Дело № 2-3680/2017
Изготовлено 29 августа 2017 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 августа 2017 года Октябрьский районный суд города Мурманска
в составе: председательствующего - судьи Бойко Л.Н.,
при секретаре Марущак В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Щербина А.В. к Министерству социального развития Мурманской области о возврате неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ:
Щербина А.В. обратился в суд с иском к Министерству социального развития Мурманской области о возврате неосновательного обогащения.
В обоснование заявленных требований указано, что с ДД.ММ.ГГГГ истец является инвалидом <данные изъяты> группы, в связи с чем в сопровождении ФИО1 обратился в ЦСПН Министерства социального развития Мурманской области в г. <данные изъяты> по месту жительства по вопросу получения пенсии, полагающихся доплат, льгот.
При обращении специалистом учреждения истцу было сообщено, что истец будет получать пенсию, региональную доплату и соцпакет (лекарства и дорога с санаторно-курортным лечением). В общей сумме положенная выплата не достигала прожиточного минимума, однако таких разъяснений дано не было.
В 2015 году при обращении повторном истца иной специалист ЦСПН оформила документы на получение истом тех же выплат.
В 2016 году при обращении в социальную службу в г. Мурманске истцу стало известно о существовании и возможности оформления адресной помощи. После обращения истца в феврале истец с соответствующим заявлением, адресная помощь была ему предоставлена с марта 2015 года.
В феврале 2016 года истцу была назначена доплата к пенсии до уровня прожиточного минимума с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец считает, что органом социальной поддержки ему с 2014 по 2016 год причинен значительный ущерб и нарушено установленное законом право на получение инвалидом доплаты пенсии до уровня прожиточного минимума, установленного для данной категории граждан.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Министерство социального развития МО с заявлением произвести выплату неполученных сумм. Данное заявление было оставлено без удовлетворения.
Просит суд обязать ответчика произвести перерасчет и взыскать в его пользу удержанную сумму пенсионной выплаты ниже прожиточного минимума, установленного неработающим пенсионерам, проживающим в Мурманской области за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Истец в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела судом извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, направил в суд своего представителя.
Представитель истца ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала. Суду пояснила, что специалист ЦСПН при первичном обращении не довела до истца и его представителя всю необходимую информацию в полном объеме. Считает, что в пользу истца подлежат взысканию денежные средства за указанный в иске период, невыплаченные истцу, положенные ему по праву и на основании закона и оставшиеся в казне. Относительно обстоятельств заявленных в иске событий пояснила, что в 2014 году она совместно с истцом сразу после прохождения истцом МСЭ и оформления справки об инвалидности обратились в УПФ РФ Кольского района, истцом было подано заявление о назначении пенсии. Затем, в том же здании, обратились в каб.40 – ЦСПН, где специалистом Центра были даны разъяснения в отношении положенных социальных выплат, относительно региональной выплаты разъяснений дано не было.
Представители ответчика – Министерства социального развития Мурманской области в судебном заседании с заявленными истцом требованиями не согласились. В обоснование возражений пояснили, что региональная социальная доплата к пенсии устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней с соответствующим заявлением и со всеми необходимыми документами, и устанавливается на срок, на который установлена соответствующая пенсия. Действующее законодательство не предусматривает оснований для установления РСДП за период, предшествующий месяцу обращения. Поскольку истец обратился с соответствующим заявлением ДД.ММ.ГГГГ, РСДП была ему установлена с ДД.ММ.ГГГГ, в перерасчете РСДП за январь-февраль 2016 года истцу было отказано.
Относительно обращения истца в Центр в 2014 году представители ответчика указали, что при первичном обращении ДД.ММ.ГГГГ на личный прием по вопросу предоставления мер социальной поддержки по основанию «инвалид», из документов при заявителе была только справка МСЭ об установлении инвалидности. Специалистом центра на приеме истцу были даны подробные разъяснения. После ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ заявления об установлении мер социальной поддержки от истца в Центр не поступали. Возможность установления РСДП пенсионеру, не обращавшемуся с необходимым заявлением, с момента наступления у него такого права, не предусмотрена.
Кроме того, поскольку в обязанность Министерства не входит принятие решения об установлении (об отказе в установлении) РСДП, полагают, что исполнительный орган государственной власти является в рамках заявленного спора ненадлежащим ответчиком. Просят суд истцу в удовлетворении требований отказать.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица ГОКУ ЦСПН по Кольскому району ФИО2 в судебном заседании доводы, изложенные представителями Министерства поддержала в полном объеме. Суду пояснила, что при первичном обращении истца в Центр отсутствовали правовые основания для назначения РСДП, поскольку пенсия ему еще не была назначена и, кроме того, при истце отсутствовали какие-либо необходимые документы. Ему была дана подробная консультация, однако с заявлением его представитель обратилась лишь в феврале 2016 года.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица Управления ПФР в Кольском районе Мурманской области в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела судом извещен надлежащим образом. Представил в адрес суда письменный отзыв, в котором указал, что установление и выплата региональной социальной доплаты к пенсии осуществляется государственными областными учреждениями, уполномоченными на предоставление мер социальной поддержки. Установление и выплата социальной доплаты к пенсии до уровня прожиточного минимума выходит за рамки компетенции Управления. Представил подробную информацию по выплатному делу истца, как получателя социальной пенсии и ежемесячной денежной выплаты, просит дело рассмотреть в отсутствие представителя Управления.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Основания возникновения и порядок реализации прав граждан на социальные пенсии нетрудоспособным гражданам установлены Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 23 Закона от 15.12.2001 пенсия по государственному пенсионному обеспечению, независимо от ее вида (в том числе и социальная) назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее. Днем обращения за социальной пенсией считается день приема территориальным органом ПФР соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Социальная пенсия по инвалидности назначается на срок, в течение которого соответствующее лицо признано инвалидом (пп.6 п.4 ст.23 Закона от 15.12.2001).
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
На основании части 5 статьи 12.1 указанного Федерального закона региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или по месту его пребывания, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте Российской Федерации.
Предоставление региональной социальной доплаты к пенсии (РСДП) в Мурманском регионе регулируется нормами Закона Мурманской области от 23.12.2004 № 549-01-ЗМО «О государственной социальной помощи в Мурманской области» (далее - Закон) и Правилами обращения за региональной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты, утвержденными постановлением Правительства Мурманской области от 27.11.2009 № 553-ПП.
Общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Мурманской области, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с Законом Мурманской области «О прожиточном минимуме пенсионера в Мурманской области в целях установления социальной доплаты к пенсии» (часть 1 статьи 10.1 Закона).
Согласно части 2 статьи 10.1 Закона и пункта 1.5 Правил при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются суммы следующих денежных выплат, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Мурманской области и других субъектов Российской Федерации: пенсий, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации; дополнительного материального (социального) обеспечения; ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг); региональной ежемесячной денежной выплаты; иных мер социальной поддержки (помощи), установленных законодательством Мурманской области и других субъектов Российской Федерации в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно).
В соответствии с частью 2 статьи 10.2 Закона, региональная социальная доплата к пенсии, предусмотренная настоящей статьей (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи), устанавливается с первого числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней с соответствующим заявлением и со всеми необходимыми документами, но не ранее возникновения права на её установление при обращении пенсионера за её установлением по ДД.ММ.ГГГГ включительно. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается на срок, на который установлена соответствующая пенсия.
Аналогичные нормы предусмотрены в пунктах 2.10, 2.11 Правил.
Таким образом, действующее законодательство не предусматривает оснований для установления РСДП за период, предшествующий месяцу обращения.
Согласно п. 2.1 Правил пенсионеры, проживающие на территории Мурманской области, обращаются за установлением РСДП в учреждение социальной поддержки населения по месту жительства или по месту пребывания.
Согласно выписке из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, серии № №, выданной ДД.ММ.ГГГГ Бюро медико-социальной экспертизы № смешанного профиля ФКУ «ГБ МСЭ по Мурманской области», истцу впервые была установлена <данные изъяты> группа инвалидности по общему заболеванию с ДД.ММ.ГГГГ на срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Впервые Щербина А.В. обратился в ГОКУ «Центр социальной поддержки населения по Кольскому району» ДД.ММ.ГГГГ на личный прием за консультацией по вопросу предоставления мер социальной поддержки по основанию «инвалид».
Из документов при заявителе была только справка МСЭ-2013 № об установлении инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Данные обстоятельства представителем истца в судебном заседании не оспаривались.
Специалистом ГОКУ «Центр социальной поддержки населения по Кольскому району» заявителю были даны разъяснения о порядке и условиях оформления РСДП, ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты и субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, что подтверждается представленной ксерокопией записи в журнале учета приема граждан.
После ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ истец с заявлением об установлении мер социальной поддержки в ГОКУ «Центр социальной поддержки населения по Кольскому району» не обращался.
Данные обстоятельства в судебном заседании также не опровергнуты.
ДД.ММ.ГГГГ Щербина А.В. через законного представителя - ФИО1, обратился в ГОКУ «Центр социальной поддержки населения по Кольскому району», подведомственного Министерству социального развития Мурманской области, с заявлением об установлении региональной социальной доплаты к пенсии (РСДП).
Решением ГОКУ «Центр социальной поддержки населения по Кольскому району» от ДД.ММ.ГГГГ № РСДП установлена истцу с ДД.ММ.ГГГГ.
Также ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ГОКУ «Центр социальной поддержки населения по Кольскому району» с заявлением о перерасчете размера РСДП за январь и февраль 2016 года.
По результатам рассмотрения заявления ГОКУ «Центр социальной поддержки населения по Кольскому району» Щербина А.В. ДД.ММ.ГГГГ направлен письменный ответ об отказе в произведении перерасчета РСДП и возможных вариантах оказания социальной поддержки.
ДД.ММ.ГГГГ Щербина А.В. обратился в ГОКУ «Центр социальной поддержки населения по Кольскому району» с заявлением о выдаче ему копий заявлений и документов, представленных им в 2014-2015 гг.
По результатам рассмотрения заявителю был направлен письменный ответ о невозможности представить запрашиваемые им материалы с указанием на то, что в указанный период истец с заявлением и документами за установлением мер социальной поддержки в Центр не обращался.
В материалы дела представлены также копии заявлений истца в ГОКУ «Центр социальной поддержки населения по Кольскому району» от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, в которых заявитель уведомляет, что ознакомлен с порядком предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, но оформлять их не планирует.
ДД.ММ.ГГГГ Щербина А.В. обратился с заявлением в Министерство социального развития Мурманской области по вопросу перерасчета РСДП с июля 2014 года по февраль 2016 года.
При рассмотрении данного заявления Министерством была проверена правомерность принятых ГОКУ «Центр социальной поддержки населения по Кольскому району» решений, истцу ДД.ММ.ГГГГ был дан письменный ответ об отсутствии правовых оснований для такого перерасчета.
Нормами регионального законодательства предусмотрены основания для пересмотра размера РСДП, установленной пенсионеру на основании его заявления и с соблюдением всех требований (часть 4 статьи 10.2 Закона, пункт 2.12 Правил).
Возможность установления РСДП пенсионеру, не обращавшемуся с необходимым заявлением, с момента наступления у него такого права, не предусмотрена.
Согласно предоставленной Управлением ПФР в Кольском районе Мурманской области информации по выплатному делу истца, как получателя социальной пенсии и ежемесячной денежной выплаты, Щербина А.В. впервые обратился в учреждение ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о назначении социальной пенсии по инвалидности в соответствии с пп. 1 п. 1 ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты в соответствии с «Порядком осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской "Федерации», утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №.
Решением Комиссии ГУ УПФ РФ в Кольском районе Мурманской области истцу назначена социальная пенсия по инвалидности на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (с 1-го числа месяца, в котором Щербина А.В. обратился за назначением пенсии).
Решением Комиссии ГУ УПФ РФ в Кольском районе Мурманской области истцу назначена ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) по категории инвалиды 3 группы» на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Информация на Щербина А.В. была сформирована и направлена в уполномоченные органы исполнительной власти в субъекте Российской Федерации.
В дальнейшем органом пенсионного обеспечения производилась индексация размера получаемой истцом социальной пенсии, индексация ежемесячной денежной выплаты, выплата положенных единовременных выплат. В связи с окончанием срока инвалидности выплата пенсии и ежемесячной денежной выплаты приостанавливалась, по предоставлении выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выплата социальной пенсии, выплата ЕДВ продлевалась.
В связи с окончанием срока инвалидности распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ № выплата пенсии была приостановлена с ДД.ММ.ГГГГ, распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ № выплата ЕДВ была также приостановлена с ДД.ММ.ГГГГ.
Претендуя на оказание государственной социальной поддержки, истец должен добросовестно исполнить требования законодательства о порядке ее предоставления, включая требование о соблюдении заявительного характера.
При этом, обращаясь в суд с рассматриваемым иском, истцом заявленные требования сформулированы как о взыскании с Министерства социального развития Мурманской области неосновательного обогащения в виде денежных средств невыплаченной РСДП за период 2014 – 2016 год.
Понятие неосновательного обогащения дано в части 1 статьи 1102 Гражданского кодекса РФ, согласно которой лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Между тем, Министерство социального развития Мурманской области, в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Мурманской области от 19 июня 2015 года № 256-1111, осуществляет организационно-методическое обеспечение и координацию выполнения информационно-технологических мероприятий по предоставлению государственной социальной помощи малоимущим семьям (в том числе имеющим детей), малоимущим одиноко проживающим гражданам и региональной социальной доплаты к пенсии неработающим пенсионерам (п. 2.2.3.17).
В силу пункта 1.1 Правил рассмотрение вопросов установления и начисления региональной социальной доплаты к пенсии возлагается на государственные областные учреждения социальной поддержки населения. В обязанность Министерства не входит принятие решения об установлении (об отказе в установлении) РСДП.
Аккумулирование невыплаченных денежных средств на не назначенные РСДП Министерством не производится.
При таких обстоятельствах, какого-либо неосновательного обогащения со стороны Министерства социального развития Мурманской области не возникает.
С учетом вышеизложенных обстоятельств и положений действующего законодательства о предоставлении государственной социальной поддержки, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 56, 61, 67, 194-197, 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Щербина А.В. к Министерству социального развития Мурманской области о возврате неосновательного обогащения в виде неполученных с июля 2014 года по февраль 2016 года сумм региональной социальной доплаты к пенсии – оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены, были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования до дня его вступления в законную силу.
Председательствующий: Л.Н. Бойко