Дело №
УИД 59RS0№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Краснокамск 28 июня 2023 года
Краснокамский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Азановой О.Н.
при секретаре ФИО5
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Краснокамского городского суда гражданское дело по иску ФИО4 к Администрации Краснокамского городского округа о предоставлении благоустроенного жилого помещения,
у с т а н о в и л:
ФИО4 обратился в суд с исковым заявлением об обязании Администрации Краснокамского городского округа предоставления во внеочередном порядке на территории Краснокамского городского округа по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не менее 28 квадратных метров общей площади жилого помещения, при этом жилая площадь помещения не может быть менее 14 квадратных метров.
В исковом заявлении указано, что ФИО4 имеет статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, мать ФИО2 являлась одинокой матерью и решением Краснокамского городского суда ФИО1 края лишена родительских прав. ДД.ММ.ГГГГ он был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Истец обратился ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Краснокамского городского округа с заявлением о предоставлении жилого помещения, на что ему был дан ответ, что он поставлен в очередь в общий список и получит жилье в 2025-2026 г.г., при этом в первую очередь жилые помещения будут предоставляться детям-сиротам по решениям суда вступившим в законную силу. В настоящее время он является совершеннолетним, после достижения совершеннолетия опекун выселил его из своего жилого помещения, в собственности жилых помещений не имеет, проживает в арендуемой квартире, обучается в колледже, получает социальную стипендию в размере 15000 рублей, в связи с чем, нуждается в отдельном благоустроенном жилом помещении.
Истец в судебное заседание не явился, извещен о дате и месте судебного заседания надлежащим образом, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддерживает.
ФИО1 истца в судебное заседание не явилась, извещена о дате и месте судебного заседания надлежащим образом, направила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствии, исковые требования поддерживает.
ФИО1 ответчика ФИО6 в судебное заседание не явилась, извещена о дате и месте судебного заседания надлежащим образом, направила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствии. В материалы дела представила письменный отзыв, согласно которому право истца на получение жилого помещения не отрицает, однако полагает, что оно должно быть реализовано в порядке очередности.
ФИО1 Территориального управления Министерства социального развития ФИО1 края по Краснокамскому и Нытвенскому муниципальным районам, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело без их участия.
ФИО1 Министерства социального развития ФИО1 края, Министерства строительства и архитектуры ФИО1 края, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело без их участия.
ФИО1 края, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело без их участия.
ФИО1 Комитета земельных и имущественных отношений Администрации Краснокамского городского округа, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело без их участия.
В суд представлены отзывы третьих лиц, в которых полагают, что право истца должно быть реализовано в порядке очередности.
Исследовав материалы дела, материалы учетного дела №-С в отношении ФИО4, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 149 СК РФ, дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Частью 1 ст. 5 ЖК РФ предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
В силу ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
В соответствии с п. п. 1, 7 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ (далее по тексту – ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 8.1 Закона Пермского края от 08.10.2007 г. № 127-ПК «О специализированном жилищном фонде Пермского края» жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим возраста 18 лет (в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
В силу ч.ч. 1, 2, 5 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются:
1) лицо проживает в Пермском крае;
2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма;
3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Жилые помещения предоставляются указанным в части 1 настоящей статьи лицам в виде жилых домов, квартир по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления Пермского края, не менее 28 квадратных метров общей площади жилого помещения, при этом жилая площадь помещения не может быть менее 14 квадратных метров.
Предоставляемое жилое помещение должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 3 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены следующими государственными полномочиями:
1) формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот;
2) формирование списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;
3) принятие решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения;
4) принятие решений о заключении договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок на основании выявленных в установленном порядке обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации.
Статьей 6 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусмотрено, что финансирование расходов на осуществление органами местного самоуправления переданных государственных полномочий осуществляется за счет средств бюджета Пермского края в форме субвенций.
В соответствии с положениями Постановления Правительства Пермского края от 19.07.2017 № 670-п «Об осуществлении отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края», жилые помещения предоставляются органом местного самоуправления муниципального района или городского округа Пермского края.
Жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа).
Суд установил, что ФИО4 является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигла 18-летнего возраста.
Согласно копии свидетельства о рождении ФИО4 родился ДД.ММ.ГГГГ Указаны родители: мать – ФИО2, в графе отец- ФИО3, сведения об отце внесены в актовую запись на основании заявления матери.
Решением Краснокамского городского суда ФИО1 края от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 была лишена родительских прав в отношении сына ФИО4
Приказом ТУ Минсоцразвития по Краснокамскому и Нытвенскому муниципальным районам от ДД.ММ.ГГГГ опекун ФИО4 –ФИО7 была освобождена от исполнения обязанностей опекуна в связи с болезнью.
Постановлением ТУ Минсоцразвития по Краснокамскому и Нытвенскому муниципальным районам от ДД.ММ.ГГГГ № № над несовершеннолетним ФИО4 назначена опека по договору о приемной семье над несовершеннолетним ФИО4, определено место жительства несовершеннолетнего ФИО4 с приемным родителем ФИО8
Распоряжением Комитета земельных и имущественных отношений Администрации Краснокамского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №.7-р, ФИО4 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда на территории Краснокамского городского округа.
Согласно сведениям Краснокамского филиала ГБУ «ЦТИ ФИО1 края» за ФИО4 недвижимое имущество на территории <адрес> или <адрес> не зарегистрировано.
Аналогичная информация представлена Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ФИО1 краю, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информация о правах на объекты недвижимого имущества в отношении ФИО9 отсутствует.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 подано заявление о предоставлении жилого помещения, в связи в включением в список детей-сирот, поскольку ожидает рождения ребенка в адрес Комитета земельных и имущественных отношений Администрации Краснокамского городского округа.
Согласно ответа Комитета земельных и имущественных отношений Администрации Краснокамского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №, заявление ФИО4 внесено в АС «Обеспечение жильем» по категории «Дети-сироты» и подлежит включению в список на предоставление жилья детям-сиротам предположительно на 2025-2026 г.г.
Судом установлено, что ФИО4 не обеспечен жилым помещением, следовательно, является нуждающимся в предоставлении жилого помещения по указанным основаниям.
В связи с этим имеются основания для удовлетворения требований истца ФИО4 о предоставлении ему жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В соответствии с п.п. 1, 2, 3, 4 ч. 1 ст. 3 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления наделяются следующими государственными полномочиями:
1) формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот;
2) формирование списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;
3) принятие решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения;
4) принятие решений о заключении договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок на основании выявленных в установленном порядке обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации.
В соответствии со ст. 12 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот, в том числе строящиеся и (или) приобретенные Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края по государственным контрактам, заключенным до вступления в силу настоящего Закона, после их постройки, не переданные и (или) переданные детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений, расположенные на территориях муниципальных образований Пермского края, подлежат передаче на безвозмездной основе из государственной собственности Пермского края в собственность муниципальных образований, на территории которых они расположены, для включения их в муниципальный специализированный жилищный фонд.
На основании вышеизложенных, действующих в настоящее время, норм права, регулирующие спорные правоотношения, обязанность по предоставлению жилого помещения суд возлагает на администрацию городского округа, как на орган местного самоуправления, которому в соответствии с Законом Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» переданы полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но указанное обеспечение истца жилым помещением произвести за счет субвенций, передаваемых в бюджет муниципального образования для осуществления органом местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С учетом положений действующего законодательства, относительно характеристик жилого помещения, суд считает, что истцу ФИО4 подлежит предоставление по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 28 квадратных метров, при этом жилая площадь помещения не менее 14 квадратных метров.
Системное толкование положений п.п. 1.3, 1.4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда ФИО1 края по договорам найма специализированных жилых помещений (утв. Постановлением ФИО1 края от ДД.ММ.ГГГГ N 1194-п), свидетельствует, в том числе о том, что жилое помещение гражданину предоставляется по месту его жительства. В случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования ФИО1 края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании ФИО1 края, ближайшем к месту жительства.
Вышеприведенные требования свидетельствуют о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей жилого помещения по месту их жительства, и лишь с согласия гражданина - в другом муниципальном образовании, ближайшем к месту жительства. Вопрос о возможном предоставлении жилья в другом населенном пункте может быть решен в порядке исполнения судебного решения.
На момент рассмотрения дела истец настаивает на требованиях о предоставления жилого помещения ему в границах Краснокамского городского округа ФИО1 края.
Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации место жительства гражданина определяется, как место его постоянного или преимущественного проживания.
Местом жительства малолетних детей (несовершеннолетних, не достигших 14-летнего возраста) признается место жительства их законных ФИО1: родителей, усыновителей, опекунов (пункт 2 статьи 20 ГК РФ).
При определении места жительства ребенка, оставшегося без попечения родителей, необходимо руководствоваться следующим положениями.
В соответствии со статьей 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Свобода выбора места пребывания и жительства граждан связана с достижением ими 14 лет, поскольку до 14 лет место жительства детей должно определяться исключительно по месту жительства их законных ФИО1.
При этом доводы ответчика о том, что такое предоставление жилого помещения нарушит права иных детей-сирот, включенных в список ранее, судом во внимание не принимаются, поскольку федеральное законодательство, а также нормативные правовые акты ФИО1 края очередность реализации данной категорией граждан права на предоставление им благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений не предусматривают. Довод о предоставлении помещения "в порядке очередности" не отвечает требованиям норм материального права и нарушает право истца на обеспечение жильем.
Суд, руководствуясь положениями статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", с учетом обстоятельств, установленных при рассмотрении гражданского дела, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со статьей 67 ГПК РФ, исходит из того, что у истца, как нуждающегося в жилом помещении, возникло право на внеочередное предоставление жилого помещения в порядке, установленном законом, после того, как он был включен в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Однако полагающееся по закону жилое помещение предоставлено не было.
Законом ФИО1 края от ДД.ММ.ГГГГ N 88-ПК органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязанность по предоставлению ФИО9 во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения следует возложить на администрацию Краснокамского городского округа ФИО1 края.
Руководствуясь ст.ст.194-198,199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования ФИО4 удовлетворить.
Обязать Администрацию Краснокамского городского округа ИНН № предоставить ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес> ФИО1 <адрес>, во внеочередном порядке на территории Краснокамского городского округа по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не менее 28 квадратных метров общей площади жилого помещения, при этом жилая площадь помещения не может быть менее 14 квадратных метров.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Краснокамский городской суд ФИО1 края в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.Н.Азанова