№2-44/2021г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Яковлевка 19 апреля 2021 г.
Яковлевский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Нестеровой Т.А.
при секретаре ФИО2,
с участием прокурора Яковлевского района Приморского края – ФИО4,
представителя администрации Яковлевского муниципального района Приморского края и МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад» с. Новосысоевка – ФИО3,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Яковлевского района Приморского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Яковлевского муниципального района Приморского края, обособленному структурному подразделению «Детский сад «Малыш» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад» с. Новосысоевка о возложении обязанности,
установил:
Прокурор Яковлевского района Приморского края обратился в Яковлевский районный суд с иском, в котором просит возложить на администрацию Яковлевского муниципального района обязанность в срок не позднее одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу провести финансирование работ по обеспечению обособленного структурного подразделения «Детский сад «Малыш» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад» с. Новосысоевка, расположенного по адресу: Приморский край, Яковлевский район, с. Новосысоевка, ул. 3-я площадка, д. 191, электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, и возложить обязанность на ОСП «Детский сад «Малыш» МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад» с. Новосысоевка, расположенное по адресу: Приморский край, Яковлевский район, с. Новосысоевка, ул. 3-я площадка, д. 191, в срок не позднее трех месяцев после финансирования администрацией района обеспечить проведение работ по обеспечению учреждения электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания.
В обоснование доводов заявления указал, что прокуратурой Яковлевского района в соответствии с поручением прокуратуры Приморского края проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в деятельности ОСП «Детский сад «Малыш» МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад» с. Новосысоевка. По результатам проведенной проверки установлено, что решением КЧС администрации Яковлевского района от 20.11.2020г. № 57, постановлением главы Яковлевского муниципального района от 20.11.2020г. № 529-па в связи с выпадением на территории района осадков в виде дождя со снегом, обледенения и повреждения линий электропередач на территории Яковлевского муниципального района введен чрезвычайный режим чрезвычайной ситуации.
В результате чрезвычайной ситуации природного характера были повреждены многочисленные линии электроснабжения, в связи с этим с 23 часов 00 минут 19.11.2020г. произведено отключение от электроснабжения потребителей Яковлевского муниципального района, в том числе зданий муниципальных дошкольных и общеобразовательных учреждений района. Электроснабжение муниципальных образовательных учреждений района восстановлено только 22.11.2020.
Вместе с тем в нарушение вышеуказанного законодательства ОСП «детский сад «малыш» МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад» с. Новосысоевка не обеспечено электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, которые смогли бы обеспечить бесперебойное электроснабжение учреждения в условиях возникновения чрезвычайной ситуации. Также учреждение не оборудовано резервным источником электроснабжения (генератором).
Кроме того в акте разграничения балансовой принадлежности от 10.02.2015 г., заключенным ОСП «Детский сад «Малыш» МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад» с. Новосысоевка с ресурсоснабжающей организацией АО «ДРСК» указано, что учреждение относится к третьей категории надежности электроснабжения, что не соответствует требованиям п.п. 1.2.18 - 1.2.20 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 08.07.2002 № 204.
07.12.2020г. по факту выявленных нарушений прокуратурой района в адрес главы администрации Яковлевского муниципального района внесено представление об устранении нарушений. Вместе с тем, до настоящего времени указанные нарушения не устранены.
В соответствии с уставом МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад» с. Новосысоевка учредителем Учреждения является администрация Яковлевского муниципального района.
В судебном заседании прокурор ФИО4 исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, указанным в иске. При этом он уточнил исковые требования в части срока для исполнения обязанностей, поскольку для их исполнение потребуются траты бюджетных средств, просил установить срок для исполнения возложенной обязанности администрацией района в три месяца, а МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад» с. Новосысоевка – пять месяцев.
Представитель ответчиков ФИО3 исковые требования не признал, при этом пояснил, что в настоящее время в бюджете района не имеется средств для выполнения возложенной обязанности в установленный срок, кроме того указал, что данный объект не является объектом круглосуточного пребывания детей, и необходимости во втором резервном источнике питания не имеется.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что в целях решений вопросов местного значения органы местного самоуправления создают муниципальные предприятия и учреждения, осуществляют финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.
Статьей 9.2 ФЗ от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» предусмотрено, что бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Согласно п. 4, 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона РФ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в частности, создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Судом установлено, что МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад» с. Новосысоевки является бюджетным учреждением, созданным для оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий муниципального образования в сфере образования.
Учредителем Учреждения и собственником имущества МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад» с. Новосысоевки является администрация Яковлевского муниципального района. Имущество МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад» с. Новосысоевки является муниципальной собственностью и принадлежит образовательному учреждению на праве оперативного управления.
Согласно Уставу МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад» с. Новосысоевки учреждение имеет обособленное структурное подразделение «Детский сад «Малыш», которое не является юридическим лицом, осуществляет свою деятельность от имени Учреждения, которое несет ответственность за его деятельность. В связи с чем, на данное структурное подразделение не может быть возложена самостоятельная обязанность по устранению нарушений требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено, что чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
В силу ст. 5 Закона РФ от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» субъекты электроэнергетики и потребители электрической энергии обязаны соблюдать требования настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации в области электроэнергетики, устанавливающих соответствующие требования к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок.
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 08.07.2002 года № 204 «Об утверждении глав правил устройства электроустановок» утверждены Правила устройства электроустановок.
В соответствии с пунктом 1.2.7 вышеуказанных Правил, приемник электрической энергии (электроприемник) - аппарат, агрегат и др., предназначенный для преобразования электрической энергии в другой вид энергии.
Согласно п. 1.2.18 названных Правил, в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на следующие три категории.
Электроприемники первой категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой: опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения.
Из состава электроприемников первой категории выделяется особая группа электроприемников, бесперебойная работа которых необходима для безаварийного останова производства с целью предотвращения угрозы жизни людей, взрывов и пожаров.
Электроприемники второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей.
Электроприемники третьей категории - все остальные электроприемники, не подпадающие под определения первой и второй категорий.
В силу п. 1.2.20 указанных Правил, электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания. Для электроприемников второй категории при нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады.
В соответствии с п. 5.1 «Свода правил по проектированию и строительству» СП 31-110-2003 (утв. Постановлением Госстроя России от 26.11.2003 № 194) электроустановки учреждений образования, воспитания, подготовки кадров относятся ко второй категории по надежности электроснабжения.
В результате проверки ОСП «Детский сад «Малыш» МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад» с. Новосысоевка прокуратурой района выявлены нарушения в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а именно: ОСП «Детский сад «Малыш» МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад» с. Новосысоевка не обеспечено электроэнергией от двух независимых резервирующих источников питания, что не соответствует второй группе электроприемников.
Поскольку именно администрация Яковлевского муниципального района является учредителем и собственником имущества, закрепленного за МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад» с. Новосысоевка, администрация обязана обеспечить финансирование учреждения на проведение работ по обеспечению электроэнергией от двух независимых резервирующих источников питания.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; а также несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (пункт 2 части 6, часть 7 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора в полном объеме.
При этом доводы представителя ответчиков о том, что ОСП «Детский сад «Малыш» МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад» с. Новосысоевка не является учреждением круглосуточного пребывания детей, в связи с чем отсутствует необходимость обеспечения учреждения электроэнергией от двух независимых резервирующих источников питания, суд признает несостоятельными, не основанными на законе.
Доводы представителя ответчиков о невозможности исполнить решение в срок, запрашиваемый прокурором, суд также признает несостоятельными, поскольку доказательств наличия объективных препятствий исполнения решения суда в течение восьми месяцев со дня вступления решения суда в законную силу суду представлено не было. При недостаточности установленного судом срока ответчики не лишены возможности обратиться в суд с заявлением об отсрочке его исполнения в порядке ч. 1 ст. 203 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд,
решил:
Исковые требования прокурора Яковлевского района Приморского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Яковлевского муниципального района Приморского края и обособленному структурному подразделению «Детский сад «Малыш» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад» с. Новосысоевка о возложении обязанности – удовлетворить.
Обязать администрацию Яковлевского муниципального района Приморского края в срок не позднее 3 (трех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести финансирование работ по обеспечению обособленного структурного подразделения «Детский сад «Малыш» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад» с. Новосысоевки, расположенного по адресу: Приморский край, Яковлевский район, с. Новосысоевка, ул. 3-я площадка, д. 191, электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания.
Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад» с. Новосысоевки в срок не позднее 5 (пяти) месяцев после финансирования администрацией Яковлевского муниципального района Приморского края обеспечить проведение работ по обеспечению обособленного структурного подразделения «Детский сад «Малыш» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад» с. Новосысоевки, расположенного по адресу: Приморский край, Яковлевский район, с. Новосысоевка, ул. 3-я площадка, д. 191, электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Яковлевский районный суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 23 апреля 2021 года.
Председательствующий Т.А. Нестерова