Решение по делу № 33-3873/2022 от 28.03.2022

Судья – Туношенская И.О.

Дело № 33-3873/2022

(2-87/2022, 59RS0044-01-2021-003145-32)

Апелляционное определение

г. Пермь 18 апреля 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего Казанцевой Е.С.,

судей Заривчацкой Т.А., Ивановой Е.В.,

при ведении протокола помощником Емельяновой А.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское по апелляционной жалобе Администрации Чусовского городского округа на решение Чусовского городского суда Пермского края от 27.01.2022 года, которым постановлено:

«Возложить на администрацию Чусовского городского округа Пермского края обязанность организовать снос и кронирование деревьев, расположенных около домов № 25, 35, 37 по ул. Высотная в г. Чусовом, согласно акту комиссионного обследования зеленых насаждений № 4 от 17.03.2021, а именно:

- организовать снос 2 деревьев породы «тополь», расположенных около дома по ул. Высотной, 25, г. Чусового;

- организовать снос 3 деревьев породы «тополь» и 3 деревьев породы «клен», организовать кронирование 6 деревьев породы «тополь», расположенных около дома по ул. Высотная, 35, в г. Чусовом;

- организовать кронирование 15 деревьев породы «тополь», расположенных между многоквартирными домами № 35 и 37 по ул. Высотная в г. Чусовом».

Заслушав доклад судьи Ивановой Е.В., пояснения представителя истца, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Чусовской городской прокурор обратился в суд с иском к администрации Чусовского городского округа о возложении обязанности организовать снос и кронирование деревьев, расположенных около домов № 25, 35, 37 по ул. Высотная в г. Чусовом, согласно акту комиссионного обследования зеленых насаждений № 4 от 17.03.2021, а именно: организовать снос 2 деревьев породы «тополь», расположенных около дома по ул. Высотная, 25, в г. Чусовом; организовать снос 3 деревьев породы «тополь» и 3 деревьев породы «клен», организовать кронирование 6 деревьев породы «тополь», расположенных около дома по ул. Высотная, 35, в г. Чусовом, организовать кронирование 15 деревьев породы «тополь», расположенных между многоквартирными домами №№ 35 и 37 по ул. Высотная, в г. Чусовом.

В обоснование иска указано, что Городской прокуратурой на основании обращения депутата Думы Чусовского городского округа Семенова А.В. проведена проверка исполнения администрацией Чусовского городского округа законодательства в сфере благоустройства.

В ходе проверки установлено, что около дома по ул. Высотная, 25, г. Чусовой, расположено 2 дерева породы «тополь», которые находятся в неудовлетворительном состоянии и подлежат сносу; около дома по ул. Высотная, 35, г. Чусовой, расположено 3 дерева породы «тополь» и 3 дерева породы «клен», которые подлежат сносу, а также 6 деревьев породы «тополь», которые подлежат кронированию; между многоквартирными домами №№ 35 и 37 по ул. Высотная, г. Чусовой, расположено 15 деревьев породы «тополь», которые подлежат кронированию, что подтверждается актом комиссионного обследования зеленых насаждений № 4 от 17.03.2021, составленного должностными лицами структурных подразделений администрации Чусовского городского округа. В данном акте также указано, что границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, не определены.

В связи с необходимостью кронирования деревьев и сноса аварийных деревьев, расположенных около домов №№ 25, 35, 57 по ул. Высотная, 35, г. Чусовой, Семенов А.В. неоднократно обращался в администрацию Чусовского городского округа с заявлениями о проведении данных мероприятий (заявление от 23.26.2021, 20.04.2021, 28.10.2021). Из ответа администрации Чусовского городского округа от 07.07.2020 следует, что спил аварийных деревьев по ул. Высотная, 25, 35, г. Чусовой, запланирован на осень 2020 г.; по адресу: ул. Высотная, 35-37, г. Чусовой, спил поросли на 2020 год не запланирован, при формировании бюджета на 2021 год данный вопрос будет рассмотрен. Из ответа администрации Чусовского городского округа от 30.04.2021 следует, что спиливание и подрезка аварийных деревьев по адресам: ул. Высотная, 25, 35-37, г. Чусовой, будет рассмотрено на комиссии по объемам в мае 2021 года, при наличии дефицита бюджетных средств работы будут выполнены.

Таким образом, администрацией Чусовского городского округа по обращениям Семенова А.В. не приняты меры к сносу аварийных деревьев и кронированию деревьев.

По указанным нарушениям закона городской прокуратурой 12.07.2021 главе администрации Чусовского городского округа Белову С.В. внесено представление, которое оставлено без удовлетворения. В ответе на представление администрация округа, ссылаясь на Закон Пермского края от 14.09.2011№ 805-ПК и Правила благоустройства территории Чусовского городского округа, утвержденные решением Думы Чусовского городского округа от 18.03.2021 № 332, указывает, что обязанность по кронированию деревьев и сносу аварийных деревьев возлагается на собственников помещений многоквартирных домов, поскольку деревья находятся на придомовой территории.

В судебном заседании помощник прокурора Дружкова Е.В. исковые требования поддержала, дала пояснения, подтверждающие обстоятельства, изложенные в иске.

Представитель ответчика Шубина Ю.В., исковые требования не признала, указала, что снос аварийных деревьев и кронирование деревьев на территории Чусовского городского округа Пермского края осуществляется на основании Правил благоустройства территории Чусовского городского округа, утвержденных решением Думы Чусовского городского округа от 18.03.2021 № 332. Согласно п. 17.1 Правил благоустройства территории Чусовского городского округа, границы прилегающей территории определяются Правилами в соответствии с порядком, установленным законом Пермского края от 06.10.2020 N 564-ПК «О порядке определения органами местного самоуправления границ прилегающих территорий». В соответствии с п. 1 ст. 17.2.1 Правил благоустройства территории Чусовского городского округа, границы прилегающих территорий для многоквартирных домов, земельный участок под которыми не образован, определяются на расстоянии 15 метров от границ многоквартирного жилого дома. Управлением ЖКХ и энергетики администрации Чусовского городского округа Пермского края в соответствии с требованиями законодательства определены границы прилегающих к многоквартирным домам земельных участков на расстоянии 15 метров от границ домов №№ 25,35,37 по ул. Высотная, г.Чусовой и установлено, что все указанные в иске Чусовского городского прокурора деревья, подлежащие сносу или; кронированию, расположены на установленной придомовой территории. В соответствии с чем, работы по организации сноса и кронорования деревьев не могут быть возложены на администрацию, поскольку обязанность по кронированию деревьев и сносу аварийных деревьев возлагается на собственников помещений многоквартирных домов, так как деревья находятся на придомовой территории.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе ответчик Администрация Чусовского городского округа, указывая, что управление ЖКХ и энергетики администрации Чусовского городского округа Пермского края в соответствии с требованиями законодательства определены границы прилегающих к многоквартирным домам земельных участков на расстоянии 15 метров от границ домов № 25,35, 37 по ул. Высотная г. Чусовой. Таким образом, деревья, подлежащие сносу и кронированию, находятся на установленной придомовой территории.

Просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу Чусовская городская прокуратура просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции явилась представитель истца Кузнецова С.Н., считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, жалобу без удовлетворения.

Представитель администрации Чусовского городского округа в суд апелляционной инстанции не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, о месте и времени извещен надлежащим образом, в силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ возможно рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.

Из материалов дела следует, что в ходе проверки установлено, что около дома по ул. Высотная, 25, г. Чусовой, расположено 2 дерева породы «тополь», которые находятся в неудовлетворительном состоянии и подлежат сносу; около дома по ул. Высотная, 35, г. Чусовой, расположено 3 дерева породы «тополь» и 3 дерева породы «клен», которые подлежат сносу, а также 6 деревьев породы «тополь», которые подлежат кронированию; между многоквартирными домами №№ 35 и 37 по ул. Высотная, г. Чусовой, расположено 15 деревьев породы «тополь», которые подлежат кронированию, что подтверждается актом комиссионного обследования зеленых насаждений № 4 от 17.03.2021, составленного должностными лицами структурных подразделений администрации Чусовского городского округа. В данном акте также указано, что границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, не определены.

В связи с необходимостью кронирования деревьев и сноса аварийных деревьев, расположенных около домов №№ 25, 35, 57 по ул. Высотная, 35, г. Чусовой, депутат Думы Чусовского городского округа (округ № 7) Семенов А.В., неоднократно обращался в администрацию Чусовского городского округа с заявлениями о проведении данных мероприятий (заявление от 28.10.2021, 23.06.2020, 20.04.2021).

Из ответа администрации Чусовского городского округа от 07.07.2020 следует, что спил аварийных деревьев по ул. Высотная, 25, 35, г. Чусовой, запланирован на осень 2020 г.; по адресу: ул. Высотная, 35-37, г. Чусовой, спил поросли на 2020 год не запланирован, при формировании бюджета на 2021 год данный вопрос будет рассмотрен.

Из ответа администрации Чусовского городского округа от 30.04.2021 следует, что вопрос спиливания и подрезки аварийных деревьев по адресам: ул. Высотная, 25, 35-37, г. Чусовой, будет рассмотрен на комиссии по объемам в мае 2021 года, при наличии дефицита бюджетных средств работы будут выполнены.

Таким образом, администрацией Чусовского городского округа по обращениям Семенова А.В. не приняты меры к сносу аварийных деревьев и кронированию деревьев.

По указанным нарушениям закона городской прокуратурой, 12.07.2021, главе администрации Чусовского городского округа Белову С.В., внесено представление, которое оставлено без удовлетворения. В ответе на представление администрация округа, ссылаясь на Закон Пермского края от 14.09.2011№ 805-ПК и Правила благоустройства территории Чусовского городского округа, утвержденные решением Думы Чусовского городского округа от 18.03.2021 № 332, указывает, что обязанность по кронированию деревьев и сносу аварийных деревьев возлагается на собственников помещений многоквартирных домов, поскольку деревья находятся на придомовой территории.

Судом установлено, что границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома по ул. Высотная, 25, 35, 37 г. Чусового, не определены.

Решением Думы Чусовского городского округа от 18.03.2021 № 332, утверждены Правила благоустройства территории Чусовского городского округа.

Из содержания указанных Правил следует, что благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного Правилами благоустройства территории Чусовского городского округа, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования "Чусовской городской округ", по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий (пункт 2.1 Правил)

Объект благоустройства - комплекс элементов благоустройства и (или) малых архитектурных форм, обеспечивающий единое функциональное назначение территории, объекты транспортной инфраструктуры, а также сооружения, расположенные на территории общего пользования, обеспечивающие комфортность условий проживания граждан: автомобильные дороги общего пользования местного значения, площади, скверы, набережные; парковки (парковочные места); объекты озеленения общего пользования; пешеходные мостики и (или) лестницы, являющиеся объектами капитального строительства (пункт 2.2 Правил).

Объект озеленения - территория Чусовского городского округа с зелеными насаждениями, вспомогательными сооружениями, дорожками и малыми архитектурными формами (пункт 2.19 Правил).

Согласно п. 8.2 Правил все зеленые насаждения, расположенные на территории Чусовского городского округа и государственная собственность на которые не разграничена, в том числе на территории городских лесов, образуют зеленый фонд Чусовского городского округа. Хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на зеленые насаждения на территории Чусовского городского округа, за исключением земельных участков, принадлежащих им на праве собственности, должна осуществляться на принципе сохранения существующих деревьев и кустарников как необходимое условие благоустройства территории округа, обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

В соответствии с п. 8.5.1 Правил владельцы, пользователи территорий, на которых размещены зеленые насаждения, обязаны обеспечить сохранность и квалифицированный уход за зелеными насаждениями, дорожками, площадками, малыми архитектурными формами. Обеспечить уборку сухих деревьев и кустарников, вырезку сухих и сломанных веток и сучьев, замазку ран и дупел на деревьях.

Согласно п. 8.8.2 Правил лицам, ответственным за содержание соответствующей территории, необходимо осуществлять обрезку и вырубку сухостоя и аварийных деревьев, вырезку сухих и поломанных сучьев и вырезку веток, ограничивающих видимость технических средств регулирования дорожного движения и влияющих на безопасность территории Чусовского городского округа.

В соответствии с ч.9 ст. 55.25 Градостроительного кодекса РФ лицо, ответственное за эксплуатацию здания, строения, сооружения (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов), обязано принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются правилами благоустройства территории муниципального образования.

В соответствии с п. 37 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ прилегающая территория - территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьями 40, 41 и 42 Земельного кодекса РФ правом на использование земельных участков наделены собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, на которых возложена обязанность соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Из пункта 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что к вопросам местного значения городского поселения, в числе иных, отнесены утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.

Действующим законодательством предусмотрена императивная норма о возложении обязанности на лиц, ответственных за эксплуатацию здания, строения, сооружения (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются правилами благоустройства территории муниципального образования.

При этом содержание и благоустройство территорий, не принадлежащих юридическим, физическим лицам и индивидуальным предпринимателям на праве собственности или ином вещном праве и не закрепленных за ними в соответствии с настоящими законами, осуществляется органами местного самоуправления.

Суд, возлагая на администрацию Чусовского городского округа Пермского края обязанность организовать снос и кронирование деревьев, исходил из того, что с учетом вышеизложенных положений нормативных актов, учитывая, что границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, не определены, какого-либо права на них со стороны собственников жилых помещений указанных домов не имеется, соответственно зеленые насаждения около домов по ул. Высотная, 25, 35, 37 г. Чусового, входят в зеленый фонд Чусовского городского округа.

Судебная коллегия суда апелляционной инстанции находит выводы суда, сделанные в обоснование принятого по делу решения, основанными на установленных по делу обстоятельствах, представленных в деле доказательствах и нормах материального права, подлежащего применению к спорным отношениям.

Оснований сомневаться в правильности принятого по делу решения у суда апелляционной инстанции не имеется.

Доводы заявителя о том, что деревья подлежащие сносу и кронированию находятся на установленной придомовой территории судебной коллегией отклоняются, поскольку являются безосновательными, поскольку границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома не определены.

Установленный Правилами благоустройства территории Чусовского городского округа порядок определения границ прилегающих территорий для многоквартирных домов, земельный участок под которыми он образован, противоречит нормам федерального закона № 131-ФЗ, Градостроительного кодекса РФ, в связи с чем не подлежит применению при разрешении данного спора.

Изложенные в жалобе доводы не подтверждают нарушений судом норм материального права, повлиявших на исход дела, и не могут служить основанием для отмены состоявшегося по делу судебного решения.

Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.

Руководствуясь ст. ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Чусовского городского суда Пермского края от 27.01.2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Чусовского городского округа – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Судья – Туношенская И.О.

Дело № 33-3873/2022

(2-87/2022, 59RS0044-01-2021-003145-32)

Апелляционное определение

г. Пермь 18 апреля 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего Казанцевой Е.С.,

судей Заривчацкой Т.А., Ивановой Е.В.,

при ведении протокола помощником Емельяновой А.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское по апелляционной жалобе Администрации Чусовского городского округа на решение Чусовского городского суда Пермского края от 27.01.2022 года, которым постановлено:

«Возложить на администрацию Чусовского городского округа Пермского края обязанность организовать снос и кронирование деревьев, расположенных около домов № 25, 35, 37 по ул. Высотная в г. Чусовом, согласно акту комиссионного обследования зеленых насаждений № 4 от 17.03.2021, а именно:

- организовать снос 2 деревьев породы «тополь», расположенных около дома по ул. Высотной, 25, г. Чусового;

- организовать снос 3 деревьев породы «тополь» и 3 деревьев породы «клен», организовать кронирование 6 деревьев породы «тополь», расположенных около дома по ул. Высотная, 35, в г. Чусовом;

- организовать кронирование 15 деревьев породы «тополь», расположенных между многоквартирными домами № 35 и 37 по ул. Высотная в г. Чусовом».

Заслушав доклад судьи Ивановой Е.В., пояснения представителя истца, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Чусовской городской прокурор обратился в суд с иском к администрации Чусовского городского округа о возложении обязанности организовать снос и кронирование деревьев, расположенных около домов № 25, 35, 37 по ул. Высотная в г. Чусовом, согласно акту комиссионного обследования зеленых насаждений № 4 от 17.03.2021, а именно: организовать снос 2 деревьев породы «тополь», расположенных около дома по ул. Высотная, 25, в г. Чусовом; организовать снос 3 деревьев породы «тополь» и 3 деревьев породы «клен», организовать кронирование 6 деревьев породы «тополь», расположенных около дома по ул. Высотная, 35, в г. Чусовом, организовать кронирование 15 деревьев породы «тополь», расположенных между многоквартирными домами №№ 35 и 37 по ул. Высотная, в г. Чусовом.

В обоснование иска указано, что Городской прокуратурой на основании обращения депутата Думы Чусовского городского округа Семенова А.В. проведена проверка исполнения администрацией Чусовского городского округа законодательства в сфере благоустройства.

В ходе проверки установлено, что около дома по ул. Высотная, 25, г. Чусовой, расположено 2 дерева породы «тополь», которые находятся в неудовлетворительном состоянии и подлежат сносу; около дома по ул. Высотная, 35, г. Чусовой, расположено 3 дерева породы «тополь» и 3 дерева породы «клен», которые подлежат сносу, а также 6 деревьев породы «тополь», которые подлежат кронированию; между многоквартирными домами №№ 35 и 37 по ул. Высотная, г. Чусовой, расположено 15 деревьев породы «тополь», которые подлежат кронированию, что подтверждается актом комиссионного обследования зеленых насаждений № 4 от 17.03.2021, составленного должностными лицами структурных подразделений администрации Чусовского городского округа. В данном акте также указано, что границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, не определены.

В связи с необходимостью кронирования деревьев и сноса аварийных деревьев, расположенных около домов №№ 25, 35, 57 по ул. Высотная, 35, г. Чусовой, Семенов А.В. неоднократно обращался в администрацию Чусовского городского округа с заявлениями о проведении данных мероприятий (заявление от 23.26.2021, 20.04.2021, 28.10.2021). Из ответа администрации Чусовского городского округа от 07.07.2020 следует, что спил аварийных деревьев по ул. Высотная, 25, 35, г. Чусовой, запланирован на осень 2020 г.; по адресу: ул. Высотная, 35-37, г. Чусовой, спил поросли на 2020 год не запланирован, при формировании бюджета на 2021 год данный вопрос будет рассмотрен. Из ответа администрации Чусовского городского округа от 30.04.2021 следует, что спиливание и подрезка аварийных деревьев по адресам: ул. Высотная, 25, 35-37, г. Чусовой, будет рассмотрено на комиссии по объемам в мае 2021 года, при наличии дефицита бюджетных средств работы будут выполнены.

Таким образом, администрацией Чусовского городского округа по обращениям Семенова А.В. не приняты меры к сносу аварийных деревьев и кронированию деревьев.

По указанным нарушениям закона городской прокуратурой 12.07.2021 главе администрации Чусовского городского округа Белову С.В. внесено представление, которое оставлено без удовлетворения. В ответе на представление администрация округа, ссылаясь на Закон Пермского края от 14.09.2011№ 805-ПК и Правила благоустройства территории Чусовского городского округа, утвержденные решением Думы Чусовского городского округа от 18.03.2021 № 332, указывает, что обязанность по кронированию деревьев и сносу аварийных деревьев возлагается на собственников помещений многоквартирных домов, поскольку деревья находятся на придомовой территории.

В судебном заседании помощник прокурора Дружкова Е.В. исковые требования поддержала, дала пояснения, подтверждающие обстоятельства, изложенные в иске.

Представитель ответчика Шубина Ю.В., исковые требования не признала, указала, что снос аварийных деревьев и кронирование деревьев на территории Чусовского городского округа Пермского края осуществляется на основании Правил благоустройства территории Чусовского городского округа, утвержденных решением Думы Чусовского городского округа от 18.03.2021 № 332. Согласно п. 17.1 Правил благоустройства территории Чусовского городского округа, границы прилегающей территории определяются Правилами в соответствии с порядком, установленным законом Пермского края от 06.10.2020 N 564-ПК «О порядке определения органами местного самоуправления границ прилегающих территорий». В соответствии с п. 1 ст. 17.2.1 Правил благоустройства территории Чусовского городского округа, границы прилегающих территорий для многоквартирных домов, земельный участок под которыми не образован, определяются на расстоянии 15 метров от границ многоквартирного жилого дома. Управлением ЖКХ и энергетики администрации Чусовского городского округа Пермского края в соответствии с требованиями законодательства определены границы прилегающих к многоквартирным домам земельных участков на расстоянии 15 метров от границ домов №№ 25,35,37 по ул. Высотная, г.Чусовой и установлено, что все указанные в иске Чусовского городского прокурора деревья, подлежащие сносу или; кронированию, расположены на установленной придомовой территории. В соответствии с чем, работы по организации сноса и кронорования деревьев не могут быть возложены на администрацию, поскольку обязанность по кронированию деревьев и сносу аварийных деревьев возлагается на собственников помещений многоквартирных домов, так как деревья находятся на придомовой территории.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе ответчик Администрация Чусовского городского округа, указывая, что управление ЖКХ и энергетики администрации Чусовского городского округа Пермского края в соответствии с требованиями законодательства определены границы прилегающих к многоквартирным домам земельных участков на расстоянии 15 метров от границ домов № 25,35, 37 по ул. Высотная г. Чусовой. Таким образом, деревья, подлежащие сносу и кронированию, находятся на установленной придомовой территории.

Просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу Чусовская городская прокуратура просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции явилась представитель истца Кузнецова С.Н., считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, жалобу без удовлетворения.

Представитель администрации Чусовского городского округа в суд апелляционной инстанции не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, о месте и времени извещен надлежащим образом, в силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ возможно рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.

Из материалов дела следует, что в ходе проверки установлено, что около дома по ул. Высотная, 25, г. Чусовой, расположено 2 дерева породы «тополь», которые находятся в неудовлетворительном состоянии и подлежат сносу; около дома по ул. Высотная, 35, г. Чусовой, расположено 3 дерева породы «тополь» и 3 дерева породы «клен», которые подлежат сносу, а также 6 деревьев породы «тополь», которые подлежат кронированию; между многоквартирными домами №№ 35 и 37 по ул. Высотная, г. Чусовой, расположено 15 деревьев породы «тополь», которые подлежат кронированию, что подтверждается актом комиссионного обследования зеленых насаждений № 4 от 17.03.2021, составленного должностными лицами структурных подразделений администрации Чусовского городского округа. В данном акте также указано, что границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, не определены.

В связи с необходимостью кронирования деревьев и сноса аварийных деревьев, расположенных около домов №№ 25, 35, 57 по ул. Высотная, 35, г. Чусовой, депутат Думы Чусовского городского округа (округ № 7) Семенов А.В., неоднократно обращался в администрацию Чусовского городского округа с заявлениями о проведении данных мероприятий (заявление от 28.10.2021, 23.06.2020, 20.04.2021).

Из ответа администрации Чусовского городского округа от 07.07.2020 следует, что спил аварийных деревьев по ул. Высотная, 25, 35, г. Чусовой, запланирован на осень 2020 г.; по адресу: ул. Высотная, 35-37, г. Чусовой, спил поросли на 2020 год не запланирован, при формировании бюджета на 2021 год данный вопрос будет рассмотрен.

Из ответа администрации Чусовского городского округа от 30.04.2021 следует, что вопрос спиливания и подрезки аварийных деревьев по адресам: ул. Высотная, 25, 35-37, г. Чусовой, будет рассмотрен на комиссии по объемам в мае 2021 года, при наличии дефицита бюджетных средств работы будут выполнены.

Таким образом, администрацией Чусовского городского округа по обращениям Семенова А.В. не приняты меры к сносу аварийных деревьев и кронированию деревьев.

По указанным нарушениям закона городской прокуратурой, 12.07.2021, главе администрации Чусовского городского округа Белову С.В., внесено представление, которое оставлено без удовлетворения. В ответе на представление администрация округа, ссылаясь на Закон Пермского края от 14.09.2011№ 805-ПК и Правила благоустройства территории Чусовского городского округа, утвержденные решением Думы Чусовского городского округа от 18.03.2021 № 332, указывает, что обязанность по кронированию деревьев и сносу аварийных деревьев возлагается на собственников помещений многоквартирных домов, поскольку деревья находятся на придомовой территории.

Судом установлено, что границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома по ул. Высотная, 25, 35, 37 г. Чусового, не определены.

Решением Думы Чусовского городского округа от 18.03.2021 № 332, утверждены Правила благоустройства территории Чусовского городского округа.

Из содержания указанных Правил следует, что благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного Правилами благоустройства территории Чусовского городского округа, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования "Чусовской городской округ", по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий (пункт 2.1 Правил)

Объект благоустройства - комплекс элементов благоустройства и (или) малых архитектурных форм, обеспечивающий единое функциональное назначение территории, объекты транспортной инфраструктуры, а также сооружения, расположенные на территории общего пользования, обеспечивающие комфортность условий проживания граждан: автомобильные дороги общего пользования местного значения, площади, скверы, набережные; парковки (парковочные места); объекты озеленения общего пользования; пешеходные мостики и (или) лестницы, являющиеся объектами капитального строительства (пункт 2.2 Правил).

Объект озеленения - территория Чусовского городского округа с зелеными насаждениями, вспомогательными сооружениями, дорожками и малыми архитектурными формами (пункт 2.19 Правил).

Согласно п. 8.2 Правил все зеленые насаждения, расположенные на территории Чусовского городского округа и государственная собственность на которые не разграничена, в том числе на территории городских лесов, образуют зеленый фонд Чусовского городского округа. Хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на зеленые насаждения на территории Чусовского городского округа, за исключением земельных участков, принадлежащих им на праве собственности, должна осуществляться на принципе сохранения существующих деревьев и кустарников как необходимое условие благоустройства территории округа, обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

В соответствии с п. 8.5.1 Правил владельцы, пользователи территорий, на которых размещены зеленые насаждения, обязаны обеспечить сохранность и квалифицированный уход за зелеными насаждениями, дорожками, площадками, малыми архитектурными формами. Обеспечить уборку сухих деревьев и кустарников, вырезку сухих и сломанных веток и сучьев, замазку ран и дупел на деревьях.

Согласно п. 8.8.2 Правил лицам, ответственным за содержание соответствующей территории, необходимо осуществлять обрезку и вырубку сухостоя и аварийных деревьев, вырезку сухих и поломанных сучьев и вырезку веток, ограничивающих видимость технических средств регулирования дорожного движения и влияющих на безопасность территории Чусовского городского округа.

В соответствии с ч.9 ст. 55.25 Градостроительного кодекса РФ лицо, ответственное за эксплуатацию здания, строения, сооружения (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов), обязано принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются правилами благоустройства территории муниципального образования.

В соответствии с п. 37 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ прилегающая территория - территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьями 40, 41 и 42 Земельного кодекса РФ правом на использование земельных участков наделены собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, на которых возложена обязанность соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Из пункта 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что к вопросам местного значения городского поселения, в числе иных, отнесены утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.

Действующим законодательством предусмотрена императивная норма о возложении обязанности на лиц, ответственных за эксплуатацию здания, строения, сооружения (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются правилами благоустройства территории муниципального образования.

При этом содержание и благоустройство территорий, не принадлежащих юридическим, физическим лицам и индивидуальным предпринимателям на праве собственности или ином вещном праве и не закрепленных за ними в соответствии с настоящими законами, осуществляется органами местного самоуправления.

Суд, возлагая на администрацию Чусовского городского округа Пермского края обязанность организовать снос и кронирование деревьев, исходил из того, что с учетом вышеизложенных положений нормативных актов, учитывая, что границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, не определены, какого-либо права на них со стороны собственников жилых помещений указанных домов не имеется, соответственно зеленые насаждения около домов по ул. Высотная, 25, 35, 37 г. Чусового, входят в зеленый фонд Чусовского городского округа.

Судебная коллегия суда апелляционной инстанции находит выводы суда, сделанные в обоснование принятого по делу решения, основанными на установленных по делу обстоятельствах, представленных в деле доказательствах и нормах материального права, подлежащего применению к спорным отношениям.

Оснований сомневаться в правильности принятого по делу решения у суда апелляционной инстанции не имеется.

Доводы заявителя о том, что деревья подлежащие сносу и кронированию находятся на установленной придомовой территории судебной коллегией отклоняются, поскольку являются безосновательными, поскольку границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома не определены.

Установленный Правилами благоустройства территории Чусовского городского округа порядок определения границ прилегающих территорий для многоквартирных домов, земельный участок под которыми он образован, противоречит нормам федерального закона № 131-ФЗ, Градостроительного кодекса РФ, в связи с чем не подлежит применению при разрешении данного спора.

Изложенные в жалобе доводы не подтверждают нарушений судом норм материального права, повлиявших на исход дела, и не могут служить основанием для отмены состоявшегося по делу судебного решения.

Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.

Руководствуясь ст. ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Чусовского городского суда Пермского края от 27.01.2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Чусовского городского округа – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-3873/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Чусовская городская прокуратура
Ответчики
Администрация Чусовского городского округа
Другие
Шубина Юлия Владимировна
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Иванова Елена Витальевна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
28.03.2022Передача дела судье
18.04.2022Судебное заседание
22.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.04.2022Передано в экспедицию
18.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее