Дело № 2-195/2018
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
21 мая 2018 года г. Челябинск
Тракторозаводский районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего Морозовой Е.Г.,
при секретаре Волковой Ю.М.,
с участием представителя ответчика Арефкина В.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску государственного казенного учреждения Служба весового контроля Республики Башкортостан к Ленку М. П. о возмещении вреда,
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›:
Государственное казенное учреждение Служба весового контроля Республики Башкортостан (далее - ГКУ Служба весового контроля РБ) обратилось в суд с иском к Ленку М.П. о взыскании 236483 рубля 11 копеек для зачисления в бюджет Республики Башкортостан в качестве возмещения вреда, причиненного автомобильным дорогам общего пользования при перевозке тяжеловесного груза.
Р’ обоснование исковых требований истец указал, что 14 апреля 2015 РіРѕРґР° РїСЂРё осуществлении весового контроля РЅР° 134 РєРј автодороги Магнитогорск-РСЂР° РЎРџР’Рљ «Баймак» было произведено взвешивание транспортного средства: РіСЂСѓР·РѕРІРѕРіРѕ тягача марки <данные изъяты>, принадлежащего ответчику, РїРѕРґ управлением водителя Давыдова Р’.Р®. Актом в„– РѕС‚ 14 апреля 2015 РіРѕРґР° установлено превышение допустимых осевых нагрузок транспортного средства, Р° также отсутствие специального разрешения РЅР° перевозку тяжеловесного РіСЂСѓР·Р°.
Представитель истца в судебном заседании участия не принял, истец извещен о времени и месте судебного разбирательства, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Ответчик Ленк М.П. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика Арефкин В.Б. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что в акте неверно указаны предельно допустимые нагрузки по осям, представил письменный отзыв (л.д.125).
Третье лицо Давыдов В.Ю., представитель третьего лица ООО «ПЗМО» в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Р’ судебном заседании установлено, что 14 апреля 2015 РіРѕРґР° РїСЂРё осуществлении весового контроля РЅР° 134 РєРј автодороги Магнитогорск-РСЂР° РЎРџР’Рљ «Баймак» было произведено взвешивание транспортного средства: РіСЂСѓР·РѕРІРѕРіРѕ тягача марки <данные изъяты>, РїРѕРґ управлением водителя Давыдова Р’.Р®.
По результатам взвешивания был составлен акт № о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось от 14 апреля 2015 года. Водитель Давыдов В.Ю. подписал акт без замечаний и получил экземпляр акта (л.д.26).
В ходе проверки выявлено превышение допустимых осевых нагрузок транспортного средства, а также отсутствие специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза, предусмотренного частью 1 статьи 31 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-03. Превышение на разных осях допущено на 2,12 т, 2,1т и 2,32 т (6,2 т, 6,18т и 6,4 т соответственно при допустимых нагрузках 4т на ось).
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - Закон).
Действие настоящего Закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.
Согласно статьи 4 указанного Закона, на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.
В соответствии со статьей 30 Закона временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам осуществляется в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно статьи 31 названного Закона движение по автомобильным дорогам крупногабаритного, тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, допускается при наличии специальных разрешений, выдаваемых в соответствии с положениями настоящей статьи.
Для получения специального разрешения требуется согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в порядке, предусмотренном частью 7 настоящей статьи; возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством, в порядке, предусмотренном частью 12 настоящей статьи.
Как разъяснено в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 1998 года № 22-П, перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что наносит дополнительный ущерб объектам государственной собственности, а также влечет дополнительные затраты, связанные с организацией пропуска движения и осуществлением надзора за техническим состоянием путей следования груза. Такие сверхнормативные расходы должны возмещаться за счет платежей, взимаемых с заинтересованных в особых условиях транспортировки грузов владельцев (пользователей) соответствующих автотранспортных средств.
Порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2009 года № 934 утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 2 Правил вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
Согласно пункту 5 Правил размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от: а) превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, или решением о временном ограничении движения транспортных средств, принимаемом в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 30 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», значений: предельно допустимой массы транспортного средства; предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; б) размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог; в) протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства; г) базового компенсационного индекса текущего года.
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 20 февраля 2015 № 173-р (л.д. 37) с 01 по 30 апреля 2015 года было введено временное ограничение движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси согласно приложениям 1, 2 и 3 к указанному распоряжению.
Р’ приложении в„– 1 Рє данному распоряжению указаны допустимые нагрузки РЅР° каждую РѕСЃСЊ транспортного средства. Р’ частности, РЅР° автодороге «Магнитогорск-Рра» СЃ 101 РєРј 500 Рј РїРѕ 393 РєРј 300 Рј установлено ограничение допустимых нагрузок РЅР° каждую РѕСЃСЊ транспортного средства РїСЂРё трехосной тележке – 4 С‚ (Р».Рґ.37РѕР±.).
При таких обстоятельствах доводы ответчика о том, что в акте неверно указаны предельно допустимые нагрузки по осям, являются несостоятельными.
Судом установлено, что собственником транспортного средства: грузовой тягач марки <данные изъяты>, на 14 апреля 2015 года являлся ответчик Ленк М.П. (л.д.46).
Поскольку в судебном заседании нашел подтверждение факт перевозки транспортным средством, находящимся в собственности ответчика, тяжеловесного груза с нарушением требований по допустимым осевым нагрузкам транспортного средства без специального разрешения на перевозку и платы за провоз, имеются основания для взыскания с Ленка М.П. ущерба, причиненного автомобильным дорогам, в размере 236483 рубля 11 копеек.
Расчет ущерба, приведенный истцом (л.д.28-29) и указанный в акте № от 14 апреля 2015 года, судом проверен. Ответчиком правильность расчета не оспаривалась.
При таких обстоятельствах с ответчика в пользу истца для зачисления в бюджет Республики Башкортостан подлежит взысканию в возмещение вреда 236483 рубля 11 копеек.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В силу пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, в размере 5564 рубля 83 копейки.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Р• РЁ Р Р›:
Рсковые требования удовлетворить.
Взыскать с Ленка М. П. в пользу государственного казенного учреждения Служба весового контроля Республики Башкортостан для зачисления в бюджет Республики Башкортостан в возмещение вреда 236483 рубля 11 копеек.
Взыскать с Ленка М. П. в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 5564 рубля 83 копейки.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд через Тракторозаводский районный суд г.Челябинска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.Г.Морозова