Решение по делу № 3а-48/2021 от 17.11.2020

Дело №3а-48/2021

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Нижний Новгород 14 апреля 2021 года

Нижегородский областной суд в составе судьи областного суда Нуждина В.Н.,

при секретаре судебного заседания Дубик М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО7 об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

ФИО8 обратилось в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости:

- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: торговые центры, торгово – развлекательные (комплексы), общая площадь 29 374+/-59,98 кв.м., кадастровый номер [номер], адрес объекта: [адрес], равной его рыночной стоимости в размере 58 433 000 рублей, по состоянию на [дата];

- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: магазин товаров первой необходимости, общая площадь 1 100+/-23 кв.м., кадастровый номер [номер], адрес объекта: [адрес], равной его рыночной стоимости в размере 1 344 000 рублей, по состоянию на [дата];

- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства и эксплуатации магазина, общая площадь 1 400 кв.м., кадастровый номер [номер], адрес объекта: [адрес], равной его рыночной стоимости в размере 1 711 000 рублей, по состоянию на [дата];

- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения торговли, общая площадь 113+/-4 кв.м., кадастровый номер [номер], адрес объекта: [адрес], равной его рыночной стоимости в размере 138 000 рублей, по состоянию на [дата];

- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения строительства объекта торговли, общая площадь 1 807 кв.м., кадастровый номер [номер], адрес объекта: [адрес], равной его рыночной стоимости в размере 2 209 000 рублей, по состоянию на [дата];

- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: магазины товаров первой необходимости, общая площадь 1 185+/-24.1 кв.м., кадастровый номер [номер], адрес объекта: [адрес], равной его рыночной стоимости в размере 1 448 000 рублей, по состоянию на [дата];

- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: предприятия торговли: магазины, общая площадь 1 874 кв.м., кадастровый номер [номер], адрес объекта: [адрес], равной его рыночной стоимости в размере 3 359 000 рублей, по состоянию на [дата];

- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения торговой деятельности, общая площадь 2 418 кв.м., кадастровый номер [номер], адрес объекта: [адрес], равной его рыночной стоимости в размере 5 123 000 рублей, по состоянию на [дата].

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ФИО9 является собственником вышеуказанных земельных участков, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.

В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года №863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области», приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 года №222 «Об утверждении методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка» кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества с кадастровым номером [номер], составляет 115 039 746 рублей 12 копеек, объекта недвижимого имущества с кадастровым номером [номер] – 2 077 702 рубля, объекта недвижимого имущества с кадастровым номером [номер] – 2 781 170 рублей, объекта недвижимого имущества с кадастровым номером [номер] – 228 742 рубля 51 копейка, объекта недвижимого имущества с кадастровым номером [номер] – 3 657 855 рублей 89 копеек, объекта недвижимого имущества с кадастровым номером [номер] – 2 496 238 рублей 05 копеек, объекта недвижимого имущества с кадастровым номером [номер] – 5 644 394 рубля 30 копеек, объекта недвижимого имущества с кадастровым номером [номер] – 8 736 234 рубля.

Согласно отчету об оценке ФИО10 [номер] от [дата] по состоянию на [дата] рыночная стоимость объекта недвижимого имущества с кадастровым номером [номер] определена – 58 433 000 рублей.

Согласно отчету об оценке ФИО11 Е.П. [номер] от [дата] по состоянию на [дата] рыночная стоимость объектов недвижимого имущества определена в следующих размерах, для объекта недвижимого имущества с кадастровым номером [номер] – 1 344 000 рублей, объекта недвижимого имущества с кадастровым номером [номер] – 1 711 000 рублей, объекта недвижимого имущества с кадастровым номером [номер] – 138 000 рублей, объекта недвижимого имущества с кадастровым номером [номер] – 1 109 000 рублей, объекта недвижимого имущества с кадастровым номером [номер] – 1 448 000 рублей, объекта недвижимого имущества с кадастровым номером [номер] – 3 359 000 рублей, объекта недвижимого имущества с кадастровым номером [номер] – 5 123 000 рублей.

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» представило в суд отзыв, в котором указало на то, что учреждение определяет кадастровую стоимость лишь вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.

Правительство Нижегородской области представило отзыв, в котором указывает на то, что результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области утверждены компетентным органом в пределах его полномочий и с соблюдением процедуры, установленной Федеральным законом от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями положений главы 9 КАС РФ.

Учитывая требования ст.150 КАС РФ, положения ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, заслушав представителя административного истца, установив юридически значимые обстоятельства, обсудив доводы административного искового заявления и отзывов на него, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч.1 ст.4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными в законе.

Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. Способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям правонарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.

В силу требований ст.62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.14 КАС РФ, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Согласно п.п.1, 5 ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В силу положений ст.66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии со ст.24.11 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

Согласно ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объекта недвижимости, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в суде по основаниям недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости или установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный настоящей статьей срок.

На основании статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей. Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.

Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Как установлено статьей 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие:

исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, послужившего основанием для такого изменения;

внесения изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, изменяющий кадастровую стоимость объекта недвижимости в сторону уменьшения;

установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Как разъяснено в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года №863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области» утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет в составе земель населенных пунктов Нижегородской области, определенные по состоянию на [дата] (Приложение 1), утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области, определенные по состоянию на [дата], необходимые для определения кадастровой стоимости ранее не учтенных земельных участков, выявляемых ранее учтенных земельных участков, а также в случае внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик земельных участков (Приложение 2), утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель по муниципальным районам (городским округам) в разрезе населенных пунктов, определенные по состоянию на [дата] (Приложение 3), утверждены обобщенные (минимальные, средние, максимальные) показатели результатов расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам (городским округам) Нижегородской области, определенные по состоянию на [дата] (Приложение 4), установлено, что расчет кадастровой стоимости земель населенных пунктов Нижегородской области по земельным участкам, кадастровым кварталам, населенным пунктам и муниципальным районам (городским округам) осуществляется по группам в соответствии с видом разрешенного использования земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области (Приложение 5), установлено, что кадастровая стоимость земельных участков улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей, бульваров, застав, переулков, проездов, тупиков, земельные участки земель резерва; земельные участки, занятые водными объектами, изъятыми из оборота или ограниченными в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, земельные участки под полосами отвода водоемов, каналов и коллекторов, набережных устанавливается равной одному рублю за земельный участок.

Во исполнение пунктов 11 и 13 Правил №316 приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 года №222 утверждены Методические указания №222, применимые при определении кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка.

Согласно пункту 1.2 Методических указаний, они применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях: образования нового земельного участка; изменения площади земельного участка; изменения вида разрешенного использования земельного участка; перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель; включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке.

В соответствии с пунктом 2.1.17 Методических указаний, в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка (преобразуемый земельный участок) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка.

Пунктом 13 Правил №316 также предусмотрено, что при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.

Из материалов дела следует, что ФИО12 на праве собственности принадлежат объекты недвижимости:

- земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: торговые центры, торгово – развлекательные (комплексы), общая площадь 29 374+/-59.98 кв.м., кадастровый номер [номер], адрес объекта: [адрес]

- земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: магазин товаров первой необходимости, общая площадь 1 100+/-23 кв.м., кадастровый номер [номер], адрес объекта: [адрес]

- земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства и эксплуатации магазина, общая площадь 1 400 кв.м., кадастровый номер [номер], адрес объекта: [адрес]

- земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения торговли, общая площадь 113+/-4 кв.м., кадастровый номер [номер], адрес объекта: [адрес]

- земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения строительства объекта торговли, общая площадь 1 807 кв.м., кадастровый номер [номер], адрес объекта: [адрес]

- земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: магазины товаров первой необходимости, общая площадь 1 185+/-24.1 кв.м., кадастровый номер [номер], адрес объекта: [адрес]

- земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: предприятия торговли: магазины, общая площадь 1 874 кв.м., кадастровый номер [номер], адрес объекта: [адрес]

- земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения торговой деятельности, общая площадь 2 418 кв.м., кадастровый номер [номер], адрес объекта: [адрес]

Как разъяснено в абзаце 1 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

При таких обстоятельствах, учитывая разъяснения, содержащиеся в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», АО «Тандер», права и обязанности которого, как собственника недвижимого имущества, затрагиваются результатами определения кадастровой стоимости, является в силу положений ст.ст.24.18, 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», надлежащим административным истцом, имеющим право оспаривать результаты определения кадастровой стоимости вышеуказанных объектов недвижимости.

Приходя к выводу о наличии правовых основания для рассмотрения административного искового заявления ФИО13 по существу, суд полагает возможным восстановить предусмотренный частью 3 статьи 245 КАС РФ, частью десятой статьями 24.18, 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» срок для подачи административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости, поскольку усматривает для этого наличие уважительных причин, обусловленных как введением на территории Нижегородской области нового порядка исчисления налоговой базы по налогу на имущество организаций (исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости), сроками уплаты налога на имущество организаций.

Суд принимает во внимание и то обстоятельство, что Федеральным законом от 03 июля 2016 года №360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» изменена предусмотренная статьей 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» периодичность проведения государственной кадастровой оценки, а именно, исключены положения о том, что она подлежит проведению не реже чем один раз в течение пяти лет. Вместе с тем, как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», указанный пятилетний срок обусловлен исключительно закрепленной законом периодичностью проведения государственной кадастровой оценки, в отношении которой с 15 июля 2016 года требования о ее проведении не реже чем один раз в течение пяти лет отсутствуют.

[дата] ФИО14 реализуя свое право, предусмотренное статьями 24.18, 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ обратилось с заявлением в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Нижегородской области об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером [номер], по состоянию на [дата], объектов недвижимости с кадастровыми номерами: [номер], по состоянию на [дата], представив в Комиссию отчеты об оценке рыночной стоимости указанных объектов недвижимости от [дата] [номер], составленные оценщиком ФИО3 Рег.№[номер], являющейся членом саморегулируемой организации <данные изъяты>

[дата] комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Нижегородской области приняла решения [номер], [номер], которыми заявление ФИО15 об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости отклонило и оставила кадастровую стоимость объектов недвижимости без изменения.

Данные обстоятельства свидетельствуют о соблюдении ФИО16 установленного ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» обязательного для юридических лиц досудебного порядка урегулирования настоящего спора (п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).

Как следует из представленной информации ФГБУ «ФКП Росреестра», земельный участок с кадастровым номером [номер] внесен в Единый государственный реестр недвижимости [дата], земельный участок с кадастровым номером [номер] внесен в Единый государственный реестр недвижимости [дата], земельный участок с кадастровым номером [номер] внесен в Единый государственный реестр недвижимости [дата], земельный участок с кадастровым номером [номер] внесен в Единый государственный реестр недвижимости [дата], земельный участок с кадастровым номером [номер] внесен в Единый государственный реестр недвижимости [дата], земельный участок с кадастровым номером [номер] внесен в Единый государственный реестр недвижимости [дата], земельный участок с кадастровым номером [номер] внесен в Единый государственный реестр недвижимости [дата], земельный участок с кадастровым номером [номер] внесен в Единый государственный реестр недвижимости [дата].

Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] была определена в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 года №222, на основании результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных Постановлением Правительства от 10.12.2014 года №863.

Объекты недвижимости с кадастровыми номерами [номер] вошли в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке на территории Нижегородской области, сформированный по состоянию на [дата].

Какие-либо изменения в сведения по земельным участкам в Единый государственный реестр недвижимости вследствие изменения их количественных или качественных характеристик, повлекшие за собой изменение кадастровой стоимости, не вносились.

Для объекта недвижимого имущества с кадастровым номером [номер] имеются основания для применения в рамках настоящего дела положений ст.24.19 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Оснований для применения в рамках настоящего дела положений ст.24.19 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами [номер], не имеется.

По делу установлено, что кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] определена на основании постановления Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года №863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области», приказа Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 года №222 «Об утверждении методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка», и составляет земельного участка с кадастровым номером [номер] в размере 115 039 746 рублей 12 копеек.

Из указанного следует, что юридически значимой датой, на которую в рамках настоящего дела подлежит установлению рыночная стоимость, объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] является [дата].

По делу установлено, что кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами [номер] определена на основании постановления Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года №863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области», и составляет: для объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] в размере 2 077 702 рубля, для объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] – 2 781 170 рублей, для объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] – 228 742 рубля 51 копейка, для объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] – 3 657 855 рублей 89 копеек, для объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] – 2 496 238 рублей 05 копеек, для объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] – 5 644 394 рубля 03 копейки, для объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] – 8 736 234 рубля.

Из указанного следует, что юридически значимой датой, на которую в рамках настоящего дела подлежит установлению рыночная стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами [номер], является [дата].

Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости указанных объектов недвижимого имущества, АО «Тандер» представил в суд отчет об оценке ФИО17. [номер] от [дата] в соответствии с которым по состоянию на [дата] рыночная стоимость объекта недвижимого имущества с кадастровым номером [номер] определена в размере 58 433 000 рублей, отчет об оценке ИП ФИО19 [номер] от [дата] в соответствии с которым по состоянию на [дата] рыночная стоимость объектов недвижимого имущества определена в следующих размерах, для объекта недвижимого имущества с кадастровым номером [номер] – 1 344 000 рублей, для объекта недвижимого имущества с кадастровым номером [номер] – 1 711 000 рублей, для объекта недвижимого имущества с кадастровым номером [номер] – 138 000 рублей, для объекта недвижимого имущества с кадастровым номером [номер] – 1 109 000 рублей, для объекта недвижимого имущества с кадастровым номером [номер] – 1 448 000 рублей, для объекта недвижимого имущества с кадастровым номером [номер] – 3 359 000 рублей, для объекта недвижимого имущества с кадастровым номером [номер] – 5 123 000 рублей.

В ходе рассмотрения настоящего дела представителем административного истца Штомпелем А.Н. заявлено ходатайство о проведении по делу судебной экспертизы, по результатам рассмотрения которого судом назначена судебная экспертиза, на разрешение эксперта поставлен вопрос об определении рыночной стоимости вышеуказанных объектов недвижимости.

Согласно Заключению эксперта <данные изъяты> ФИО4 [номер] от [дата] рыночная стоимость объекта недвижимого имущества с кадастровым номером [номер] по состоянию на [дата] составляет 78 634 000 рублей, рыночная стоимость объектов недвижимости по состоянию на [дата] составляет для объекта недвижимого имущества с кадастровым номером [номер] составляет 1 266 000 рублей, для объекта недвижимого имущества с кадастровым номером [номер] составляет 1 338 000 рублей, для объекта недвижимого имущества с кадастровым номером [номер] составляет 108 000 рублей, для объекта недвижимого имущества с кадастровым номером [номер] составляет 1 727 000 рублей, для объекта недвижимого имущества с кадастровым номером [номер] составляет 1 133 000 рублей, для объекта недвижимого имущества с кадастровым номером [номер] составляет 2 314 000 рублей, для объекта недвижимого имущества с кадастровым номером [номер] составляет 3 762 000 рублей.

Заключение эксперта <данные изъяты> ФИО4 [номер] от [дата] составлено с соблюдением требований ст.82 КАС РФ, Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в части, применяемой к спорным правоотношениям, Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО №1)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 года №297, Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО №2)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 года №298, Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО №3)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 года №299, Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО №7)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 25.09.2014 года №611, является ясным и полным, вывод эксперта носит категорический характер и не является противоречивым, какие-либо сомнения в обоснованности заключения эксперта у суда отсутствуют.

Так, заключение эксперта содержит подробное описание объектов оценки, анализ рынка объектов оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на их стоимость, описание процесса оценки объектов оценки в части применения подхода (подходов) к оценке, его выводы сделаны на основе метода сравнения продаж в рамках сравнительного подхода, применение которого и аргументированное суждение об отказе при определении стоимости объектов оценки от затратного, доходного подходов, суд находит обоснованным, с использованием сведений о продаваемых объектах-аналогах, которые относятся к одному с оцениваемыми объектами сегменту рынка и сопоставимы с ними по ценообразующим факторам, с применением корректирующих коэффициентов. По мнению суда, подбор объектов-аналогов и использование соответствующих коэффициентов экспертом произведены корректно, выводы сделаны с учетом особенностей соответствующего сегмента рынка в соответствующий период и иных заслуживающих внимание обстоятельств.

Оснований не доверять данному заключению, полученному по результатам проведения назначенной судом экспертизы и подготовленному экспертом, отвечающим установленным законодательством об оценочной деятельности требованиям, предъявляемым к оценщикам, а также предупрежденным об уголовной ответственности по ст.307 УК РФ, у суда не имеется. Лица, участвующие в деле, данное заключение эксперта не оспаривают.

Доказательств, опровергающих достоверность величины рыночной стоимости вышеуказанных объектов недвижимого имущества, определенной судебной экспертизой, лицами, участвующими в деле, в порядке ст.ст.62, 63, 247 КАС РФ, не представлено и в материалах дела не имеется.

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам ст.84 КАС РФ, а именно Заключение эксперта <данные изъяты> ФИО4 [номер] от [дата], отчет об оценке ФИО23. [номер] от [дата], отчет об оценке ИП ФИО25 [номер] от [дата], суд по указанным выше основаниям отдает предпочтение полученному по результатам проведения судебной экспертизы Заключению эксперта <данные изъяты> ФИО4 [номер] от [дата], полагая, что оно отвечает принципам относимости, допустимости и достоверности и подтверждает рыночную стоимость объектов недвижимого имущества по состоянию на юридически значимые даты, и приходит к выводу о том, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости подлежат удовлетворению в размер установленном в заключении эксперта.

Кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества с кадастровым номером [номер] подлежи установлению в размере 78 634 000 рублей, по состоянию на [дата].

Кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества с кадастровым номером [номер] подлежи установлению в размере 1 266 000 рублей, по состоянию на [дата].

Кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества с кадастровым номером [номер] подлежи установлению в размере 1 338 000 рублей, по состоянию на [дата].

Кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества с кадастровым номером [номер] подлежи установлению в размере 108 000 рублей, по состоянию на [дата].

Кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества с кадастровым номером [номер] подлежи установлению в размере 1 727 000 рублей, по состоянию на [дата].

Кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества с кадастровым номером [номер] подлежи установлению в размере 1 133 000 рублей, по состоянию на [дата].

Кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества с кадастровым номером [номер] подлежи установлению в размере 2 314 000 рублей, по состоянию на [дата].

Кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества с кадастровым номером [номер] подлежи установлению в размере 3 762 000 рублей, по состоянию на [дата].

Не свидетельствуют об обратном и не могут повлечь отказ в удовлетворении требований доводы Правительства Нижегородской области о том, что установленные постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года №863 результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области утверждены компетентным органом в пределах его полномочий и с соблюдением процедуры, установленной Земельным кодексом РФ, Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года №316, и Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 года №39, поскольку основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость (ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»), при определении которой кадастровая стоимость земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (ст.66 Земельного кодекса РФ).

В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию. Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию.

Как следует из материалов дела, [дата] ФИО26 обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, однако решениями [номер], [номер] от [дата] заиления были отклонены.

Приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 21 октября 2020 года №326-13-566703/20, утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов, земель промышленности и иного специального назначения, земель лесного фонда, земель запаса) на территории Нижегородской области по состоянию на 1 января 2020 года.

Сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Нижегородской области, определенные по состоянию на 01 января 2020 и внесенные в ЕГРН, применяются с 01 января 2021 года.

Учитывая изложенное, в резолютивную часть решения подлежит включению период действия определенной судом рыночной стоимости – с даты начала применения кадастровой стоимости объектов недвижимости по 31 декабря 2020 года, в течение которого ставшая архивной кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости, применялась к административному истцу для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также дата подачи административным истцом заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимого имущества, которая соответствует дате обращения административного истца с заявлением в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, то есть [дата].

В соответствии с ч.3 ст.188 КАС РФ эксперты, специалисты и переводчики получают вознаграждение за выполненную ими по поручению суда работу, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей в качестве работников государственного учреждения. Размер вознаграждения экспертам и специалистам определяется судом по согласованию со сторонами и по соглашению с экспертами и со специалистами.

Согласно ч.1 ст.109 КАС РФ денежные суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам и специалистам или предназначенные для оплаты других признанных судом необходимыми расходов, связанных с рассмотрением административного дела, предварительно вносятся на открытый в порядке, установленном бюджетным законодательством, счет соответственно Верховного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации стороной, заявившей соответствующую просьбу.

Поскольку судебная экспертиза по настоящему административному делу, назначенная по ходатайству представителя административного истца, проведена и по ее результатам представлено заключение эксперта <данные изъяты> ФИО4 [номер] от [дата], которое признано судом надлежащим доказательством, отвечающим критериям относимости, допустимости и достоверности, при этом административным истцом произведено предварительное внесение сумм, подлежащих выплате экспертной организации, на счет Нижегородского областного суда в размере, определенном в определении Нижегородского областного суда от [дата] на основании соглашения ФИО27 и экспертной организации (90 000 рублей), в силу положений ст.ст.108, 109 КАС РФ вышеуказанная денежная сумма подлежит выплате <данные изъяты> посредством ее перечисления со счета Нижегородского областного суда на счет <данные изъяты> по указанным им реквизитам.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление ФИО28 удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества:

земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: торговые центры, торгово-развлекательные (комплексы), общая площадь 29 374+/-59.98 кв.м., кадастровый номер [номер], адрес объекта: ФИО1 [адрес], равной его рыночной стоимости в размере 78 634 000 (семьдесят восемь миллионов шестьсот тридцать четыре тысячи) рублей, по состоянию на [дата].

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества: земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: магазин товаров первой необходимости, общая площадь 1 100+/-23 кв.м., кадастровый номер [номер], адрес объекта: [адрес], равной его рыночной стоимости в размере 1 266 000 (один миллион двести шестьдесят шесть тысяч) рублей, по состоянию на [дата].

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества: земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства и эксплуатации магазина, общая площадь 1 400 кв.м., кадастровый номер [номер], адрес объекта: [адрес], равной его рыночной стоимости в размере 1 338 000 (один миллион триста тридцать восемь тысяч) рублей, по состоянию на [дата].

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества: земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения торговли, общая площадь 113+/-4 кв.м., кадастровый номер [номер], адрес объекта: [адрес] [номер] по адресу: [адрес], равной его рыночной стоимости в размере 108 000 (сто восемь тысяч) рублей, по состоянию на [дата].

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества: земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения строительства объекта торговли, общая площадь 1 807 кв.м., кадастровый номер [номер], адрес объекта: [адрес], равной его рыночной стоимости в размере 1 727 000 (один миллион семьсот двадцать семь тысяч) рублей, по состоянию на [дата].

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества: земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: магазины товаров первой необходимости, общая площадь 1 185+/-24.1 кв.м., кадастровый номер [номер], адрес объекта: [адрес], равной его рыночной стоимости в размере 1 133 000 (один миллион сто тридцать три тысячи) рублей, по состоянию на [дата].

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества: земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: предприятия торговли: магазины, общая площадь 1 874 кв.м., кадастровый номер [номер] адрес объекта: [адрес], равной его рыночной стоимости в размере 2 314 000 (два миллиона триста четырнадцать тысяч) рублей, по состоянию на [дата].

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества: земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения торговой деятельности, общая площадь 2 418 кв.м., кадастровый номер [номер], адрес объекта: [адрес], равной его рыночной стоимости в размере 3 762 000 (три миллиона семьсот шестьдесят две тысячи) рублей, по состоянию на [дата].

Сведения о кадастровой стоимости объектов недвижного имущества с кадастровыми номерами [номер] установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты начала применения кадастровой стоимости объектов недвижимости по 31 декабря 2020 года.

Датой обращения с заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами [номер], считать [дата].

Перечислить внесенные ФИО29 на счет Нижегородского областного суда денежные средства в размере 90 000 (девяносто тысяч) рублей за проведение судебной экспертизы по настоящему административному делу <данные изъяты> (ИНН [номер]; КПП [номер], БИК [номер], р/с [номер]; к/с [номер], банк получателя <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья В.Н. Нуждин

Решение в окончательной форме принято 15 апреля 2021 года.

Судья В.Н. Нуждин

3а-48/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
АО ТАНДЕР
Ответчики
Правительство Нижегородской области
Другие
Администрация р.п. Ардатов Нижегородской области
Администрация городского округа город Кулебаки Нижегородской области
Администрация МО "р.п. Гидроторф" Балахнинского муниципального района
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Нижегородской области
Штомпель Алексей Николаевич
администрация р.п. Дальнее Константиново Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области
Администрация городского округа город Выкса Нижегородской области
Управление Росреестра по Нижегородской области
Администрация города Богородска Нижегородской области
Администрация городского округа город Дзержинск Нижегородской области
Суд
Нижегородский областной суд
Судья
Нуждин Вячеслав Николаевич
Дело на сайте суда
oblsud.nnov.sudrf.ru
17.11.2020Регистрация административного искового заявления
18.11.2020Передача материалов судье
18.11.2020Решение вопроса о принятии к производству
18.11.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.11.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.12.2020Судебное заседание
27.01.2021Судебное заседание
13.04.2021Производство по делу возобновлено
14.04.2021Судебное заседание
15.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.04.2021Дело оформлено
14.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее