№2а-392/2020
80RS0003-01-2020-000599-87
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
c. Дульдурга 23 ноября 2020 года
Дульдургинский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующей судьи Замиеновой О.В.,
с участием помощника прокурора Дульдургинского района Быканова В.А.,
представителя заинтересованного лица администрации сельского поселения «Дульдурга» Эрдынеева М.Б.,
представителя заинтересованного лица администрации сельского поселения «Зуткулей» Галсанширапова Б.Б.,
при секретаре Бальжитове Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2а –392/ 2020 по административному исковому заявлению прокурора Дульдургинского района Иванова А.Г. в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Дульдургинский район» об обязании провести кадастровые работы и поставить на учет бесхозяйное недвижимое имущество,
установил:
Прокурор Дульдургинского района Иванов А.Г. обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, мотивируя тем, что прокуратурой Дульдургинского района проведена проверка соблюдения законодательства о муниципальной собственности и жилищно-коммунальном хозяйстве в администрации МР «Дульдургинский район», по результатам которой установлено, что на основании постановления администрации муниципального района «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №-п признано бесхозяйным, в том числе, следующее недвижимо имущество:
<данные изъяты> отп. № <адрес>, расположенная по адресу: <адрес> (без кадастрового учета);
<данные изъяты> от ТП № <данные изъяты> отп. № <адрес>,
расположенная по адресу: <адрес> (без кадастрового учета);
3) ТП № от <данные изъяты> отп. № <адрес> расположенная по адресу:
<адрес> (без кадастрового учета);
4) ТП № <данные изъяты> <адрес> расположенная по адресу: <адрес> (без кадастрового учета).
В соответствии с указанным постановлением кадастровые работы запланированы на 1-2 кв. ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, проверкой прокуратуры района, проведенной в апреле 2020 года установлено, что кадастровые работы в отношении вышеуказанных бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства не проведены, с заявлением в государственный регистрирующий орган о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества должностные лица администрации Муниципального района «Дульдургинский район» не обратились, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы муниципального района «Дульдургинский район» внесено представление об устранении нарушений закона.
Из ответа администрации муниципального района «Дульдургинский район» на указанное представление следует, что выявленные нарушения будут устранены.
Однако, проверкой фактического устранения нарушений, проведенной прокуратурой в ДД.ММ.ГГГГ года установлено, что со стороны администрации муниципального района «Дульдургинский район» каких-либо мер не принято.
Как следует из информации муниципального района «Дульдургинский район» от ДД.ММ.ГГГГ № сроки проведения кадастровых работ по вышеуказанным бесхозяйным объектам электросетевого хозяйства перенесены на 2 кв. ДД.ММ.ГГГГ года, в связи с чем вынесено постановление администрации муниципального района «Дульдургинский район» от ДД.ММ.ГГГГ №-па.
Вместе с тем, установленный срок для проведения кадастровых работ, с учетом длительного бездействия администрации муниципального района «Дульдургинский район» не является разумными для устранения нарушений.
Несоблюдение установленного законом порядка принятия бесхозяйного недвижимого имущества на учет делает невозможным его обращение в муниципальную собственность, распоряжение им в дальнейшем, определение собственника (легитимного пользователя) этого имущества и возложение на него обязанностей по обеспечению его безопасности, надлежащей эксплуатации и охране данных объектов электросетевого хозяйства.
Таким образом, длительным бездействием администрации муниципального района «Дульдургинский район» нарушаются права неопределенного круга лиц на сохранность объектов, электросетевого хозяйства, и как следствие, отрицательно влияет на их исправность, создает угрозу для безопасности граждан.
Согласно п.п. 3 и 4 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, а также организация в границах муниципального района электроснабжения поселений в Пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 5 части 1 ст. 50 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, в том числе в соответствии со ст. 15 настоящего Федерального закона.
Полномочия органов местного самоуправления в области 1 электроснабжения и повышения энергетической эффективности установлены в I ст. 8 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергоснабжении» и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а именно:
- координация мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической (эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями (п.4), осуществление иных полномочий в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности, отнесенных Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления (п.5).
Согласно Уставу муниципального района «Дульдургинский район», принятого решением Совета муниципального района «Дульдургинский район» от ДД.ММ.ГГГГ № 126 в полномочия органов местного
самоуправления по решению вопросов местного значения входит, в том числе, утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (п.11 ч.1 ст. 10).
Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции РФ целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования.
В силу п. 3 ч. 1 ст.85 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) муниципальное образование должно принять бесхозяйное имущество на учет и впоследствии признать на него право муниципальной собственности, а также обеспечить ввиду отсутствия собственника имущества его эксплуатацию в целях организации электроснабжения населения.
Просит суд:
Признать незаконным бездействие администрации муниципального района «Дульдургинский район», выразившееся в не проведении кадастровых работ и не обращении с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии Забайкальского края о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества, а именно:
- <данные изъяты> отп. № <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>;
-<данные изъяты> от ТП № <данные изъяты> отп. № <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>;
- ТП № от <данные изъяты> отп. № <адрес> расположенная по адресу: <адрес>;
- ТП № <данные изъяты> <адрес> расположенная по адресу: <адрес> (без кадастрового учета).
Обязать администрацию муниципального района «<адрес>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести кадастровые работы и обратиться С заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии <адрес> о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества, а именно:
- <данные изъяты> отп. № <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>;
- <данные изъяты>3 от ТП № <данные изъяты> отп. № <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>;
- ТП № от <данные изъяты> отп. № <адрес> расположенная по адресу:
I <адрес>;
- ТП № <данные изъяты> <адрес> расположенная по адресу: <адрес> (без | кадастрового учета).
Представитель административного ответчика администрации МР «Дульдургинский район» извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание суда не явился.
Участники процесса, явившиеся в судебное заседание, возражении против рассмотрения административного гражданского дела в отсутствие представителя административного ответчика администрации МР «Дульдургинский район», не имеют.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика администрации МР «Дульдургинский район», в соответствии со ст. 150 КАС РФ.
Помощник прокурора Дульдургинского района Быканов В.А. в судебном заседании заявленные требования прокурора поддержал в полном объеме, по основаниям изложенным в исковом заявлении, уточнив срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель заинтересованного лица администрации сельского поселения «Дульдурга» Эрдынеев М.Б. заявленные требования прокурора признал в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица администрации сельского поселения «Зуткулей» Галсанширапов Б.Б. заявленные требования прокурора Дульдургинского района признал в полном объеме.
Выслушав помощника прокурора Быканова В.В., представителей заинтересованных лиц и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В силу ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. Согласно ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую, собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником, либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности. Согласно ч. 3 ст. 218 ГК РФ, в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Постановлением администрации муниципального района «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №-п признано бесхозяйным, в том числе, следующее недвижимо имущество: <данные изъяты> отп. № <адрес>, расположенная по адресу: <адрес> (без кадастрового учета); <данные изъяты> от ТП № ВЛ-10 Гунэй отп. № <адрес>, расположенная по адресу: <адрес> (без кадастрового учета); ТП № от <данные изъяты> отп. № <адрес> расположенная по адресу: <адрес> (без кадастрового учета); ТП № <данные изъяты> <адрес> расположенная по адресу: <адрес> (без кадастрового учета).
Согласно п.п. 3 и 4 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, а также организация в границах муниципального района электроснабжения поселений в Пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 5 части 1 ст. 50 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, в том числе в соответствии со ст. 15 настоящего Федерального закона.
Полномочия органов местного самоуправления в области 1 электроснабжения и повышения энергетической эффективности установлены в I ст. 8 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергоснабжении» и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а именно:
- координация мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической (эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями (п.4), осуществление иных полномочий в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности, отнесенных Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления (п.5).
Согласно Уставу муниципального района «Дульдургинский район», принятого решением Совета муниципального района «Дульдургинский район» от ДД.ММ.ГГГГ № 126 в полномочия органов местного
самоуправления по решению вопросов местного значения входит, в том числе, утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (п.11 ч.1 ст. 10).
Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции РФ целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования.
В силу п. 3 ч. 1 ст.85 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) муниципальное образование должно принять бесхозяйное имущество на учет и впоследствии признать на него право муниципальной собственности, а также обеспечить ввиду отсутствия собственника имущества его эксплуатацию в целях организации электроснабжения населения.
По смыслу ст. 225 ГК РФ орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного.
Учитывая, что к компетенции органа местного самоуправления относятся вопросы местного значения, исходя из интересов населения, при выявлении на территории муниципального образования бесхозяйного имущества, неосуществление надлежащего содержания которого нарушает права неопределенного круга лиц, орган местного самоуправления обязан принять меры для выявления его собственника, в противном случае обязан обеспечить постановку имущества на учет в качестве бесхозяйного, в дальнейшем принять его в муниципальную собственность.
Приведенная обязанность вытекает из п. 3 ст. 225 ГК РФ и п. 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 г. N 580, согласно которому принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. Законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, в связи с чем, требования прокурора о возложении данной обязанности по осуществлению действий по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества на ответчика, как орган местного самоуправления, является обоснованным.
На основании изложенного суд считает, что заявленные требования прокурора Дульдургинского района подлежат удовлетворению, так как в обязанность органа местного самоуправления, а именно администрации МР «Дульдургинский район» входит, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
В соответствии с п.2 ч. 6 ст. 180 КАС РФ суд устанавливает в решении суда, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Дульдургинского района Иванова А.Г. удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального района «Дульдургинский район», выразившееся в не проведении кадастровых работ и не обращении с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии Забайкальского края о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества, а именно:
- <данные изъяты> отп. № <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>;
-<данные изъяты> от ТП № ВЛ-10 Гунэй отп. № <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>;
- ТП № от <данные изъяты> отп. № <адрес> расположенная по адресу: <адрес>;
- ТП № <данные изъяты> <адрес> расположенная по адресу: <адрес> (без кадастрового учета).
Обязать администрацию муниципального района «<адрес>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести кадастровые работы и обратиться с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии <адрес> о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества, а именно:
- <данные изъяты> отп. № <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>;
- <данные изъяты> от ТП № <адрес> отп. № <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>;
- ТП № от <данные изъяты> отп. № <адрес> расположенная по адресу: <адрес>;
- ТП № <данные изъяты> <адрес> расположенная по адресу: <адрес> (без | кадастрового учета).
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы в Дульдургинский районный суд Забайкальского края в течение месяца со дня его вынесения судом в окончательной форме.
Решение вынесено судом в окончательной форме 01 декабря 2020 года.
Судья: Замиенова О.В.