Дело № 2а-773/2021
86RS0017-01-2021-001644-53
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 ноября 2021 года г. Советский
Советский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Казариновой А.А.,
при секретаре судебного заседания Майер О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Советского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры административное дело по административному исковому заявлению администрации городского поселения Советский Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры к Отделению судебных приставов по Советскому районуУправления Федеральной службы судебных приставов России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре об уменьшении размера исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского поселения Советский Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - администрация г.п. Советский) обратилось в суд с административным иском кОтделению судебных приставов по Советскому району Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре об уменьшении исполнительского сбора.
В обоснование заявленных исковых требований административным истцом указано, что 14.07.2021 Советским районным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на основании решения от 21.07.2020 по делу № 2-472/2020 выдан исполнительный лист, серии ФС № 036224078, о ликвидации срок до 01.06.2021 несанкционированных свалок отходов:
- между улицами Промышленная и Октябрьская в районе домов №№ 100, 104, 105, 106 по ул. Котовского, №№ 92, 93, 94 по ул. Профсоюзная, №№ 70, 71, 72, 78, 79, 81, 82, 83 по ул. Школьная, №№ 62, 64, 65, 69 по ул. Солнечная (географические координаты: 61°22"56,86" с.ш. 63°34"40,14" в.д.);
- в районе домов № 22 и № 24 по ул. О.Кошевого (географические координаты: 61,36499076672786 с.ш. 63,57645966542118 в.д.);
- в лесном массиве в районе ГСМ «Лукойл» (географические координаты: 61,354961 с.ш. 63,603004 в.д., 61,354721 с.ш. 63,603138 в.д., 61,354325 с.ш. 63,602845 в.д., 61,353816 с.ш. 63,602309 в.д.. 61,354249 с.ш. 63,601313 в.д., 61,354889 с.ш. 63,601681 в.д.);
- в районе ГСМ Советский аэропорт (географические координаты: 61°20"11,8" с.ш. 63°35"58,2" в.д., 61°20"11,7" с.ш. 63°35"52,8" в.д., 61°20"12,9" с.ш. 63°35"48,8" в.д., 61°20"14,3" с.ш. 63°35"49,1" в.д., 61°20"14,1" с.ш. 63°35"52,4" в.д.);
- в районе ул. О.Кошевого (географические координаты: 61,36534623405149 с.ш. 63,57441965078022 в.д.);
- в районе железнодорожных путей (географические координаты: 61°21"30,2" с.ш. 63°36"23,4" в.д.).
16.07.2021 судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по Советскому району Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - ОСП по Советскому району УФССП России по ХМАО - Югре) Макаровой Е.А. на основании поступившего на исполнение исполнительного листа,серии ФС № 036224078, возбуждено исполнительное производство № 59915/21/86016-ИП, о чем вынесено соответствующее постановление, в котором должнику был установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
В ответ на вышеуказанное постановление администрацией г.п. Советский судебному приставу-исполнителю была направлена информация о ликвидации несанкционированных свалок отходов, за исключением свалок, расположенных в лесном массиве в районе ГСМ «Лукойл» (географические координаты: 61,354961 с.ш. 63,603004 в.д., 61,354721 с.ш. 63,603138 в.д., 61,354325 с.ш. 63,602845 в.д., 61,353816 с.ш. 63,602309 в.д.. 61,354249 с.ш. 63,601313 в.д., 61,354889 с.ш. 63,601681 в.д.) и в районе ГСМ Советский аэропорт (географические координаты: 61°20"11,8" с.ш. 63°35"58,2" в.д., 61°20"11,7" с.ш. 63°35"52,8" в.д., 61°20"12,9" с.ш. 63°35"48,8" в.д., 61°20"14,3" с.ш. 63°35"49,1" в.д., 61°20"14,1" с.ш. 63°35"52,4" в.д.).
31.08.2021 судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о взыскании с администрации г.п. Советский исполнительского сбора в размере 50000 руб.
Административным истцом указано, что требования, указанные в решении суда от 21.07.2020 по делу № 2-472/2020, исполнены частично, за исключением ликвидации двух свалок, возникла необходимость снизить размер исполнительского сбора.
Из административного иска следует, что 16.08.2021 между администрацией г.п. Советский и ООО «УНЕВЕРСАЛСТРОЙПРОЕКТ» заключен муниципальный контракт на выполнение работ по ликвидации несанкционированных свалок на территории городского поселения Советский, согласно которому несанкционированные свалки отходов по вышеуказанным адресам будут убраны в течение 60 календарных дней с момента подписания муниципального контракта.
На момент представления в суд административного искового заявления (08.10.2021) во исполнение определения суда от 27.09.2021 об оставлении заявления администрации г.п. Советский об уменьшении исполнительского сбора без движения, несанкционированная свалка отходов производства и потребления, расположенная в районе ГСМ Советский аэропорт (географические координаты: 61°20"11,8" с.ш. 63°35"58,2" в.д., 61°20"11,7" с.ш. 63°35"52,8" в.д., 61°20"12,9" с.ш. 63°35"48,8" в.д., 61°20"14,3" с.ш. 63°35"49,1" в.д., 61°20"14,1" с.ш. 63°35"52,4" в.д.), ликвидирована.
Административный истец с учетом уточнения заявленных требований просил суд уменьшить размер исполнительского сбора, установленного по исполнительному производству № 59915/21/86016-ИП постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Советскому району УФССП России по ХМАО - Югре от 31.08.2021 до 37500 руб.
Представитель административного истца администрации г.п. Советский Сухицкая Л.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала уточненные административные исковые требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика судебный пристав-исполнитель ОСП по Советскому району УФССП России по ХМАО - Югре Макарова Е.А.в судебном заседании административные исковые требования не признала, просила в удовлетворении административного иска отказать.
Представитель административного ответчика УФССП России по ХМАО - Югре, привлеченный к участию в деле определением суда от 14.10.2021, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом судебной повесткой, возражений по иску не представил.
Представитель заинтересованного лица Югорской межрайонной прокуратуры, привлеченный к участию в деле определением суда от 14.10.2021, в судебное заседание не явился,о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
На основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судом определено рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика УФССП России по ХМАО - Югре, представителя заинтересованного лица Югорской межрайонной прокуратуры.
Выслушав представителя административного истца администрации г.п Советский, представителя административного ответчика судебного пристава-исполнителя ОСП по Советскому району УФССП России по ХМАО - Югре Макарову Е.А., исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 21.07.2020 Советским районным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по гражданскому делу № 2-472/200 вынесено решение, которым удовлетворены исковые требования Югорского межрайонного прокурора, на администрацию г.п. Советский в срок до 01.06.2021 возложена обязанность ликвидировать несанкционированные свалки отходов производства и потребления, расположенные в городском поселении Советский:
- между улицами Промышленная и Октябрьская в районе домов №№ 100, 104, 105, 106 по ул. Котовского, №№ 92, 93, 94 по ул. Профсоюзная, №№ 70, 71, 72, 78, 79, 81, 82, 83 по ул. Школьная, №№ 62, 64, 65, 69 по ул. Солнечная (географические координаты: 61°22"56,86" с.ш. 63°34"40,14" в.д.);
- в районе домов № 22 и № 24 по ул. О.Кошевого (географические координаты: 61,36499076672786 с.ш. 63,57645966542118 в.д.);
- в лесном массиве в районе ГСМ «Лукойл» (географические координаты: 61,354961 с.ш. 63,603004 в.д., 61,354721 с.ш. 63,603138 в.д., 61,354325 с.ш. 63,602845 в.д., 61,353816 с.ш. 63,602309 в.д.. 61,354249 с.ш. 63,601313 в.д., 61,354889 с.ш. 63,601681 в.д.);
- в районе ГСМ Советский аэропорт (географические координаты: 61°20"11,8" с.ш. 63°35"58,2" в.д., 61°20"11,7" с.ш. 63°35"52,8" в.д., 61°20"12,9" с.ш. 63°35"48,8" в.д., 61°20"14,3" с.ш. 63°35"49,1" в.д., 61°20"14,1" с.ш. 63°35"52,4" в.д.);
- в районе ул. О.Кошевого (географические координаты: 61,36534623405149 с.ш. 63,57441965078022 в.д.);
- в районе железнодорожных путей (географические координаты: 61°21"30,2" с.ш. 63°36"23,4" в.д.).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13.10.2020 решение Советского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.07.2020 оставлено без изменения. Решение вступило в законную силу 13.10.2020.
14.07.2021 Советским районным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по гражданскому делу № 2-472/2020 выдан исполнительный лист, серии ФС № 036224078.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Советскому району УФССП России по ХМАО - Югре Макаровой Е.А. от 16.07.2021 на основании исполнительного листа, серии ФС № 036224078, возбуждено исполнительное производство № 59915/21/86016-ИП в отношении администрации г.п. Советский о понуждении в срок до 01.06.2021 ликвидировать несанкционированные свалки отходов производства и потребления, указанные в решении Советского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.07.2020. Должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства.
В связи с тем, что исполнительный документ администрацией г.п. Советский в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен, доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа, не представлено, 31.08.2021 судебным приставом-исполнителем ОСП по Советскому району УФССП России по ХМАО - Югре Макаровой Е.А. вынесено постановление о взыскании с администрации г.п. Советский исполнительского сбора в размере 50000 руб. Должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа - до 29.09.2021.
Из постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по Советскому району УФССП России по ХМАО - Югре Макаровой Е.А. от 31.08.2021 о назначении нового срока исполнения следует, что должником в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, требования исполнительного документа не выполнены в части ликвидации несанкционированных свалок отходов производства и потребления, расположенных в г.п. Советскийв лесном массиве в районе ГСМ «Лукойл» (географические координаты: 61,354961 с.ш. 63,603004 в.д., 61,354721 с.ш. 63,603138 в.д., 61,354325 с.ш. 63,602845 в.д., 61,353816 с.ш. 63,602309 в.д.. 61,354249 с.ш. 63,601313 в.д., 61,354889 с.ш. 63,601681 в.д.), в районе ГСМ Советский аэропорт (географические координаты: 61°20"11,8" с.ш. 63°35"58,2" в.д., 61°20"11,7" с.ш. 63°35"52,8" в.д., 61°20"12,9" с.ш. 63°35"48,8" в.д., 61°20"14,3" с.ш. 63°35"49,1" в.д., 61°20"14,1" с.ш. 63°35"52,4" в.д.).
16.08.2021 между администрацией г.п. Советский и ООО «УНЕВЕРСАЛСТРОЙПРОЕКТ» заключен муниципальный контракт на выполнение работ по ликвидации несанкционированных свалок на территории городского поселения Советский, по условиям которого несанкционированные свалки отходов, расположенные в лесном массиве в районе ГСМ «Лукойл» (географические координаты: 61,354961 с.ш. 63,603004 в.д., 61,354721 с.ш. 63,603138 в.д., 61,354325 с.ш. 63,602845 в.д., 61,353816 с.ш. 63,602309 в.д.. 61,354249 с.ш. 63,601313 в.д., 61,354889 с.ш. 63,601681 в.д.), в районе ГСМ Советский аэропорт (географические координаты: 61°20"11,8" с.ш. 63°35"58,2" в.д., 61°20"11,7" с.ш. 63°35"52,8" в.д., 61°20"12,9" с.ш. 63°35"48,8" в.д., 61°20"14,3" с.ш. 63°35"49,1" в.д., 61°20"14,1" с.ш. 63°35"52,4" в.д.) будут ликвидированы в течение 60 календарных дней с момента подписания муниципального контракта.
Из акта осмотра территории № 05-346/2021 от 09.11.2021, составленного государственным инспектором Советского отдела Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Сорокиным И.В., следует, чтонесанкционированная свалка отходов, расположенная в лесном массиве в районе ГСМ «Лукойл» (географические координаты: 61,354961 с.ш. 63,603004 в.д., 61,354721 с.ш. 63,603138 в.д., 61,354325 с.ш. 63,602845 в.д., 61,353816 с.ш. 63,602309 в.д.. 61,354249 с.ш. 63,601313 в.д., 61,354889 с.ш. 63,601681 в.д.), полностью ликвидирована.
Статья 64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" определяет взыскание исполнительского сбора как одно из исполнительных действий, направленных на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Согласно ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Порядок наложения на должника денежного взыскания в виде исполнительского сбора регламентирован ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 2 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").
Как установлено в ч. ч. 6, 7, 9 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и разъяснено в п. 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", должник вправе в порядке, установленном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора. При уменьшении судом размера исполнительского сбора постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора считается измененным соответствующим образом. В этом случае должнику возвращается излишне взысканная с него денежная сумма. Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (ч. ч. 6, 7, 9 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, ч. 3 ст. 62 КАС РФ). Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (ч. 9 ст. 112 Закона об исполнительном производстве).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Таким образом, юридическая сила исполнительского сбора обусловлена его природой как особого рода самостоятельного правоприменительного акта, издаваемого в порядке административной юрисдикции с целью пресечения правонарушений, совершаемых в процессе принудительного исполнения судебных и иных решений.
Таким образом, закон, определяя общее и частное понятие исполнительского сбора, исходит из того, что являясь санкцией штрафного характера, он имеет целью пресечения правонарушения, выразившегося в уклонении должника от исполнения решения суда в период принудительного исполнения.
При этом взыскание исполнительского сбора должно применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности. Следовательно, установленный законодателем размер взыскания (семь процентов от взыскиваемой суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации) представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу ч. 1 ст. 34, ч. ч. 1-3 и ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации недопустимо.
Анализируя вышеприведенные нормы закона и обстоятельства дела, суд принимает во внимание, что администрацией г.п. Советский предприняты максимально возможные меры для своевременного исполнения в добровольном порядке требований, содержащихся в исполнительном документе. Административным истцом на момент рассмотрения дела ликвидировано пять из шести несанкционированных свалок отходов. С целью ликвидации несанкционированной свалки отходов в районе ГСМ Советский аэропорт 16.08.2021 администрацией г.п. Советский заключен муниципальный контракт. Суд полагает необходимым также отметить особенности закупки товаров (работ, услуг) для обеспечения муниципальных нужд, установленные Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», которые объективно не позволяли исполнить требования исполнительного документа в пятидневный срок, а также то обстоятельство, что в соответствии с п. 9 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований.
При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу о несоразмерности санкции (исполнительского сбора) последствиям допущенной администрацией г.п. Советский просрочки исполнения требований исполнительного документа, что является основанием для снижения размера исполнительского сбора.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175-177 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление администрации городского поселения Советский Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры к Отделению судебных приставов по Советскому району Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре об уменьшении размера исполнительского сбора, - удовлетворить.
Уменьшить размер исполнительского сбора, установленного по исполнительному производству № 59915/21/86016-ИП постановлением судебного пристава-исполнителя Отделения судебных приставов по Советскому району Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 31.08.2021 с 50000 (пятьдесят тысяч) руб. до 37500 (тридцать семь тысяч пятьсот) руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Советский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 19.11.2021.
Председательствующий Казаринова А.А.