Решение от 05.04.2018 по делу № 2-37/2018 от 09.01.2018

Дело № 2-37/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 апреля 2018 года г. Карачаевск

Карачаевский районный суд, Карачаево-Черкесской республики в составе:

председательствующего Таушунаева Б.М.,

при секретаре судебного заседания Хачатурян Н.А.,

с участием представителя Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской республики - Джанкезова Ш.М. участвующего в деле по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика Боташева Х.Х. – Боташевой А.М., по доверенности

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Карачаевского районного суда гражданское дело по иску Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской республики к Боташеву Х.Х. о взыскании суммы гранта, полученного в рамках ведомственной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров»,

УСТАНОВИЛ:

Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской республики (далее Истец) обратилось в суд с иском к Боташеву Х.Х. (далее Ответчик) о взыскании суммы гранта, полученного в рамках ведомственной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров», ссылаясь на следующие обстоятельства.

Боташев Х.Х. являлся участником ведомственной целевой программы «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Карачаево-Черкесской Республики на 2012-2014 годы» (далее - Программа).

В рамках реализации условий Программы между Министерством сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики и Боташевым Х.Х. ДД.ММ.ГГГГ было заключено соглашение о предоставлении гранта на развитие семейных животноводческих ферм на базе КФХ (далее - Соглашение), в соответствии с постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 26.06.2012 №258 «Об утверждении Порядка предоставления в Карачаево-Черкесской Республике грантов на развитие семейных животноводческих ферм» (далее - Порядок). Сумма гранта, предоставленного Ботащеву Х.Х., составила 358 160 (триста пятьдесят восемь тысяч сто шестьдесят) руб.

В соответствии с пунктом 16 Порядка, с фермером, в отношении которого комиссией принято решение о признании участником мероприятий Программы, Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики заключает соглашение, обязательным условием которого является осуществление фермером деятельности по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства не менее пяти лет с момента получения гранта.

Соглашение между Министерством сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики и Боташевым Х.Х. было заключено ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 3.1 Соглашение вступает в силу со дня выплаты средств Получателю и действует пять полных календарных лет (из расчета 365 дней в году), а в части выполнения обязательств получателем - до полного выполнения обязательств по нему.

В соответствии с пунктом 1.4.4. Соглашения Получатель гранта также обязался представлять отчет о хозяйственной деятельности крестьянского фермерского хозяйства по форме приложения Соглашения.

Ответчик грубо нарушил условия Программы и Соглашения, прекратив подавать отчеты о хозяйственной деятельности крестьянского фермерского хозяйства. ДД.ММ.ГГГГ он прекратил деятельность в качестве предпринимателя - главы крестьянского фермерского хозяйства, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что Боташевым Х. Х. были нарушены требования пункта 16 Порядка предоставления в Карачаево-Черкесской Республике грантов на развитие семейных животноводческих ферм и пунктов 1.4.1,1.4.2.,1.4.3.,1.4.4.

Соглашения, а именно: расходование средств, в соответствии с планом расходов, обеспечение целевого использования средств и предоставления отчетности о целевом использовании полученных средств по мере их использования в письменной форме с приложением подтверждающих копий документов первичной бухгалтерской отчетности в срок, не превышающий 18 календарных месяцев с момента получения средств; осуществление деятельности по ведению крестьянского фермерского хозяйства не менее пяти лет с момента получения гранта, создание не менее 3 и не более 15 рабочих мест (не менее одного рабочего места на каждые 500 000 руб.); предоставление ежеквартальной отчетности о деятельности крестьянского фермерского хозяйства по форме, согласно приложению к Соглашению.

Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, означающий, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Согласно статье 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Грант в размере 350 160 рублей был предоставлен Боташеву Х. Х. в рамках Программы по развитию семейных животноводческих ферм. Бюджетные средства на обеспечение мероприятий программы были переданы бюджету Карачаево-Черкесской Республики из федерального бюджета в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 №165 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие семейных животноводческих ферм».

Согласно п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 № 165 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие семейных животноводческих ферм» использование фермерами полученного гранта в целях, не предусмотренных Правилами, влечет за собой возврат денежных средств в соответствующий бюджет, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ведомственной целевой программе «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Карачаево-Черкесской Республики на 2012-2014 годы» (утв. приказом Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики №83 от 19.04.2012г.), целью Программы является увеличение числа семейных животноводческих ферм на базе КФХ и их дальнейшего развития и распространения на территории КЧР, создание и комплектация семейных животноводческих ферм с наличием от 20 и свыше голов КРС, от 50 и выше голов овец, коз и других сельскохозяйственных животных, птицеферм с наличием от 1000 и выше голов птиц на базе КФХ при условии их окупаемости сроком не более 8 лет, увеличение количества созданных рабочих мест.

Данные цели, в результате прекращения Боташевым Х.Х. предпринимательской деятельности в качестве Главы крестьянского (фермерского) хозяйства, не были достигнуты: отсутствует крестьянское (фермерское) хозяйство с развитыми каналами производства и сбыта сельскохозяйственной продукции, не созданы рабочие места, не достигнуты целевые индикаторы бизнес-плана, представленного для получения гранта.

Получатель средств освобождается от обязанности по возврату денежных средств в случаях воздействия обстоятельств непреодолимой силы, не зависящих от его воли. Однако, при этом, получатель не освобождается от обязанности представить соответствующий отчет и принять все зависящие от него меры для надлежащего выполнения взятых на себя обязательств. Ответчиком не были представлены свидетельства, о воздействии на него обстоятельств непреодолимой силы.

Прокуратурой Карачаево-Черкесской Республики в 2015 году была проведена проверка исполнения бюджетного законодательства и иных норм действующего законодательства, регламентирующих порядок предоставления мер государственной поддержки начинающим и семейным фермерам Карачаево-Черкесской Республики. По итогам проверки было установлено, что фермеры - 9 человек (по сведения федеральной налоговой службы), несмотря на принятые обязательства о ведении сельскохозяйственной деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в течение пяти лет и создании необходимого количества рабочих мест на селе, после получения бюджетных средств прекратили свою деятельность.

В рамках исполнения представления Прокуратуры Карачаево-Черкесской Республики от 30.06.2015 об устранений нарушений закона, в порядке статьи 78 Бюджетного кодекса РФ, Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с исковым заявлением о взыскании с Боташева Х.Х. средств гранта в размере 358 160 (триста пятьдесят восемь тысяч сто шестьдесят) руб.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ исковое заявление было принято к производству. Определением от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу было прекращено в связи с тем, что на момент подачи искового заявления в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики, Боташев Х.Х. утратил статус индивидуального предпринимателя.

В соответствии со статьей 27 Арбитражного процессуального кодекса РФ, данное дело было признано не подведомственным Арбитражному суду и подлежащим рассмотрению в суде общей юрисдикции.

ДД.ММ.ГГГГ Боташеву Х.Х. в порядке досудебного урегулирования спора, в соответствии с п.2.1. Соглашения, было направлено уведомление о нарушении им условий Программы и о необходимости возврата денежных средств. Уведомление о вручении почтового извещения датировано.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Боташевым Х.Х. не были предприняты меры, направленные на возврат средств гранта.

На основании вышеизложенного Истец просит взыскать с Боташева Х.Х. сумму гранта, полученного в рамках ведомственной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров» в размере 358 160 руб. в том числе:

- в бюджет Карачаево-Черкесской Республики в лице Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики 111 200 руб.

- в федеральный бюджет в лице Министерства сельского хозяйства Российской Федерации 246 960 руб., через Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики.

Представитель Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской республики Джанкезова Ш.М. поддержал исковые требования Истца в полном объеме и просил удовлетворить их по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель Ответчика в судебном заседании поддержала встречные исковые требования своего доверителя и просила применить к исковым требованиям последствия пропуска срока исковой давности, и отказать в удовлетворении исковых требований Минсельхоза КЧР, показав суду, что Соглашение о предоставлении гранта надлежит признать прекращённым с 29.10.2013г. с момента болезни Боташева Х.Х. и прекращения деятельности в качестве предпринимателя - главы КФХ и отказать в удовлетворении исковых требований заявленных Министерством сельского хозяйства КЧР.

Согласно п.2.2, упомянутого выше Соглашения Получатель освобождается от обязанности возврата полученных средств в случае воздействия обстоятельств непреодолимой силы (перепад рынка, воздействие природных и техногенных фактов и иных не зависящих от его воли обстоятельств).

В 2013г. Боташев Х.Х. заболел, и не смог далее содержать принадлежащее ему Крестьянского фермерское хозяйство, что подтверждается предоставленными суду медицинскими документами и в связи, с чем КФХ было закрыто.

Таким образом, в 2013г. возникли не зависящиеся от воли Боташева Х.Х. обстоятельства которые стороны не могли предвидеть при заключении соглашения.

Согласно п. 1.4.4. Соглашения Боташев Х.Х. обязан был предоставлять отчетность о хозяйственной деятельности КФК по форме, согласно приложению к Соглашению ежеквартально. Указанные требования п. 1.4.4 соглашения Боташевым Х.Х. не было выполнено в связи с тем, что он заболел и не смог вести КФХ, в связи с чем, он не смог подавать ежеквартальные отчеты.

Согласно п. 1.5.1. Соглашения Министерство сельского хозяйства вправе проводить проверку целевого использования средств, наличия и сохранности приобретенного имущества в любое время, без предварительного согласования с Боташевым Х.Х.

В силу п. 1.5.2. Соглашения Министерство вправе потребовать возврата предоставленных средств по результатам финансового года в случае невыполнения условий настоящего Соглашения Боташевым Х.Х.

ДД.ММ.ГГГГ Боташевым Х.Х. в связи болезнью и в связи с невозможностью вести предпринимательскую деятельность прекратил свою деятельность в качестве Главы КФХ и с тех пор им не предоставлялись ежеквартальные отчеты.

С момента не предоставления ежеквартального отчета с ДД.ММ.ГГГГ у Министерства сельского хозяйства возникло право в соответствии с указанным п. 1.5.2. Соглашения провести проверку целевого использования средств, наличия и сохранности приобретенного имущества и предъявления требований к Боташеву Х.Х. о возврате гранта.

С иском в суд Министерство сельского хозяйства обратилось лишь ДД.ММ.ГГГГ спустя более 3 (трех) лет с момента как у него возникло право требовать у Боташева Х.Х. возврата представленного ему гранта на развитие семейной животноводческой фермы на базе КФХ.

Таким образом Министерство сельского хозяйства пропустило срок исковой давности для предъявления требований к Боташеву Х.Х. о возврате представленного ему гранта на развитие семейной животноводческой фермы на базе КФХ

В силу изложенного, представитель ответчика просит суд признать прекращенным с ДД.ММ.ГГГГ. обязательства Боташева Х.Х. по возврату полученного им Гранта на развитие семейной животноводческой фермы на базе КФХ по заключённому между Министерством сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики и Боташевым Х.Х. соглашению о предоставлению гранта на развитие семейных животноводческих ферм на базе КФХ от ДД.ММ.ГГГГ.

Отказать Министерству сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики в взыскании с Боташева Х.Х.. сумму Гранта, полученного в рамках ведомственной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров» в размере 358 160 руб. в том числе: - в бюджет Карачаево-Черкесской Республики в лице Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики 111 200 руб., в федеральный бюджет в лице Министерства сельского хозяйства Российской Федерации 246 960 руб., через Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики.

Суд, выслушав представителя Истца, представителя Ответчика, исследовав материалы дела, приходить к выводу, что исковые требования Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской республики удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Судом установлено, что Боташев Х.Х. являлся участником ведомственной целевой программы «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Карачаево-Черкесской Республики на 2012-2014 годы» (далее - Программа).

В рамках реализации условий Программы между Министерством сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики и Боташевым Х.Х. ДД.ММ.ГГГГ было заключено Соглашение о предоставлении гранта на развитие семейных животноводческих ферм на базе КФХ (далее - Соглашение), в соответствии с постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 26.06.2012 №258 «Об утверждении Порядка предоставления в Карачаево-Черкесской Республике грантов на развитие семейных животноводческих ферм» (далее - Порядок).

Сумма гранта, предоставленного Ботащеву Х.Х., составила 358 160 (триста пятьдесят восемь тысяч сто шестьдесят) руб.

Боташев Х.Х. нарушил условия Программы и Соглашения, прекратив подавать отчеты о хозяйственной деятельности крестьянского фермерского хозяйства. ДД.ММ.ГГГГ он прекратил деятельность в качестве предпринимателя - Главы крестьянского фермерского хозяйства, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, требуемая Истцом задолженность в размере 358 160 руб. образовалась на ДД.ММ.ГГГГ с момента прекращения деятельности КФХ. Грант предоставлялся на срок до 5-ти лет, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 1.4.4. Соглашения Боташев Х.Х. обязан был предоставлять отчетность о хозяйственной деятельности КФК по форме, согласно приложению к Соглашению ежеквартально. Указанные требования п. 1.4.4 соглашения Боташевым Х.Х. не было выполнено в связи с тем, что он заболел и не смог вести КФХ, в связи с чем, он не смог подавать ежеквартальные отчеты.

Согласно п. 1.5.1. Соглашения Министерство сельского хозяйства вправе проводить проверку целевого использования средств, наличия и сохранности приобретенного имущества в любое время, без предварительного согласования с Боташевым Х.Х.

В силу п. 1.5.2. Соглашения Министерство сельского хозяйства вправе потребовать возврата предоставленных средств по результатам финансового года в случае невыполнения условий настоящего Соглашения Боташевым Х.Х..

Суд считает, что с момента непредставления Боташевым Х.Х. ежеквартальных отчетов Минсельхозу было известно о нарушении Боташевым Х.Х условий Соглашения и он обязан был провести проверку целевого использования предоставленных Ответчику средств, наличия и сохранности приобретенного имущества, если оно приобреталось и в соответствии с п.1.5.2 Соглашения потребовать возврата предоставленных средств.

Только после проверки проведенной Прокуратурой КЧР в 2015 году, Минсельхоз ДД.ММ.ГГГГ обратился в Арбитражный суд. ДД.ММ.ГГГГ Арбитражный Суд прекратил производство по делу в связи с тем, что Боташев Х.Х. прекратил деятельность КФХ ДД.ММ.ГГГГ.

При рассмотрении заявления Ответчика о пропуске срока исковой давности, суд исходит из следующего.

Статьей 196 Гражданского кодекса РФ устанавливается общий срок исковой давности в три года.

Пунктом 2 статьи 199 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Согласно положениям статьи 200 Гражданского кодекса РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Минсельхоз КЧР должен был узнать о нарушении своих прав с момента непредставления Боташевым Х.Х. ежеквартального отчета, с ДД.ММ.ГГГГ, спустя три месяца после получения Боташевым Х.Х. ДД.ММ.ГГГГ первого транша предоставленного ему Гранта в размере 246 960,00 рублей.

Как разъяснено в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 ГК РФ).

Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», по смыслу статьи 204 Гражданского кодекса Российской Федерации начавшееся до предъявления иска течение срока исковой давности продолжается в случаях отмены судебного приказа. В случае отмены судебного приказа, если не истекшая часть срока исковой давности составляет менее шести месяцев, она удлиняется до шести месяцев (пункт 1 статьи 6, пункт 3 статьи 204 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Суд считает, что данное условие применимо и к Определению Арбитражного суда.

ДД.ММ.ГГГГ Арбитражный Суд прекратил производство по иску Минсельхоза КЧР к Боташеву Х.Х.

Течение срока исковой давности продолжилось с ДД.ММ.ГГГГ, в общем порядке. Истец обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ с пропуском срока исковой давности.

Срок исковой давности начинает течь в порядке, установленном ст. 200 ГК РФ, со дня, когда обладатель Права узнал или должен был узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (п. 6).

Оснований для перерыва или приостановления срока исковой давности, предусмотренных статьями 202,203 Гражданского кодекса РФ не имеется.

Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что истцом пропущен срок исковой давности для обращения в суд, то указанное обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа в иске.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 196-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 358 160 ░░░. ░ ░░░ ░░░░░:

- ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 111 200 ░░░.

- ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 246 960 ░░░., ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 30 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:                ░.░. ░░░░░░░░░

2-37/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Ответчики
Боташев Хызыр Хусеевич
Другие
Министерство сельского хозяйства КЧР
Боташев Х.Х.
Суд
Карачаевский районный суд Карачаево-Черкесская Республика
Дело на сайте суда
karachaevskyrai.kchr.sudrf.ru
09.01.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
10.01.2018Передача материалов судье
11.01.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.01.2018Предварительное судебное заседание
02.03.2018Предварительное судебное заседание
19.03.2018Предварительное судебное заседание
05.04.2018Судебное заседание
05.04.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.04.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.05.2018Дело оформлено
18.05.2018Дело передано в архив
20.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
20.05.2020Передача материалов судье
20.05.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.05.2020Предварительное судебное заседание
20.05.2020Предварительное судебное заседание
20.05.2020Предварительное судебное заседание
20.05.2020Судебное заседание
20.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.05.2020Дело передано в архив
05.04.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее