Дело № 2-6174/2022
УИД 03RS0003-01-2022-005759-47
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 ноября 2022 года г. Уфа
Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Искандаровой Т.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Асадуллиной С.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Данилова ФИО8 к Управлению Судебного департамента в Республике Башкортостан о признании незаконным отказа комиссии в назначении ежемесячной надбавки к ежемесячному денежному вознаграждению, включении в стаж работы судьей работу на различных должностях в Министерстве юстиции Республике Башкортостан,
УСТАНОВИЛ:
Данилов И.В. обратился в суд с исковым заявлением к Управлению Судебного департамента в Республике Башкортостан о признании незаконным отказа комиссии в назначении ежемесячной надбавки к ежемесячному денежному вознаграждению, включении в стаж работы судьей работу на различных должностях в Министерстве юстиции Республики Башкортостан.
В обоснование заявленных требований истцом указано, что 22 апреля 2022 года в Управление Судебного департамента в Республике Башкортостан с заявлением о назначении надбавки к ежемесячному денежному вознаграждению в размере 50% от ежемесячного пожизненного содержания, которое могло быть начислено при выходе в отставку на основании ст.3, ст.7 Федерального закона от 8 декабря 1995 года №6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судей Российской Федерации», п.1 ст.19, п.5 ст.15 Закона РФ от 26 июня 1992 года № «О статусе судей в Российской Федерации», как судье, имеющему право на получение ежемесячного пожизненного содержания в полном размере, но продолжающему работать. 5 мая 2022 года комиссия по назначению пожизненного содержаний судьям районных судов, мировым судьям при Управлении Судебного департамента в Республике Башкортостан, рассмотрев заявление истца, оказала в его удовлетворении, отказавшись включить в судейский стаж время работы в органах юстиции в должности регистратора прав на недвижимое имущество Государственной регистрационной палаты при МЮ РБ с 12 июля 1999 года по 4 октября 2005 года, протокол заседания комиссии №5.2 был получен истцом 20 мая 2022 года в канцелярии мировых судей Калининского района г.Уфы. Полагает, что отказ ответчика является незаконным. Стаж работы в качестве судьи 14 лет 29 дней (на момент обращения к ответчику), общий стаж по юридической профессии составляет более 30 лет. Государственная регистрационная палата при МЮ РБ была образована постановлением Кабинета Министров РБ от 19 августа 1998 года №179 «О Государственной регистрационной палате при Министерстве юстиции Республики Башкортостан по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». ГРП входила в структуру МЮ РБ, то есть фактически истец находился в трудовых отношениях с МЮ РБ, состоял на должностях, требующих наличие высшего юридического образования.
Просит суд:
- признать незаконным отказ комиссии по назначению пожизненного содержаний судьям районных судов, мировым судьям при Управлении Судебного департамента в Республике Башкортостан о назначении надбавки к ежемесячному денежному вознаграждению в размере 50% от ежемесячного пожизненного содержания, которое могло быть начислено при выходе в отставку, как судье, имеющему право на получение ежемесячного пожизненного содержания в полном размере, продолжающему работать;
- обязать указанную комиссию установить истцу надбавку к ежемесячному денежному вознаграждению в размере 50% от ежемесячного пожизненного содержания, которое могло быть начислено при выходе в отставку, как судье, имеющему право на получение ежемесячного пожизненного содержания в полном размере, продолжающему работать, включив в общий стаж работы судьей работу на различных должностях в МЮ РБ в период с 12 июля 1999 года по 4 октября 2005 года.
Определением суда от 21 сентября 2022 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации.
Истец Данилов И.В., представитель ответчика Управления Судебного департамента в Республике Башкортостан, представитель третьего лица Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
На основании положений, предусмотренных ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 19 Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» ежемесячное денежное вознаграждение судьи состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой им должностью судьи (далее - должностной оклад), месячного оклада судьи в соответствии с присвоенным ему квалификационным классом (далее - оклад за квалификационный класс), ежемесячного денежного поощрения, ежемесячной доплаты за выслугу лет, ежемесячных доплат за ученую степень кандидата юридических наук, доктора юридических наук, за ученое звание доцента, профессора, за почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации", а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, ежемесячной доплаты за знание иностранных языков и их использование при исполнении должностных обязанностей.
Судья, достигший возраста 60 лет (женщины - 55 лет), при стаже работы в области юриспруденции не менее 25 лет, в том числе не менее 10 лет работы судьей, вправе, уйдя в отставку, получать ежемесячное пожизненное содержание в полном размере. В стаж работы, учитываемый при исчислении размера ежемесячного пожизненного содержания, включается время работы как на должности судьи, так и на должностях, указанных в пункте 5 статьи 4 настоящего Закона.
Согласно п. 5 ст. 4 Закона РФ от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» в стаж работы по юридической специальности, необходимый для назначения на должность судьи, включается время работы: 1) на требующих высшего юридического образования государственных должностях Российской Федерации, государственных должностях субъектов Российской Федерации, должностях государственной службы, муниципальных должностях, должностях в существовавших до принятия Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, союзных республик СССР, РСФСР и Российской Федерации, должностях в юридических службах организаций, должностях в научно-исследовательских учреждениях; 2) в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, в качестве адвоката или нотариуса.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10 января 1996 года № 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации", судьям Российской Федерации, имеющим право на получение ежемесячного пожизненного содержания в полном размере, но продолжающим работать, выплачивается ежемесячная надбавка к ежемесячному денежному вознаграждению в размере 50 процентов ежемесячного пожизненного содержания, которое могло быть им начислено при выходе в отставку.
Судом установлено, что 22 апреля 2022 года Данилов И.В., предполагая, что приобрела право на предусмотренную ст. 3 Федерального закона «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» ежемесячную надбавку к заработной плате в размере 50 % ежемесячного пожизненного содержания, которое могло быть начислено при выходе в отставку, обратился в комиссию по назначению пожизненного содержаний судьям районных судов, мировым судьям при Управлении Судебного департамента в Республике Башкортостан с заявлением о назначении ежемесячной надбавки к ежемесячному денежному вознаграждению в размере 50% ежемесячного пожизненного содержания как судье, имеющему право на получение ежемесячного пожизненного содержания в полном размере, но продолжающему работать.
Решением указанной комиссии от 5 мая 2022 года истцу отказано в удовлетворении заявления о назначении надбавки к ежемесячному денежному вознаграждению в размере 50% от ежемесячного пожизненного содержания, которое могло быть начислено при выходе в отставку, поскольку стаж работы в качестве судьи составляет менее 20 лет, Данилов И.В. не достиг возраста 60 лет.
Из оспариваемого решения следует, что стаж работы истца в качестве судьи составляет 14 лет 29 дней.
В стаж работы не включены следующие периоды:
- с 12 июля 1999 года по 21 ноября 1999 года – 4 месяца 9 дней в должности регистратора прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Уфимском межрайонном филиале Государственной регистрационной палаты при Министерстве юстиции РБ;
- с 22 ноября 1999 года по 31 августа 2000 года – 9 месяцев 9 дней – в должности регистратора прав группы правовой экспертизы и по работе с приостановленными отказными делами в Уфимском межрайонном филиале Государственной регистрационной палаты при Министерстве юстиции РБ;
- с 1 сентября 2000 года по 31 января 2001 года в должности регистратора прав группы правовой экспертизы в Уфимском межрайонном филиале Государственной регистрационной палаты при Министерстве юстиции РБ;
- с 1 февраля 2001 года по 31 декабря 2004 года в должности начальника отдела регистратора прав отдела регистрации прав на недвижимое имущество юридических лиц в Уфимском межрайонном филиале Государственной регистрационной палаты при Министерстве юстиции РБ;
- с 1 января 2005 года по 17 апреля 2005 года в должности начальника отдела регистрации прав юридических лиц в Уфимском межрайонном филиале Государственной регистрационной палаты при Министерстве юстиции РБ;
- с 18 апреля 2005 года по 3 октября 2005 года в должности начальника отдела по работе с крупными правообладателями – государственного регистратора Республики Башкортостан в Уфимском межрайонном филиале Государственной регистрационной палаты при Министерстве юстиции РБ;
- с 4 октября 2005 года по 14 декабря 2005 года – в должности заместителя руководителя Главного управления Федеральной регистрационной службы по Республике Башкортостан, государственного регистратора Республики Башкортостан;
- с 15 декабря 2005 года по 28 февраля 2008 года – в должности заместителя руководителя Главного управления Федеральной регистрационной службы по Республике Башкортостан.
Оспаривая решение комиссии, истец указывает на то, что при исчислении стажа работы по юридической профессии комиссия незаконно не включила в стаж работы по юридической профессии (в области юриспруденции) работу в Уфимском межрайонном филиале Государственной регистрационной палаты при Министерстве юстиции РБ и в Главном управлении Федеральной регистрационной службы по Республике Башкортостан, что нарушает право истца на получение соответствующих выплат.
Ответчик в письменном отзыве в качестве основания для отказа во включении спорных периодов в стаж работы по юридической профессии указал, что указанные учреждения не входили в состав аппарата органов Министерства юстиции РФ.
Согласно правовой позиции, изложенной в решении Верховного суда Российской Федерации от 5 апреля 2000 г. №ГКПИ 00-214, к органам юстиции, применительно к требованиям ст. 7 Закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей...", относятся Министерства юстиции СССР и Российской Федерации, министерства юстиции республик в составе РФ и управления (отделы) юстиции, которые фактически состоят из своих аппаратов, что и нашло соответствующее отражение в абзаце 4 пункта 3.1 раздела 3 Инструкции "О порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов", утвержденной Высшим Арбитражным Судом РФ 5 августа 1999 г. и Верховным Судом РФ 17 августа 1999 г.
Указом Президента РФ от 23 июля 2003 г. N 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003–2004 годах», в целях реализации положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2003 год, касающихся проведения административной реформы, направленной на повышение эффективности деятельности системы федеральных органов исполнительной власти и создание благоприятных условий для реализации субъектами предпринимательства своих прав и интересов, определены следующие приоритетные направления административной реформы в 2003-2004 годах:
ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования;
исключение дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти;
развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики;
организационное разделение функций, касающихся регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом и предоставления государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам;
завершение процесса разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оптимизация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
Впоследствии Указом Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 23.12.2005, с изм. от 27.03.2006) "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Таким образом, функции федеральных органов исполнительной власти были разделены на пять типов: функции нормотворчества, правоприменительной деятельности, управления имуществом, оказания государственных услуг, контроля и надзора.
Нормотворческие функции предполагают разработку проектов законов, правил, методик и других нормативных актов в подведомственной сфере и закреплялись за федеральными министерствами.
Функции по контролю и надзору предполагают проведение проверок, инспекций, контрольных мероприятий, а также любые другие варианты проверки соблюдения подконтрольным субъектом действующих норм и правил в определенной сфере деятельности, закреплялись за федеральными службами.
В соответствии с Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1313 Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере исполнения уголовных наказаний, адвокатуры и нотариата, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регистрации общественных объединений, религиозных организаций и политических партий.
Согласно п. 2 Указа от 13.10.2004 N 1313, до вступления в силу редакции от 14.07.2008 N 1079, Минюст России осуществлял координацию и контроль деятельности подведомственных ему ФСИН России, Росрегистрации и ФССП России.
Указом Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 23.12.2005, с изм. от 27.03.2006) образована Федеральная регистрационная служба, которой переданы функции Министерства юстиции Российской Федерации по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, регистрации общественных объединений и политических партий, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере регистрации актов гражданского состояния, адвокатуры и нотариата, за исключением функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности.
Согласно п. 3 ст. 58 ГК РФ при разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам.
В соответствии со ст. 75 Трудового кодекса Российской Федерации при изменении подведомственности (подчиненности) организации, а равно при ее реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) трудовые отношения с согласия работника продолжаются.
В соответствии с приказом Министерства юстиции РФ от 22.11.2004 №1465-к главные управления (управления, отделы) Министерства юстиции РФ по субъектам Российской Федерации реорганизованы в территориальные органы Федеральной регистрационной службы и Федеральной службы судебных приставов.
Данным приказом Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан было реорганизовано в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан и территориальный орган Федеральной регистрационной службы по Республике Башкортостан.
Запись о прекращении деятельности Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан путем реорганизации в форме разделения внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 20.12.2004.
Иных органов юстиции, осуществляющих государственно-властные полномочия в указанной сфере, кроме территориального органа Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан и территориального органа Федеральной регистрационной службы по Республике Башкортостан, в результате преобразования в республике создано не было.
Таким образом, в результате проведенной административной реформы, в части организационного разделения функций, касающихся регулирования деятельности, надзора и контроля, вновь образованной Федеральной регистрационной службе как органу юстиции переданы функции Министерства юстиции Российской Федерации по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, регистрации общественных объединений и политических партий, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере регистрации актов гражданского состояния, адвокатуры и нотариата.
Кроме того, законодательное определение понятия «работники органов юстиции» содержится в Указе Президента РФ от 19.11.2007 N 1554, регулирующим вопросы присвоения классных чинов юстиции.
Указом Президента РФ от 19.11.2007 N 1554 установлено, что лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы в Министерстве юстиции Российской Федерации, Федеральной службе судебных приставов, Федеральной регистрационной службе, Федеральной службе исполнения наказаний и их территориальных органах (далее - работники органов юстиции), аппаратах федеральных судов (далее - работники аппаратов судов), Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации и управлениях (отделах) Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации (далее - работники системы Судебного департамента), квалификационным требованием к которым является юридическое образование, присваиваются в соответствии с их квалификацией и замещаемой должностью федеральной государственной гражданской службы классные чины юстиции.
Приказом Верховного Суда Российской Федерации и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 10 августа 2015 г. № 669кд/234 утверждена Инструкция о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировым судьям, ежемесячного возмещения в связи с гибелью (смертью) судьи, в том числе пребывавшего в отставке, нетрудоспособным членам семьи судьи, находившимся на его иждивении, действующая на момент обращения истца с заявлением о назначении ежемесячного пожизненного содержания.
Указанная Инструкция определяет порядок назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям, ежемесячного возмещения в связи с гибелью (смертью) судьи, в том числе пребывавшего в отставке, нетрудоспособным членам семьи судьи, находившимся на его иждивении, в соответствии с федеральными конституционными законами от 28 апреля 1995 г. №1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», от 29 июня 2009 г. № 3-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации», федеральными законами от 21 июня 1995 г. №91-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», от10 января 1996 г. № 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации», от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации», от 8 июня 2015 г. № 139-ФЗ «О гарантиях социальной защиты отдельных категорий граждан», Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 г. № 4994-1 «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 1.2.3 действующей Инструкции право на получение ежемесячного пожизненного содержания имеют: судьи, достигшие возраста 60 лет (женщины - 55 лет), при стаже работы по юридической профессии не менее 25 лет, в том числе не менее 10 лет судьей, вправе, уйдя в отставку, получать ежемесячное пожизненное содержание в полном размере.
Пунктом 3 Инструкции установлен порядок определения стажа работы при исчислении размера ежемесячного пожизненного содержания.
Для судей, назначенных (избранных) на должность до 22 октября 2014 г., в стаж работы в должности (качестве) судьи Российской Федерации для назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания включается время работы:
судьей со дня зачисления в штат суда в установленном законом порядке по день отчисления из штата суда (по день освобождения от должности судьи);
государственным арбитром;
в аппаратах Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции, конституционных (уставных) судов, федеральных арбитражных судов и органов государственного арбитража, в органах юстиции (министерствах юстиции СССР и Российской Федерации, министерствах юстиции республик в составе Российской Федерации, управлениях (отделах) юстиции) на должностях, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование, стажером судьи или исполняющим обязанности судьи, а также в качестве прокурора, следователя, адвоката;
государственным нотариусом с момента получения высшего юридического образования (пункт 3.1).
В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" в стаж работы в качестве судьи Российской Федерации при исчислении стажа, дающего право на отставку и получение всех видов выплат и льгот, включается время работы в судах и органах юстиции, как на должности судьи, так и на требующих высшего юридического образования должностях, указанных в п. 5 ст. 4 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации».
Статьей 7 Федерального закона от 10 января 1996 г. № 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» установлено, что в стаж работы судьи Российской Федерации при исчислении стажа, дающего право на получение всех видов выплат и льгот, включается время предшествующей работы в аппаратах судов на должностях, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование, а также в качестве прокурора, следователя, адвоката, если стаж работы в должности судьи составляет не менее 10 лет, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий судьи по основаниям, предусмотренным подпунктами 2 и 9 пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 10 января 1996 г. № 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» установлено, что в стаж работы в качестве судьи Российской Федерации при исчислении стажа, дающего право на отставку и получение всех видов выплат и льгот, включается время работы в судах и органах юстиции на должностях, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование, если стаж работы в должности судьи составляет не менее пяти лет, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий судьи по основаниям, предусмотренным подпунктами 2 и 9 пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».
Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 22.10.2014 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» на судей, назначенных (избранных) на должность судьи до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и замещающих указанную должность на день вступления в силу настоящего Федерального закона, в соответствии с их выбором распространяются положения статьи 7 Федерального закона от 10 января 1996 г. № 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) или положения статьи 7 Федерального закона от 10 января 1996 г. № 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» в редакции, действовавшей на 3 июля 2002 г.
Периоды работы и название должностей, занимаемые истцом, подтверждаются записями в его трудовой книжке и ответчиком не оспаривались.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, отраженной в Постановлении от 20 апреля 2010 года № 9-П «По делу о проверке конституционности ч. 1 ст. 7 Федерального закона «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» в редакции ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» в связи с жалобами граждан А.А. Анохина и П.И. Зелинского и запросами Железнодорожного районного суда города Новосибирска и Кировского районного суда города Ростова-на-Дону», закрепление гарантий статуса судей в Конституции Российской Федерации, Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации» и находящихся с ними во взаимосвязи базовых нормах Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» направлено на недопущение ограничения этих гарантий и снижения их уровня в ходе конкретизации и развития законодательства.
Характер и уровень правовой защиты статуса судьи (судьи, пребывающего в отставке) определяются не только объемом предоставляемых прав, но и местом актов, которыми осуществляется соответствующее правовое регулирование, в системе правовых актов: закрепление гарантий статуса судей именно в Конституции Российской Федерации, Федеральном конституционном законе "О судебной системе Российской Федерации" и находящихся с ними во взаимосвязи базовых нормах Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" направлено на недопущение ограничения этих гарантий и снижения их уровня в ходе конкретизации и развития законодательства. Такой подход корреспондирует рекомендациям Европейской хартии о статусе судей от 10 июля 1998 года, согласно пункту 1.2 которой основные принципы статуса судей должны излагаться во внутригосударственных нормах высшего уровня, с тем чтобы ими определялось все содержание законодательства в данной области.
Статус судьи служит гарантией общего конституционного статуса личности и в качестве таковой подлежит конституционно-правовой защите, уровень которой не должен снижаться по отношению к уже достигнутому. Данный вывод вытекает в том числе из требований статей 1 (часть 1), 2, 6 (часть 2), 18 и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации о недопустимости отмены или умаления провозглашенных ею прав и свобод и о соблюдении принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм. Сохранение разумной стабильности означает помимо прочего обязанность законодателя учитывать при изменении условий приобретения права на получение социальных благ, в частности материального обеспечения, сформировавшиеся на основе ранее действовавшего правового регулирования законные ожидания, связанные с выполнением (полностью либо частично) условий приобретения данного права (п. 2 Постановления).
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, конституционный статус судьи является не личной привилегией, а средством, призванным обеспечивать каждому действительную защиту его прав и свобод правосудием; будучи одной из гарантий надлежащего осуществления правосудия, конституционный статус судьи включает и предоставление ему в будущем особого статуса судьи в отставке, что дает основания для предъявления к судьям высоких требований и позволяет сохранять доверие к их компетентности, независимости и беспристрастности.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2010 года № 9-П указано, что связывая право на повышенный уровень материального обеспечения с продолжительностью стажа работы в качестве судьи, федеральный законодатель обладает достаточно широкой дискрецией в определении видов работы по юридической специальности, подлежащей включению в такой стаж помимо работы непосредственно судьей, что позволяет учитывать различные факторы, в том числе влияющие на приобретение знаний и навыков, необходимых для исполнения обязанностей судьи, и вносить соответствующие изменения в действующее правовое регулирование. Вместе с тем, вводя в действие новые правовые нормы и признавая утратившими силу прежние, федеральный законодатель - в силу статей 1, 2, 17 (часть 1), 18, 19, 54 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации - обязан соблюдать принципы справедливости, равенства и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства и не вправе придавать обратную силу новому регулированию, если оно ухудшает правовое положение личности, ограничивает ее субъективные права, уже существующие в конкретных правоотношениях. Соблюдение указанных принципов применительно к регламентации порядка исчисления стажа работы в качестве судьи, напрямую связанного с таким существенным элементом статуса судьи (судьи, пребывающего в отставке) и условием его профессиональной деятельности, как гарантии материального и социального обеспечения, означает недопустимость распространения новых правил на периоды, которые в соответствии с правовым регулированием, действовавшим на момент назначения лица на судейскую должность, подлежали зачету в стаж работы в качестве судьи, если эти правила неблагоприятным образом отражаются на его правовом положении.
Инструкция № 1250 после принятия Федерального закона от 15 декабря 2001 г. №169-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации», Федерального закона от 25 декабря 2008 г. 3 №274-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» применяется в части, не противоречащей названным и другим федеральным законам.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, нарушенное гражданское право (законный интерес) подлежит защите способом, указанным в законе.
В силу части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с частью 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, процессуальный закон не предоставляет суду полномочий по изменению по своему усмотрению основания и предмета иска с целью использования более эффективного способа защиты, а также выбора иного способа защиты.
Как следует из исковых требований истец просил обязать вышеуказанную комиссию установить истцу надбавку к ежемесячному денежному вознаграждению в размере 50% от ежемесячного пожизненного содержания, которое могло быть начислено при выходе в отставку, как судье, имеющему право на получение ежемесячного пожизненного содержания в полном размере, продолжающему работать, включив в общий стаж работы судьей работу на различных должностях в МЮ РБ в период с 12 июля 1999 года по 3 октября 2005 года.
Вместе с тем, из вышеуказанного решения комиссии следует, что неправомерно не включен стаж за период с 4 октября 2005 года по 28 февраля 2008 года – в должности заместителя руководителя Главного управления Федеральной регистрационной службы по Республике Башкортостан.
Учитывая, что истец просил восстановить нарушенное право и это не противоречит его общему несогласию с неправомерно исключенным стажем, в целом, суд считает необходимым обязать ответчика включить в стаж период с 4 октября 2005 года по 28 февраля 2008 года, выйдя в этой части за пределы исковых требований.
При этом, судом не изменены основания и предмета иска при выходе за пределы исковых требований.
Суд приходит к выводу о том, что включению в стаж работы Данилова И.В. по юридической профессии для исчисления стажа работы по юридической профессии (в области юриспруденции) в соответствии со ст. 19 Закона РФ «О статусе судей в РФ» подлежат периоды с 18.04.2005 по 03.10.2005 начальником отдела по работе с крупными правообладателями – государственного регистратора Республики Башкортостан, с 04.10.2005 по 14.12.2005 заместителем руководителя Главного управления Федеральной регистрационной службы по Республике Башкортостан – государственного регистратора Республики Башкортостан, с 15.12.2005 по 28.02.2008 заместителем руководителя Главного управления Федеральной регистрационной службы по Республике Башкортостан – государственным регистратором Республики Башкортостан.
21 июля 1997 году принят Закон РФ №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», п.2 ст.33 которого указано, что создание системы учреждений юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется субъектами Российской Федерации поэтапно с учетом их условий и завершается к 1 января 2000 года. В Республике Башкортостан учреждением юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним являлось Федеральная регистрационная служба по Республике Башкортостан – государственным регистратором Республики Башкортостан, в Главном управлении которой истец осуществлял трудовую деятельность на должностях, требующих наличие высшего юридического образования.
Принимая во внимание, что Законом РФ №122-ФЗ предполагалось отнесение созданной службы к учреждениям юстиции, доводы ответчика об исключении указанных периодов из стажа истца по ч.1 ст.19 Закона РФ от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» суд признает несостоятельными.
Государственная регистрационная палата при МЮ РБ была образована постановлением Кабинета Министров РБ от 19 августа 1998 года №179 «О Государственной регистрационной палате при Министерстве юстиции Республики Башкортостан по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Согласно п.1.1 Положения о Государственной регистрационное палате при Министерстве юстиции Республики Башкортостан по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции Республики Башкортостан по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции Республики Башкортостан) является государственным органом, обеспечивающим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - государственная регистрация прав) на территории Республики Башкортостан.
Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции Республики Башкортостан наделяется Министерством юстиции Российской Федерации правами учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Пунктом 4.3 Положения предусмотрено, что государственную регистрацию прав осуществляют регистраторы прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - регистраторы прав).
Регистраторы прав назначаются на должности и освобождаются от должности в порядке, установленном Министерством юстиции Российской Федерации, и по согласованию с Министерством юстиции Республики Башкортостан.
Регистраторы прав являются государственными служащими Республики Башкортостан, замещающими ведущую государственную должность.
В соответствии с п.4.4 Положения на должность регистратора прав назначаются граждане, закончившие специальные курсы, сдавшие квалификационный экзамен в порядке, установленном Министерством юстиции Российской Федерации, и соответствующие следующим требованиям:
- наличие высшего юридического образования и стажа государственной службы на старших государственных должностях не менее 2 лет или стажа работы по юридической профессии не менее 3 лет;
- наличие иного высшего образования и опыта работы не менее 2 лет в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав;
- иные требования, предусмотренные законодательством о государственной службе.
Согласно п.4.10 Положения Министерство юстиции Российской Федерации как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в системе государственной регистрации прав осуществляет:
- правовой контроль за деятельность Государственной регистрационной палаты при Министерстве юстиции Российской Федерации и ее филиалов, за проведением правовой экспертизы документов и проверки законности сделки;
- обеспечение соблюдения правил ведения Единого государственного реестра прав;
- разработку методических материалов по вопросам практики ведения государственной регистрации прав;
- обеспечение и повышение квалификации работников в системе государственной регистрации прав;
- иные установленные законодательством полномочия в системе государственной регистрации прав.
В соответствии с п.4.11 Положения Министерство юстиции Республики Башкортостан в целях осуществления правового контроля за деятельностью Государственной регистрационной палаты при Министерстве юстиции Республики Башкортостан и ее филиалов вправе представлять в органы прокуратуры Республики Башкортостан имеющиеся у него материалы по фактам нарушения регистраторами прав, иными работниками Государственной регистрационной палаты при Министерстве юстиции Республики Башкортостан и ее филиалов законодательства Республики Башкортостан и Российской Федерации для принятия соответствующих мер.
Таким образом, Министерством юстиции РФ осуществлялось организационное руководство учреждений по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в субъектах Российской Федерации. При этом Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции РБ не входила в состав аппарата органов юстиции, соответственно периоды работы истца в Уфимском межрайонном филиале Государственной регистрационной палаты при Министерстве юстиции РБ с 12.07.1999 г. по 17.04.2005 г. в судейский стаж включению не подлежат.
С учетом зачтенного судом стажа стаж работы истца составляет 16 лет 11 месяцев 12 дней, что менее необходимых 20 лет, а потому не порождает возникновение у истца права на назначение ежемесячной надбавки к ежемесячному денежному вознаграждению в размере 50% ежемесячного пожизненного содержания.
Следовательно, исковые требования в этой части удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Данилова Игоря Владимировича (паспорт № выдан Отделом УФМС России по Республике Башкортостан в Советском районе г. Уфы 11.11.2011) к Управлению Судебного департамента в Республике Башкортостан (ИНН №) о признании незаконным отказа комиссии в назначении ежемесячной надбавки к ежемесячному денежному вознаграждению, включении в стаж работы судьей работу на различных должностях в Министерстве юстиции Республике Башкортостан – удовлетворить частично.
Обязать комиссию Управления Судебного департамента в Республике Башкортостан по назначению ежемесячного пожизненного содержания, выплате выходного и единовременного пособия включить в стаж работы судьей Данилову Игорю Владимировичу периоды работы: с 18.04.2005 по 03.10.2005 начальником отдела по работе с крупными правообладателями – государственного регистратора Республики Башкортостан, с 04.10.2005 по 14.12.2005 заместителем руководителя Главного управления Федеральной регистрационной службы по Республике Башкортостан – государственного регистратора Республики Башкортостан, с 15.12.2005 по 28.02.2008 заместителем руководителя Главного управления Федеральной регистрационной службы по Республике Башкортостан – государственным регистратором Республики Башкортостан.
В удовлетворении остальной части исковых требований Данилова И.В. – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Кировский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья Т.Н. Искандарова
Мотивированное решение суда составлено 9 ноября 2022 года.