РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 июля 2021 года г. Иркутск
Куйбышевский районный суд г. Иркутска в составе:
председательствующего судьи Глуховой Т.Н.,
при секретаре Сенченко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1245/2021 по административному иску Межрайонной ИФНС России № 16 по Иркутской области к Павленко Ирине Владимировне о взыскании задолженности по обязательным платежам,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 16 обратилась в суд с административным иском, в котором просит взыскать с административного ответчика Павленко И.В. задолженность по транспортному налогу в размере 2566 рублей, по пени по транспортному налогу в размере 20.89 рублей, по земельному налогу в размере 2084 рубля, по пени по земельному налогу в размере 32,75 рублей.
В обоснование заявленных требований указано, что административный ответчик на налоговые периоды 2017, 2018 г.г. являлась плательщиком транспортного и земельного налога как собственник следующего имущества:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Поскольку сумма задолженности административным ответчиком по налогам была уплачена несвоевременно, на сумму задолженности были начислены пени. В связи неуплатой административным ответчиком в добровольном порядке задолженности, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. Мировым судьей был вынесен судебный приказ, который впоследствии отменен по заявлению должника.
По настоящее время административный ответчик свою обязанность по уплате налогов и пени не исполнил.
Представитель административного истца МИФНС России №16 по Иркутской области в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, обратился к суду с заявлением о рассмотрении дела без его участия.
Административный ответчик Павленко И.В. в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом, причины неявки суду не известны. Вместе с тем, о наличии данного спора ответчику известно, поскольку ранее обращалась к мировому судье с заявлением об отмене судебного приказа.
Согласно ч.2 ст. 289 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
С учетом положений ч. 2 ст. 289 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц, извещенных о судебном заседании.
Исследовав и оценив письменные доказательства в их совокупности, определив, обстоятельства, имеющие значение для дела, определив, какой закон должен быть применен, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме по следующим основаниям.
Статьей 3 Налогового кодекса РФ установлено, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Согласно пункту 8 статьи 69 НК РФ правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, пеней, штрафов.
В силу пунктов 1, 2 статьи 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика - индивидуального предпринимателя в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика - индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика - индивидуального предпринимателя.
На основании пункта 3 указанной статьи решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после вынесения указанного решения.
В силу пункта 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Согласно пункту 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 указанной статьи.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абзац 3 пункта 2 статьи 48 НК РФ).
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3 той же статьи).
В соответствии со ст.ст. 14, 356 НК РФ, транспортный налог является региональным налогом, который устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
На территории Иркутской области таким законом является Закон Иркутской области от 04.07.2007 года № 53-03 «О транспортном налоге».
Согласно статье 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового Кодекса РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В соответствии с указанной статьёй объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах, по каждому транспортному средству отдельно. Согласно статье 360 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год.
Пункт 1 статьи 361 НК РФ предусматривает, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства
На основании статьи 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, срок уплаты налога, а также сведения, необходимые для перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации. В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам. Форма налогового уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии со с п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Согласно ст. 387 НК РФ земельный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии со ст.14, 387 НК РФ, земельный налог является региональным налогом, который устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Пунктом 3.3 Положения о земельном налоге на территории города Иркутска, утвержденного решением Думы г. Иркутска от 23.11.2005 № 004-20-180203/5 установлено, что налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах: 1,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка в отношении и прочих земельных участков, включая земельные участки, используемые не в соответствии с видом разрешенного использования, указанные в подпунктах 3.1, 3.2 настоящего пункта.
В соответствии со ст.390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. Согласно статье 393 НК РФ налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
Для установления кадастровой стоимости в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» производится государственная кадастровая оценка, разъяснение результатов которой, в том числе по конкретному объекту, относится к компетенции территориальных органов Росреестра.
Сведения о характеристиках (включая налоговую базу) и периоде владения земельным участком представляются в налоговые органы из органов, осуществляющих налоговый учёт, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (на территории Московской области полномочия по кадастровому учёту и ведению государственного кадастра недвижимости осуществляются филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области, полномочия по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним – Управлением Росреестра по Московской области).
Согласно ст.391 НК РФ, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно п. 1 ст. 394 налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Статьей 69 НК РФ предусмотрено, что требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. В случае, если размер недоимки, выявленный в результате налоговой проверки, позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, в направляемом требовании должно содержаться предупреждение об обязанности налогового органа в случае неуплаты сумм недоимки, пеней и штрафов в полном объеме в установленный срок направить материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней, с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете. Форма требования утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. Если указанными способами требование об уплате налога вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Форма налогового уведомления устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно, это уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Судом установлено, административный ответчик на налоговые периоды 2017, 2018 г.г. являлась плательщиком транспортного и земельного налога как собственник следующего имущества:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Налоговым органом, в соответствии со ст. 52 НК РФ был произведен расчет задолженности по налогам, в связи с чем, в адрес Павленко И.В. были направлены: налоговое уведомление №16748183 от 04.07.2019, в котором указано на необходимость в срок не позднее 02.12.2019 оплатить задолженность по транспортному налогу за 2018 год в размере 1283 рубля, по земельному налогу за 2018 год в размере 1042 рубля; налоговое уведомление №6838520 от 24.06.2018, в котором указано на необходимость в срок не позднее 03.12.2018 оплатить задолженность по транспортному налогу за 2017 год в размере 1283 рубля, по земельному налогу за 2017 год в размере 2079 рублей.
В связи с тем, что обязанность по уплате налогов административным ответчиком добровольно исполнена не была, в её адрес налоговой инспекцией были направлены требования: №19364 по состоянию на 19.02.2020, в котором указано на необходимость в срок до 14.04.2020 оплатить задолженность по транспортному налогу за 2018 год в размере 1283 рубля, по пени по транспортному налогу в размере 20,89 рублей, по земельному налогу за 2018 год в размере 1042 рубля, по пени по земельному налогу в размере 16,98 рублей; требование №10165 по состоянию на 01.02.2019, в котором указано на необходимость в срок до 19.03.2019 оплатить задолженность по транспортному налогу за 2017 год в размере 1283 рубля, по земельному налогу за 2017 год в размере 1042 рубля, по пени по земельному налогу в размере 15,77 рублей.
Направление административному ответчику перечисленных налоговых уведомлений и требований подтверждено представленными в материалах дела сведениями из личного кабинета налогоплательщика.
Таким образом, поскольку сумма задолженности по налогам у Павленко И.В. превысила 3000 рублей, налоговый орган вправе обратиться за взысканием задолженности в судебном порядке в течение 6 месяцев со дня, установленного для добровольного исполнения должником требования №19364 по состоянию на 19.02.2020 (14.04.2020+6 месяцев).
Поскольку указанная в требованиях задолженность в установленный в них срок налогоплательщиком погашена не была, налоговый орган 09.09.2020, то есть в пределах установленного законом срока, обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.
14.09.2020 мировым судьей судебного участка № 9 Куйбышевского района г.Иркутска, исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка №10, был вынесен судебный приказ №2а-2837/2020, которым с Павленко И.В. взыскана недоимка по транспортному налогу в размере 2566 рублей, по пени в размере 20,89 рублей, задолженность по земельному налогу в размере 2084 рубля, по пени в размере 32,75 рублей.
30.11.2020 судебный приказ был отменен по заявлению должника.
К настоящему времени административным ответчиком сумма задолженности по транспортному и земельным налогам за 2017, 2018 г.г. не погашена.
С настоящим административным иском в суд налоговый орган обратился с соблюдением установленного ст.46, 48 НК РФ срока, то есть до истечения 6 месяцев со дня вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа – 08.04.2021.
Исходя из вышеприведенных норм права и оценивая в совокупности представленные доказательства, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению в полном объёме.
В соответствии со ст. 114 ч. 1 КАС РФ, ст. 333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 400 рублей, от уплаты которой административный истец освобожден в силу закона.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 293-294 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Межрайонной ИФНС России №16 по Иркутской области удовлетворить.
Взыскать с Павленко Ирины Владимировны, проживающей по адресу: Иркутская область, г.Иркутск, мкр.Зеленый, д.1, кв.37, задолженность за 2017-2018 годы по транспортному налогу в размере 2566 рублей, по пени по транспортному налогу в размере 20,89 рублей, по земельному налогу в размере 2084 рубля, по пени по земельному налогу в размере 32,75 рублей, а всего взыскать 4703,64 рублей.
Взыскать с Павленко Ирины Владимировны в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Иркутска в месячный срок со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен судом в окончательной форме 09 августа 2021 года.
Председательствующий: Т.Н. Глухова