Дело № 2-1918/2024 г.
48RS0003-01-2024-002346-75
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
04 октября 2024 года Правобережный районный суд г. Липецка в составе:
председательствующего судьи Москалевой И.В.,
при секретаре Чеботаревой Е.А.,
с участием истца Муравьевой Т.П., представителей ответчика Управления социальной политики Липецкой области Андрюшиной А.С. и Гуляевой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по иску Муравьевой Татьяны Петровны к Управлению социальной политики Липецкой области о перерасчете ежемесячной доплаты к пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Муравьева Т.П. обратилась в суд с исковыми требованиями к Управлению социальной политики Липецкой области о перерасчете ежемесячной доплаты к пенсии. В обоснование требований ссылалась на то, что с 05.05.2022 года является получателем страховой пенсии по инвалидности, с 07.06.2022 года – получателем ежемесячной доплаты к страховой пенсии. Полагая, что размер ежемесячной доплаты с страховой пенсии занижен, 21.05.2024 года она обратилась в Управление социальной политики Липецкой области с заявлением о корректировке ежемесячной доплаты к страховой пенсии. Ответчик отказал ей в перерасчете ежемесячной доплаты к страховой пенсии. С даны мотком истица не согласна, просит признать право на ежемесячную доплату к пенсии из расчета 75 процентов среднемесячного содержания, исключить из расчета повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности <данные изъяты> группы, взыскать с Управления социальной политики Липецкой области невыплаченную сумму ежемесячной выплаты в размере 184171 руб.67 коп.
Впоследствии истица уточнила исковые требования, просит признать право на ежемесячную доплату к страховой пенсии в соответствии с ч.1 ст.5 Закона Липецкой области «О пенсионном обеспечении лиц, замещающих государственные должности Липецкой области и должности государственной гражданской службы Липецкой области» из расчета 75 процентов среднемесячного денежного содержания, учитываемого при определении размера пенсионных выплат, исключить из расчета повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности <данные изъяты> группы; обязать Управление социальной политики Липецкой области произвести перерасчет ежемесячной доплаты к страховой пенсии по инвалидности.
В судебном заседании истец Муравьева Т.П. исковые требования поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика Управления социальной политики Липецкой области по доверенности Андрюшина А.С. и Гуляева Ю.В. исковые требования не признала, указали, что оснований для пенсии истице не имеется, поскольку,
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39), относит к компетенции законодателя установление государственных пенсий (ч. 2 ст. 39).
Социальная защита, включая социальное обеспечение, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, согласно ст. 72 (пп. «ж», «н» ч.1) Конституции Российской Федерации, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 8 Федерального закона от 21.12.2021 года № 414-ФЗ
«Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» субъект Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Пунктом 11 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих (как федеральных, так и субъектов Российской Федерации) им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.
Такой федеральный закон до настоящего времени не принят.
В настоящее время условия и порядок пенсионного обеспечения за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих определены Федеральным законом от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления (пункт 4 статьи 7 Федерального закона № 166-ФЗ).
В соответствии со статьей 20 Закона Липецкой области от 30.12.2005 года № 259-ОЗ «О государственной гражданской службе Липецкой области» гражданским служащим области гарантируется право на пенсионное обеспечение в соответствии с действующим законодательством.
Правоотношения, связанные с дополнительным пенсионным обеспечением лиц, замещающих государственные должности Липецкой области и должности государственной гражданской службы Липецкой области, регулируются Законом Липецкой области от 04.06.2003 года №55-ОЗ «О пенсионном обеспечении лиц, замещающих государственные должности Липецкой области и должности государственной гражданской службы Липецкой области». Указанный закон устанавливает основания, порядок назначения и индексации пенсионных выплат указанным лицам.
Согласно ч. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 5 указанного закона государственным гражданским служащим Липецкой области, уволенным с государственной гражданской службы Липецкой области по основаниям, предусмотренным указанной нормой, имеющим необходимый стаж государственной службы и которым назначена пенсия в соответствии с федеральным законодательством, пенсионные выплаты устанавливаются и выплачиваются в виде ежемесячной доплаты к пенсии, либо в виде пенсии за выслугу лет в случаях, установленных настоящим Законом, при наличии стажа государственной службы и иных оснований, установленных настоящим Законом.
В соответствии с ч.2 ст. 5 Закона Липецкой области от 04.06.2003 года №55-ОЗ «О пенсионном обеспечении лиц, замещающих государственные должности Липецкой области и должности государственной гражданской службы Липецкой области» пенсия за выслугу лет устанавливается до приобретения права на страховую пенсию по старости (инвалидности) лицам, замещающим должности гражданской службы области, имеющим на день увольнения стаж государственной службы не менее 25 лет при условии замещения ими должностей гражданской службы области и (или) государственных должностей области не менее 7 полных лет непосредственно перед увольнением, и уволенным по основаниям, предусмотренными абзацами пятым - восьмым части 1 настоящей статьи.
Размер пенсии за выслугу лет определяется исходя из среднемесячного денежного содержания лиц, замещающих должности гражданской службы области, установленного частью 1 статьи 4 настоящего Закона. В случае если гражданский служащий за последние 12 месяцев, предшествующих увольнению, замещал и государственные должности области, и должности гражданской службы области, то размер пенсии за выслугу лет определяется исходя из суммы среднемесячного заработка, установленного частью 1 статьи 6 Закона Липецкой области от 22 февраля 2006 года N 266-ОЗ "О гарантиях деятельности лиц, замещающих государственные должности Липецкой области, и социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Липецкой области", и среднемесячного денежного содержания, установленного частью 1 статьи 4 настоящего Закона, полученного за указанный период времени.
Лицам, замещающим должности гражданской службы области, пенсия за выслугу лет назначается в размере 60 процентов среднемесячного денежного содержания по замещаемой должности при наличии стажа государственной службы 25 лет.
За каждый полный год стажа государственной службы свыше 25 лет размер пенсии за выслугу лет увеличивается на 3 процента среднемесячного денежного содержания. При этом размер пенсии за выслугу лет не может превышать 75 процентов среднемесячного денежного содержания, установленного частью 1 статьи 4 настоящего Закона.
Пенсия за выслугу лет назначается со дня подачи заявления, но не ранее чем со дня увольнения с должности гражданской службы области.
Со дня назначения пенсии в соответствии с федеральным законодательством размер пенсии за выслугу лет уменьшается на фиксированную выплату к страховой пенсии, о чем руководителем исполнительного органа государственной власти области в сфере социальной защиты населения принимается решение, которое оформляется согласно приложению N 6 к настоящему Закону.
Учитывая, что по своей правовой природе пенсионное обеспечение государственных гражданских служащих субъектов РФ (в виде пенсии за выслугу лет либо ежемесячной доплаты к пенсии) является дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств бюджетов субъектов РФ, помимо пенсии, назначаемой на общих основаниях, а также исходя из приведенных законоположений, субъекты РФ устанавливают порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы в данном субъекте РФ, дополнительного обеспечения в виде пенсии за выслугу лет, в том числе исходя из имеющихся у них финансово-экономических возможностей.
Судом установлено, что согласно записям в трудовой книжке истицы 06.06.2022 года с Муравьевой Т.П. расторгнут служебный контракт, и она уволена с государственной гражданской службы Липецкой области по собственной инициативе на основании п.3 ч.1 ст.33 Федерального закона от 217.07.2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ».
Согласно справке о периодах государственной службы (работы), учитываемых при исчислении стажа государственной службы Муравьевой Т.П., замещавшей должность заместителя начальника отдела информационно-маркетинговой поддержки и организационной работы управления экономического развития Липецкой области, дающего право на ежемесячную доплату к пенсии, стаж государственной службы истицы составляет 29 лет 02 дня.
Согласно справке ФКУ «ГБ МСЭ по Липецкой области» Минтруда России МСЭ-2021 № Муравьевой Т.П. 05.05.2022 года впервые установлена <данные изъяты> группа инвалидности до 01.06.2024 года.
Материалами дела установлено, что на основании ст.9 Федерального закона 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» Муравьевой Т.П. назначена пенсия по инвалидности с 05.05.2022 года по 31.05.2024 года, данное обстоятельство подтверждается справкой ПФР от 26.06.2022 года.
06.06.2022 года Муравьева Т.П. обратилась в Управление социальной политики Липецкой области с заявлением о назначении ежемесячной доплате к пенсии.
Согласно справке от 06.06.2022 года размер ежемесячного денежного содержания Муравьевой Т.П., замещавшей должность государственной гражданской службы, для назначения ежемесячной доплаты к пенсии составляет 65320 руб. 03 коп.
Решением Управления социальной политики от 14.06.2022 года Муравьевой Т.П. в соответствии с Законом Липецкой области №55-ОЗ «О пенсионном обеспечении лиц, замещающих государственные должности Липецкой области и должности государственной гражданской службы Липецкой области» Муравьевой Т.П. назначена ежемесячная доплата к пенсии в размере 24750 руб. 54 коп. в месяц, составляющая 75 процентов среднемесячного денежного содержания, учитываемого при определении размера пенсионных выплат, установленного частью 1 статьи 4 настоящего закона с 07.06.2022 года.
Размер ежемесячной доплаты к пенсии Муравьевой Т.П. составил 24 750 руб. 54 коп. Из объяснений представителя Управления социальной политики Липецкой области по доверенности Андрюшиной А.С. расчет ежемесячной доплаты произведен следующим образом:
В силу части 1 статьи 4 Закона № 55-ОЗ «О пенсионном обеспечении лиц, замещающих государственные должности Липецкой области и должности государственной гражданской службы Липецкой области» размер пенсионных выплат лицам, замещающим должности гражданской службы области, исчисляется исходя из 0,8 их среднемесячного денежного содержания за последние 12 полных месяцев, предшествующих дню увольнения с соответствующей должности. За последние 12 месяцев размер среднемесячного денежного содержания Муравьевой Т.П. за последние 12 полных месяцев, предшествующих дню увольнения составил 65 320,03 руб., следовательно 65320,03 руб. х 08 = 52 256,02 руб.
Согласно статье 5 Закона № 55-ОЗ «О пенсионном обеспечении лиц, замещающих государственные должности Липецкой области и должности государственной гражданской службы Липецкой области» ежемесячная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы сумма размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленного Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», и ежемесячной доплаты к ней составляла 45 процентов среднемесячного денежного содержания, учитываемого при определении размера пенсионных выплат, установленного частью 1 статьи 4 Закона № 55-ОЗ.
Размер ежемесячной доплаты к пенсии увеличивается на 3 процента среднемесячного денежного содержания, учитываемого при определении размера пенсионных выплат, за каждый полный год стажа государственной службы свыше стажа, продолжительность которого для назначения ежемесячной доплаты к пенсии в соответствующем году определяется согласно приложению к Федеральному закону от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». При этом сумма фиксированной выплаты к страховой пенсии и ежемесячной доплаты к ней не может превышать 75 процентов среднемесячного денежного содержания, учитываемого при определении размера пенсионных выплат, установленного частью 1 статьи 4 Закона № 55-ОЗ. Следовательно, расчет ежемесячной доплаты Муравьевой Т.П. с применением процента за стаж работы, но без уменьшения на размер фиксированной выплаты составил 39192,02 руб. (52 256,02 руб. х 75% = 39 192,02 руб.).
Однако, в соответствии с вышеуказанными нормами Закона № 55-ОЗ «О пенсионном обеспечении лиц, замещающих государственные должности Липецкой области и должности государственной гражданской службы Липецкой области» при установлении ежемесячной доплаты к пенсии ее размер подлежит уменьшению на размер фиксированной выплаты. Таким образом, размер ежемесячной доплаты к пенсии истицы, являвшейся инвалидом <данные изъяты> группы и получателем страховой пенсии по инвалидности, с учетом назначенной фиксированной выплаты к страховой пенсии составил 24750,54 руб. (39 192,02 руб. - 14 441,48 руб.= 24 750,54 руб.).
Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, являющимся инвалидами I группы, устанавливается повышенный размер фиксированной выплаты путем установления к страховой пенсии по инвалидности повышения фиксированной выплаты (часть 2 ст. 17).
Таким образом, ежемесячная доплата к пенсии была установлена Муравьевой Т.П. в соответствии с требованиями Закона №55-ОЗ «О пенсионном обеспечении лиц, замещающих государственные должности Липецкой области и должности государственной гражданской службы Липецкой области», применен порядок расчета, действующий на момент назначения ежемесячной доплаты к пенсии, а именно - учтен повышенный размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности, назначенной истице, как инвалиду <данные изъяты> группы согласно Федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Из справки ФКУ «ГБ МСЭ по Липецкой области» Минтруда России МСЭ-2023 № усматривается, что Муравьевой Т.П. 01.06.2024 года повторно установлена <данные изъяты> группа инвалидности бессрочно.
21.05.2024 года истица Муравьева Т.П. обратилась в Управление социальной политики Липецкой области с заявлением о корректировке ежемесячной доплаты к страховой пенсии, поскольку в связи с установлением ей <данные изъяты> группы инвалидности было отменено повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, выплачиваемое истице как инвалиду <данные изъяты> группы.
В письме Управления социальной политики Липецкой области от 07.06.2024 года в адрес Муравьевой Т.П. сообщается об отсутствии оснований для корректировки размера ежемесячной доплаты к пенсии в связи с изменением группы инвалидности, поскольку, пересмотр ранее назначенных пенсионных выплат, в том числе и с связи с изменением группы инвалидности, Законом Липецкой области № 55-ОЗ «О пенсионном обеспечении лиц, замещающих государственные должности Липецкой области и должности государственной гражданской службы Липецкой области» не предусмотрен, Размер установленной ежемесячной доплаты к пенсии может быть изменен только в результате индексации пенсионных выплат, осуществленной в порядке, установленном статьей 8 Закона № 55-ОЗ.
Довод истицы о том, что расчет ее ежемесячной доплаты к пенсии должен быть произведен в соответствии с требованиями к порядку расчета пенсии за выслугу лет, установленными пунктом 3 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и предусматривающих, что сумма повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии в связи с наличием инвалидности <данные изъяты> группы не учитывается при определении размера пенсии, суд считает несостоятельным, поскольку к правоотношениям, регулирующим порядок назначения пенсионных выплат государственным гражданским служащим субъектов РФ, указанные требования не применяются, а распространяются на правоотношения, связанные с назначением и расчетом пенсии федеральным государственным гражданским служащим.
Поскольку, пенсия за выслугу лет гражданским служащим субъектов РФ выплачивается дополнительно к страховой пенсии в рамках системы обязательного пенсионного страхования, то определенные субъектами РФ с учетом бюджетных возможностей, правила исчисления таких пенсий и их размера могут отличаться от правил пенсионного обеспечения федеральных государственных гражданских служащих, установленных федеральным законодательством, то есть условия пенсионного обеспечения федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта РФ не должны быть тождественными.
Проанализировав нормативные акты, регулирующие вопросы пенсионного обеспечения лиц, занимающих государственные должности Липецкой области и должности государственной гражданской службы Липецкой области, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для перерасчета ежемесячной доплаты к страховой пенсии по инвалидности, поскольку возможность указанного перерасчета не предусмотрена нормами Закона Липецкой области от 04.06.2003 года №55-ОЗ «О пенсионном обеспечении лиц, замещающих государственные должности Липецкой области и должности государственной гражданской службы Липецкой области», размер ежемесячной доплаты к пенсии рассчитывается исходя из условий, действующих на момент назначения такой доплаты, и в дальнейшем может быть изменен только в связи с индексацией.
При указанных обстоятельствах отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований Муравьевой Т.П. к Управлению социальной политики Липецкой области о перерасчете ежемесячной доплаты к страховой пенсии по инвалидности из расчета 75 процентов среднемесячного денежного содержания, учитываемого при определении размера пенсионных выплат, исключении из расчета повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности <данные изъяты> группы.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ
Р Е Ш И Л:
Муравьевой Татьяне Петровне в удовлетворении исковых требований к Управлению социальной политики Липецкой области о перерасчете ежемесячной доплаты к страховой пенсии по инвалидности из расчета 75 процентов среднемесячного денежного содержания, учитываемого при определении размера пенсионных выплат, исключении из расчета повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности <данные изъяты> группы отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Липецкого областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Правобережный районный суд г. Липецка.
Председательствующий И.В. Москалева
Решение в окончательной форме принято 16.10.2024 года.