Решение по делу № 2-352/2015 от 03.08.2015

                                                                                             К делу № 2-352-2015

                                                     Р Е Ш Е Н И Е

                                         ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 августа 2015 г.                                                     Белоглинский районный суд

                                                                                  Краснодарского края

в составе

председательствующего             Журкиной Т.В.

секретаря                                  Хорольской Г.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Залитко Сергея Николаевича об оспаривании постановления главы МО Белоглинский район,

                                           У С Т А Н О В И Л :

Залитко С. Н. обратился в суд с заявлением о признании незаконным постановления главы МО Белоглинский район от 02.06.2015 года № 194 « Об отказе гражданину Залитко С. Н. в удовлетворении заявления о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении».

Заявление мотивировано тем, что в соответствии со ст. 15 ФЗ от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» Залитко С. Н. обратился с письменным заявлением в администрацию МО Белоглинский район о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как бывшего военнослужащего.

Залитко С. Н. с 13 мая 1991 года призван на действительную военную службу.

С 28 марта 1993 года по 25 апреля 1994 года проходил сверхсрочную службу в батальоне миротворческих сил ООН и награжден медалью «За службу миру»

С 28 апреля 1994 года по 24.08.1999 года Залитко С. Н. служил в Белоглинском РОВД Краснодарского края.

В 1999 году дважды проходил службу по контракту в рядах Российской армии на территории Чеченской республики.

С 19.09.2000 года по 15.03.2002 года и с 28.12.2002 года по 11.07.2007 года служил в Белоглинском РОВД Краснодарского края, затем с 2007 года снова поступил на военную службу по контракту на территории Чеченской республики.

С 11 ноября 2012 года получает военную пенсию по выслуге лет, ветеран боевых действий, имеет льготы в соответствии с п.1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах».

С 06.06.2006 года зарегистрирован и проживает по настоящее время с родителями пенсионерами по адресу <адрес>, в домовладении, принадлежащем на праве собственности матери ФИО1 и собственного жилья не имеет.

Полагает, что в соответствии со ст. 15 ФЗ от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» он имеет право для постановки на учет для получения жилья за счет средств Федерального бюджета и администрацией МО Белоглинский район неправомерно отказано о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

В судебном заседании Залитко С.Н.    поддержал заявленные требования, полагает, что администрацией неправомерно отказано о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

В настоящее время Залитко С.Н.     зарегистрирован и проживает в домовладении матери Залитко В.Н., в котором отсутствуют необходимые условия и удобства для проживания. О постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до 01 января 2005 года он не знал. Просит суд заявление удовлетворить.

Представитель администрации МО Шершненко Н.М. заявление не признала и пояснила суду, что Залитко С.Н.    02 июня 2015 года постановлением главы МО Белоглинский район № 194 в удовлетворении заявления о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, отказано в связи с предоставлением документов, не подтверждающих его право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.

          В силу ч.7, ст.52 ЖК РФ и Закона Краснодарского края от 29.12.2008 года №1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» и в соответствии со ст.1 указанного Закона учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях применяется в отношении граждан: признанных в установленном порядке малоимущими, нуждающихся в жилых помещениях муниципального фонда, предоставляемых по договорам социального найма; граждан, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма; граждан, относящихся к категориям, указанным в Законе Краснодарского края от 28 июля 2006 года №1077-КЗ «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий».

Согласно п.7 ч.2 ст. 1 Закона Краснодарского края от 28.07.2006 года №1077-КЗ «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий» категория граждан «Ветераны боевых действий» отнесена к федеральной подведомственности, т.е. критерии отнесения граждан к указанной категории определяются федеральными нормативными правовыми актами- ФЗ от 12.01.1995 года №5 «О ветеранах».

Залитко С.Н. является ветераном боевых действий и 29.04.2015 года подал заявление о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Залитко С.Н. имеет право на льготы в соответствии с п.1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах».

Залитко С.Н. зарегистрирован и проживает с 06 июня 2006 года в домовладении матери в <адрес>. По указанному адресу зарегистрировано три человека. Общая площадь жилого дома 42.9 кв.м. Обеспеченность общей площадью жилого помещения Залитко С.Н. на момент подачи заявления о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении составляет 14.3 кв.м., учетная норма в Белоглинском сельском поселении установлена 10 кв.м. общей площади жилого помещения.

Залитко С.Н. является членом семьи собственника жилого помещения, так как не имеет договора социального найма с собственником жилья, и площадь жилого помещения больше учетной нормы. Документов, подтверждающих, что жилое помещение по <адрес>, признано не отвечающим установленным для жилых помещений требованиям не представлено. Представленные Залитко С.Н. документы, не подтверждают его право состоять на учете, в качестве нуждающегося в жилых помещениях.

Заявитель не относится к отдельной категории граждан «Ветераны боевых действий», состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях,, т.к. в соответствии с законом КК от 28.07.2006 года №1077-КЗ «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий» к категории «Ветераны и приравненные к ним лица» относятся категории граждан, имеющие право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с ФЗ от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах».

В соответствии с ФЗ от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» п.3 ч.1 ст. 16 обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего закона.

Залитко С.Н. до 1 января 2005 года на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении не состоял и в соответствии с п.2 ст. 54 ЖК РФ не имеет права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях в администрации МО Белоглинский район.

С учетом изложенного просила суд в удовлетворении заявления отказать.

        Выслушав стороны и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к убеждению, что оснований для удовлетворения заявления не имеется.

В судебном заседании установлено, что Залитко С.Н. ветеран боевых действий, имеет льготы в соответствии с п.1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах» (л.д.10).

    В соответствии со ст. 15 ФЗ от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» Залитко С. Н. 29.04.2015 года обратился с письменным заявлением в администрацию МО Белоглинский район о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (л.д.-12).

Постановлением главы МО Белоглинский район от 02.06.2015 года № 194 « Об отказе гражданину Залитко С. Н. в удовлетворении заявления о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении» отказано.

Залитко С.Н. зарегистрирован с 06 июня 2006 года в <адрес> (л.д.-8,9) в домовладении принадлежащем на праве собственности матери ФИО1 и проживает в нем с родителями по настоящее время, что подтверждено выпиской из лицевого счета жилого помещения (л.д.-17). Общая площадь домовладения 42.9 кв.м. Обеспеченность общей площадью жилого помещения Залитко С.Н.    на момент подачи заявления о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении составляет 14.3 кв.м.(л.д.-14, 17-20).

Залитко С.Н. является членом семьи собственника жилого помещения и площадь жилого помещения больше учетной нормы. Документы, представленные Залитко С.Н., не подтверждают его право состоять на учете, в качестве нуждающегося в жилых помещениях.

          Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать условия для осуществления данного права, Конституция Российской Федерации вместе с тем предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, части 2 и 3).

Приведенными конституционными положениями обусловливается обязанность законодателя определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом имеющихся у государства финансово-экономических и иных возможностей.

Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением права военнослужащих на жилище, являются как законодательство, определяющее правовой статус военнослужащих, в том числе в сфере их жилищного обеспечения, так и нормы жилищного законодательства Российской Федерации. При этом действие соответствующих норм распространяется не только на весь срок военной службы, но и на период, следующий за увольнением с нее.

     Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, предусмотрены Федеральным законом "О ветеранах".

     Действовавшая до 1 января 2005 года система мер социальной защиты различных категорий ветеранов, установленная названным Федеральным законом, включала предоставление им дополнительных прав и льгот (статья 13 в первоначальной редакции), объем которых различался в зависимости от принадлежности к той или иной категории.

      Для лиц, входящих в категорию ветеранов боевых действий, объем этих прав и льгот также различался - исходя из того, к какой из перечисленных в пункте 1 статьи 3 указанного Федерального закона группе ветеранов боевых действий они относились.

      При этом для ветеранов боевых действий из числа указанных лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, было предусмотрено первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов, что означало наличие у них приоритета перед гражданами, состоящими в общей очереди лиц, нуждающихся в получении жилья, а расходы на обеспечение жильем ветеранов боевых действий возмещались за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (подпункт "г" подпункта 2 пункта 1 статьи 10, подпункт 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" в первоначальной редакции и в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года N 40-ФЗ).

По своей правовой природе первоочередное бесплатное предоставление ветеранам боевых действий из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов являлось входящей в систему мер социальной защиты данной категории ветеранов льготой, направленной на приоритетное удовлетворение потребности в жилье нуждающихся в нем граждан.

Право на такого рода жилищные льготы непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает. Поэтому их введение, отмена, изменение порядка и условий предоставления, а также круга получателей относятся к полномочиям законодателя и зависят от ряда социально-экономических факторов, в том числе от имеющихся у государства финансовых возможностей.

С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (статья 44) система мер социальной защиты всех категорий ветеранов подверглась существенным изменениям. В частности, было предусмотрено, что те ветераны боевых действий из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", которые являлись нуждающимися в улучшении жилищных условий и встали на соответствующий учет до 1 января 2005 года, должны были обеспечиваться жильем за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а вставшие на указанный учет после 1 января 2005 года подлежали обеспечению жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (пункт 11 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ).

Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ приведенное законоположение было исключено (пункт 10 статьи 17), однако новое правовое регулирование фактически сохранило различия в правилах обеспечения жильем ветеранов боевых действий из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", нуждающихся в улучшении жилищных условий, в зависимости от даты их постановки на соответствующий учет - до или после 1 января 2005 года.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" (в действующей на сегодняшний день редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ) ветераны боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года, подлежат обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, при этом полномочия по обеспечению жильем указанных граждан переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а средства на их реализацию предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (пункты 1 и 2 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах").

Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, в силу того же подпункта 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом Российской Федерации: согласно частям 2 и 3 статьи 49 данного Кодекса жилые помещения из муниципального жилищного фонда по договору социального найма предоставляются гражданам, которые с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, признаются малоимущими; иным категориям граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях по определенным законодательством основаниям, жилые помещения по договору социального найма предоставляются, если существует специальное правовое регулирование, устанавливающее их право на получение жилья из государственного жилищного фонда (Российской Федерации или субъекта Российской Федерации).

Поскольку действующим жилищным законодательством основания и порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма гражданам из числа ветеранов боевых действий, равно как и их право на первоочередное бесплатное обеспечение жильем непосредственно не предусмотрены, те из них, кто был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на соответствующий учет после 1 января 2005 года, согласно Жилищному кодексу Российской Федерации приобретают право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях.

Исключив из системы мер социальной защиты ветеранов боевых действий из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", нуждающихся в улучшении жилищных условий, льготу в виде первоочередного бесплатного предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов, федеральный законодатель предусмотрел для тех из них, кто по состоянию на 1 января 2005 года был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на соответствующий учет, т.е. имел право на указанную льготу, гарантию в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета.

Такое правовое регулирование было предпринято федеральным законодателем в рамках реформирования системы социальной защиты ветеранов и направлено, в первую очередь, на выполнение государством взятых им на себя ранее обязательств по обеспечению жильем ветеранов боевых действий, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и принятых на соответствующий учет до 1 января 2005 года. С учетом того, что подпункт 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года N 40-ФЗ связывал предоставление льготы в виде первоочередного бесплатного предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов не только с наличием у лица статуса ветерана боевых действий, но и с признанием его нуждающимся в жилом помещении (о чем свидетельствовал факт постановки на учет уполномоченным органом), введение такого условия обеспечения указанной категории граждан жильем за счет средств федерального бюджета, как постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, было осуществлено исходя из необходимости обеспечения реализации права, приобретенного ветеранами боевых действий на основании ранее действовавшего правового регулирования.

Соответственно, граждане из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", которые по состоянию на 1 января 2005 года имели статус ветеранов боевых действий, но по какой-либо причине не были поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, не могут считаться приобретшими право на первоочередное бесплатное предоставление жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов, - в отношении них государство не принимало обязательств по обеспечению жильем в приоритетном порядке, в силу чего у них не возникло и право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.

Внося изменения в систему социальной защиты ветеранов боевых действий и предусмотрев для них взамен ранее предоставлявшихся льгот определенный набор мер социальной поддержки, федеральный законодатель исходил из недопустимости произвольного уменьшения гарантированного государством объема социальной защиты, обусловленного наличием у лица статуса ветерана боевых действий. Однако, учитывая, что установление для тех или иных категорий граждан особого (льготного) порядка обеспечения жильем не предопределено положениями Конституции Российской Федерации о социальном государстве и правовом статусе личности, предоставление права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета только ветеранам боевых действий из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", которые были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и приняты на соответствующий учет до 1 января 2005 года, - притом, что ветеранам боевых действий из числа тех же лиц, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставленным на учет после этой даты, предоставлено право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях - осуществлено в пределах полномочий федерального законодателя по определению механизма реализации социальной поддержки ветеранов.

С учетом изложенного, суд приходит к мнению, что Залитко С.Н. не вправе претендовать на обеспечение жилым помещением в рамках Федерального закона от 27 мая 1998 года №76 «О статусе военнослужащих», поскольку на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении до 01 января 2005 года не состоял и не относится к категории граждан имеющих право на получение государственной поддержки по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с ФЗ №76 «О статусе военнослужащих».

Руководствуясь ст.ст.194-198, 254, ч.2 ст.256 ГПК РФ,

                                                              Р Е Ш И Л:

Залитко Сергею Николаевичу в удовлетворении заявления о признании незаконным постановления главы МО Белоглинский район от 02.06.2015 года № 194 « Об отказе гражданину Залитко С.Н. в удовлетворении заявления о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении», отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Белоглинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение изготовлено 14 августа 2015 года.

    Председательствующий:                                                            Т.В. Журкина

2-352/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Залитко С.Н.
Другие
Администрация МО Белоглинского района
Суд
Белоглинский районный суд Краснодарского края
Дело на сайте суда
beloglinsk.krd.sudrf.ru
03.08.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.08.2015Передача материалов судье
03.08.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.08.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.08.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.08.2015Судебное заседание
13.08.2015Судебное заседание
14.08.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.08.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.08.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее