Дело № 2- 97/ 2016
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
п. Октябрьский 02 марта 2016 года
Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Заостровцевой И.А., при секретаре Резановой И.С., с участием старшего помощника прокурора Устьянского района Архангельской области Капустиной Е.В., истца Крылова И.А., представителя ответчика администрации МО ... Прожериной Э.А., представителя третьего лица органа опеки и попечительства администрации МО ... Мокосеевой Л.Н., представителя третьего лица администрации МО ... Ешкилевой Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Устьянского района Архангельской области в интересах Крылова И.А. к администрации муниципального образования ... о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,
установил:
Прокурор Устьянского района Архангельской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах Крылова И.А. к администрации МО ... о возложении обязанности предоставить истцу жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в виде отдельной квартиры (жилого дома), благоустроенное применительно к условиям муниципального образования ..., общей площадью не менее 15 квадратных метров, соответствующее санитарным и техническим нормам, расположенное в черте населенного пункта ..., за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и лиц из их числа.
Требования мотивированы тем, что Крылов И.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать и отец умерли в ... году, опекуном была назначена ФИО1 За истцом было закреплено право пользования жилым помещением по адресу: ..., находящемся в собственности иного лица. Постановлением главы МО ... от ...г. ... Крылов И.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В настоящее время Крылов И.А. проживает в ... у опекуна, своего жилья не имеет, в связи с этим ...г. обратился с заявлением в администрацию МО ... по вопросу предоставления жилого помещения. В предоставлении жилого помещения ему отказано по причине отсутствия денежных средств и свободного жилья специализированного назначения на территории МО .... В связи с тем, что в настоящее время вопрос с обеспечением жилья Крылова И.А. не решен, он вынужден был обратиться в прокуратуру Устьянского района за защитой своих нарушенных прав.
В судебном заседании старший помощник прокурора Устьянского района Капустина Е.В. требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Истец Крылов И.А. исковые требования прокурора Устьянского района поддержал в полном объеме, дополнительно указав, что своего жилья он не имеет.
Представитель ответчика администрации МО ... Прожерина Э.А. в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме, а также заявила ходатайство об установлении срока исполнения решения суда до ...г., ссылаясь на длительность процедуры по приобретению жилого помещения.
Представитель третьего лица администрации МО ... Ешкилева Т.В., представитель органа опеки и попечительства администрации МО ... Мокосеева Л.Н. исковые требования прокурора поддержали, по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Третьи лица Министерство образования, науки и культуры Архангельской области, Министерство финансов Архангельской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседание не направили, возражений по иску не предоставили.
По определению суда на основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о рассмотрении дела надлежащим образом.
Суд, заслушав стороны, представителя органа опеки и попечительства, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Установлено, что прокурор обратился в суд с иском в интересах Крылова И.А. в соответствии со ст. 45 ГПК РФ. Истец поддержал заявленные прокурором в его интересах требования о защите его жилищных прав.
Статьей 40 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на жилище, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны создавать малоимущим и иным указанным в законе гражданам дополнительные условия для реализации права на жилище посредством предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Меры социальной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Судом установлено, что истец Крылов И.А. ... г.р., относится к категории детей-сирот, что никем из участников процесса не оспаривается и подтверждено материалами дела, в том числе свидетельством о рождении Крылова И.А. серии ... от ...г., свидетельством о смерти ФИО3 № ... от ...г., свидетельством о смерти ФИО4 серии ... от ...г..
Постановлением главы ... сельской администрации ... от ...г. ... опекуном над несовершеннолетним Крыловым И.А. назначена ФИО1.
Постановлением главы МО ... от ...г. ... за несовершеннолетним Крыловым И.А. закреплено право пользования жилым помещением по адресу: ....
В силу абз. 4 ч. 1 ст. 148 Семейного кодекса РФ дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Как видно из свидетельства о государственной регистрации права ..., собственником закрепленного за истцом Крыловым И.А. жилого помещения, расположенного по адресу: ..., является ФИО2 ... г.р.
Постановлением главы МО ... ... от ...г. Крылов И.А. включен в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в связи с тем, что он не является членом семьи нанимателя жилого помещения по адресу: ....
В период с ...г. по ...г. Крылов И.А. обучался в ГАОУ ....
В судебном заседании установлено, что в настоящее время истец проживает в доме опекуна ФИО1, по адресу: ..., находящемся в собственности последней.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о правах Крылова И.А. на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества отсутствуют. По информации ... межрайонного филиала БТИ право на приватизацию в ... Крыловым И.А. не реализовано.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред., вступившей в действие с 1 января 2013 года), лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Аналогичные требования закреплены в статье 11 Закона Архангельской области от 17.12.2012 N 591-36-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области», вступившего в действие с 1 января 2013 года, в согласно которым, право на жилое помещение имеют в том числе: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
Согласно ч. 2 ст. 4 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», и Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (то есть до 1 января 2013 года).
В силу ст. 38 закона Архангельской области № 591-36-ОЗ, действие данного закона также распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу закона, в случае, если дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу закона.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 указанной статьи (п.3 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).
Статья 9 закона Архангельской области N 591-36-ОЗ (в ред., вступившей в действие с 1 января 2016 года), устанавливает, что ведение учетных дел несовершеннолетних детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, и формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, относится к компетенции органа опеки и попечительства.
Администрация МО ... осуществляет деятельность по опеке и попечительству на основании ст. 34 Гражданского кодекса РФ, ст. 6 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", ст.62, 63 Закона Архангельской области от 20.09.2005 N 84-5-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области отдельными государственными полномочиями", в соответствии с которыми органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации; органы местного самоуправления муниципальных образований законом субъекта Российской Федерации могут наделяться полномочиями по опеке и попечительству, органы местного самоуправления муниципальных районов Архангельской области наделены государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, и в соответствии с Уставом администрации.
Судом установлено, что Крылов И.А. не является членом семьи нанимателя жилого помещения, а также собственником жилых помещений. Местом жительства истца Крылова И.А. является в настоящее время ..., жилое помещение до настоящего времени Крылову И.А. не предоставлено.
Федеральным законом от 21.12.1996 года N 159 - ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что жилые помещения предоставляются по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По договорам найма специализированные жилые помещения предоставляются лицам, указанным в п. 1 ст. 8, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (ч. 7 ст. 8). Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (ч. 8 ст. 8).
Статьей 13 закона Архангельской области N 591-36-ОЗ (в ред. закона Архангельской области от 27.11.2015 N 357-21-ОЗ) предусмотрено, что жилое помещение предоставляется в границах территории соответствующего муниципального района или городского округа Архангельской области однократно по месту жительства данных лиц, определяемому в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.ст. 45 и 46 закона Архангельской области от 20.09.2005 N 84-5-ОЗ (в ред. от 18.12.2015) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области отдельными государственными полномочиями», органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях осуществления указанных государственных полномочий органы местного самоуправления муниципальных образований, в том числе, приобретают жилые помещения для предоставления указанной категории лиц; включают жилые помещения в специализированный жилищный фонд; заключают договоры найма специализированных жилых помещений; расторгают с детьми-сиротами договоры найма специализированных жилых помещений.
Согласно ст. 21 Закона Архангельской области от 23.09.2004 N 258-внеоч.-ОЗ «О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области», в состав ... муниципального района входит сельское поселение ....
Исследованные в судебном заседании доказательства свидетельствуют о том, что истец имеет право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений на территории МО ... - по месту жительства в ....
В соответствии со ст. 14 закона Архангельской области № 591-36-ОЗ (в ред. закона Архангельской области от 27.11.2015 N 357-21-ОЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа жилые помещения предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта Архангельской области, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма из специализированного жилищного фонда.
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа на основании решения органа местного самоуправления городского, сельского поселения или городского округа Архангельской области, уполномоченного на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа.
В силу ст. 15 закона Архангельской области N 591-36-ОЗ, жилое помещение, предоставляемое детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, должно соответствовать следующим требованиям: общая площадь должна быть не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма, установленной органами местного самоуправления; жилое помещение должно соответствовать требованиям жилищного законодательства Российской Федерации, санитарным, техническим и иным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, предоставляемым гражданам для постоянного проживания; жилое помещение, предоставляемое в виде отдельной квартиры, не должно располагаться в цокольном, полуподвальном этаже, а также в многоквартирном или жилом доме, находящемся в аварийном либо ветхом состоянии, признанном таковым в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции»; жилое помещение, предоставляемое в виде жилого дома, не должно находиться в аварийном либо ветхом состоянии, признанном таковым в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
На основании решения Собрания депутатов МО ... от ...г. ... Устьянского муниципального района, норма предоставления жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 15 кв.м. общей площади на одного человека.
В силу ч. 3 ст. 11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права и восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Анализируя исследованные по делу доказательства, суд считает, что обязанность по обеспечению истца жилым помещением должна быть возложена на администрацию МО ..., требования о предоставлении Крылову И.А. жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Представитель ответчика просит установить срок исполнения решения суда до ...г., ссылаясь на длительность процедуры по выделению денежных средств, поиску подходящего жилого помещения, его приобретения и оформления в собственность.
Старший помощник прокурора Устьянского района Капустина Е.В. по ходатайству представителя ответчика об установлении срока исполнения решения суда до ...г. возражала, полагая, что представителем ответчика не представлено суду доказательств, свидетельствующих о необходимости установления срока для исполнения решения суда.
Истец Крылов И.А. с ходатайством представителя ответчика об установлении срока исполнения решения суда до ...г. согласен, считая необходимым его установление.
Третьи лица ходатайство представителя ответчика, учитывая позицию истца, поддержали.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, в т.ч. специфику процедуры исполнения решения суда о предоставлении жилого помещения за счет бюджетных средств, время необходимое для подготовки документов и проведения аукциона на право заключения муниципального контракта на приобретение жилого помещения, а также время для последующего оформления документов и регистрации перехода права собственности на жилое помещение, суд полагает разумным и необходимым определить срок проведения работ до ...г..
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Устьянского района в интересах Крылова И.А. к администрации МО ... – удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования ... в срок до ...г. предоставить Крылову И.А. жилое помещение в виде отдельной квартиры (жилого дома) по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта ..., общей площадью не менее 15 квадратных метров, соответствующее санитарным и техническим нормам, расположенное в черте населенного пункта ..., за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня принятия решения, с подачей жалобы через Устьянский районный суд.
Председательствующий Заостровцева И.А.