Гр. дело № 2а-487/2021
04RS0022-01-2021-000175-37
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 октября 2021 года с. Тарбагатай
Тарбагатайский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ильиной М.Т., при помощнике судьи Гулиевой Л.Г.,
С участием представителя административного истца С.Э.Н., действующей на основании доверенности, представителя административного ответчика МКУ Администрация МО «Тарбагатайский район» К.Р.В., административных ответчиков Ж.М.Е., К.А.О., представителей административного ответчика Ж.М.Е. - А.А.В., С.Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации МО СП «Саянтуйское» к Администрации МО «Тарбагатайский район», Ж.М.Е., Г.Н.М., Г.У.М., Ш.Л.М., К.А.О., Ч.А.А., Б.Н.Г. о признании градостроительных планов недействительными,
УСТАНОВИЛ:
Администрация МО СП «Саянтуйское», обращаясь в суд с исковым заявлением к МКУ Администрация МО «Тарбагатайский район», просит признать градостроительный план на земельный участок № с кадастровым номером № общей площадью 30 170 кв.м. и градостроительный план № с кадастровым номером № общей площадью 6390 кв.м. недействительными, признать перевод вида разрешенного использования земельных участков с кадастровым номером № общей площадью 30 170 кв.м. и с кадастровым номером № общей площадью 6 390 кв.м. недействительным.
Исковые требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ Администрацией МО «Тарбагатайский район» подготовлены и выданы градостроительные планы на земельные участки № с кадастровым номером 03:19:000000:4345 общей площадью 6390 кв.м, и № с кадастровым номером № с общей площадью 30170 кв.м. Градостроительные планы подготовлены специалистом отдела строительства, ЖКХ и развития инфраструктуры Администрации МО «Тарбагатайский район» Р.П.П. на основании заявлений гр. Ж.М.Е. от ДД.ММ.ГГГГ №. ДД.ММ.ГГГГ внесены сведения в ЕГРН: изменение вида разрешенного использования с «для сельскохозяйственного использования» на «для индивидуального жилищного строительства» на основании градостроительных планов земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ. по заявлению Ж.М.Е. в отношении объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами № и № В градостроительных планах земельных участков неверно указаны территориальная зона, категория и вид разрешенного использования земельных участков. Согласно Правилам землепользования и застройки МО СП «Саянтуйское», утвержденным решением Совета депутатов МО «Саянтуйское» от ДД.ММ.ГГГГ. № (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ. Решение №, с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ. Решение №, с изм. от ДД.ММ.ГГГГ Решение №) «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки МО СП «Саянтуйское» земельные участки с кадастровыми номерами № и № расположены в территориальной зоне «Сх2» (Зона сельскохозяйственного использования), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования. Каким образом изменен вид разрешенного использования земельных участков общей площадью 6390 кв.м, и 30170 кв.м., если в градостроительных планах указаны предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков: мин. размер-400 кв.м., макс. Размер- 2500 кв.м. Согласно Правилам землепользования и застройки МО СП «Саянтуйское» (решение сессии Совета депутатов МО СП «Саянтуйское» от ДД.ММ.ГГГГ №) земельные участки с кадастровыми номерами № и № находятся в территориальной зоне «СХ2». Строительство индивидуальных жилых домов в данной территориальной зоне не предусмотрено. Копии градостроительных планов № и №, заявлений Ж.М.Е. от ДД.ММ.ГГГГ № Постановления об утверждении градостроительных планов № и № в архиве Администрации МО «Тарбагатайский район» отсутствуют. Под указанными номерами градостроительные планы выданы другим лицам. Из земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 390 кв. м. образованы 5 земельных участков с кадастровыми номерами: №, №, №, №, №. В начале ДД.ММ.ГГГГ из земельного участка общей площадью 30 170 кв.м. с кадастровым номером № образованы 13 земельных участков. Правообладателем земельных участков является Ж.М.Е.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ изменен порядок судопроизводства с гражданского судопроизводства на административное судопроизводство.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве в качестве соответчиков привлечены Ж.М.Е., Б.Н.Г., Ч.А.А., К.А.О., Ш.Л.М., Г.У.М., Г.Н.М.
Представитель истца С.Э.Н. в судебном заседании административные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, суду пояснила, что права сельской администрации не нарушены, однако полагала, что при составлении градостроительных планов были нарушены Правила землепользования и застройки СП «Саянтуйское», допущен ряд процессуальных нарушений. Не возражала против применения срока исковой давности.
Представитель ответчика Администрации МО «Тарбагатайский район» К.Р.В. в судебном заседании административные исковые требования не признал, суду пояснил, что Тарбагатайским районным судом вынесено определение от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № по иску Администрации МО СП «Саянтуйское» к Ж.М.Е. о признании перевода вида разрешенного использования недействительным, прекращено производство по делу в связи с отказом истца от заявленных требований. Определением от ДД.ММ.ГГГГ по инициативе суда в качестве соответчика привлечена Администрация МО «Тарбагатайский район». Исходя из характера исковых требований Администрации МО СП «Саянтуйское» по данному делу и по гражданскому делу №2-21/2021 к Администрации МО «Тарбагатайский район» усматривается факт повторного обращения в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, что является основанием для прекращения производства по делу. Также, в соответствии с ч.1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Градостроительный план, подготовленный Администрацией МО «Тарбагатайский район» от ДД.ММ.ГГГГ, не был оспорен истцом в трехмесячный срок после его принятия. Соответственно Администрацией МО СП «Саянтуйское» был пропущен данный срок обращения в суд. Помимо этого, внесение в ЕГРН изменений в части вида разрешенного использования на земельные участки с кадастровыми номерами № и № было осуществлено на основании заявления Ж.М.Е. в соответствии с документами, поступившими от органа местного самоуправления в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Согласно публичной кадастровой карте все образованные земельные участки относятся к категории земель «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства».
Ответчик Ж.М.Е. и ее представители А.А.В., С.Ю.А., а также ответчик К.А.О. возражали против удовлетворения административных исковых требований в связи с тем, что Ж.М.Е., являясь собственником рассматриваемых земельных участков, в соответствии с ч.4 ст.37 ГрК РФ, обратилась ДД.ММ.ГГГГ в администрацию МО «Тарбагатайский район» с просьбой изготовления градостроительных планов на указанные земельные участки. Данные градостроительные планы изготовлены специалистом Администрации МО «Тарбагатайский район» и впоследствии данные планы были ею представлены в Управление Росреестра, на основании которых были внесены соответствующие изменения. Таким образом каких-либо нарушений со стороны Ж.М.Е. не допущено. Кроме того, указали на пропуск срока исковой давности.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия в судебное заседание не явились, извещенные о рассмотрении дела, просили рассмотреть дело в их отсутствие, направили отзыв на исковое заявление, в котором указали, что внесение в ЕГРН изменений в части категории и вида разрешенного использования указанных земельных участков осуществлено в соответствии с требованиями Закона о регистрации, а также в рамках действующего законодательства РФ.
Выслушав представителя истца, представителей ответчиков, ответчиков, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 ЗК РФ деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства.
В силу абзаца 1 пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Согласно статье 30 Градостроительного кодекса РФ границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки, наряду с прочим, включают в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.
Согласно части 2 статьи 85 Земельного кодекса правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки (пункт 8 статьи 1, части 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются в том числе генеральные планы городских округов.
Согласно п. 4 указанной статьи документы территориального планирования муниципальных образований могут являться основанием для установления или изменения границ муниципальных образований в установленном порядке.
Как следует из п. 1 ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Согласно п. 1 ст. 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования.
В силу части 1 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
Согласно части 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Согласно части 3 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет".
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности Ж.М.Е. на земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес> общей площадью 30 170 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования.
Согласно сведениям из ЕГРН указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость: 6 473 878,6 руб.
ДД.ММ.ГГГГ на основании документов, поступивших в Управление Росреестра в порядке межведомственного информационного взаимодействия от Главы МО СП «Саянтуйское» в ЕГРН внесены изменения в части категории земельного участка с кадастровым номером № с «земли сельскохозяйственного назначения» на «земли населенных пунктов».
На основании Градостроительного плана земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению заинтересованного лица Ж.М.Е. в отношении указанного земельного участка ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН внесены сведения об изменении вида разрешенного использования на «для индивидуального жилищного строительства».
ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности Ж.М.Е. на земельный участок с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> общей площадью 6 390 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, кадастровая стоимость: <данные изъяты>
Согласно сведениям из ЕГРН указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ на основании документов, поступивших в Управление Росреестра в порядке межведомственного информационного взаимодействия от Главы МО СП «Саянтуйское» в ЕГРН внесены изменения в части категории земельного участка с кадастровым номером № с «земли сельскохозяйственного назначения» на «земли населенных пунктов».
На основании Градостроительного плана земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению заинтересованного лица Ж.М.Е. в отношении указанного земельного участка ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН внесены сведения об изменении вида разрешенного использования на «для индивидуального строительства».
Судом исследованы градостроительные планы:
- на земельный участок с кадастровым номером № №, который был подготовлен на основании заявления Ж.М.Е. от ДД.ММ.ГГГГ №, имеется отметка о том, что земельный участок расположен в территориальной зоне «Ж-1», вид разрешенного использования – «для индивидуального жилищного строительства». Чертеж градостроительного плана земельного участка разработан ДД.ММ.ГГГГ Администрацией МО «Тарбагатайский район».
- на земельный участок с кадастровым номером №, который был подготовлен на основании заявления Ж.М.Е. от ДД.ММ.ГГГГ №, имеется отметка о том, что земельный участок расположен в территориальной зоне «Ж-1», вид разрешенного использования – «для индивидуального жилищного строительства». Чертеж градостроительного плана земельного участка разработан ДД.ММ.ГГГГ Администрацией МО «<адрес>».
Оба градостроительных плана подготовлены специалистом отдела строительства ЖКХ и развития инфраструктуры Администрации МО «<адрес>» Р.П.П.
Судом также исследован Генеральный план <адрес>, согласно которому земельные участки с кадастровыми номерами № и №, принадлежащие на праве собственности Ж.М.Е. находятся в территориальной зоне «Ж – зона застройки индивидуальными жилыми домами». Данные обстоятельства так же подтверждаются пояснениями представителя истца.
Как следует из постановления № от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией МО «Тарбагатайский район», градостроительный план под номером № утвержден на земельный участок с кадастровым номером № площадью 600 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> на основании заявления М.В.А. №. Судом также исследован указанный градостроительный план, который был подготовлен на основании заявления М.В.А. от ДД.ММ.ГГГГ специалистом Администрации МО «Тарбагатайский район» Р.П.П.
В журнале регистрации заявлений граждан МО «<адрес>» №, ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию МО «<адрес>» обратился М.В.А. с заявлением о разрешении на строительство.
В журнале регистрации писем Правительства РБ, отделов организации № ДД.ММ.ГГГГ следует, что под исх. номером № № в Администрацию МО «Тарбагатайский район» зарегистрированы корреспонденция : отдел полиции, а также ОК по ремонту Б-К СДН.
Из письма главы МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что градостроительные планы на земельный участок № с кадастровым номером № № с кадастровым номером № заявление Ж.М.Е. от ДД.ММ.ГГГГ №,№ постановления об утверждении градостроительных планов, отсутствуют.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что нарушена процедура изготовления градостроительных планов, а именно отсутствует регистрация заявления Ж.М.Е., под номерами выданных градостроительных планов в Администрации МО «Тарбагатайский район» значатся градостроительные планы, выданные иным лицам, отсутствие градостроительных планов в администрации, однако нарушения сами по себе не влекут признание градостроительных планов недействительными в целом, поскольку права заявителя этим не были нарушены.
Поскольку решением Совета депутатов МО СП «Саянтуйское» часть полномочий в области градостроительной деятельности переданы Администрации МО «Тарбагатайский район», то при подготовке и выдаче градостроительных планов Администрация МО «Тарбагатайский район» действовала в рамках переданных полномочий.
Кроме того, в соответствии с ч. 4 ст. 37 ГрК РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства выбираются правообладателями самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования, за исключением органов государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Согласно статье 2 ГрК РФ, одними из принципов функционирования правовых механизмов и норм градостроительного законодательства являются обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности и обеспечение участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия.
Статьей 7 Земельного кодекса предусмотрено, что земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу статьи 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 2); изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (пункт 3).
Из систематического анализа положений пункта 1 статьи 11.9 Земельного кодекса, подпункта 9 статьи 1 и статей 37 и 38 ГрК РФ следует, что предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, установленные в градостроительном регламенте, должны соотноситься с видами разрешенного использования земельных участков, поскольку виды разрешенного использования являются, по сути, видами деятельности, осуществлять которую возможно при обязательном соблюдении требований, установленных градостроительным регламентом.
Таким образом, изменение вида разрешенного использования в целях осуществления строительства, реконструкции либо иного использования земельного участка возможно в том случае, если планируемая деятельность не приведет к нарушению градостроительного регламента в части установленных в нем предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков, предельных параметров разрешенного строительства.
В настоящее время сведения о земельных участках с кадастровыми номерами № и № имеют статус «архивный». После изменения вида разрешенного использования из земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 6 390 кв.м. образованы 5 земельных участков с кадастровыми номерами: № (собственник К.А.О.), № (собственник Ж.М.Е.), № (собственник Г.У.М.), № (собственник Г.Н.М.), № (собственник Ч.А.А.). Из земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 30 170 кв.м. образованы 13 земельных участков с кадастровыми номерами: №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, № (собственник Ж.М.Е.), № (собственник Б.Н.Г.), № (собственник Ш.Л.М.). Размеры вновь образованных земельных участков не нарушают градостроительный регламент, следовательно изменение вида разрешенного использования было возможно.
Кроме того, административным истцом пропущен предусмотренный ч. 1 ст. 219 КАС РФ срок исковой давности, поскольку как следует из искового заявления, материалов дела, градостроительные планы изготовлены Администрацией МО «Тарбагатайский район» ДД.ММ.ГГГГ О существовании градостроительных планов истцу стало известно не позднее ДД.ММ.ГГГГ из ответа Управления Росреестра на обращение Главы МО СП «Саянтуйское». Вместе с тем, с настоящим административным иском Администрация МО СП «Саянтуйское» обратилась в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть со значительным пропуском срока на обращение. Доказательств уважительности причин пропуска срока, вопреки требованиям части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административным истцом не представлено.
На основании изложенного, суд отказывает в удовлетворении исковых требований административного истца, поскольку незаконность градостроительных планов не усматривается.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Администрации МО СП «Саянтуйское» к Администрации МО «Тарбагатайский район», Ж.М.Е., Г.Н.М., Г.У.М., Ш.Л.М., К.А.О., Ч.А.А., Б.Н.Г. о признании градостроительных планов недействительными, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия через Тарбагатайский районный суд РБ в течение месяца.
Решение изготовлено 04 октября 2021 года.
СОГЛАСОВАНО СУДЬЯ: М.Т. Ильина