УИД 22RS0036-01-2023-000041-55
Судья Кутеева Л.В. Дело № 33-7611/2023
(№ 2-54/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
06 сентября 2023 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Науменко Л.А.,
судей Ромашовой Т.А., Владимировой Е.Г.
при секретаре Тенгерековой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Новичихинского района Алтайского края в интересах Ворониной Лидии Петровны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю, клиентской службе в Новичихинском районе Алтайского края Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации, компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю на решение Новичихинского районного суда Алтайского края от 31 мая 2023 года.
Заслушав доклад судьи Науменко Л.А., пояснения прокурора Дубровой Я.С., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор Новичихинского района обратился в суд в интересах Ворониной Л.П. с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю (ОСФР), клиентской службе указанного Фонда в Новичихинском районе Алтайского края, просил признать незаконным бездействие ответчика по обеспечению истца Ворониной Л.П. техническим средством реабилитации – специальным устройством для чтения «говорящих книг» на флеш-картах; возложить обязанность предоставить Ворониной Л.П. указанное техническое средство реабилитации; взыскать в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.; решение обратить к немедленному исполнению.
В обоснование иска указано, что Воронина Л.П. является инвалидом первой группы. Индивидуальной программой реабилитации инвалида (ИПРА) ей рекомендовано техническое средство реабилитации (ТСР) – специальное устройство для чтения «говорящих книг» на флеш-картах.
26 апреля 2022 г. Ворониной Л.П. подано заявление в Филиал № 7 Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации об обеспечении техническим средством реабилитации, которое не было удовлетворено.
Ответчик возражал против удовлетворения иска, представив письменный отзыв, где указал, что предусмотренный законом механизм реализации права граждан на обеспечение техническими средствами реабилитации допускает необходимость ожидания их фактической выдачи с учетом особенностей финансирования данного направления деятельности из федерального бюджета и необходимости проведения предусмотренных законом процедур по отбору поставщика. Объем финансирования в данном случае был недостаточным для немедленного удовлетворения заявления Ворониной Л.П., несмотря на принятые меры. Отсутствует обязательное условие для взыскания с ответчика морального вреда, а именно виновность отделения Фонда.
Решением Новичихинского районного суда Алтайского края от 31 мая 2023 года иск удовлетворен частично.
Признано незаконным бездействие Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю по обеспечению Ворониной Л.П. техническим средством реабилитации – специальным устройством для чтения «говорящих книг» на флэш-картах.
На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю возложена обязанность предоставить Ворониной Л.П., техническое средство реабилитации: специальное устройство для чтения «говорящих книг» на флэш-картах: 1 шт. до 01 сентября 2023 года.
С Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю в пользу Ворониной Л.П. взыскана компенсация морального вреда в сумме 3 000 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю в апелляционной жалобе просит отменить решение суда, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование приводит те же доводы, что и в возражениях на иск, полагая, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, обстоятельства дела не соответствуют выводам суда, изложенным в решении, неправильно применены нормы материального права. Ответчик не соглашается с выводом суда о том, что права Ворониной Л.П. на своевременное обеспечение техническим средством реабилитации нарушены по причине несоблюдения сроков проведения электронного аукциона при том, что предусмотренная законом процедура предоставления технического средства реабилитации направлена на создание инвалиду достойных условий жизни, поэтому непредоставление средства реабилитации влечет возмещение морального вреда.
На момент обращения истицы с заявлением выдать направление на получение средства реабилитации не представилось возможным ввиду отсутствия действующего контракта.
Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 22.12.2021 № 42 отделению Фонда доведены бюджетные ассигнования для обеспечения граждан техническими средствами реабилитации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов. Сумма выделенных ассигнований на 2022 год составила 288 582,5 тыс. рублей. При этом прогнозный размер трансфертов необходимых отделению Фонда для предоставления в 2022 году инвалидам технических средств реабилитации и услуг в сумме 454 575,6 млн. рублей был сформирован и направлен в Фонд социального страхования Российской Федерации в апреле 2021 года. С учетом выделенных лимитов на 2022 год, пропорционально по каждому виду технических средств реабилитации, 30.12.2021 отделением Фонда на официальном сайте ЕИС zakupki.gov.ru размещен план-график закупок на 2022 год. При выделении в мае 2022 года дополнительных лимитов размер выделенных ассигнований составил 424 212,4 млн. рублей, из них 317 562 млн. рублей на закупку технических средств реабилитации и протезно-ортопедических изделий, 106 009,4 млн. рублей на выплату компенсации за самостоятельно приобретённые технические средства реабилитации и оформление электронного сертификата. При этом, уточненная потребность по состоянию на 29 июля 2022г. в средствах федерального бюджета на обеспечение инвалидов, техническими средствами реабилитации и услугами, обеспечение отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями составила 605 975 млн. руб. Из указанных данных следует, что, объем финансирования из федерального бюджета данного направления деятельности отделения Фонда в 2022 году составил лишь 70% от потребности на текущий год, что не позволило осуществить закупку технических средств реабилитации в полном объеме и повлекло осуществление отделением Фонда закупок исходя из имеющего объема лимитов.
Ответчиком принимались меры для изменения сложившейся ситуации, в Фонд социального страхования направлялась информация об уточненной потребности в средствах, размер недостающих средств составлял 181,76 млн. руб. Дополнительные ассигнования не были доведены, что не было принято судом во внимание. Также не учтены доводы ответчика о том, что он обязан использовать конкурентные способы отбора поставщиков, может получать средства реабилитации по действующим контрактам, либо использовать предложения поставщиков, содержащие информацию о ценах на средства реабилитации, полученную по результатам размещения заказчиком запросов цен посредством использования единой информационной системы (ЕИС) в сфере закупок.
Полученные ранее по контрактам средства реабилитации – специальные устройства для чтения «говорящих книг» на флэш-картах были распределены между филиалами отделения для обеспечения граждан, зарегистрированных на территории их обслуживания. Работа по подбору поставщика была продолжена, однако ценовых предложений не поступило.
Таким образом, ответчик не бездействовал, а принял все возможные меры.
Следовательно, ответчиком были соблюдены все предусмотренные законом предписания, незаконное бездействие и вина в длительном необеспечении истицы техническими средствами реабилитации отсутствовали. Невозможно купить товар, который никто не хочет продавать и за который нечем рассчитаться.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации отсутствует обязательное условие для взыскания с ответчика морального вреда, а именно виновность отделения Фонда, поскольку Фонд предпринял все от него зависящее для заключения контрактов и обеспечения инвалидов TCP, по не зависящим от действий отделения Фонда (отсутствие потенциальных поставщиков, имеющих желание продать нужный товар, а также отсутствие денежных средств, за счет которых можно этот товар оплатить).
Судом не указано, в чем заключается противоправное деяние ответчика. Компенсация морального вреда взыскана необоснованно.
Установленный судом срок предоставления средства реабилитации не учитывает установленную законом процедуру обеспечения средствами реабилитации, является незаконным. Истцом не указаны особые обстоятельства, которые могут повлечь обращение решения суда к немедленному исполнению, соответствующие мотивы судом не приведены, то есть решение в этой части является необоснованным.
Прокурором представлены возражения на апелляционную жалобу, которую он просит оставить без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор поддержал доводы возражений.
Другие лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, соответствующая информация размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствие этих лиц.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Воронина Л.П., ДД.ММ.ГГ года рождения, с 21.03.2022 бессрочно является инвалидом 1 группы по общему заболеванию.
В соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида от 28.03.2022 Воронина Л.П. подлежит обеспечению техническими средствами реабилитации – тростью, медицинским термометром с речевым выходом, устройством для чтения книг.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (здесь и далее в редакции, действующей на дату обращения с заявлением о предоставлении средств технической реабилитации) государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Согласно части 14 статьи 11.1 Федерального закона 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2008 г. №240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее – Правила).
Подпунктом «а» пункта 3 Правил предусмотрено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется, в числе прочего, путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В соответствии с абзацем 1 пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление о предоставлении технического средства (изделия) в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).
При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением о предоставлении технического средства (изделия) одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (далее - организация, в которую выдано направление). В направлении уполномоченным органом указывается срок его действия, который устанавливается в пределах срока действия государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) и составляет не менее половины срока действия указанного контракта.
При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением о предоставлении технического средства (изделия) уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные пунктом 5 Правил (направление на получение средства реабилитации и специальный талон или именное направление для проезда в организацию, куда выдано направление) в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления.
В данном случае 06.04.2022 Воронина Л.П. обратилась в филиал №7 ГУ - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением об обеспечении технических средств реабилитации – трости, медицинского термометра с речевым выходом, устройства для чтения книг.
06.04.2022 заявитель уведомлен о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации.
19.04.2022 и 04.07.2022 Ворониной Л.П. выданы направления на получение соответственно медицинского термометра с речевым выходом и трости.
Ответчик в возражениях на иск указывал, что выдать направление Ворониной Л.П. на получение устройства для чтения книг не представилось возможным в связи с отсутствием действующего государственного контракта.
Вместе с тем, 7, 19 апреля 2022 г. были заключены государственные контракты *** на поставку специальных устройств для чтения «говорящих книг» на флеш-картах для обеспечения инвалидов в количестве 35 штук. Однако указанные ТСР распределены гражданам, обратившимся с аналогичным заявлением ранее Ворониной Л.П., которым данное ТСР не было предоставлено.
При отсутствии контракта ответчик обязан был разместить извещение о проведении закупки средства реабилитации в 30-дневный срок, то есть до 06 мая 2022 года.
Однако доказательств исполнения этой обязанности в указанный срок не представлено.
Извещение о проведении электронного аукциона на приобретение специального устройства для чтения «говорящих книг» на флэш-картах размещено ответчиком в единой информационной системе в сфере закупок размещены лишь 10 июня 2022г., с нарушением установленного срока, запрос о предоставлении ценовой информации на выполнение работ по обеспечению инвалидов указанным ТСР размещен 7 октября 2022г.
Ответчик ссылался на отсутствие ассигнований.
29.07.2022 и 01.11.2022 ГУ АРО ФСС России обращалось с письмами в ФСС России, предоставив информацию об уточненной потребности в средствах федерального бюджета, в том числе на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации.
Таким образом, ответчиком были нарушены установленные законом сроки принятия мер к обеспечению инвалида средством реабилитации (его закупки) с момента подачи заявления.
Предоставление инвалидам возможности приобрести необходимое ему техническое средство реабилитации самостоятельно и обратиться за компенсацией понесенных расходов не освобождает государственный орган от ответственности, поскольку, по смыслу вышеприведенных норм, инвалид вправе самостоятельно выбирать способ обеспечения его техническими средствами реабилитации. Выводы суда в данной части являются правильными, а доводы апелляционной жалобы – несостоятельными.
Вопреки доводам жалобы реализация права инвалида на обеспечение техническими средствами реабилитации не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия достаточного финансирования расходов на приобретение технических средств реабилитации, а недостаточность поступлений на указанные цели не освобождает ответчика от исполнения возложенной на него законом обязанности по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации в натуре.
В Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Статья 9 того же закона устанавливает, что реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Абилитация инвалидов - система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.
В пункте 2 статьи 11 названного закона закреплено, что индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета - статья 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Таким образом, исходя из приведенных выше норм материального права в их системной взаимосвязи, можно сделать вывод, что предоставление средств реабилитации, абилитации, направлено на защиту личных неимущественных прав инвалидов для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, социальную адаптацию, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.
Длительная задержка в предоставлении гарантированных государством средств технической реабилитации повлияла на качество жизни истица, что очевидно причинило ей нравственные страдания.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу пункта 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Нематериальные блага защищаются в соответствии с названным Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения. В случаях, если того требуют интересы гражданина, принадлежащие ему нематериальные блага могут быть защищены, в частности, путем признания судом факта нарушения его личного неимущественного права, опубликования решения суда о допущенном нарушении, а также путем пресечения или запрещения действий, нарушающих или создающих угрозу нарушения личного неимущественного права либо посягающих или создающих угрозу посягательства на нематериальное благо. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, нематериальные блага, принадлежавшие умершему, могут защищаться другими лицами (пункт 2 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Удовлетворяя исковые требования, правильно применив материальный закон, суд обоснованно исходил из того, что в результате бездействия ответчика, выразившегося в длительном непредоставлении установленного программой реабилитации технического средства, нарушены права истца как инвалида, не созданы необходимые для него условия, чем причинены моральные и нравственные страдания, что является основанием для взыскания компенсации морального вреда.
Оценивая доводы ответчика о недоказанности его вины в причинении вреда, судебная коллегия исходит из следующего.
Ответчиком не представлено доказательств невозможности исполнения обязанности по обеспечению истца техническими средствами реабилитации в установленный законом срок, в том числе по причине отсутствия финансирования. Кроме того, как указано выше, не были приняты исчерпывающие предусмотренные законом меры для обеспечения инвалида необходимым средством реабилитации.
Федеральный закон и Правила не содержат положений об очередности предоставления технических средств реабилитации в зависимости от даты обращения гражданина с заявлением об обеспечении его техническими средствами.
Обязанность по обеспечению средствами реабилитации возлагается именно на Фонд социального страхования Российской Федерации (в настоящее время – Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации), а несоблюдение требований федерального законодательства по предоставлению таких средств нарушает права и законные интересы истца.
Конституционные принципы приоритета и высшей ценности прав и свобод человека не допускают ставить права и законные интересы инвалидов в зависимость только лишь от управленческих решений уполномоченных на социальное обеспечение органов даже в случае формального соответствия действий последних установленным для них регламентам и иным руководящим документам, поскольку иное противоречит социальной природе и гуманитарной основе государства в целом.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения суда, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права, сводятся к несогласию заявителя с выводами суда первой инстанции, основанными на установленных фактических обстоятельствах дела и оценке доказательств, не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела.
Установив нарушение прав истца на получение со стороны государства поддержки и обеспечения благоприятных, не ущемляющих охраняемое государством достоинство личности, условия для реализации им своих прав, в том числе, на получение технических средств реабилитации, необходимых для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида, суд первой инстанции взыскал с ответчика в пользу Ворониной Л.П. денежные средства в счет компенсации морального вреда в размере 3 000 руб., поскольку данный размер компенсации отвечает требованиям разумности, соответствует степени и длительности физических и нравственных страданий истца, а также целевому назначению данной компенсационной выплаты.
Исходя из предназначения социального государства, механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение уполномоченными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе посредством бесплатного обеспечения техническими средствами реабилитации инвалидов может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.
Обеспечение техническими средствами реабилитации относится к числу мер социальной поддержки инвалидов и направлено на обеспечение определенного жизненного уровня этих граждан, необходимого для поддержания их здоровья и благосостояния. Произвольное, то есть в отсутствие установленных законом оснований, лишение гражданина уполномоченным органом права на эти меры социальной поддержки нарушает не только непосредственно его имущественные права, но и влечет нарушение личных неимущественных прав такого гражданина, в числе которых – жизнь и здоровье.
С учетом приведенных обстоятельств, право определенных категорий граждан на такую меру социальной поддержки как обеспечение техническими средствами реабилитации тесно связано с личными неимущественными правами гражданина, соответственно, действия, нарушающие это право, лишают гражданина не только возможности поддерживать необходимый жизненный уровень, но и, в свою очередь, отрицательно сказываются на его здоровье, эмоциональном состоянии, затрагивают достоинство личности, то есть одновременно нарушают личные неимущественные права гражданина, причиняя ему тем самым моральный вред (физические и нравственные страдания).
Длительная задержка в предоставлении гарантированных государством средств технической реабилитации повлияла на качество жизни истца, что очевидно причинило ей нравственные страдания.
Поскольку в результате бездействия ответчика, выразившегося в не предоставлении истцу установленных программой реабилитации технических средств реабилитации нарушены права истца как инвалида, не созданы необходимые для него условия, чем причинены нравственные и физические страдания, что является основанием для взыскания компенсации морального вреда, следовательно, вывод суда о взыскании компенсации морального вреда является правильным.
Вопреки доводам жалобы, само по себе отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает безусловного отсутствия права на возмещение морального вреда.
Учитывая, что Воронина Л.П. не была своевременно обеспечена техническим средством реабилитации, которое призвано создать и обеспечить ей достойные условия жизни, поддержать и сохранить здоровье, судебная коллегия полагает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что на ответчике лежит обязанность выплаты денежной компенсации морального вреда.
Определяя срок исполнения решения суда, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, посчитал разумным и обоснованным с точки зрения реальной возможности исполнения возложенных обязанностей установить ответчику срок до 1 сентября 2023 года.
Учитывая длительный период нарушения прав инвалида на получение технического средства реабилитации, судебная коллегия не находит оснований для изменения указанного срока, полагая, что решение в этом случае подлежит исполнению по вступлении его в силу.
В целом все доводы жалобы приводились заявителем ранее, являлись предметом исследования судом первой инстанции, были обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в оспариваемом судебном постановлении, по существу направлены на иную оценку представленных в дело доказательств, оснований для которой судебная коллегия не усматривает.
По результатам проверки решения суда по доводам апелляционной жалобы в силу ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для его отмены не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, не допущено.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, сводятся к повторению правовой позиции ответчика, изложенной в суде первой инстанции, являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Новичихинского районного суда Алтайского края от 31 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 7 сентября 2023г.