УИД: 11RS0001-01-2024-002836-24
г. Сыктывкар Дело № 2-4177/2024 (33-5075/2024)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ушаковой Л.В.,
судей Захваткина И.В., Шерстнёвой А.А.,
при секретаре Панькиной Е.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 15 июля 2024 года дело по апелляционной жалобе Болотова А.Г. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 08 мая 2024 года, по которому
исковые требования Болотова А.Г. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми об отмене решения от 30 октября 2023 года об отказе в установлении пенсии, о возложении обязанности назначить социальную пенсию по старости с 01 декабря 2023 года оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., объяснения Болотова А.Г. (посредством видеоконференц-связи), представителя ответчика Фотиевой Е.А., судебная коллегия
установила:
Болотов А.Г. обратился в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми об отмене решения от 30 октября 2023 года об отказе в установлении пенсии, о возложении обязанности назначить социальную пенсию по старости с 01 декабря 2023 года.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец не согласен с решением суда и просит его отменить, прекратить производство по делу, указывая, что обращался с заявлением о назначении социальной пенсии, а ему отказали в назначении страховой пенсии по старости, отказ основан на подложном заявлении о назначении пенсии.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что Болотов А.Г. обратился в ОСФР по РК с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением ОСФР по Республике Коми от 30.10.2023 Болотову А.Г. отказано в назначении пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого стажа работы.
По расчету ответчика, произведенному на основании сведений индивидуального лицевого счета, стаж истца составил: страховой стаж – 5 лет 4 месяца 22 дня, стаж работы в МКС – 4 года 7 месяцев 8 дней, ИПК – 3,188.
Кроме того, в решении об отказе в назначении пенсии от 30.10.2023 указано об отсутствии у заявителя права на социальную пенсию по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в связи с не достижением возраста 70 лет.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции проанализировал положения Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», и, исходя из того, что для назначения страховой пенсии по старости у истца отсутствует требуемый стаж работы, а для назначения социальной пенсии истец не достиг необходимого возраста, отказал в удовлетворении иска.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на социальную пенсию имеют постоянно проживающие в Российской Федерации граждане Российской Федерации, достигшие возраста 70 и 65 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 1 к настоящему Федеральному закону), а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации не менее 15 лет и достигшие указанного возраста.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Учитывая, что Болотов А.Г., <Дата обезличена> года рождения на момент обращения с заявлением о назначении пенсии (октябрь 2023 года) не имел необходимого стажа для назначения страховой пенсии по старости и не достиг 70-летнего возраста, судебная коллегия считает, что оснований для признания незаконным решения ОСФР по РК от 30.10.2023 об отказе в установлении пенсии, не имеется, в связи, с чем решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
В апелляционной жалобе истец не оспаривает вывод о недостаточности стажа для назначения страховой пенсии по старости. Доводы жалобы сводятся к тому, что он просил назначить социальную пенсию в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», заявление о назначении страховой пенсии подложно, заявление, имеющееся в материалах дела, он не подавал.
Согласно имеющемуся в материалах дела заявлению Болотова А.Г., которое заполнено на установленном бланке и подписано Болотовым А.Г., в графе № 3 «Прошу…» поставлена отметка напротив слов «назначить страховую пенсию по старости» (л.д. 34-37).
Каких-либо заявлений от 18.10.2023 о назначении социальной пенсии (как указано в апелляционной жалобе) в материалах дела не имеется.
Кроме того, следует учитывать, что в решении ОСФР по РК об отказе в назначении пенсии от 30.10.2023 указано об отсутствии у Болотова А.Г. права на социальную пенсию по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в связи с не достижением возраста 70 лет.
Таким образом, при получении заявления Болотова А.Г., ОСФР по Республике Коми было рассмотрено его право на установление как страховой пенсии по старости, так и социальной пенсии.
Доводы истца, изложенные в суде апелляционной инстанции о праве истца на назначение социальной пенсии при достижении возраста 60 лет, в связи с тем, что он относится к малочисленным народам Севера, правового значения не имеют, так как по указанным основаниям право истца на назначение социальной пенсии ответчиком не проверялось и не было предметом обсуждения в суде первой инстанции.
Оснований для прекращения производства по делу, как о том заявлено в апелляционной жалобе, не имеется.
Поскольку нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену судебного акта, не установлено, решение суда отмене не подлежит.
Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 08 мая 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Болотова А.Г. – без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение составлено 15 июля 2024 года.
Председательствующий:
Судьи: