Дело №2а-509/2020
УИД 28RS0005-01-2020-000752-46
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Благовещенск 04 сентября 2020 года
Благовещенский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Слепичева К.А.,
при секретаре Ленда В.В.,
с участием представителя административного истца по доверенности – Рачко О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации Благовещенского района Амурской области к Специализированному отделу по исполнению особо важных исполнительных документов, УФССП России по Амурской области, судебному приставу-исполнителю СО ИОВИД УФССП России по Амурской области Стефановой Надежде Александровне об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Благовещенского района Амурской области, обратились в суд с административным исковым заявлением к Специализированному отделу по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области с требованием об освобождении Управления образования администрации Благовещенского района Амурской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по постановлению судебного пристава-исполнителя специализированного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных документов от 17 февраля 2020 года о взыскании исполнительского сбора.
В обоснование заявленных требований указано, что на основании исполнительного документа ФС 025052032 от 25.12.2019 года, выданного Благовещенским районным судом Амурской области по делу №2-220/2019, на администрацию Благовещенского района, Правительство Амурской области возложена обязанность предоставить Ефремову Владимиру Прокопьевичу социальную выплату на капитальный ремонт поврежденного в результате чрезвычайной ситуации - крупномасштабного наводнения в Амурской ФИО6 в августе-сентябре 2013 года жилого помещения, расположенного по адресу: Амурская ФИО6, Благовещенский ФИО4, <адрес>.
Постановление от 23 января 2020 года о возбуждении на основании указанного выше исполнительного документа исполнительного производства в отношении администрации Благовещенского района Амурской области поступило в адрес администрации 06 февраля 2020 года. В пункте 2 указанного постановлении установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Во исполнение требований исполнительного документа на постановление о возбуждении исполнительного производства в адрес судебного пристава-исполнителя по ИОВИД УФССП по Амурской области М.В. Сукоркиной администрацией района направлено письмо №853 от 13.02.2020 о том, что ведется работа по исполнению решения суда. Денежные средства на осуществление государственных полномочий по предоставлению социальной выплаты на капитальный ремонт гражданам, пострадавшим в результате ЧС, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года, предоставляются в виде субвенций. Субвенция предоставляется за счет средств федерального бюджета, предоставленных бюджету Амурской области в виде иного межбюджетного трансферта. В период с 2013 года по настоящее время денежные средства на предоставление социальной выплаты гражданину Ефремову Владимиру Прокопьевичу не поступали, лимиты не выдавались.
Также администрацией Благовещенского района направлено письмо в министерство финансов Амурской области о дополнительной финансовой потребности в финансовых средствах, предусмотренных для социальной выплаты гражданину Ефремову Владимиру Прокопьевичу, на общую сумму 501 000 (пятьсот одна тысяча) рублей.
29.05.2020 года администрацией Благовещенского района получено требование от 08.05.2020 г. судебного пристава-исполнителя, в котором на администрацию Благовещенского района возложена обязанность в срок до 19.05.2020 года предоставить Ефремову Владимиру Прокопьевичу социальную выплату на капитальный ремонт поврежденного в результате чрезвычайной ситуации - крупномасштабного наводнения в Амурской области в августе-сентябре 2013 года жилого помещения, расположенного по адресу: Амурская ФИО6, Благовещенский ФИО4, <адрес>.
Одновременно с требованием от 08.05.2020 в администрацию Благовещенского района 29.05.2020 поступило постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения от 17.02.2020 г., в связи с тем, что в установленный срок исполнительный документ не исполнен добровольно администрацией Благовещенского района.
05.06.2020 года администрация Благовещенского района на Требование от 08.05.2020 года направила начальнику специализированного отдела по исполнению особо важных исполнительных документов жалобу на действия судебного пристава-исполнителя в части сроков исполнения требований.
Согласно выписке из решения Благовещенского районного Совета народных депутатов от 18.12.2019 г. №183 «О районном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» выделены денежные средства в сумме 501 000 руб. на капитальный ремонт жилых помещений, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Амурской области в августе-сентябре 2013 года.
Администрация Благовещенского района Амурской области считают, что ими проявлена необходимая степень заботливости и осмотрительности, приняты меры для надлежащего исполнения своего обязательства по исполнительному документу, в связи с чем, наложение в данном случае исполнительского сбора в сумме 50 000 руб. противоречит принципу соразмерности наказания тяжести и характеру правонарушения, наличию вины должника.
Определением Благовещенского районного суда Амурской области от 26 августа 2020 года к участию в деле привлечены в качестве административных соответчиков - УФССП России по Амурской области, судебный пристава-исполнитель СО ИОВИД УФССП России по Амурской области Стефанова Надежда Александровна, в качестве заинтересованных лиц - Ефремов Владимир Прокопьевич, министерство строительства и архитектуры Амурской области, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Правительство Амурской области, министерство финансов Амурской области, администрация Усть-Ивановского сельсовета Благовещенского района Амурской области.
Представитель административного истца (должника) администрации Благовещенского района Амурской области – Рачко О.С. в судебном заседании поддержала заявленные требования, на их удовлетворении настаивала.
Административные соответчики СО ИОВИД УФССП России по Амурской области, УФССП России по Амурской области, судебный пристав-исполнитель СО ИОВИД УФССП России по Амурской области Стефанова Н.А. в судебное заседание не явились, извещались своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили, письменных возражений не представили.
Заинтересованные лица Ефремов В.П., министерство строительства и архитектуры Амурской области, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Правительство Амурской области, министерство финансов Амурской области, администрация Усть-Ивановского сельсовета Благовещенского района Амурской области в судебное заседание не явились, извещались своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили, письменных возражений не представили, при этом администрацией Усть-Ивановского сельсовета представлено письменное ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, с принятием решения на усмотрение суда.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Решением Благовещенского районного суда Амурской области от 10 июня 2019 года по гражданскому делу №2-220/2019 в удовлетворении исковых требований Ефремову Владимиру Прокопьевичу к администрации Благовещенского района Амурской области, Правительству Амурской области о возложении обязанности предоставить социальную выплату на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 13 декабря 2019 года по делу №33АП-5192/2019 решение Благовещенского районного суда от 10 июня 2019 года отменено, по делу принято новое решение, которым на администрацию Благовещенского района, Правительство Амурской области возложена обязанность предоставить Ефремову Владимиру Прокопьевичу социальную выплату на капитальный ремонт поврежденного в результате чрезвычайной ситуации - крупномасштабного наводнения в Амурской области в августе-сентябре 2013 года жилого помещения, расположенного по адресу: Амурская область, Благовещенский район, <адрес>.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Специализированного отдела по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области от 23 января 2020 года №28025/20/35512 в отношении администрации Благовещенского района Амурской области возбуждено исполнительное производство №1585/20/28025-ИП на основании исполнительного листа серии ФС 025052032 от 25.12.2019 года, выданного Благовещенским районным судом Амурской области по делу №2-220/2019.
Пунктом 2 указанного постановления должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства и разъяснено, что в случае неисполнения исполнительного документа в указанный срок и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в установленный законом размере.
Постановление о возбуждении исполнительного производства от 23 января 2020 года получено административным истцом 06 февраля 2020 года, о чем на постановлении имеется штамп входящей корреспонденции администрации Благовещенского района.
Из письма администрации Благовещенского района от 13 февраля 2020 года №853 судебному приставу-исполнителю Сукоркиной М.В. следует, что во исполнение требований исполнительного документа администрацией Благовещенского района Амурской области направлено письмо в министерство финансов Амурской области о дополнительном финансовой потребности на сумму 501 000 рублей, для выплаты Ефремову В.П.
Из письма администрации Благовещенского района от 13 февраля 2020 года №854 в министерство финансов Амурской области следует, что администрация Благовещенского района Амурской области просит учесть дополнительную потребность в финансовых средствах в сумме 501 000 рублей.
08 мая 2020 года судебным приставом-исполнителем Специализированного отдела по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской Стефановой Н.А. в адрес администрации Благовещенского района вынесено требование, в соответствии с которым администрация Благовещенского района Амурской области была обязана в срок до 19 мая 2020 года предоставить Ефремову В.П. социальную выплату на ремонт поврежденного в результате чрезвычайной ситуации – крупномасштабного наводнения в августе-сентябре 2013 года принадлежащего ему жилого помещения.
Требование получено администрацией Благовещенского района Амурской области 29 мая 2020 года, о чем свидетельствует входящий штамп администрации Благовещенского района.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Специализированного отдела по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области от 17 февраля 2020 года №28025/20/73115 в связи с неисполнением в указанный срок должником требования данного исполнительного документа, с должника администрации Благовещенского района Амурской области взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.
Постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера от 17 февраля 2020 года, согласно справке администрации Благовещенского района Амурской области от 26 августа 2020 года, получено административным истцом 29 мая 2020 года.
Согласно выписке из решения Благовещенского районного Совета народных депутатов от 18 декабря 2019 года №183 «О районном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» (в редакции от 17 июля 2020 года №220), администрации Благовещенского района Амурской области выделены денежные средства в сумме 501 000 рублей за счет областного бюджета.
Разрешая требования по существу, суд приходит к следующему.
Согласно ч.ч. 1, 11 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 6 ст. 112 Закона об исполнительном производстве должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Положения частей 1, 2, 3, 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве предусматривают, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В пунктах 74, 75, 78 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
При применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
По смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года №13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
В силу положений ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
По смыслу приведенных правовых норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Следовательно, вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства, подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В ходе судебного разбирательства установлено, что постановление о взыскании исполнительского сбора от 17 февраля 2020 г. вынесено судебным приставом-исполнителем правомерно, по истечении срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа, с учетом срока получения постановления о возбуждении исполнительного производства должником (06 февраля 2020 г.), а также с учетом отсутствия обращения должника за предоставлением отсрочки исполнения решения суда.
Принятие администрацией Благовещенского района мер к исполнению решения суда в виде направления писем о выделении денежных средств на социальную выплату на капитальный ремонт поврежденного в результате чрезвычайной ситуации - крупномасштабного наводнения в Амурской области в августе-сентябре 2013 года жилого помещения за счет средств областного бюджета суд полагает недостаточными и не свидетельствующими об отсутствии вины должника в несвоевременном исполнении требований исполнительного документа.
Кроме того, как указано в мотивировочной части вступившего в законную силу апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 13 декабря 2019 года по делу №33АП-5192/2019, обязанность по предоставлению Ефремову В.П. социальной выплаты на капитальный ремонт возложена на муниципальное образование администрацию Благовещенского района, как орган местного самоуправления, наделенный полномочиями по предоставлению указанной выплаты, а Правительство Амурской области, как орган власти, устанавливающий порядок расходования субвенций.
Помимо этого, суд принимает во внимание то обстоятельство, что административным истцом не представлено доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению решения суда, как не представлено доказательств того, что администрацией района приняты исчерпывающие меры для надлежащего исполнения требования, содержащегося в исполнительном документе. Из исследованных в судебном заседании материалов дела и пояснений представителя административного истца следует, что иных доводов в обоснование невозможности исполнения решения суда, кроме как отсутствие денежных средств, административным истцом в обоснование исковых требования не приведено.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для освобождения администрации Благовещенского района от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству №1585/20/28025-ИП.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования администрации Благовещенского района Амурской области к Специализированному отделу по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области об освобождении должника администрации Благовещенского района Амурской области (675000, АМУРСКАЯ ОБЛАСТЬ, ГОРОД БЛАГОВЕЩЕНСК, УЛИЦА ЗЕЙСКАЯ, 198, ОГРН: 1022800526055, Дата присвоения ОГРН: 31.12.2002, ИНН: 2812001442, КПП: 280101001, ГЛАВА БЛАГОВЕЩЕНСКОГО РАЙОНА: Седых Евгений Александрович) от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя специализированного отдела по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области Стефановой Надеждой Александровной от 17 февраля 2020 года №28025/20/73115 по исполнительному производству №1585/20/28025-ИП от 23 января 2020 года – оставить без удовлетворения полностью.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский районный суд Амурской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:
Решение суда в окончательное форме принято 04 сентября 2020 года.