Дело №2-1468/2024
УИД 59RS0007-01-2023-007302-30
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Пермь 30 сентября 2024 года
Свердловский районный суд г. Перми
в составе председательствующего судьи Яринской Ю.А.,
при секретаре Антипиной Д.А
при участии представителя истца Годлевской П.С.
представителя ответчика - Аникаевой К.А. по доверенности,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в <адрес>" о возложении обязанности организовать проведение работ по капитальному ремонту,
у с т а н о в и л:
<адрес> обратился в суд с иском к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в <адрес>» о возложении обязанности провести работы по капитальному ремонту.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой <адрес> проведена проверка деятельности Некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в <адрес>" о непроведении капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно пункту 2 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПК «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>», основными целями деятельности регионального оператора являются организация и своевременное проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>, за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств не запрещенных законом источников финансирования.
Согласно пункту 2 статьи 24 закона №-ПК, региональный оператор обязан контролировать качество и сроки оказания услуги (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>, а также краткосрочным планом реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес> на 2018-2020 года, утверждённой приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «№СЭД-46-09-25-119.
В целях реализации программы ДД.ММ.ГГГГ между Фондом и ООО «Развитие» заключен договор № КР-000067/2018/ЭА на выполнение работ по комплексному обследованию технического состояния общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории <адрес>, в том числе дома по <адрес>. Работы выполнены ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается актом приемки выполненных работ.
Также Фондом с ООО «Компания «Старт» заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ № КР-000037/2020/ЭА на выполнение работ по капитальному ремонту общедомового имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, работы начаты ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствуют акты открытия объектов. В Соответствии с календарным графиком выполнения работ по объекту: <адрес> срок выполнения работ – 120 календарных дней. ДД.ММ.ГГГГ договор с ООО «Компания «Старт» расторгнут.
На момент проверки Фондом меры к доработке проектно-сметной документации с получением достоверности сметной стоимости объекта по адресу: <адрес> не приняты, меры по организации электронного аукциона на заключение договора на выполнение работ по ремонту крыши, фасада и фундамента здания не объявлен. Претензионно-исковая работа с ООО «Компания «Старт» начата лишь ДД.ММ.ГГГГ.
По результатам проведенной проверки ДД.ММ.ГГГГ генеральному директору Фонда ФИО5 прокурором <адрес> вынесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства №.
Представление получено Фондом и рассмотрено, ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру района поступил письменный ответ о результатах рассмотрения представления, из которого следует, что меры по устранению нарушений приняты частично. В связи с чем устранение нарушений по представлению осталось на контроле у прокуратуры района.
В ответе на представление указано, что по ремонту многоквартирного <адрес> на текущую дату приняты меры к доработке проектно-сметной документации. Впоследствии будет объявлен повторный аукцион по ремонту общего имущества многоквартирного дома. При этом аукцион на сегодняшний день не объявлен.
Истец просит возложить обязанность на некоммерческую организацию «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в <адрес>» обязанность проведения капитального ремонта общего имущества крыши, фасада и фундамента многоквартирного дома расположенного по адресу: <адрес> течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Представитель истца в судебном заседании поддержала заявленные требования по доводам искового заявления.
Представитель ответчика в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, извещались о дате судебного заседания, в судебное заседание не явились.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть спор при данной явке.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из пункта 6.1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.
Согласно пункту 10.1 статьи 12 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся: методическое обеспечение установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 8.3 статьи 13 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся: определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
В силу статьи 166 ЖК РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; ремонт крыши; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; ремонт фасада; ремонт фундамента многоквартирного дома.
В части 1 статьи 168 ЖК РФ предусмотрено, что региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
Согласно части 7 статьи 168 ЖК РФ в целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. При внесении изменений в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта по основаниям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, согласование с собственниками помещений в многоквартирном доме не требуется. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом.
Частью 1 статьи 182 ЖК РФ установлено, что региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Обязанности регионального оператора в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме предусмотрены частью 2 статьи 182 ЖК РФ.
Региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором (часть 6 статьи 182 ЖК РФ).
В соответствии со ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПК «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>» (принят ЗС ПК ДД.ММ.ГГГГ) (далее – <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПК) исполнительный орган государственной власти, осуществляющий выработку региональной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, до 15 июня года, предшествующего году реализации региональной программы капитального ремонта, утверждает краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока в порядке, устанавливаемом нормативным правовым актом <адрес>.
Краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока размещается органами местного самоуправления, исполнительным органом государственной власти, осуществляющим выработку региональной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах указанных органов.
На основании части 1 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПК в целях реализации настоящего Закона создается некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в <адрес>», которая является региональным оператором.
Согласно частей 1, 2 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПК предметом деятельности регионального оператора является обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете (счетах) регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, в том числе финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. Основными целями деятельности регионального оператора являются организация и своевременное проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>, за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.
В соответствии с частью 2 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПК региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан:
1) не менее чем за четыре месяца до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, подготовить и направить собственникам помещений в этом доме предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта;
2) обеспечить подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации для проведения капитального ремонта, утвердить проектную документацию, нести ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов;
3) привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п утверждена региональная Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>, на 2014-2044 годы и предельных стоимостей услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, которые могут оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта.
Фонд является исполнителем региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>, на 2014 - 2044 годы, утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>, на 2014 - 2044 годы и предельных стоимостей услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, которые могут оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта» (далее – Программа).
Согласно плановому периоду проведения капитального ремонта общедомового имущества по адресу: <адрес> запланированы следующие работы: в период 2018-2020 - комплексное обследование технического состояния многоквартирного дома в целях проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, ремонт крыши, фасада, фундамента; в период 2021-2023 - ремонт внутридомовых инженерных систем (системы холодного водоснабжения), ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме.
Согласно уведомлению о расторжении договора №КР-000037/2020/ЭА от ДД.ММ.ГГГГ, НКО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в <адрес>» уведомил ООО «Компания «Старт» о расторжении договора на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>, в связи нарушением сроков выполнения работ по договору. (л.д.23).
<адрес> по обращениям граждан проведена проверка исполнения требований законодательства при проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории <адрес> и <адрес>. До настоящего времени Фондом меры к доработке проектно-сметной документации с получением достоверной сметной стоимости объекта по адресу: <адрес> не приняты, меры по организации электронного аукциона на заключение договора на выполнение работ по ремонту крыши, фасада и фундамента здания не объявлен. Претензионно-исковая работа с ООО «Компания Старт» начата ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Фондом заключен договор № КР-000043/2022/ЭА с подрядной организацией ООО «КомТес» на выполнение работ по капитальному ремонту фасада. С учетом изложенного прокуратурой вынесено представление.(л.д.27-29).
Согласно ответу НКО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о рассмотрении представления, указал, что по ремонту многоквартирного дома по адресу: <адрес> на текущую дату приняты меры к доработке проектно-сметной документации. Впоследствии будет объявлен повторный аукцион по ремонту общего имущества многоквартирного дома. (л.д.30-31).
Согласно ответу НКО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ сообщает, что на выполнение работ по капитальному ремонту фасада многоквартирного <адрес> с ООО «Компания «Старт» был заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ №КР-000037/2020/ЭА, в связи с ненадлежащим исполнением обязательств Фондом неоднократно были направлены требования о выполнении работ в соответствии с условиями договора в адрес ООО «Компания «Старт», поскольку подрядной организацией меры не были приняты, договор расторгнут в одностороннем порядке ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время дело №А50-20770/2023 находится на рассмотрении в Арбитражном суде <адрес> (л.д.32-34).
Управляющая компания ООО «УК «Профиградсервис» ДД.ММ.ГГГГ обратилась в прокуратуру с просьбой оказать содействие по понуждению НКО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в <адрес>» срочно выполнить работы по капитальному ремонту фасада на многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>. (л.д.35-38).
В ходе судебного заседания установлено и подтверждается материалами дела, что НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в <адрес>» длительное время не принимаются действенные и эффективные меры по своевременной реализации программы, краткосрочных планов 2014-2044 годов, что влечет нарушение прав граждан.
Как следует из информации об оценке технического состояния <адрес>, на сентябрь 2018 года износ крыши составлял 60%, износ фундамента - 50%, износ фасада – 50%.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором исковых требований и наличии оснований для возложения на НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в <адрес>» обязанность проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, и если данные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (части 2 статьи 206 ГПК РФ). При установлении указанного срока суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
Поскольку необходимость установления судом срока для исполнения ответчиком возложенной обязанности прямо предусмотрена статьей 206 ГПК РФ, суд полагает необходимым установить такой срок.
Разрешая вопрос о длительности срока, который необходимо предоставить ответчику для выполнения возложенной на него обязанности, учитывая сложность и объем работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, учитывая необходимость проведения конкурсных процедур, суд приходит к выводу о предоставлении ответчику срока исполнения возложенной обязанности в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ <░░░░░>» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.(░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░).
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 12 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ <░░░░░>░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 04.10.2024
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░
№ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ <░░░░░>