УИД 92RS0002-01-2023-001249-72
ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-4402/2024 (88-46325/2023)
№ дела суда 1-й инстанции 2-2024/2023
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 01 февраля 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Думушкиной В.М.,
судей Авериной Е.Г., Ивановой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя к Марташевской Марине Юрьевне о возложении обязанности остановить земляные, строительные и иные работы на земельных участках, запрете осуществления земляных, строительных и иных работ на земельных участках, по кассационной жалобе представителя Марташевской Марины Юрьевны по доверенности Волвенкова Александра Александровича на решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 20 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 16 октября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Думушкиной В.М., пояснения представителя Марташевской М.Ю. адвоката Фариона А.А., поддержавшего требования кассационной жалобы по изложенным в ней основаниям, судебная коллегия
установила:
Управление охраны объектов культурного наследия города Севастополя обратилось в суд с иском к ответчику Марташевской М.Ю. о возложении обязанности немедленно остановить земляные, строительные и иные работы на земельных участках по адресу: <адрес>, кадастровые номера №; наложении запрета осуществлять земляные, строительные и иные работы на указанных земельных участках.
Заявленные исковые требования мотивированы тем, что земельные участки, принадлежащие ответчику, расположены в границах территории достопримечательного места «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита», включены в перечень объектов культурного наследия, находятся на территории застроенных участков многофункционального назначения с высокой степенью сохранившейся исторической планировочной структуры. В границах указанных земельных участков запрещено новое строительство, не связанное с исследованием, сохранением и музеефикацией памятников. В нарушение требований ФЗ РФ от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Приказа Министерства культуры РФ от 12.06.2016 г. № 1864, на земельных участках проводятся земляные, строительные и иные работы.
23.05.2023 г. Гагаринским районным судом г. Севастополя протокольным определением к участию в деле привлечены третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ТСН «СТ «Вымпел», Департамент архитектуры и градостроительства г. Севастополя.
Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 20.06.2023 г. удовлетворены исковые требования Управления охраны объектов культурного наследия г. Севастополя к Марташевской М.Ю. о возложении обязанности остановить земляные, строительные и иные работы на земельных участках, запрете осуществления земляных, строительных и иных работ на земельных участках; на Марташевскую М.Ю. возложена обязанность немедленно остановить земляные, строительные и иные работы на земельных участках с кадастровыми номерами № по адресу: <адрес> Постановленным решением Марташевской М.Ю. наложен запрет осуществлять земляные, строительные и иные работы на земельных участках с кадастровыми номерами № по адресу: <адрес>
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 16.10.2023 г. решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 20.06.2023 г. оставлено без изменения.
Представителем Марташевской М.Ю. по доверенности Волвенковым А.А. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене постановленных по делу решения и апелляционного определения ввиду существенного нарушения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права. Текст кассационной жалобы содержит требование о принятии судом кассационной инстанции по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований кассационной жалобы.
К кассационной жалобе кассатором приложены дополнительные доказательства, что оценивается судом как ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов. Однако в силу ч. 3 ст. 390 ГПК РФ, разъяснений п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2021 г. № 17 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции», предусматривающих, что дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются, суд отклоняет указанное ходатайство, отказывает в приобщении дополнительных документов.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Представитель Марташевской М.Ю. адвокат Фарион А.А. в ходе судебного заседания требования кассационной жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям.
Иные участники в судебное заседание не явились.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные представителем Марташевской М.Ю. по доверенности Волвенковым А.А. в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит, что оснований, предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ, для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Из материалов дела следует, что территория древнего города Херсонес Таврический находится под государственной охраной с 1978 г.
Постановлением Совета Министров Украинской ССР от 31.01.1978 г. № 77 на базе Херсонесского историко-археологического музея, комплекса архитектурно-археологических и историко-культурных памятников Севастополя (Гераклейского полуострова), городов Балаклавы и Инкермана, создан «Херсонесский государственный историко-археологический заповедник».
В соответствии с Уставом ФГБУ «Государственный историкоархеологический музей-заповедник «Херсонес Таврический», согласно исторической справке, Херсонесский историко-археологический музей образован в 1892 г.
Постановлением Кабинета Министров Украины от 08.02.1994 г. № 77 заповедник передан в общегосударственную собственность с отнесением его к сфере управления Министерства культуры Украины.
Указом Президента Украины от 11.10.1994 г. № 587/94 «О национальных заведениях культуры» заповеднику присвоен статус национального (Национальный заповедник «Херсонес Таврический»).
Постановлением Кабинета Министров Украины от 03.09.2009 г. № 928 «О занесении объекта культурного наследия национального значения в Государственный реестр недвижимых памятников Украины», территория древнего города Херсонес Таврический, как памятник культурного наследия национального значения, включена в Государственный реестр недвижимых памятников Украины.
Памятник культурного наследия «Древний город Херсонес Таврический и его Хора» включен в Список всемирного наследия Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) на 37-й сессии Комитета всемирного наследия (решение 37 COM 8В.40). Данным решением утверждена схема границ территории и буферной зоны объекта всемирного наследия.
Объект всемирного наследия «Древний город Херсонес Таврический и его Хора» подразделяется на 8 отдельных компонентов. В частности, компонент 001 - Древний город Херсонес Таврический (площадь 42,8 га, буферная зона около 207 га). Семь прочих компонентов представляют собой отдельные участки Хоры, имеющие свои буферные зоны.
Поручением Президента РФ от 14.08.2014 г. № Пр-2337 Правительству РФ совместно с Администрацией Президента РФ и органами исполнительной власти г. Севастополя предписано обеспечить сохранность объекта всемирного наследия «Древний город Херсонес Таврический и его Хора» в соответствии с требованиями ЮНЕСКО.
Постановлением Правительства Севастополя от 11.12.2014 г. № 569 «О создании учреждений культуры города Севастополя» создано государственное бюджетное учреждение культуры города Севастополя «Национальный заповедник «Херсонес Таврический», принято в федеральную собственность, распоряжением Правительства РФ от 03.10.2015 г. № 1974-р переименовано в федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный историко-археологический музей- заповедник «Херсонес Таврический».
Распоряжением Правительства Севастополя от 27.08.2015 г. № 706-РП в постоянное (бессрочное) пользование Государственному бюджетному учреждению культуры города Севастополя Национальный заповедник «Херсонес Таврический» предоставлены ряд земельных участков, в том числе многоконтурный земельный участок с кадастровым номером № площадью 73800 кв.м., расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес> с разрешенным видом использования «историческая деятельность» (пункт 1.26 распоряжения).
Распоряжением Правительства Севастополя от 27.08.2015 г. № 707-РП Российской Федерации передан как имущественный комплекс Государственное бюджетное учреждение культуры города Севастополя Национальный заповедник «Херсонес Таврический», в федеральную собственность передано имущество учреждения и земельные участки.
Согласно п. 26 приложения № 2 к данному распоряжению, в федеральную собственность передан земельный участок, площадью 73800 кв.м., расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, с разрешенным видом использования «историческая деятельность», с кадастровым номером №
Распоряжением Правительства РФ от 03.09.2015 г. № 1721-р объект культурного наследия «Древний город Херсонес Таврический» (г. Севастополь) отнесен к объектам культурного наследия федерального значения, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (пункт 1).
Право постоянного (бессрочного) пользования зарегистрировано в ЕГРН за Федеральным государственным бюджетным учреждением культуры «Государственный историко-археологический музей- заповедник «Херсонес Таврический» 28.08.2015 г.
Право собственности на данный земельный участок зарегистрировано за Российской Федерацией 17.02.2016 г. Разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером № - «историческая деятельность» (код 9.3).
Приказом Министерства культуры РФ от 22.01.2016 г. № 232 федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический» включено в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ (п. 1).
Приказом Министерства культуры РФ от 08.06.2016 г. № 1279 включен выявленный объект культурного наследия - достопримечательное место «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита» (город Севастополь) в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения. Этим же приказом утверждены границы территории достопримечательного места согласно приложению к приказу.
Распоряжением Правительства РФ от 03.08.2016 г. № 1653-р объект культурного наследия федерального значения «Древний город Херсонес Таврический» (г. Севастополь) включен в перечень отдельных объектов культурного наследия федерального значения, полномочия по государственной охране которых, осуществляются Министерством культуры РФ, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 г. № 759-р.
16.02.2023 г. Управлением охраны объектов культурного наследия г. Севастополя проведено мероприятие по контролю за состоянием объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита, установлено, что на земельных участках с кадастровыми номерами: № неустановленными лицами велись земляные работы с использованием строительной техники, на земельном участке с кадастровым номером № и с кадастровым номером № неустановленными лицами в неустановленное время проводились строительные работы. Указанные земельные участки расположены в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита».
Во время осмотра произведена фотофиксация, составлен акт проведения мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия от 16.02.2023 г., протокол контрольного (надзорного) действия «Осмотр» от 16.02.2023 г.
27.02.2023 г. Управлением охраны объектов культурного наследия г. Севастополя проведено мероприятие по контролю за состоянием объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита, установлено, что на земельном участке с кадастровым номером № неустановленными лицами в неустановленное время проводились строительные работы, на земельном участке с кадастровым номером № неустановленными лицами велись строительные работы, на земельном участке с кадастровым номером № неустановленными лицами в неустановленное время проводились земляные работы, на земельном участке с кадастровым номером: № неустановленными лицами в неустановленное время проводились строительные работы. Указанные земельные участки расположены в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита».
Во время осмотра произведена фотофиксация, составлен акт проведения мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия от 27.02.2023 г., протокол контрольного (надзорного) действия «Осмотр» от 27.02.2023 г.
Согласно выпискам из ЕГРН право собственности на земельный участок по адресу: г. Севастополь, внутригородское муниципальное образование Гагаринский муниципальный округ<адрес>, площадью 464+/-8, кадастровый №, зарегистрировано за Марташевской М.Ю. 11.06.2020 г. Дата присвоения кадастрового номера 11.06.2020 г., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений. Сведения об объекте недвижимости имеют статус актуальные. Ограничение прав и обременение объекта недвижимости не зарегистрировано.
Право собственности на земельный участок по адресу: г. Севастополь, внутригородское муниципальное образование Гагаринский муниципальный округ, <адрес> площадью 406+/-7, кадастровый №, зарегистрировано за Марташевской М.Ю. 11.06.2020 года. Дата присвоения кадастрового номера 11.06.2020 г., категория земель земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений. Сведения об объекте недвижимости имеют статус актуальные. Ограничение прав и обременение объекта недвижимости не зарегистрировано.
Право собственности на земельный участок по адресу: г. Севастополь, внутригородское муниципальное образование Гагаринский муниципальный округ, <адрес> площадью 445+/-7, кадастровый №, зарегистрировано за Марташевской М.Ю. 11.06.2020 года. Дата присвоения кадастрового номера 11.06.2020 г., категория земель земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений. Сведения об объекте недвижимости имеют статус актуальные. Ограничение прав и обременение объекта недвижимости не зарегистрировано.
Право собственности на земельный участок по адресу: <адрес> площадью 400+/-7, кадастровый №, зарегистрировано за Марташевской М.Ю. 11.06.2020 года. Дата присвоения кадастрового номера 11.06.2020 г., категория земель земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений. Сведения об объекте недвижимости имеют статус актуальные. Ограничение прав и обременение объекта недвижимости не зарегистрировано.
Согласно заключению специалиста (кадастрового инженера) Подъячий Д.Н. по земельным участкам с кадастровыми номерами №, специалистом определены координаты границ указанных земельных участков, установлено, что на земельных участках с кадастровыми номерами № расположены объекты незавершенного строительства. Установлено, что обследуемые земельные участки расположены в границах ранее образованного кооператива ОК «ЖСТИЗ «Вымпел». Согласно комплексному градостроительному заключению Управления земельных ресурсов СГГА № 4-1/2589 от 10.07.2007 г., кооперативу ОК «ЖСТИЗ «Вымпел» был согласован отвод земельного участка под строительство квартала индивидуальных жилых домов в районе улиц Дмитрия Ульянова - Древняя и для оформления правоустанавливающих документов на землепользование, на условиях договора аренды сроком на 25 лет. В указанном заключении указано, что планируемое строительство соответствует государственным строительным нормам и Генеральному плану города Севастополя. Согласно Решению XV сессии Севастопольского городского совета № 7518 от 14.07.2009 г. кооперативу ОК «ЖСТИЗ «Вымпел» был утвержден проект землеустройства по отводу земельного участка и передаче в собственность гражданам - членам ОК «ЖСТИЗ «Вымпел» (согласно приложению) земельных участков по ул. Александра Шостака для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок). Проект землеустройства по отводу земельного участка, согласованный в установленном законом порядке, с соблюдениями действующих законодательных актов правил и регламентов. Отвод данных земель был согласован в соответствии с научным заключением № 10/1247 от 2008 г. отдела государственной службы охраны культурного наследия г. Севастополя, а также было получено положительное заключение государственной экспертизы землеустроительной документации от 19.05.2009 г. № 2821/09. В соответствии с утвержденным проектом землеустройства кооперативу ОК «ЖСТИЗ «Вымпел» отведен земельный участок общей площадью 0,6680 га для передачи в собственность гражданам 10 земельных участков. Обследуемые земельные участки были образованы после раздела земельного участка с кадастровым номером №. В свою очередь земельный участок с кадастровым номером 91:02:002005:745 был образован после объединения земельных участков №. Ранее на указанные исходные земельные участки была подготовлена техническая документация по землеустройству и направлена в Главное Управление Госкомзем г. Севастополя. При подготовке технической документации были определены точные координаты поворотных точек земельных участков, а также их площадь. После прохождения полной проверки и необходимых согласований, указанные земельные участки были утверждены и переданы в собственность в 2011 г., что подтверждается государственным актом на право собственности на земельный участок № от 20.07.2011 г., а также присвоение им украинских кадастровых номеров № Далее указанным земельным участкам в ЕГРН были присвоены кадастровые номера №
Из заключения эксперта следует, что в соответствии с правилами землепользования и застройки г. Севастополя, утвержденными Постановлением Правительства Севастополя № 730 от 29.12.2022 г. «Об утверждении Правил землепользования и застройки города федерального значения Севастополя» применительно к части территории, обследуемые земельные участки отнесены в зону ОС-5/Г/-/4. Обследуемые земельные участки имеют категорию земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений. Наименование данного вид разрешенного использования было перенесено из украинской базы и является аналогичным виду разрешенного использования «Для индивидуального жилищного строительства (код 2.1)». Однако, в указанной выше зоне ПЗЗ вообще не предусмотрены земельные участки с видом разрешенного использования «Для индивидуального жилищного строительства (код 2.1)», что говорит о возможно допущенной в указанных правилах ошибке, ведь не был принят во внимание давно сложившийся порядок пользования данной территорией. ОК ЖСТИЗ «Вымпел» и в частности обследуемые земельные участки были отведены задолго до утверждения данных правил и с соблюдениями действующих законодательных актов правил и регламентов. Указанный кооператив и обследуемые земельные участки должны были включить в границу соседней зоны Ж-2.3/Г/-/11, которая вполне подходит для земельных участков с видом разрешенного использования «Для индивидуального жилищного строительства (код 2.1)». Подобные ошибки не редкость в указанном ПЗЗ, и есть множество примеров, когда люди попросту не успели во время общественных слушаний в срок обнаружить и подать заявление об исправлении этих ошибок. Собственниками земельных участков кооператива ОК ЖСТИЗ «Вымпел» неоднократно направлялись обращения в адрес Департамент архитектуры и градостроительства г. Севастополя о внесении изменений в проект ПЗЗ до его утверждения, однако данные обращения были проигнорированы.
В 2016 г. было проведено экспертное обследование территории участков, расположенных в ОК ЖСТИЗ «Вымпел», о чем был составлен акт № 461/1-7 от 02.06.2016 г. Данное исследование проводилось, в том числе, с целью выявления наложений границ земельных участков кооператива ОК «ЖСТИЗ «Вымпел» и земельного участка Национального заповедника «Херсонес Таврический». После проведения данного исследования было произведено заключение о том, что наложений границ земельных участков ОК «ЖСТИЗ «Вымпел» и границ земельного участка НЗ Херсонес Таврический» не выявлено. Расстояние удаленности между крайними точками границ земельных участков ОК «ЖСТ ИЗ «Вымпел» и земельного участка Национального заповедника «Херсонес Таврический» составляет 198,31 метров.
В 2022 г. ООО «Крымский региональный центр археологических исследований» было проведено археологическое исследование с целью определения наличия (отсутствия) объектов археологического наследия в границах обследуемого земельного участка, а также других земельных участков, расположенных в границах ОК «ЖСТИЗ «Вымпел». Полевые работы выполнялись на основании разрешения (открытого листа) Министерства культуры РФ № 1851-2022 от 26.07.2022 г. Прежде всего, на подготовительном этапе были собраны и изучены историко-архивные и библиографические сведения об объектах археологии, которые были ранее обнаружены или исследовались в данном районе. Полевые работы включали визуальный осмотр территории, изучение особенностей рельефа, фотографирование участка, топографические работы, сбор подъемного материала и шурфовку. В результате выполненных научно-исследовательских археологических полевых работ (разведок с шурфовкой) на земельных участках по <адрес> (кадастровые номера № объекты археологии, включенные в реестр, выявленные объекты археологии, объекты, обладающие признаками объектов археологии, отсутствуют. Археологический подъемный материал и признаки археологического культурного слоя на земельных участках по адресу: <адрес> (кадастровые номера №) не обнаружены. Объекты культурного наследия федерального значения «Некрополь у Карантинной бухты», «Монастырь Богоматери Влахернской», «Храм на Девичьей горе», выявленные объекты культурного наследия «Участок некрополя Херсонеса <адрес> с двумя склепами первых вв. н. э.», «Древняя дорога к Херсонесу с остатками производственных мастерских», «Командный пункт заместителя командующего Севастопольским оборонительным районом-командующего приморской армией и командира береговой обороны главной базы Черноморского флота» расположены на расстоянии от 25 до 180 м от границ территории исследований. Земельные участки с кадастровыми номерами № непосредственно не связаны с земельными участками в границах территории указанных объектов культурного наследия. Угроза их физической сохранности отсутствует. Разработка мероприятий по обеспечению сохранности указанных объектов признана нецелесообразной. Также данные выводы подтверждаются в акте государственной историко-культурной экспертизы от 28.08.2022 г.
Обследуемые земельные участки имеют категорию земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений, который является аналогичным виду разрешенного использования «Для индивидуального жилищного строительства (код 2.1)». Согласно приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии № П/0412 от 10.11.2020 г., на земельных участках с указанным видом разрешенного использования разрешается: Размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости); выращивание сельскохозяйственных культур; размещение гаражей для собственных нужд и хозяйственных построек.
На земельных участках, расположенных в границах кооператива ОК «ЖСТИЗ «Вымпел» уже давно ведется деятельность, соответствующая установленному виду разрешенного использования. На исходном земельном участке с кадастровым номером № был зарегистрирован давно построенный дом с кадастровым номером № (<адрес>), также на соседнем участке имеется относительно недавно построенный и поставленный на кадастровый учет дом с кадастровым номером № (Российская Федерация, <адрес>). До конца 2022 г. отказов по регистрации объектов капитального строительства не было, несмотря на то, что указанный приказ был принят в 2016 г. Обследуемые земельные участки подключены к сетям электроэнергии, которые проходят вдоль всей улицы, на которой расположены данные участки. Все это говорит о том, что давно сформированный кооператив и отведенные земельные участки используются в полной мере в соответствии с видом разрешенного использования.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, исходя из того, что Марташевской М.Ю. осуществляются земляные и строительные работы на земельных участках, расположенных в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита», который включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ в качестве объекта культурного наследия федерального значения, в отношении которых установлены особые условия использования земельных участков, с нарушением деятельности в границах таких земельных участков.
Суд апелляционной инстанции признал выводы суда первой инстанции произведенными с правильным применением норм материального права, нарушений норм процессуального права не установил.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судами по правилам ст. 67 ГПК РФ дана надлежащая оценка.
В силу ст. 7, 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно предписаниям ст. 5 ФЗ РФ от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством РФ и названным Федеральным законом.
В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, не совместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры (п. 4 ст. 99 ЗК РФ).
Согласно пп. 1 п. 3 ст. 5.1 ФЗ РФ от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ требования к осуществлению деятельности и градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места федерального значения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Упомянутым органом государственной власти является Министерство культуры РФ (пп. 5.2.29 Положения о Министерстве культуры РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 20.07.2011 г. № 590).
Приказом Министерства культуры РФ от 12.08.2016 г. № 1864 утверждены требования к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения «Достопримечательное место «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита», расположенного в городе Севастополе».
Положениями п. 4 названного приказа установлены общие ограничения для территории данного достопримечательного места, в частности запрещено: проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, нарушающих целостность достопримечательного места, создающих угрозу повреждения, разрушения или уничтожения объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия, объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, памятных мест, элементов и характеристик историко-культурного и природного ландшафта, а также объектов, входящих в предмет охраны достопримечательного места (п. 4.1); хозяйственная деятельность, наносящая ущерб окружающей среде - природным и антропогенным объектам и комплексам, санитарному состоянию и гидрологическому режиму водных объектов и элементов гидрографической сети (п. 4.2).
Судом установлено, что участок истца Марташевской М.Ю. расположен в регламентном участке Р-4-1, участок В-1-4.
В соответствии с п. 35 приложения № 1 к приказу Министерства культуры РФ от 12.08.2016 г. № 1864, режим Р-4 подразделяется на 7 регламентных участков Р-4-1, Р-4-2, Р-4-3, Р-4-4, Р-4-5, Р-4-6, Р-4-7.
Согласно п. 36 указанного приложения в регламентном участке Р-4-1 выделяются участки В-1 (В-1-1 - В-1-10), В-2 (В-2-1 - В-2-8), В-3 (В-3-1 - В-3-3), В-4 (В-4-1 - В-4-8), В-5 (В-5-1 - В-5-5), В-6 (В-6-1 - В-6-6).
Положениями п. 38.11. запрещается новое строительство, не связанное с исследованием, сохранением и музеефикацией памятников, на участках В-1-1, В-1-4, В-1-10, В-2-6, В-2-7, В-2-8, В-3-1, В-4-1, В-4-7, В-6-1, В-6-2, В-6-3.
Таким образом, приведенные представителем Марташевской М.Ю. по доверенности Волвенковым А.А. в кассационной жалобе доводы сводятся к несогласию кассатора с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, в связи с чем основанием к отмене решения и апелляционного определения являться не могут, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Выраженное представителем Марташевской М.Ю. по доверенности Волвенковым А.А. несогласие с выводами суда в части оценки доказательств и установленных обстоятельств в соответствии со ст. 379.7 ГПК РФ не может являться основанием для пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений, поскольку отмена или изменение судебного постановления в кассационном порядке возможна лишь в случае допущения судебными инстанциями существенных (фундаментальных) нарушений норм материального или процессуального права, имевших место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита существенно нарушенных прав, свобод и законных интересов.
Оспариваемые представителем Марташевской М.Ю. по доверенности Волвенковым А.А. судебные постановления являются законными и обоснованными, постановленными в соответствии с нормами процессуального и материального права, регламентирующими спорные правоотношения.
Таким образом, обжалуемые представителем Марташевской М.Ю. по доверенности Волвенковым А.А. судебные постановления сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывают, а предусмотренные ст. 379.7 ГПК РФ основания для их отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 20 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 16 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Марташевской Марины Юрьевны по доверенности Волвенкова Александра Александровича - без удовлетворения.
Председательствующий В.М. Думушкина
Судьи Е.Г. Аверина
Е.В. Иванова