26RS0002-01-2024-007690-69
2-3776/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 сентября 2024 года город Ставрополь
Ленинский районный суд города Ставрополя Ставропольского края
в составе: председательствующего судьи Даниловой Е.С.,
при секретаре Магомедгазиевой Х.Н.,
с участием: старшего помощника прокурора <адрес обезличен> Куриловой И.Н., представителей ответчика Министерства здравоохранения <адрес обезличен> Хвостовой Н.А., Рудаковой Н.А., представителя третьего лица АНМО «<адрес обезличен>вой клинический консультативно-диагностический центр» Скрипникова А.С.,
рассмотрев в судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес обезличен> в интересах Быстрова А. Б. к министерству здравоохранения <адрес обезличен> об обязании организовать бесплатное обеспечение лекарственными препаратами,
УСТАНОВИЛ:
прокурор <адрес обезличен> в интересах Быстрова А.Б. обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит суд обязать министерство здравоохранения СК организовать бесплатное обеспечение Быстрова А. Б., <дата обезличена> г.р., лекарственными препаратом «Тафамидис» (Виндакель) <номер обезличен> капсулы по 20 мг/сут. - пожизненно.
В обоснование заявленных требований истец указано, что прокуратурой края по обращению Быстрова А.Б. проведена проверка исполнения министерством здравоохранения <адрес обезличен> (далее - Минздрав) Федерального закона от <дата обезличена> <номер обезличен>-ФЭ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон <номер обезличен>-ФЭ). Установлено, что Быстрову А. Б. <дата обезличена> года рождения, <дата обезличена> на базе ФГБНУ НЦН <адрес обезличен> врачебной комиссией поставлен диагноз - Е85.1 системный ATTR-амилоидоз с преимущественным поражением периферической нервной системы - хронического прогрессирующего заболевания, верифицированный молекулярно-генетическим методом в гетерозиготном состоянии. Согласно выписке из протокола заседания врачебной комиссии ФГБУНУ НЦН по назначению лекарственных препаратов от <дата обезличена> Быстрову А.Б. диагностировано хроническое, инвалидирующее системное заболевание, в настоящее время эффективным методом лечения является стабилизатор структуры амилоидогенного мутантного белка транстиретина, Быстров А.Б. нуждается в постоянном пожизненном лечении препаратом Тафамидис дозировкой 20мг. 1 раз в сутки, препарат замене и отмене не подлежит. Кроме того, <дата обезличена> Быстров А.Б. осмотрен врачом-генетиком АНМО «<адрес обезличен>вой клинический консультативно - диагностический центр», установлен диагноз - наследственный транстиретиновый амилоиде семейный случай. Должностными лицами АНМО «<адрес обезличен>вой клинический консультативно диагностический центр» <дата обезличена> направлено информационное письмо в Министерство здравоохранения <адрес обезличен> о назначении Быстрову А.Б. лекарственного препарата «Тафамидис» для пожизненного применения. Согласно ответа Министерства здравоохранения <адрес обезличен> <номер обезличен> от <дата обезличена> лекарственный препарат «Тафамидис» не входит в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также инвалиды 3-й группы не подлежат обеспечению лекарственными препаратами за счет средств федерального и регионального бюджета. В настоящее время Быстров А.Б. не обеспечен лекарственными препаратами. Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 год утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от <дата обезличена> <номер обезличен> (далее - Федеральная программа). В соответствии с Положением о министерстве здравоохранения <адрес обезличен>, утвержденном постановлением <адрес обезличен> от <дата обезличена> <номер обезличен>, Министерство здравоохранения СК выступает государственным заказчиком в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством <адрес обезличен>, при закупке товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд <адрес обезличен> за счет средств бюджета <адрес обезличен>; главным администратором доходов бюджета <адрес обезличен> в соответствии с законом <адрес обезличен> о бюджете <адрес обезличен> на соответствующий финансовый год и плановый период, главным распорядителем и получателем средств бюджета <адрес обезличен>, предусмотренных на содержание Министерства здравоохранения СК и реализацию возложенных на Министерство здравоохранения СК функций. Таким образом, реализация государственной политики в сферах здравоохранения и обращения лекарственных средств на территории <адрес обезличен>, осуществление финансирования государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в части реализации федеральных, областных целевых программ и контроль за целевым использованием финансовых средств возложена на Министерство здравоохранения СК. Необеспечение Быстрова А.Б. лекарственными препаратами нарушает его право на охрану здоровья и медицинскую помощь, гарантированное Конституцией Российской Федерации, способствует развитию жизнеугрожающего состояния больного в короткие сроки. Быстров А.Б. обратился в прокуратуру <адрес обезличен> с заявлением о защите его прав на охрану здоровья и медицинскую помощь, что послужило основанием для предъявления искового заявления по результатам рассмотрения ее обращений..
Истец Быстров А.Б., извещенный надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Суд с учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца.
Старший помощник прокурора <адрес обезличен> Курилова И.Н. в судебном заседании требования поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме.
Представители ответчика Министерства здравоохранения <адрес обезличен> Хвостова Н.А., Рудакова Н.А., в судебном заседании исковые требования не признали, по доводам изложенным в возражениях, в которых указано, что лекарственный препарат Тафамидис (Виндакель) не зарегистрированы на территории Российской Федерации и соответственно, не включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Быстров А.Б. является инвали<адрес обезличен>-й группы, в связи с чем, лекарственное обеспечение препаратом Тафамидис (Виндакель) за счет федерального и регионального бюджетов не представляется возможным.
Представитель третьего лица АНМО «<адрес обезличен>вой клинический консультативно-диагностический центр» Скрипников А.С., просила вынести решение на усмотрение суда.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся доказательства в совокупности, суд приходит к следующему выводу.
В силу ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, имеют право представлять доказательства и участвовать в их исследовании, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, свидетелям, экспертам и специалистам; заявлять ходатайства, в том числе об истребовании доказательств; давать объяснения суду в устной и письменной форме; приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, возражать относительно доводов других лиц, участвующих в деле; использовать другие процессуальные права, а также несут процессуальные обязанности, установленные процессуальным законодательством.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст. 59 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с Постановлением Пленума ВС РФ от <дата обезличена> <номер обезличен> «О судебном решении» решение суда является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Конституция Российской Федерации провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2 Конституции Российской Федерации).
Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституция Российской Федерации).
Согласно ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со ст. 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется, каждый вправе защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от <дата обезличена> № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
В силу ст. 4 Федерального закона от <дата обезличена> № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от <дата обезличена> № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.
В силу ч.15 ст. 37 Федерального закона от <дата обезличена> № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (ч. 2 ст. 48 Федерального закона от <дата обезличена> № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Порядок применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям определен Положением о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от <дата обезличена> <номер обезличен>.
Согласно п. 3 названного порядка в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом федеральной специализированной организации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медицинской организации.
В соответствии с ч. 3 и 4 ст.48 Федерального закона от <дата обезличена> № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» консилиум врачей - совещание нескольких врачей одной или нескольких специальностей, необходимое для установления состояния здоровья пациента, диагноза, определения прогноза и тактики медицинского обследования и лечения, целесообразности направления в специализированные отделения медицинской организации или другую медицинскую организацию и для решения иных вопросов в случаях, предусмотренных названным федеральным законом. Консилиум врачей созывается по инициативе лечащего врача в медицинской организации либо вне медицинской организации (включая дистанционный консилиум врачей). Решение консилиума врачей оформляется протоколом, подписывается участниками консилиума врачей и вносится в медицинскую документацию пациента. В протоколе консилиума врачей указываются фамилии врачей, включенных в состав консилиума врачей, сведения о причинах проведения консилиума врачей, течении заболевания пациента, состоянии пациента на момент проведения консилиума врачей, включая интерпретацию клинических данных, лабораторных, инструментальных и иных методов исследования и решение консилиума врачей. При наличии особого мнения участника консилиума врачей в протокол вносится соответствующая запись. Мнение участника дистанционного консилиума врачей с его слов вносится в протокол медицинским работником, находящимся рядом с пациентом.
Судом установлено, что Быстров А.Б, имеет заболевание Е85.1 системный ATTR-амилоидоз с преимущественным поражением периферической нервной системы - хронического прогрессирующего заболевания, верифицированный молекулярно-генетическим методом в гетерозиготном состоянии.
Из материалов дела следует, что Быстров А.Б. имеет 3 группу инвалидности.
Согласно представленным медицинским документам, Быстров А.Б. <дата обезличена> консультирован врачом-неврологом ФГБНУ НЦН <адрес обезличен>, ему поставлен диагноз - Е85.1 системный ATTR-амилоидоз с преимущественным поражением периферической нервной системы - хронического прогрессирующего заболевания, верифицированный молекулярно-генетическим методом в гетерозиготном состоянии.
Согласно выписке из протокола заседания врачебной комиссии ФГБНУ НЦН по назначению лекарственных препаратов от <дата обезличена>, Быстрову А.Б. диагностировано хроническое, инвалидирующее системное заболевание, в настоящее время эффективным методом лечения является стабилизатор структуры амилоидогенного мутантного белка транстиретина, Быстров А.Б. нуждается в постоянном пожизненном лечении препаратом Тафамидис дозировкой 20 мг. 1 раз в сутки, препарат замене и отмене не подлежит.
Из вышеизложенного следует бесспорное право Быстрова А.Б. на обеспечение лекарственным препаратом «Тафамидис» (Виндакель) <номер обезличен> капсулы по 20 мг/сут. пожизненно, поскольку ему, как лицу, являющемуся инвалидом, решением врачебной комиссии назначен указанный препарат с указанием на необходимость в постоянном пожизненном его применении. Также, врачебной комиссией указано на то обстоятельство, что препарат, фактически, замене не подлежит.
Таким образом, установлена предусмотренная законом совокупность обстоятельств для назначения Быстрову А.Б. обеспечения жизненно необходимым лекарственным препаратом «Тафамидис» (Виндакель) <номер обезличен> капсулы по 20 мг/сут. – пожизненно.
Статьей 44 Федерального закона от <дата обезличена> № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» регулируется оказание медицинской помощи гражданам, которым предоставляются государственные гарантии в виде обеспечения лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания, в том числе гражданам, страдающим редкими (орфанными) заболеваниями.
Перечень редких (орфанных) заболеваний формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании статистических данных и размещается на его официальном сайте в сети «Интернет» (ч. 2 ст. 44 Федерального закона от <дата обезличена> № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Рассматривая довод представителя ответчика министерство здравоохранения <адрес обезличен> о том, что истец является инвали<адрес обезличен>-й группы, в связи с чем, лекарственное обеспечение препаратами «Тафамидис» (Виндакель) за счет федерального и регионального бюджетов не представляется возможным, суд приходит к следующему.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, определяет Федеральный закон от <дата обезличена> № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Указанный закон, определяя социальную защиту инвалидов как систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, социальную поддержку инвалидов как систему мер, обеспечивающую социальные гарантии инвалидам, устанавливаемую законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения, устанавливает, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (ст. 2 и 13).
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи отдельным категориям граждан устанавливает Федеральный закон от <дата обезличена> № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», предусматривающий в качестве одного из видов государственной социальной помощи инвалидам предоставление набора социальных услуг, в состав которого включено обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты (п. 8 ст. 6.1, п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Закона №178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).
Организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения является полномочием Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 3 ч.1 ст. 4.1 Федерального закона от <дата обезличена> № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 80 Федерального закона от <дата обезличена> № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст.82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Обеспечение лиц, больных лекарственными препаратами осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете уполномоченному федеральному органу исполнительной власти (п. 9.2 ст. 83 Федерального закона от <дата обезличена> № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
В силу п. 5 ч. 2 ст.81 Федерального закона от <дата обезличена> № 323-ФЗ Федерального закона от <дата обезличена> № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (ч. 1 ст.81 Федерального закона от <дата обезличена> № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Постановлением Правительства РФ от <дата обезличена> <номер обезличен> «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» утверждена программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
В соответствии с <адрес обезличен> «О некоторых вопросах охраны здоровья граждан на территории <адрес обезличен>» от <дата обезличена> <номер обезличен>-кз и Положением о министерстве, утвержденным постановлением <адрес обезличен> от <дата обезличена> <номер обезличен>, министерство выступает государственным заказчиком в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством <адрес обезличен>, при закупке товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд <адрес обезличен> за счет средств бюджета <адрес обезличен>; главным администратором доходов бюджета <адрес обезличен> в соответствии с законом <адрес обезличен> о бюджете <адрес обезличен> на соответствующий финансовый год и плановый период, главным распорядителем и получателем средств бюджета <адрес обезличен>, предусмотренных на содержание министерства и реализацию возложенных на министерство функций. Министерство организует обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации; а также предоставление мер социальной поддержки: гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих; гражданам, страдающим фенилкетонурией (кроме детей-инвалидов); гражданам, страдающим эпилепсией; гражданам, страдающим жизнеугрожающим нарушением ритма сердца и нуждающимся по медицинским показаниям в экстренной установке электрокардиостимулятора; гражданам, страдающим почечной недостаточностью, постоянно проживающим на территории <адрес обезличен> и нуждающимся в оказании амбулаторной специализированной диализной медицинской помощи, в случае отсутствия возможности ее оказания в медицинских организациях <адрес обезличен>, и получающим ее по направлению органа исполнительной власти <адрес обезличен> в сфере охраны здоровья в медицинской организации, расположенной на территории другого субъекта Российской Федерации, в том числе в период ожидания трансплантации донорской почки.
Таким образом, реализация государственной политики в сферах здравоохранения и обращения лекарственных средств на территории <адрес обезличен>, осуществление финансирования государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в части реализации федеральных, областных целевых программ и контроль за целевым использованием финансовых средств возложена на Министерство здравоохранения <адрес обезличен>.
Судом установлено, что Быстров А.Б, является инвали<адрес обезличен> группы, имеет заболевание Е85.1 системный ATTR-амилоидоз с преимущественным поражением периферической нервной системы - хронического прогрессирующего заболевания, верифицированный молекулярно-генетическим методом в гетерозиготном состоянии.
Согласно представленным медицинским документам, Быстров А.Б. <дата обезличена> консультирован врачом-неврологом ФГБНУ НЦН <адрес обезличен>, ему поставлен диагноз - Е85.1 системный ATTR-амилоидоз с преимущественным поражением периферической нервной системы - хронического прогрессирующего заболевания, верифицированный молекулярно-генетическим методом в гетерозиготном состоянии.
Согласно выписке из протокола заседания врачебной комиссии ФГБНУ НЦН по назначению лекарственных препаратов от <дата обезличена>, Быстрову А.Б. диагностировано хроническое, инвалидирующее системное заболевание, в настоящее время эффективным методом лечения является стабилизатор структуры амилоидогенного мутантного белка транстиретина, Быстров А.Б. нуждается в постоянном пожизненном лечении препаратом Тафамидис дозировкой 20 мг. 1 раз в сутки, препарат замене и отмене не подлежит.
Из вышеизложенного следует бесспорное право Быстрова А.Б. на обеспечение лекарственным препаратом «Тафамидис» (Виндакель) <номер обезличен> капсулы по 20 мг/сут. пожизненно, поскольку ему, как лицу, являющемуся инвалидом, решением врачебной комиссии назначен указанный препарат с указанием на необходимость в постоянном пожизненном его применении. Также, врачебной комиссией указано на то обстоятельство, что препарат, фактически, замене не подлежит.
При этом, по мнению суда, право Быстрова А.Б. на пожизненное обеспечение лекарственным препаратом не может быть ограничено положениями ФЗ от <дата обезличена> №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд», поскольку законодатель в этом случае возложил обязанность на органы государственной власти субъектов действовать по установленной процедуре и не предусмотрел совершение нуждающимся лицом каких-либо юридически значимых действий.
В Определении Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации по гражданским делам от <дата обезличена> <номер обезличен>-КГ19-1 указано, что отсутствие спорного препарата в перечне ЖНВЛП не может являться основанием для снижения уровня гарантий по сравнению с установленными Программой госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи". Перечень ЖНВЛП - перечень лекарственных препаратов, утверждаемый Правительством Российской Федерации в целях государственного регулирования цен на лекарственные средства для повышения их доступности для населения и лечебно-профилактических учреждений. Этот Перечень не ограничивает право врача на назначение и пациента на применение иных препаратов, не входящих в него.
В соответствии <адрес обезличен> "О некоторых вопросах охраны здоровья граждан на территории <адрес обезличен>" от <дата обезличена> <номер обезличен>-кз и Положением о министерстве, утвержденным постановлением <адрес обезличен> от <дата обезличена> <номер обезличен>, реализация государственной политики в сферах здравоохранения и обращения лекарственных средств на территории <адрес обезличен>, осуществление финансирования государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в части реализации федеральных, областных целевых программ и контроль за целевым использованием финансовых средств возложена на Министерство здравоохранения <адрес обезличен>.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что обязанность закупки лекарственного препарата лежит на ответчике на постоянной основе, бесплатное предоставление указанного препарата входит в число гарантий, предоставляемых гражданам, которые имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в связи с чем требования истца обоснованы и подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Как разъяснено в п.11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата обезличена> <номер обезличен> "О судебном решении", обращение решения к немедленному исполнению по основаниям, указанным в статье 212 ГПК РФ, возможно только по просьбе истца. В таких случаях выводы суда о необходимости обращения решения к немедленному исполнению должны быть обоснованы достоверными и достаточными данными о наличии особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для взыскателя или невозможности его исполнения.
Учитывая характер имеющегося у истца заболевания, наличие реальной угрозы его жизни вследствие утраты возможности своевременного лечения лекарственным препаратом, являющимся единственным средством оказания медицинской помощи, принимая во внимание, что ожидание момента вступления в силу судебного решения может привести к необратимым последствиям для здоровья истца, суд считает, что решение необходимо обратить к немедленному исполнению.
Суд учитывает, доводы ответчика о невозможности немедленного исполнения судебного решения с учетом требований о соблюдении ответчиком процедур закупки лекарственного препарата, предусмотренных Федеральным законом от <дата обезличена> N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", однако они не влияют на необходимость в данном случае обратить решение суда к немедленному исполнению.
Обращение решения суда к немедленному исполнению изменяет только момент, с которого ответчик должен начать совершать действия, направленные на его исполнение, - не после вступления в законную силу (истечения срока обжалования), а сразу после вынесения решения.
Вопросы своевременности исполнения судебного решения, достаточности выполняемых должником действий по его исполнению, разрешаются в рамках исполнительного производства вне зависимости от того, когда решение приведено в исполнение.
Действительно, Федеральным законом от <дата обезличена> № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрен необходимый алгоритм действий, направленный на соблюдение установленного порядка при осуществлении закупок (проведение аукциона в электронной форме от включения закупки в план график закупок до заключения контракта), требующий временных затрат. Обращение решения суда к немедленному исполнению означает, что исполнение необходимо производить с соблюдением требований указанного Федерального закона, однако все необходимые действия ответчик должен начать осуществлять немедленно после вынесения решения, не дожидаясь вступления его в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора <адрес обезличен> в интересах Быстрова А. Б. к министерству здравоохранения <адрес обезличен> об обязании организовать бесплатное обеспечение лекарственными препаратами удовлетворить.
Обязать министерство здравоохранения <адрес обезличен> (ИНН <номер обезличен>) организовать бесплатное обеспечение Быстрову А. Б., <дата обезличена> г.р. (<номер обезличен> <номер обезличен>) лекарственными препаратом «Тафамидис» (Виндакель) <номер обезличен> капсулы по 20 мг/сут. - пожизненно.
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Немедленное исполнение решения суда должно производиться в соответствии с требованиями Федерального закона от <дата обезличена> № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Ленинский районный суд города Ставрополя в течение месяца, со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено <дата обезличена>.
Судья Е.С. Данилова