Дело №а-5139/2021 14 мая 2021 года
47RS0№-68
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
ФИО2 городской суд ФИО2 <адрес> в составе:
председательствующего судьи Береза С.В.
при секретаре ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ГБУЗ ФИО2 <адрес> «Токсовской межрайонной больницы» к ФИО2 УФССП России по ФИО2 <адрес>, судебному приставу-исполнителю ФИО2 УФССП России по ФИО2 <адрес> - ФИО5, УФССП России по ФИО2 <адрес>, и.о.начальника отдела - старшего судебного пристава ФИО2 УФССП России по ФИО2 <адрес> - ФИО6 о признании незаконным постановления, обязании произвести действия,
УСТАНОВИЛ:
ГБУЗ ФИО2 <адрес> «Токсовская межрайонная больница» обратилось в суд с административным иском к ФИО2 УФССП России по ФИО2 <адрес>, судебному приставу-исполнителю ФИО2 УФССП России по ФИО2 <адрес> - ФИО5, УФССП России по ФИО2 <адрес>, и.о.начальника отдела - старшего судебного пристава ФИО2 УФССП России по ФИО2 <адрес> - ФИО6, в обоснование требований указав, что в отношении ГБУЗ ЛО «Токсовская МБ» ФИО2 <адрес> были возбуждены исполнительные производства: №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ; №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ; №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ; №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ; №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ; №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ.
Административный истец указывает, что отсутствовали основания для возбуждения исполнительных производств, ссылается на п.1 ч.20 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», полагает, что исполнительный документ должен был быть направлен в соответствующий орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, в связи с чем просит суд:
- признать постановления о возбуждении исполнительных производств №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ; №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ; №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ; №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ; №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ; №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ незаконными;
- обязать административного ответчика устранить нарушения прав ГБУЗ ЛО «Токсовская МБ», а именно: отказать в возбуждении исполнительных производств №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ; №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ; №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ; №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ; №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ; №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ.
Определением ФИО2 городского суда ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ административные исковые требования приняты к производству суда, требования административного истца по исполнительным производствам №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ; №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ; №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ; №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ; №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ выделены в отдельные производства.
В настоящем судебном заседании представитель административного истца административные исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить.
Административные ответчики ФИО2 УФССП России по ФИО2 <адрес>, судебный пристав-исполнитель ФИО2 УФССП России по ФИО2 <адрес> - ФИО5, УФССП России по ФИО2 <адрес>, и.о.начальника отдела - старшего судебного пристава ФИО2 УФССП России по ФИО2 <адрес> - ФИО6, будучи надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения административного дела, в судебное заседание не явились, представлен письменный мотивированный отзыв по административному иску.
Заинтересованное лицо (взыскатель) ФИО7, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения административного дела путем направления судебной повестки заказной почтой регистрируемым почтовым отправлением 18864060006612, ДД.ММ.ГГГГ – неудачная попытка вручения, в судебное заседание не явился, о причинах не явки суду не сообщил.
При таких обстоятельствах, суд приступает к рассмотрению административного дела в отсутствие не явившихся лиц, применительно к положениям ст.150, ч.6 ст.226 КАС РФ, так как их явка не была признана обязательной.
Выслушав мнение сторон, изучив и оценив материалы административного дела, материалы исполнительного производства, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения административных исковых требований, исходя из следующего.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу положений ст.219 КАС РФ, административное исковое заявление с требованиями об оспаривании решений, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (ч.5 ст.219 КАС РФ). Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (ч.7 ст.219 КАС РФ).
Лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен (ч.1 ст.95 КАС РФ).
Административный истец указывает, что он неоднократно обращался с жалобами в адрес ФИО2 УФССП России по ФИО2 <адрес>, УФССП России по ФИО2 <адрес>, однако они ответы на них получены не были. В доказательство административный истец представил заявление от ДД.ММ.ГГГГ в котором просил направить в свой адрес постановления о возбуждении исполнительных производств, жалобы от ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО2 УФССП России по ФИО2 <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ в адрес УФССП России по ФИО2 <адрес>.
Данные утверждения стороной административного ответчика не опровергнуты, в материалы административного дела не представлены доказательства направления (получения) административным истцом копии постановления о возбуждении исполнительного производства.
При таких обстоятельствах, пропущенный процессуальный срок для обжалования постановления о возбуждении исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ подлежит безусловному восстановлению.
Материалами административного дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ФИО2 УФССП России по ФИО2 <адрес> – ФИО5 на основании исполнительного документа – исполнительного листа серия ФС №, выданного Василеостровским районным судом Санкт-Петербурга, вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП, предмет исполнения: задолженность в размере 20000 рублей в отношении должника ГБУЗ «<адрес> больница» в пользу взыскателя ФИО7
Указанное постановление административный истец просит признать незаконным по основаниям, изложенным в административном иске.
Согласно ст.30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов. Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства. Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства или постановление в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя, вынесшего данное постановление, не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
В соответствии с ч.2 ст. 31 Федерального закона «Об исполнительном производстве» копия постановления судебного пристава-исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства с приложением всех поступивших документов не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Согласно ч.2 ст. 1 Федерального закона «Об исполнительном производстве» условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 настоящего Кодекса.
Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом.
Как следует из ч.1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" лицевые счета федеральным бюджетным учреждениям, бюджетным учреждениям субъектов Российской Федерации, муниципальным бюджетным учреждениям для учета операций со средствами, поступающими им в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления бюджетными учреждениями, находящимися за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации), открываются и ведутся соответственно в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, финансовых органах муниципальных образований.
В соответствии с п.1 ч.20 указанной статьи обращение взыскания на средства бюджетных учреждений (далее в настоящей части - бюджетное учреждение - должник) осуществляется на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) и решения налогового органа о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней и штрафов (далее - решение налогового органа) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Пунктом 5 ч.20 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №83-ФЗ предусмотрено, что исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 настоящей части, в соответствующий орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника.
Аналогичные положения содержатся в Главе 24.1 Бюджетного кодекса РФ, в частности, в ст.242.4 БК РФ.
Приказом Федеральной службы судебных приставов России от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Методические рекомендации по исполнению судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В них также содержится указание, согласно которому судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство только при условии, что исполнение решения суда не было произведено Минфином России (иным финансовым органом) за счет средств бюджета в течение отведенного трехмесячного срока. Для установления данного факта необходима соответствующая отметка на исполнительном документе.
Согласно ч.1 ст.123.21 ГК РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Согласно ч.1 ст.123.22 ГК РФ государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.
В соответствии со ст. 9.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской ФИО1, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Административный истец является бюджетным учреждением, его учредитель – Комитет по здравоохранению ФИО2 <адрес>, основной вид деятельности - деятельность больничных организаций.
Таким образом, исполнительный лист подлежит исполнению органом Федерального казначейства (территориальным органом) в порядке, предусмотренном статьями 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации и может быть предъявлен взыскателем для принудительного исполнения судебному приставу-исполнителю лишь в случае, если исполнение решения суда не было произведено за счет средств бюджета в течение установленного данной нормой срока.
Сведений о том, что исполнительный лист предъявлялся взыскателем для исполнения в порядке, установленном статьей 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, материалы дела не содержат.
Судебный пристав-исполнитель не имел полномочий возбуждать исполнительное производство в отношении административного истца, поскольку в данном случае применяется специальный порядок обращения взыскания на денежные средства бюджетной системы, предусмотренный вышеуказанными нормами.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП, вынесенное ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ФИО2 УФССП России по ФИО2 <адрес> - ФИО5, на основании исполнительного документа - исполнительного листа серия ФС №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Василеостровским районным судом Санкт-Петербурга, является незаконным, а административные исковые требования в указанной части подлежат удовлетворению.
Способ восстановления нарушенного права, предложенный административным истцом не основан на нормах материального права, а потому удовлетворению не подлежит.
В силу ч.2 ст. 10 Федерального закона «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации, старший судебный пристав имеет право отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение должностного лица подразделения судебных приставов;
Применительно к положениям ст.ст. 178, 227 КАС РФ суд полагает нужным в качестве способа восстановления нарушенного права обязать и.о.начальника отдела - старшего судебного пристава ФИО2 УФССП России по ФИО2 <адрес> – ФИО6 в течение 3 рабочих дней со дня вступления в законную силу настоящего решения суда отменить постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП, вынесенное ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ФИО2 УФССП России по ФИО2 <адрес> - ФИО5
Таким образом, административные исковые требования ГБУЗ ФИО2 <адрес> «Токсовская межрайонная больница» подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.218-227, 175-180, 150 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░2 <░░░░░> «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░2 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░2 <░░░░░>, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░2 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░2 <░░░░░> - ░░░5, ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░2 <░░░░░>, ░.░.░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░2 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░2 <░░░░░> - ░░░6 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░, ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░2 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░2 <░░░░░> - ░░░5, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░ №, ░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░2 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░2 <░░░░░> – ░░░6 ░ ░░░░░░░ 3 ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░, ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░2 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░2 <░░░░░> - ░░░5
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░2 <░░░░░> «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░2 ░░░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░: