Судебный участок № 6 Дело № 11-17/2021
Центрального района г. Барнаула
мировой судья Мамонтова Н.Б.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
14 января 2021 года Центральный районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе: председательствующего Пчёлкиной Н.Ю.,
при секретаре Потапкиной А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя ответчика КГКУ «Управление социальной защиты населения по г.Барнаулу» на решение мирового судьи судебного участка №6 Центрального района г.Барнаула Алтайского края от 04.06.2020 по делу по иску прокурора Центрального района г.Барнаула в интересах Макаровой Галины Владимировны к КГКУ «Управление социальной защиты населения по г.Барнаулу» о взыскании суммы компенсации,
установил:
Прокурор Центрального района г. Барнаула в интересах Макаровой Г.В. обратился к мировому судье с иском к КГКУ «Управление социальной защиты населения по г.Барнаулу» о взыскании недополученной суммы компенсации. В обоснование исковых требований указал, что Макарова Г.В. является ветераном труда, в связи с чем, на основании ст. 3 Закона Алтайского края от 03.12.2004 №61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельным категориям ветеранов», имеет право на предоставление мер социальной поддержки, в том числе компенсации расходов на оплату отопления. С ДД.ММ.ГГГГ Макарова Г.В. является собственником квартиры ...., ранее квартиры ..... Согласно информации КГКУ «Управление социальной защиты населения по г. Барнаулу» Макаровой Г.В. с ДД.ММ.ГГГГ назначена денежная компенсация расходов на оплату услуги «отопление» в размере 50%. Проведенной проверкой установлено, что расчет денежного эквивалента компенсации производился не из общей площади жилого помещения, а из социальной нормы площади жилья, что является незаконным. В результате оказались нарушенными социальные права ветерана труда на получение компенсации 50% расходов на оплату отопления в размере, предусмотренном законом. Согласно расчету за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ материальным истцом недополучена компенсация в размере 3064 руб. 21 коп..
На основании изложенного, просил обязать КГКУ «Управление социальной защиты населения по г. Барнаулу» произвести выплату недополученной Макаровой Г.В. сумму компенсации 50% расходов на оплату отопления в размере 3064,21 руб..
Решением мирового судьи судебного участка №6 Центрального района г. Барнаула от 04.06.2020 исковые требования прокурора удовлетворены. Взыскана с КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу» в пользу Макаровой Г.В. недополученная сумма компенсации расходов по оплате коммунальной услуги «отопление» в размере 3064,21 руб. за счет средств бюджета Алтайского края.
КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу» подана апелляционная жалоба на указанное решение, в которой ответчик просит решение мирового судьи отменить, принять по делу новое решение. В обоснование ссылается на то, что до ДД.ММ.ГГГГ меры социальной поддержки ветеранам труда предоставлялись по Федеральному закону от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах», в соответствии с которым, льготы в отношении отопления жилого помещения предусматривались в пределах норматива потребления. Норматив потребления в соответствии с законодательством устанавливался с учётом социальной нормы площади жилого помещения. С ДД.ММ.ГГГГ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки ветеранам труда переданы субъектам Российской Федерации, в связи с чем, в Алтайском крае принят закон Алтайского края от 03.12.2004 №61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельным категориям ветеранов», которым предусматривался аналогичный Закону №5-ФЗ «О ветеранах» объем льгот. Таким образом, льготы предоставлялись также с ограничением социальной нормы площади жилья, порядок расчета компенсации организациями-поставщиками услуг остался прежним, то есть в пределах социальной нормы площади жилья и норматива потребления услуги. Ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, возложена на организации - поставщиков услуг, действия органов социальной защиты населения по выплате гражданам компенсации производны от расчетов компенсаций, предоставляемых организациями-поставщиками услуг.
Кроме того, указывает, что срок исковой давности для обращения в суд с требованиями истек, специальные сроки исковой давности могут установлены либо отдельными положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, либо иными федеральными законами. Норма ч.3 ст. 7 Закона №156-ЗС, согласно которой суммы компенсации, не полученные гражданином своевременно по вине уполномоченного органа или организации-поставщика услуг, выплачиваются за истекший период без ограничения срока, не применима в данном случае, поскольку регулирует порядок выплаты, а не сроки защиты нарушенного права в судебном порядке.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика, материальный истец не явились, извещены.
Представитель процессуального истца помощник прокурора Центрального района г.Барнаула Ефимова О.Н. возражала против удовлетворения жалобы, по доводам изложенных в возражениях.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу при данной явке.
Выслушав пояснения прокурора, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Учитывая изложенное, суд проверяет законность и обоснованность постановленного мировым судьей решения только в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
В соответствии с ч.1 ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В силу ст. 22 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Законом Алтайского края от 03.12.2004 №61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов» установлены на территории Алтайского края меры социальной поддержки ветеранов труда.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона Алтайского края от 03 декабря 2004 года N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" (в редакции, действовавшей до 24.07.2012), ветеранам труда, достигшим возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, компенсация 50 процентов расходов на оплату занимаемой общей площади жилых помещений в пределах социальной нормы площади жилья, установленной нормативными правовыми актами Алтайского края. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от формы собственности, и распространяются на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Законом Алтайского края от 27.12.2007 №156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» определены форма, порядок и условия предоставления отдельным категориям граждан, в том числе и ветеранам труда, мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
В соответствии со ст. 2 закона Алтайского края от 27.12.2007 №156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Согласно ст. 4 закона Алтайского края от 27.12.2007 №156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» компенсация назначается уполномоченным органом в сфере социальной защиты населения. Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 настоящего Закона. Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее - организации-поставщики услуг). Выплата компенсаций осуществляется ежемесячно до установленного в соответствии с частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации срока внесения населением платы за жилое помещение и коммунальные услуги по выбору гражданина путем перечисления сумм компенсаций на имеющиеся или открываемые в выбранных гражданином банках личные счета либо через организации федеральной почтовой связи.
Пунктом 1 Постановления Алтайского краевого Законодательного Собрания от 02.09.1997 N 251 "Об установлении краевого стандарта социальной нормы площади жилья", действовавшего с 01.09.1997 по 13.06.2012, установлен краевой стандарт социальной нормы площади жилья в размере 20 кв. метров общей площади жилья на одного члена семьи из трех и более человек, проживающей в рабочих поселках и сельских населенных пунктах.
Постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 04.06.2012 N 239 "О краевых стандартах нормативной площади жилого помещения, используемых при предоставлении мер социальной поддержки", действующим с 14.06.2012, установлен стандарт нормативной площади жилого помещения, используемый при предоставлении мер социальной поддержки в размере 20 кв. метров общей площади жилого помещения для одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, проживающей в сельском поселении, городском поселении, сельском населенном пункте, расположенном на территории городского округа.
Как верно установлено мировым судьей и подтверждается материалами дела, Макарова Г.В. является ветераном труда, в связи с чем, на основании п. п. 3, 4 ст. 3 Закона Алтайского края от 03.12.2004 N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельным категориям ветеранов" ей назначена денежная компенсация в размере 50% расходов на оплату на оплату коммунальной услуги «отопление».
Из материалов дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ Макарова Г.В. является собственником в праве совместной собственности на квартиру, расположенную по адресу: ...., общей площадью 50 кв.м., зарегистрирован по месту жительства по данному адресу.
Ранее Макарова Г.В. являлась собственником квартиры ...., общей площадью 69,70 кв.м..
При этом, льгота по отоплению за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ предоставлялась истцу из расчета площади 21 кв.м. (льготная площадь помещений), а не исходя из общей площади жилья с учетом его доли.
Исходя из представленного расчета, недополученная материальным истцом сумма компенсации расходов за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила 3064,21 руб..
Мировым судьей расчет проверен, признан верным.
Разрешая спор, мировой судья пришел к выводу, что до июля 2012 года законодательство, регулирующее спорные правоотношения не предусматривало возможность использования при расчете денежного эквивалента мер социальной поддержки, а также при определении компенсации социальной или иной нормы жилой площади, кроме общей площади жилого помещения. В нарушение закона льгота по оплате коммунальной услуги в виде тепловой энергии (отопление) рассчитывалась не из общей площади принадлежащего материальному истцу жилого помещения.
Суд апелляционной инстанции полагает указанные выводы мирового судьи верными, основанными на надлежащей оценке представленных сторонами доказательств при правильном применении приведенных выше норм материального права.
Довод жалобы о том, что ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, возложена на организации - поставщиков услуг, действия органов социальной защиты населения по выплате гражданам компенсации производны от расчетов компенсаций, предоставляемых организациями-поставщиками услуг, основан на неверном толковании норм действующего законодательства.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона Алтайского края от 27.12.2007 года N 156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения.
Уполномоченный орган ведет учет граждан, имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формирует реестр получателей компенсации (пункт 3 статьи 4).
Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 настоящего Закона (пункт 7 статьи 4).
Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее - организации-поставщики услуг) (пункт 8 статьи 4).
Согласно п. 14 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденных Постановлением администрации Алтайского края от 01.04.2008 г. N 126, размер компенсации ежемесячно определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг.
В силу п. 15 Правил расчет денежного эквивалента производят организации-поставщики услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края по определению мер социальной поддержки в натуральной форме.
Орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями-поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии (п. 27 Правил).
Согласно приведенным выше нормативно-правовым актам организации, осуществляющие начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (организации-поставщики услуг) рассчитывают только денежные эквиваленты мер социальной поддержки, право определять объем льготы им не предоставлено.
Доводы апелляционной жалобы о пропуске истцом срока исковой давности по заявленным требованиям, обоснованно не приняты мировым судьей во внимание в силу следующего.
Правоотношения сторон по обеспечению ветеранов труда мерами социальной поддержки носят публично-правовой характер, поэтому нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующие применение срока исковой давности, к ним не применяются, а Федеральный закон от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» нормы о применении срока исковой давности не содержит.
При этом региональный законодатель, действуя в пределах предоставленных ему полномочий, определяя законом Алтайского края от 27.12.2007 №156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» форму, порядок и условия предоставления отдельным категориям граждан, в том числе ветеранам труда, мер социальной поддержки, частью 3 статьей 7 Закона прямо предусмотрел, что суммы компенсации, не полученные гражданином своевременно по вине уполномоченного органа или организации поставщика услуг, выплачиваются за истекший период без ограничения срока.
В связи с чем, мировой судья пришел к правильному выводу о неприменении к спорным правоотношениям срока исковой давности.
Также не может быть принят во внимание довод ответчика о том, что часть 3 статьи 7 Закона №156-ЗС регулирует порядок выплат, а также взаимоотношения государственных органов и льготополучателя по предоставлению мер социальной поддержки в досудебном порядке, указанная норма также не может трактоваться как норма устанавливающая специальный срок исковой давности, поскольку он может быть установлен только федеральным законом, суд находит несостоятельным, так как указанной нормой региональный законодатель срок исковой давности не устанавливал. Напротив, по предметам совместного ведения предусмотрел норму материального права, регламентирующую выплату гражданину компенсаций, не полученных по вине уполномоченного органа, без ограничения срока, что федеральному законодательству не противоречит.
Учитывая изложенное, решение мирового судьи является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, суд
определил:
решение мирового судьи судебного участка №6 Центрального района г.Барнаула Алтайского края от 04.06.2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя КГКУ «Управление социальной защиты населения по г.Барнаулу» оставить без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья Н.Ю. Пчёлкина
Копия верна
Судья Н.Ю. Пчёлкина
Секретарь А.А. Потапкина
УИД 22MS0006-01-2020-000927-80