№ 2-1223/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 июля 2018 года Кировский районный суд г.Томска в составе:

председательствующего судьи         Корнеевой Т.С.

при секретаре     Семычевой М.Н.,

с участием истца Копацина Н.Н., представителя Министерства финансов Российской Федерации Лаздыньш С.А., действующей на основании доверенности от 24.12.2015, представителя МВД России, УМВД России по Томской области Харитонова В.С., действующего на основании доверенностей от 03.01.2018, от 03.01.2018, рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске посредством видеоконференц-связи гражданское дело по иску Копацина Н.Н. к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации о компенсации морального вреда,

установил:

Копацин Н.Н. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда. В обоснование требований указал, что в период с 09.08.2017 по 14.08.2017, с 10.01.2017 по 16.10.2017 содержался в ИВС ОМВД России по Каргасокскому району в ненадлежащих условиях: в камерах ИВС отсутствовала горячая вода, слив унитаза не работал, не была установлена радио-точка, отсутствовал умывальник. На умывальнике были сломаны краны, постоянно капала вода, в камерах сыро, нормы санитарной площади на 1 человека не соблюдалась, освещение было тусклым. Постельное белье старое, рванное и гнилое, матрасы тонкие и пахли сыростью. Пищу выдавали в маленьких количествах, кроме того, так как истец болен ВИЧ ему требовалась дополнительная диета, однако дополнительное питание не выдавали. Помывка в душе не предоставлялась, так как он не работал. Ограничивали в предоставлении прогулки. Ненадлежащие условия содержания причиняли нравственные страдания. Просит взыскать в его пользу компенсацию морального вреда в сумме 30000 руб.

Определением Кировского районного суда г.Томска от 05.06.2018 к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство внутренних дел Российской Федерации и привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика УМВД России по Томской области.

Истец Копацин Н.Н. в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований, дал пояснения, аналогичные изложенным в иске.

Представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации Лаздыньш С.А. иск не признала, пояснил, что в данном случае Министерство финансов Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком. Кроме того, просила учесть, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих размер заявленных исковых требований.

Представитель ответчика МВД России, третьего лица УМВД России по ТО Харитонов В.С. просил в иске отказать, поскольку права истца не были нарушены, условия содержания соответствовали действующему законодательству, доводы истца опровергаются представленными доказательствами. Доказательств причинения истцу морально-нравственных страданий не представлено, размер компенсации не обоснован.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, суд считает исковые требования, подлежащими удовлетворению частично.

В соответствии с ч.1 ст.17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.

Исходя из этого, а также из положений ч.4 ст.15, ст.18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, а также международным договорам Российской Федерации являются непосредственно действующими в пределах юрисдикции Российской Федерации.

В соответствии со ст.3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод ETS № 005 (Рим 4 ноября 2005 года), никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

В практике применения Конвенции о защите прав человека и основных свобод Европейским Судом по правам человека к «бесчеловечному обращению» относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические и нравственные страдания.

В соответствии со ст.3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству.

Конституция Российской Федерации, провозглашая права и свободы человека высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства (ст. 2), гарантирует каждому право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53).

В соответствии со ст.56 ГПК Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.12 ГПК Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Пунктом 1 ст.71 ГПК Российской Федерации предусмотрено, что письменными доказательствами являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела, акты, договоры, справки, деловая корреспонденция, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой, графической записи, в том числе полученные посредством факсимильной, электронной или другой связи либо иным позволяющим установить достоверность документа способом.

Судом установлено, что Копацин Н.Н. в период с 09.08.2017 по 14.08.2017, с 10.10.2017 по 16.10.2017 содержался в ИВСПиО ОМВД России по Каргасокскому району Томской области, что подтверждается справкой начальника ИВСПиО ОМВД России по Каргасокскому району Томской области от 01.11.2017.

В соответствии со ст.4 Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее - Федеральный закон № 103-ФЗ) содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права.

В местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач предусмотренных УПК РФ. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей (ст. 15 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ).

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел МВД России 22.11.2005 № 950, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждены Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, которыми установлен порядок материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых (пункт 4 части второй).

Оценивая доводы истца о том, что в период нахождения в ИВСПиО ОМВД России по Каргасокскому району Томской области были нарушены его права на обеспечение надлежащих условий нахождения в ИВС, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

Согласно пп.42, 43, 45, 47, 48, 130, 135 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утв. Приказом МВД РФ от 22.11.2005 № 950, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом. Подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом. Камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; бачком для питьевой воды; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией; тазами для гигиенических целей и стирки одежды. Не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе. При отсутствии в камере системы подачи горячей водопроводной воды горячая вода (температурой не более +50 °С), а также кипяченая вода для питья выдаются ежедневно с учетом потребности. Подозреваемые и обвиняемые пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа, несовершеннолетние - не менее двух часов, а водворенные в карцер - один час. Подозреваемому или обвиняемому свидания с родственниками и иными лицами предоставляются на основании письменного разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, но не более двух свиданий в месяц продолжительностью до трех часов каждое.

Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров (п. 5 ст. 23 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»).

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Статья 195 ГПК РФ предусматривает, что суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В обоснование своих требований истец ссылается на нарушение санитарной площади в размере 4 кв.м. на человека.

Как следует из справки начальника ИВСПиО ОМВД России по Каргасокскому району Томской области от 21.06.2018, в каких камерах и с кем содержался Копацин Н.Н. в указанный период, сообщить не представляется возможным, так как регламентирующими документами не предусмотрено ведение журналов регистрации, содержащихся по камерам. Камеры 1,2,3 имеют общую площадь 15, 12 кв.м., камеры 4,5,6 имеют площадь 21 кв.м. В связи с чем, приведенные истцом доводы своего подтверждения не нашли.

В исковом заявлении Копацин Н.Н. указывает на отсутствие в камерах ИВСПиО ОМВД России по Каргасокскому району Томской области, в которых он находился, надлежащего искусственного освещения и ненадлежащей работы приточно-вытяжной вентиляции.

Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации жилых и общественных помещений, зданий и сооружений определены Санитарными правилами и нормами «Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий. СанПиН 2.2.2/2.1.1.1076», введенными в действие Постановлением Главного государственного врача РФ от 25.10.2001 № 29.

В соответствии с санитарными правилами и иными правовыми актами Российской Федерации при эксплуатации производственных помещений, зданий, сооружений должны осуществляться санитарно-противоэпидемилогические мероприятия и должны обеспечиваться безопасные для человека условия содержания. Инсоляция - облучение поверхностей и пространств прямыми солнечными лучами - возможна при наличии в здании окон, это является важным фактором, оказывающим оздоравливающее влияние на среду обитания человека и должна быть использована в жилых и общественных зданиях. Под общественными помещениями понимаются здания, предназначенные для обеспечения публично-правовых потребностей органов государственной власти и муниципальных органов.

Из справки начальника ИВСПиО ОМВД России по Каргасокскому району Томской области от 21.06.2018 следует, что в ИВС установлены окна, заменено искусственное освещение в виде плафонов закрытого типа, произведена замена вентиляции. Из акта проверки от 15.03.2017 ФКУЗ медико-санитарной части МВД России по ТО центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора следует, что в ИВС имеется естественное освещение, искусственное освещение достаточное, имеется приточно-вытяжная вентиляция.

Доводы истца об отсутствии в камерах надлежащего освещения и вентиляции не нашли свое подтверждение.

Довод истца о предоставлении надлежащего постельного белья не нашел своего подтверждения и опровергается актом проверки от 15.03.2017, в котором установлено наличие постельных принадлежностей.

Доказательств в опровержение указанных обстоятельств, а также в подтверждение утверждений о ненадлежащих условиях содержания, об отсутствии радио точки, истцом согласно ст. 56 ГПК Российской Федерации не представлено.

Довод истца о не предоставлении ему прогулки в заявленный период, суд оценивает следующим образом.

В соответствии с п.130 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД России от 22.11.2005 № 950 (далее – Правила), подозреваемые и обвиняемые пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа. Продолжительность прогулки устанавливается администрацией ИВС с учетом распорядка дня, погоды, наполнения учреждения и других обстоятельств. Прогулка проводится на территории прогулочных дворов. Прогулочные дворы оборудуются скамейками для сидения и навесами от дождя (п. 132 Правил).

Из справки начальника ИВСПиО ОМВД России по Каргасокскому району Томской области от 21.06.2018, следует, что в ИВС имеется прогулочный дворик. Санитарное состояние дворика удовлетворительное и соответствует предъявленным требованиям. Согласно внутреннему распорядку ИВС, прогулка проводилась с 14.00 ч. до 18.00 ч., ограничение времени нет, что также подтверждается актом проверки от 15.03.2017.

Довод истца о том, что камеры не оборудовались санузлом, отсутствовала горячая вода, помывка в душе не представляясь также не нашли подтверждения. В справке начальника ИВСПиО ОМВД России по Каргасокскому району Томской области от 21.06.2018 указано, что установлен отдельно душ, в каждую камеру проведен водопровод с холодной питьевой водой, в каждой камеры установлены санитарные узлы соблюдением приватности в виде занавесок. В акте проверки от 15.03.2017 указано, что имеется централизованное водоснабжение, в камерах установлены санузлы, питьевой режим соблюдается, горячая вода выдается по требованию, имеется наличие душа его санитарное состояние удовлетворительное.

Отсутствие в камерах сырости, грибка, неприятного запаха, подтверждается ответом начальника ИВСПиО ОМВД России по Каргасокскому району Томской области от 21.06.2018, из которого следует, что плесени, грибка и насекомых в камерах не было, ежегодно два раза в год проводится косметический ремонт. Из акта проверки от 15.03.2017 следует, что имеется договор на дезинсекцию и дератизацию камер, санитарное состояние ИВС на момент проверки удовлетворительное.

Медицинское обеспечение подозреваемых, обвиняемых, осужденных осуществлялось в соответствии с Приказом Министерства Здравоохранения и Социального развития РФ/Министерства Юстиции РФ от 17 октября 2005года за №640/190 «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу». По прибытии в следственный изолятор всем поступившим (в том числе следующим транзитом) проводится первичный медицинский осмотр с целью выявления лиц, представляющих эпидемическую опасность для окружающих, а также больных, нуждающихся в неотложной помощи. Особое внимание обращается на наличие наружных проявлений кожных, венерических, инфекционных и других заболеваний, пораженность педикулезом, проводится сбор эпиданамнеза. Размещение больных производится по указанию медицинского работника. Лица, у которых имеются признаки психического расстройства, в том числе склонность к агрессии и аутоагрессии, размещаются по камерам с учетом рекомендаций психиатра и психолога. Лица с признаками инфекционных или паразитарных заболеваний размещаются в камерах, выделяемых под карантин. Срок карантина определяется медицинскими показаниями. На каждого подозреваемого и обвиняемого заполняется медицинская карта амбулаторного больного установленного образца. Вся получаемая при обследовании информация в установленном порядке фиксируется в медицинской карте амбулаторного больного. В следственных изоляторах, тюрьмах подозреваемые, обвиняемые и осужденные обращаются за медицинской помощью к медицинскому работнику во время ежедневного обхода им камер, а в случае острого заболевания - к любому сотруднику. Сотрудник, к которому обратился подозреваемый, обвиняемый или осужденный, обязан принять меры для организации оказания ему медицинской помощи. Для оказания медицинской помощи лицо, нуждающееся в ней, выводится в медицинский кабинет (амбулаторию), где осуществляется медицинский осмотр и проводятся лечебные мероприятия. При необходимости фельдшер делает соответствующие назначения в пределах своей компетенции или производит запись больных на прием к врачу. Истец не приводит доводов и доказательств, что состояние его здоровья ухудшилось после пребывания в ИВС, указывает только о зубной боли и головной боли, однако из справки начальника ИВСПиО ОМВД России по Каргасокскому району Томской области от 21.06.2018 следует, что Копацин Н.Н. к медицинскому работнику обслуживающего ИВС с жалобами на здоровье не обращался. В ИВС имеется медицинский изолятор, оснащение медицинского изолятора соответствует нормам ведение медицинской документации, журнал ежедневного осмотра, санитарный журнал ведется без замечаний, находится в наличии аптечка «Анти-Спид», что следует из акта проверки от 15.03.2017.

Довод истца об обеспечении плохим питанием, не предоставлении диетического питания, в связи с наличием хронических заболеваний: ВИЧ-инфекции, суд оценивает следующим образом.

В соответствии с п.44 Правил внутреннего распорядка, подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.

Приказом Министерства юстиции РФ от 02.08.2005 №125 утверждены нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время.

В приложении №4 к указанному приказу, установлена норма питания для больных осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся на стационарном лечении в леченых учреждениях исправительных колоний, тюрем и следственных изоляторов федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время. По данной норме установлено также обеспечивать: больных, находящихся на амбулаторном лечении по поводу язвенной болезни, злокачественных новообразований, дистрофии, авитаминоза, анемии, больных СПИДом и ВИЧ-инфицированных, а также лиц, наблюдающихся по поводу туберкулеза 0, I, II, III, V групп диспансерного учета, вне зависимости от места содержания, лиц, наблюдающихся по IV и VI группам диспансерного учета на период проведения химиотерапии, вне зависимости от места содержания. Дополнительно к данной норме установлено выдавать на одного человека в сутки: больным, находящимся на стационарном и амбулаторном лечении по поводу туберкулеза, дистрофии, язвенной болезни, авитаминоза, анемии, злокачественных новообразований, а также больным СПИДом и ВИЧ-инфицированным: хлеба пшеничного из муки 2 сорта - 50 г; макаронных изделий - 10 г; овощей - 50 г; сахара - 5 г; мяса - 50 г; мяса птицы - 20 г; молока коровьего - 250 (миллилитров); соков плодовых и ягодных - 100 (миллилитров); масла коровьего - 20 г; творога - 50 г.

Как следует из справки начальника ИВСПиО ОМВД России по Каргасокскому району Томской области от 21.06.2018 питание лиц содержащихся в ИВС осуществилось трехразовое питание, горячее по нормам определяемым Правительством РФ. Претензий по качеству поставляемой продукции не поступало. Из акта проверки от 15.03.2017 следует, что ИВС заключены контракты по доставке пищи.

Однако сведений о предоставлении и назначении Копацину Н.Н. диетического питания в рассматриваемый период не представлено.

На основании изложенного, судом установлено, что диетическое питание истцу не предоставлялось, однако питание предоставлялось разнообразное, в соответствии с установленными нормами и надлежащего качества.

Таким образом, исковые требования истца в судебном заседании нашли своего подтверждения частично.

Доказательств в опровержение указанных обстоятельств истцом согласно ст.56 ГПК Российской Федерации не представлено.

Конституция Российской Федерации (ст.53) гарантирует каждому гражданину право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

В силу ст.1069 ГК Российской Федерации вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению соответственно за счет казны РФ.

Основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и ст.151 ГК Российской Федерации.

В соответствии со ст.ст.150, 151 ГК Российской Федерации в случае причинения гражданину морального вреда действиями, нарушающими его личные неимущественные права, в том числе, и унижающими достоинство, суд может возложить на нарушителей обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п.2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.). Моральный вред, в частности, может заключаться временным ограничением или лишением каких-либо прав.

В силу ст.15 Федерального закона № 103-ФЗ в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных УПК РФ. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут предусмотренную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

Из разъяснений, содержащихся в п.15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных норм международного права и международных договоров РФ» следует, что унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом требований режима содержания.

Поскольку в судебном заседании нашли частично подтверждение доводы истца о содержании его в ненадлежащих условиях, что нарушило его права, гарантированные законом и причинило ему страдания и переживания в степени, превышающей неизбежный уровень страданий, присущий ограничению свободы, требование Копацина Н.Н. о взыскании денежной компенсации причиненного ему морального вреда подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 195 ГПК Российской Федерации суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Учитывая изложенное, суд полагает, что доказательств, позволяющих суду удовлетворить требования о компенсации морального вреда в заявленном истцом размере, согласно ст. 56 ГПК Российской Федерации, не представлено. Степень причиненных истцу нравственных страданий в заявленном истцом размере не обоснована.

Суд не соглашается с заявленной истцом суммой в 30000 руб., считает ее завышенной. Определение истцом именно такого размера компенсации суд связывает с ограничением естественных прав человека, в связи с заключением под стражу, претерпеванием истцом страданий в большей мере не в связи с пребыванием в не соответствующих закону условиях, а в связи с его заключением вообще. Вместе с тем содержанию под стражей неизбежно присущ элемент страдания и трудностей, связанный с применением данной формы правомерного обращения или наказания лица.

Европейский Суд по правам человека в п.94 Постановления от 29.01.2009 по делу Андреевский против Российской Федерации отметил, что при установлении нарушений прав лиц, содержащихся под стражей, их страдания и разочарование, вызванные бесчеловечными условиями содержания, не могут быть компенсированы одним фактом установления нарушения.

При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает характер и степень тяжести причиненных истцу нравственных страданий, фактические обстоятельства, при которых был причинен моральный вред, также принимает во внимание факт нахождения истца в ИВСПиО ОМВД России по Каргасокскому району Томской области с перерывами и непродолжительное время (12 дней), тот факт, что с указанного события прошел значительный период времени, что сгладило моральные страдания истца, и иные обстоятельства дела, руководствуется требованиями разумности и справедливости. С учетом изложенного и руководствуясь приведенными положениями закона и Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20.12.1994 №10, суд приходит к выводу, что размер компенсации морального вреда, подлежащий взысканию в пользу истца, составляет 500 руб.

Доказательств, позволяющих суду удовлетворить требования о компенсации морального вреда в заявленном истцом размере, согласно ст. 56 ГПК Российской Федерации, истцом не представлено.

Согласно ст. 1071 ГК Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Как устанавливает п. 3 ст. 125 ГК Российской Федерации, в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

В соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности.

На основании п. 63 п. 12 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации (утв. Указом Президента Российской Федерации от 01.03.2011 № 248) МВД России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание МВД России и реализацию возложенных на него задач, является получателем средств федерального бюджета, а также главным администратором (администратором) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, по смыслу пункта 1 статьи 125 и статьи 1071 ГК Российской Федерации, подпункта 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного в результате действий (бездействия) должностных лиц МВД России за счет казны Российской Федерации от имени Российской Федерации в суде выступает и отвечает по своим денежным обязательствам МВД России, как главный распорядитель бюджетных средств.

При таких обстоятельствах Министерство финансов Российской Федерации не является надлежащим ответчиком, в связи с чем, обязанность по возмещению вреда должна быть возложена на Российскую Федерацию в лице МВД России.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 -198 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 500 ░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

    ░░░░░:             -░░░░░░░-                ░░░░░░░░ ░.░.

    ░░░░░ ░░░░░.

    ░░░░░:

    ░░░░░░░░░: ░░░░░░░░ ░.░.

2-1223/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Копацин Николай Николаевич
Копацин Н.Н.
Ответчики
Министерство финансов Российской Федерации,
Другие
МВД России
УМВД России по ТО
Суд
Кировский районный суд г. Томска
Дело на сайте суда
kirovsky.tms.sudrf.ru
18.05.2018Передача материалов судье
18.05.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.05.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.06.2018Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
05.06.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.06.2018Подготовка дела (собеседование)
26.06.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.07.2018Судебное заседание
17.07.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.07.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.05.2020Передача материалов судье
07.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.05.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
07.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.05.2020Подготовка дела (собеседование)
07.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.05.2020Судебное заседание
07.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.07.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее