Дело № 2-8359/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд
В составе судьи НАГИБИНОЙ Е.Л.
При секретаре Алябушевой Е.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании 8 ноября 2012 года в г. Сыктывкаре гражданское дело по заявлению Андреева А.А. к ФКУ СИЗО-1 о признании условий, предоставляемых для ознакомления с делом, бесчеловечными, унижающими человеческое достоинство и нарушающими статью 3 Европейской Конвенции по правам человека,
УСТАНОВИЛ:
Андреев А.А. обратился в суд с заявлением ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН РФ по РК о признании условий, предоставляемых для ознакомления с делом, бесчеловечными, унижающими человеческое достоинство и нарушающими статью 3 Европейской Конвенции по правам человека.
В судебном заседании заявитель не участвовал, надлежащим образом извещен, содержится в следственном изоляторе.
Представитель ответчика с заявленными требованиями не согласился по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя ФКУ СИЗО -1, суд полагает, что оснований для удовлетворения заявления не имеется, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 254 ГК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
ФКУ «Следственный изолятор № 1» ГУФСИН России является казенным учреждением России, финансируемым за счет средств федерального бюджета.
В силу ст. 3 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
Как разъяснил в п.15 Постановления № 5 от 10.10.03 года Пленум Верховного суда РФ «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров в Российской Федерации» в практике применения Конвенции о защите прав человека и основных свобод Европейским Судом по правам человека к "бесчеловечному обращению" относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические или психические страдания.
Следует учитывать, что в соответствии со статьей 3 Конвенции и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству.
Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности.
При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
Обосновывая заявленные требования, Андреев А.А. указал, что ознакомление его с материалами дела в СИЗО-1 осуществляется в помещении для проведения следственных действий; кабинеты оборудованы железной клеткой, в которой его содержат во время ознакомления; в помещении имеется стальной стол небольших размеров, на котором раскрытый том уголовного дела занимает большую часть площади, на оставшееся части ему приходится делать выписки из уголовного дела, при этом предплечье и локоть руки на столе не помещаются. Установленный в клетке табурет небольших размеров не имеет спинки, и длительное ознакомление с материалами дела вызывает боли в спине. Заявитель ссылался на то обстоятельство, что многие материалы дела приходится выписывать, и процесс ознакомления с делом унижает его человеческое достоинство.
Порядок и условия содержания предоставления свидания с защитником и иными лицами определен в ст. 48 Конституции РФ, ст. 17-18 Федерального Закона от 15.07.95 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденными Приказом Минюста от 14.10.05 года № 189.
Согласно части первой ст. 15 Закона, в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающих права подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом.
Требования по оборудованию помещений следственных кабинетов СИЗО регламентированы Наставлением по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно –исполнительной системы, утвержденным приказом Министерства юстиции РФ от 06 сентября 2006 года N 279.
Право на ознакомление с материалами дела реализуется Андреевым А.А. в следственном кабинете, где установлены решетчатые перегородки от пола до потолка из вертикальных прутьев круглой стали и поперечных полос, отделяющих место, предназначенное для размещения допрашиваемого, от остального пространства кабинета.
Наличие решетчатой перегородки, отделяющей обвиняемого от следователя и иных лиц, действующему законодательств не противоречит и отвечает задачам обеспечения безопасности лиц, находящихся в следственном изоляторе.
В соответствии с частью 2 ст. 217 УПК РФ, в процессе ознакомления с материалами уголовного дела, состоящего из нескольких томов, обвиняемый и его защитник вправе повторно обращаться к любому из томов уголовного дела, а также выписывать любые сведения и в любом объеме, снимать копии с документов, в том числе с помощью технических средств.
Нормативов укомплектования мебелью следственных камер, с указанием размеров стола и стула не имеется; суд полагает, что в СИЗО -1 созданы необходимые условия для реализации права заявителя на ознакомление с материалами дела: установлен стул, а также металлический стол рядом с ячейкой для передачи документов. Указанные условия не могут быть признаны унижающими человеческое достоинство, поскольку причинное неудобство, выразившееся в отсутствии более привычной и комфортной для заявителя мебели, неизбежно в местах лишения свободы. С учетом требований ст. 217 УПК РФ, право на копирование материалов дела могло быть реализовано заявителем посредством изготовления копий с помощью технических средств, что позволяет свести к минимуму продолжительность пребывания в следственной камере.
С учетом вышеизложенного, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.
Руководствуясь ст. ст.194,198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Андрееву А.А. в удовлетворении заявления к ФКУ СИЗО-1 о признании условий, предоставляемых для ознакомления с делом, бесчеловечными, унижающими человеческое достоинство и нарушающими статью 3 Европейской Конвенции по правам человека – отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд.
Судья Нагибина Е.Л.