроме того, в период до 30 сентября 1993 года действовали утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, а также Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет.

Согласно изложенным в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», разъяснениям, рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации.

Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» аналогичное правило предусмотрено в пункте 3 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона № 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Истец зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования с 23 марта 1998 года.

Согласно пунктам 4 - 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 (далее Правила), периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 01 ноября 1999 года засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. Периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.

В стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке: в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей) (п. 6 Правил).

Согласно Правилам подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015, при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (пункты 4, 18, 26, 43). В случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил (пункт 10). Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (пункт 11).

В соответствии с пунктами 1 - 4 и 13 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (приложение к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н) периоды осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения подлежат подтверждению в соответствии с настоящим Порядком. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; после такой регистрации гражданина - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При разрешении спора судом установлено, что согласно имеющимся в трудовой книжке записям, Анешкина О.А. принята в совхоз - комбинат Южный АПК «Москва» медицинской сестрой терапевта в медсанчасть комбината. Указанные обстоятельства также подтверждаются приказом по совхозу – комбинату «Южный» от 03 мая 1990 года № 335-к. Кроме того, из личной карточки работника следует, что 01 июля 1991 года она работала в указанной организации в должности медсестры терапевта во врачебной амбулатории. Уволена 31 марта 1992 года. Также 26 августа 1991 года была временно переведена фельдшером в скорою помощь на время болезни другого фельдшера ФИО1., при этом ставка фельдшера скорой помощи также находилась во врачебной амбулатории и ее в указанный период действительно занимала ФИО1 то есть временный перевод имел место внутри структурного подразделения – врачебная амбулатория (т. 1 л.д. 15-16, 17, 71-73 119-120, 121-122).

Кроме того, из трудовой книжки истца следует, что 01 декабря 2003 года она была перемещена внутри ОАО ЭиЭ «Челябэнерго» из филиала Южноуралькая ГРЭС в филиал Лечебно-профилактический комплекс в должности фельдшера, уволена 15 апреля 2004 года.

Таким образом, в спорные периоды истец работала не в медицинских организациях, а в структурных подразделениях данных организациях: медсанчасть, врачебная амбулатория, лечебно-профилактический комплекс.

Как разъяснено в п. 17 постановления Пленума Верховного Суда от 11 декабря 2012 года N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.

Совхоз – комбинат «Южный», ОАО ЭиЭ «Челябэнерго», действительно, не относятся к числу учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной работы по охране здоровья населения.

Между тем, исходя из пункта 6 Правил N 781, работа в должностях, указанных в Списке N 781, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил, не поименованных в Списке (п. 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30).

Как было указано выше, в соответствии с п. 6 Правил N 781 в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке, в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).

Аналогичные положения содержатся и в п. 1 Правил N 1066.

Такие структурные подразделения как медико-санитарная часть, медицинская амбулатория, прямо предусмотрены п. 6 Правил N 781.

Как следует из Приказа по совхозу – комбинату «Южный» Мосагропрома от 02 июля 1991 года № 501-А/к по состоянию на 1991 год в организации существовала врачебная амбулатория, в которой имелась ставка медсестры терапевта, имеются сведения о том, что ее занимала ФИО7 Между тем, из пояснений истца следует, что в данном приказе допущена описка в ее фамилии, ответчиком указанное обстоятельство не оспаривалось (т. 1 л.д. 20-22).

Также из представленных АО Агрокомбинат «Южный» по запросу суда документов о работе истца в спорный период следует, что указанные документы по прошествии времени частично нечитаемые, при этом суд в части периода работы истца в медсанчасти полагает возможным руководствоваться сведениями из трудовой книжки и личной карточки истца, где прямо указано на то, что истец принята на работу в медсанчасть совхоза – комбината «Южный».

Между тем, лечебно-профилактический комплекс в названном перечне структурных подразделений отсутствует, однако это не является основанием для исключения периода работы истца в лечебно-профилактическом комплексе из специального стажа, ввиду следующего.

Как следует из трудовой книжки истца, в ОАО ЭиЭ «Челябэнерго» Южноуральская ГРЭС она работала в период с 06 апреля 1992 по 30 сентября 2003 года в должности фельдшера мед. части и с 16 апреля 2004 года в здравпункте ЮУГРЭС НП (в настоящее время – ООО) «ЛПК» в должности фельдшера. При этом решением ответчика период работы истца с 06 апреля 1992 по 30 сентября 2003 года и с 16 апреля 2004 года по 31 декабря 2018 года (частично) зачтены в стаж на соответствующих видах работ для назначения досрочной пенсии.

Из архивной справки от 05 октября 2018 года № С-25215 следует, что в спорный период работы истца с 01 октября 2003 года по 15 апреля 2004 года в ОАО ЭиЭ «Челябэнерго» существовал филиал «Лечебно-профилактический комплекс» (т. 1 л.д. 96-98).

По своей сути, с учетом положений ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации, филиал - это обособленные подразделения юридических лиц, входящие в их структуру, находящиеся вне их постоянного места нахождения.

В последующем, филиал ОАО ЭиЭ «Челябэнерго» - «Лечебно-профилактический комплекс» перестал существовать как филиал. Было создано НП «Лечебно-профилактический комплекс» и с 10 февраля 2009 года реорганизовано в ООО Лечебно-профилактический комплекс.

Согласно штатному расписанию персонала Южноуральской ГРЭС ОАО ЭиЭ «Челябэнерго» на 2003 год, в структуре Южноуральской ГРЭС имелась медсанчасть (до 30 сентября 2003 года), в которой в должности фельдшера работала истец (т. 1 л.д. 179-197).

В последующем, согласно приказу о перемещении работников от 13 октября 2003 года № 285-к, работники медсанчасти ЮУГРЭС, в том числе фельдшер Анешкина О.А. были перемещены в Лечебно-профилактический комплекс внутри предприятия ОАО ЭиЭ «Челябэнерго».

Кроме того, в период с 10 октября 2002 года по 09 октября 2007 года ОАО «Челябэнерго» была предоставлена лицензия на осуществление медицинской деятельности № Г 955099.

Таким образом, в структуре ОАО ЭиЭ «Челябэнерго» в период с 01 октября 2003 года по 15 апреля 2004 года постоянно существовало структурное подразделение, осуществлявшее лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, которое в указанный период именовалось как филиал ОАО ЭиЭ «Челябэнерго» «Лечебно-профилактический комплекс» и, исходя из объяснений истца, наличия лицензии на осуществление медицинской деятельности № Г 955099 и отсутствия на предприятии иных структурных подразделений, осуществляющих лечебные функции, основными задачами Лечебно-профилактического комплекса являлись: оказание медицинской помощи.

Как было указано выше, фактически филиал ОАО ЭиЭ «Челябэнерго» «Лечебно-профилактический комплекс» сформирован на базе медико-санитарной части ЮГРЭС, при этом период работы истца именно в медико-санитарной части ЮГРЭС был включен в специальный стаж истца.

Задачи и функции медико-санитарной части регулируются Положением о медико-санитарной части, утвержденным приказом Минздравмедпрома РФ от 23 июня 1994 года N 130 «Об организации медицинской помощи работающим на предприятиях промышленности, строительства, транспорта, связи в условиях обязательного медицинского страхования населения». Согласно названному Положению медико-санитарная часть (МСЧ) - лечебно-профилактическое учреждение, оказывающее медицинскую помощь в основном работникам предприятий (организаций) промышленности, строительства, транспорта, связи с различными формами собственности (пункт 1.1); МСЧ является государственным (федеральным, ведомственным, муниципальным) учреждением здравоохранения или структурным подразделением (дочерним предприятием) предприятия с негосударственной организационно-правовой формой собственности (пункт 1.2); основными задачами МСЧ являются: оказание квалифицированной специализированной медицинской помощи прикрепленному контингенту с целью снижения общей и профессиональной заболеваемости, производственного травматизма, трудопотерь по болезни и инвалидности, выполнение программ обязательного медицинского страхования; разработка и осуществление совместно с администрацией предприятия (организации) и по согласованию с органами санэпиднадзора мероприятий по оздоровлению работающих; осуществление контроля за соответствием состояния здоровья работающих условиям труда (пункт 2.1); МСЧ в зависимости от численности обслуживаемого контингента и по согласованию с учредителем может иметь следующие структурные подразделения: поликлинику, стационар, отделение неотложной медицинской помощи, врачебные и фельдшерские здравпункты и иные подразделения (пункт 3.1).

Ответчиком не представлены доказательства тому, что после перемещения работников МСЧ ЮГРЭС в филиал ОАО ЭиЭ «Челябэнерго» «Лечебно-профилактический комплекс» характер работы истца претерпел изменения.

Как разъяснено в п. 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30, при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.

Суд полагает возможным применить в данном споре указанные разъяснения высшей судебной инстанции по аналогии, поскольку материалами дела достоверно подтверждается, что истец работала сначала в медико-санитарной части ЮГРЭС ОАО ЭиЭ «Челябэнерго», затем в лечебно-профилактическим комплексе ОАО ЭиЭ «Челябэнерго», осуществляя лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, при этом после переименования структурного подразделения ни задачи и цели структурного подразделения, ни характер профессиональной деятельности истца не изменились, остались прежними, что позволяет прийти к выводу о тождественности работы истца в должности фельдшера в лечебно-профилактическом комплексе работе в аналогичной должности такого структурного подразделения как медико-санитарная часть.

Указанное также подтверждается тем, что приказом Минздравсоцразвития РФ от 14 октября 2009 года N 825н установлено тождество наименования структурного подразделения «медицинский комплекс» (по существу, синоним лечебно-профилактического комплекса) наименованию структурного подразделения «медико-санитарная часть», предусмотренному п. 6 Правил N 781.

При таком положении, изменение с октября 2003 года по инициативе работодателя, то есть по обстоятельствам, не зависящим от работника, наименования структурного подразделения, в котором работала истец, при сохранении прежней профессиональной деятельности истца само по себе не может являться основанием для исключения спорного периода ее работы в Лечебно-профилактическом комплексе ОАО ЭиЭ «Челябэнерго» из специального стажа, дающего права на досрочное назначение пенсии. Иная оценка данного обстоятельства приведет к необоснованному умалению пенсионных прав истца.

Между тем, из материалов также следует, что 04 декабря 2003 года у истца родился ребенок (т. 1 л.д. 101-оборот). Приказы о предоставлении истцу отпуска по беременности и родам, по уходу за ребенком суду не представлены, однако, согласно объяснениям истца, роды не были осложненными, после рождения ребенка она находилась в отпуске по уходу за ребенком до трех лет.

Женщинам по их заявлению и в соответствии с медицинским заключением предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном законом размере (ст. 255 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на 04 декабря 2003 года).

В стаж, дающий право на досрочную пенсию, включаются периоды получения пособия по временной нетрудоспособности (в том числе во время отпусков по беременности и родам) (п. 5 Правил 2, п. 4 Обзора судебной практики ВС РФ N 3 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19 октября 2016 года).

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).

Исходя из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 Кодекса законов о труде РСФСР до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 года.

С учетом изложенного, поскольку в спорные периоды истец работала в должности, предусмотренной Списком N 781 (медицинской сестры, фельдшера) в структурном подразделении, осуществляющем медицинскую деятельность, в режиме нормальной продолжительности рабочего времени, что подтверждается справкой работодателя от 09 августа 2018 года N 190 и архивной справкой от 05 октября 2018 года) и ответчиком указанные обстоятельства не опровергнуты, оснований для отказа во включении периодов работы истца в должности медицинской сестры в совхозе-комбинате Южный, фельдшера в ЛПК - филиале ОАО ЭиЭ «Челябэнерго» в период с 01 октября 2003 года по 12 февраля 2004 года (с учетом 70 дней отпуска по беременности и родам, начиная с 05 декабря 2003 года) не имелось.

Предоставление работодателем в пенсионный орган сведений об указанном периоде работы истца без кода льготы также не может являться основанием для отказа в иске в указанной части, поскольку недостоверность таких сведений (в части отсутствия кода льготы) подтверждена в ходе рассмотрения дела совокупностью доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости.

Разрешая требования истца о включении в стаж на соответствующих видах работ периодов прохождения курсов повышения квалификации с 09 января 2007 года по 02 февраля 2007 года, с 01 сентября 2014 года по 24 сентября 2014 года, с 17 июня 2018 года по 23 июня 2018 года, суд приходит к следующим выводам.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 марта 2021 года N 322 постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» дополнено пунктом 3 (1), в соответствии с которым при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», в стаж на соответствующих видах работ включаются периоды профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников, которые являются условием выполнения работниками определенных видов деятельности и обязанность проведения которых возложена на работодателя в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение которых работник не выполнял работу, но за ним в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также законодательными и иными нормативными правовыми актами СССР и РСФСР, действующими в части, не противоречащей Трудовому кодексу Российской Федерации, сохранялось место работы (должность), средняя заработная плата и за него осуществлялась уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

В указанном нормативном акте идет речь о профессиональном обучении, в том числе медицинских работников, которое им необходимо для выполнения (продолжения) трудовой функции, осуществляемое по направлению и за счет работодателя (повышение квалификации).

Указанные периоды прохождения курсов повышения квалификации проходились на период работы истца в должности фельдшера врачебного здравпункта Южноуральской ГРЭС некоммерческого партнерства «Лечебно-профилактический комбинат» с 05 декабря 2006 года. Указанный период включен ответчиком в специальный стаж истца по 31 декабря 2018 года, за исключением периодов прохождения курсов повышения квалификации и иных периодов, указанных без кодов льготы (т. 1 л.д. 77).

Суду представлены приказы о направлении истца на курсы повышения квалификации, карточки начисления страховых взносов за 2014 и 2018 год, а также расчетные листки за сентябрь 2014 года и июнь 2018 года, из которых следует, что в указанный период за истцом сохранялось рабочее место, производились отчисления взносов и сохранялась заработная плата (т. 1 л.д. 160-166).

Поскольку работая фельдшером врачебного здравпункта Южноуральской ГРЭС некоммерческого партнерства «Лечебно-профилактический комбинат» истец осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, что признано ответчиком, то периоды прохождения курсов повышения квалификации, приходящиеся на такой период работы, подлежат включению в специальный стаж в целях досрочного пенсионного обеспечения.

Ответчиком в рамках рассмотрения спора было заявлено ходатайство о применении последствий пропуска истцом без уважительных причин установленного срока исковой давности для оспаривания решения ответчика о назначении пенсии, со ссылкой на положения ст. 196, 199 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающих общий срок исковой давности - 3 года (т. 1 л.д. 44).

Суд полагает указанные доводы ошибочными, основанными на неверном толковании норм материального права, поскольку положения Гражданского кодекса Российской Федерации регулируют вопросы, возникающие в сфере гражданских правоотношений, в том числе вопросы течения и установления срока защиты нарушенных гражданских прав. В то время как законодательство в сфере пенсионного регулирования не устанавливает предельные сроки для оспаривания решений пенсионных органов в части назначения пенсии гражданам.

С 01 января 2019 года вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон № 400-ФЗ (ред. Федерального закона от 03 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсии»), в части изменения сроков назначения пенсий, в том числе досрочных. Досрочная страховая пенсия по старости в связи с медицинской деятельностью будет назначаться не с даты возникновения права, а по истечении установленного ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, Приложением № 7 Федерального закона № 400-ФЗ и ст. 10 Федерального закона от 03 октября 2018 года № 350-ФЗ срока.

Приложение № 7 Федерального закона № 400-ФЗ и ст. 10 Федерального закона от 03 октября 2018 года № 350-ФЗ регламентирует сроки назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 - 21 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ в отношении лиц, имеющих право на страховую пенсию по старости независимо от возраста в случае возникновения права на страховую пенсию по старости с 2019 года по 2023 год и далее.

Таким образом, с 01 января 2019 года пенсия медицинским работникам может быть назначена только через определенный период времени после возникновения необходимого стажа. Данный период составляет в 2019 году 12 месяцев и далее ежегодно увеличивается на 12 месяцев до достижения в 2023 году 60 месяцев (п. 19 ч. 1, ч. 1.1, 2 ст. 30 Закона № 400-ФЗ; Приложение 7 к Закону № 400-ФЗ).

Лицам, указанным в п. 19 - 21, которые приобретут соответствующий стаж с 01 января 2019 года по 31 декабря 2020 года, указанным в п. 21, достигшим в этот период 50 - 55 лет, пенсия может быть назначена на 6 месяцев раньше сроков, предусмотренных приложениями 6 и 7 (ФЗ от 03 октября 2018 года N 350-ФЗ).

Как установлено решением ответчика, на 29 января 2019 года стаж истца на соответствующих видах работ составил 28 лет 05 месяцев 12 дней, с учетом включенных судом периодов 30-летний стаж имелся у истца на 29 января 2019 года, следовательно, на дату подачи заявления, то есть на 29 января 2019 года, истец имела право на назначение досрочной страховой пенсии.

Поскольку суд установил, что право на страховую пенсию по старости у истца возникло в 2019 году, следовательно, досрочная страховая пенсия по страсти должна быть назначена с 29 июля 2019 года.

В связи с изложенным, на УПФР в Увельском районе Челябинской области (межрайонное) подлежит возложению обязанность назначить Анешкиной О.А. досрочную страховую пенсию с 29 июля 2019 года.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Анешкиной О.А. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области о включении в стаж на соответствующих видах работ периодов работы и назначении досрочной страховой пенсии по старости удовлетворить частично.

Признать решение Государственного Учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Увельском районе Челябинской области (межрайонное) (в настоящее время - Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области) № 76535/19 от 15 мая 2019 года незаконным в части не включения в стаж на соответствующих видах работ периодов работы и прохождения курсов повышения квалификации и отказа в назначении досрочной страховой пенсии.

Возложить на Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области обязанность включить в специальный стаж Анешкиной О.А., дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», следующие периоды:

- работы с 03 мая 1990 года по 30 июня 1991 года в должности медицинской сестры терапевта в медсанчасти и с 01 июля 1991 года по 31 марта 1992 года в должности медицинской сестры терапевта во врачебной амбулатории в совхозе-комбинате «Южный»;

- работы с 01 октября 2003 года по 12 февраля 2004 года в должности фельдшера Лечебно – профилактического комплекса ОАО ЭиЭ «Челябэнерго»;

- периоды прохождения курсов повышения квалификации с 09 января 2007 года по 02 февраля 2007 года, с 01 сентября 2014 года по 24 сентября 2014 года, с 17 июня 2018 года по 23 июня 2018 года.

Возложить на Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области обязанность назначить Анешкиной Ольге Анатольевне досрочную страховую пенсию по старости с 29 июля 2019 года.

          Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Увельский районный суд Челябинской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

          Председательствующий                                             Гафарова А.П.

Мотивированное решение изготовлено 23 ноября 2022 года.

2-467/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Анешкина Ольга Анатольевна
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области (ОСФР по Челябинской области)
Другие
Попова Наталья Владимировна
ОАО ЭиЭ "Челябэнерго"
Суд
Увельский районный суд Челябинской области
Судья
Гафарова А.П.
Дело на сайте суда
uvel.chel.sudrf.ru
25.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.04.2023Передача материалов судье
28.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.05.2023Подготовка дела (собеседование)
31.05.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
21.07.2023Предварительное судебное заседание
15.08.2023Судебное заседание
15.08.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
29.08.2023Судебное заседание
18.10.2023Судебное заседание
25.10.2023Судебное заседание
31.10.2023Судебное заседание
16.11.2023Судебное заседание
23.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее