РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 января 2024 года г.о. Тольятти
Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего Сураевой А.В.,
при помощнике ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО5 к администрации г.о. Тольятти о признании права собственности в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
ФИО5 обратилась в суд с исковым заявлением, о признании права собственности на земельный участок, в порядке приватизации. В обосновании своих требований им указано, что он является членом СНТ «Синтезкаучук», в его распоряжении находится участок площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, СНТ «Синтезкаучук», участок №. Истцом указывается на намерение по оформлению участка в собственность, однако в заявлении указывает, что Администрация г.о. Тольятти в настоящее время отказывает всем членам СНТ «Синтезкаучук» в предоставлении в собственность земельных участков по причине нахождения участков в границах ориентировочной санитарно-защитной зоне промышленных предприятий. Отказ считает незаконным и просит суд признать за истцом право собственности на земельный участок в порядке приватизации, площадью <данные изъяты> кв.м, разрешенное использование: ведение садоводства, расположенный по адресу: <адрес>, СНТ «Синтезкаучук», участок №, в границах схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выполненной кадастровым инженером ФИО2
Истец ФИО5 и ее представитель ФИО3 в судебное заседание не явились, о дне рассмотрения дела извещены надлежащим образом, письменно просили о рассмотрении дела без их участия, указав, что на иске настаивают.
Представитель ответчика администрации г.о. Тольятти в судебное заседание не явился, просил рассмотреть гражданское дело в его отсутствие, предоставил отзыв на исковое заявление, из которого следует, что в использование земельных участков на спорной территории противоречат санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам и представляет опасность для жизни и здоровья. Просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель третьего лица ООО «Тольяттикаучук» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть гражданское дело в его отсутствие, предоставил отзыв на исковое заявление, из которого следует, истец знала, что рядом располагаются промышленные предприятия, расчетная СЗЗ была установлена еще в ДД.ММ.ГГГГ году, соответственно существование санитарнозащитной зоны. Просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель третьих лиц Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, СНТ «Синтезкаучук» в судебное заседание не явились, извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу п.2 ст.15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии со ст. 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка, образованного в результате раздела земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества и относящегося к имуществу общего пользования, данной некоммерческой организации или в случаях, предусмотренных федеральным законом, в общую собственность членов данной некоммерческой организации;
Частью 1 ст. 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, осуществляется однократно. Если гражданин имеет право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по нескольким основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, этот гражданин вправе получить бесплатно в собственность земельный участок по одному из указанных оснований.
Согласно пункту 2.7 статьи 3 Федерального закона от 21 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 31 декабря 2020 года члены некоммерческих организаций, созданных до 1 января 2019 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и члены садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, имеют право независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация;
по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации;
земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № АО «Синтезкаучук» предоставлено в бессрочное пользование под садовые участки в северном промузле <адрес>, бессрочно, земельный участок площадью <данные изъяты> га.
Постановлением Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ свидетельство № от ДД.ММ.ГГГГ признано утратившим силу, а так же постановлено, предоставить потребительскому кооперативу «Общество садоводов «Синтезкаучук» земельный участок площадью <данные изъяты> га. в бессрочное пользование для дальнейшего использования садовых участков, расположенных северо-западнее территории ТАО «Синтезкаучук» в <адрес>.
Истец является членом СНТ «Синтезкаучук», что следует из выписки из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО5 обратилась в администрацию г.о. Тольятти с заявлением о предоставлении муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, в целях образования земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена».
Уведомлением заместителя главы г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № истцу отказано в предоставлении услуги на основании 2.10.2.1 Административного регламента и разъяснен порядок и процедура оформления земельного участка в собственность.
Из материалов дела следует, что Санитарно-защитная зона имущественных комплексов ООО «Тольяттикаучук» и АО «Тольяттитсинтез» с момента издания постановления является установленной, внесена в государственный кадастр недвижимости за учетным номером № (реестровый № г.о. Тольятти и № (реестровый №).
По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Согласно п.2 ст.56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным Кодексом РФ, федеральными законами. Так, могут устанавливаться ограничения прав на землю, в том числе ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий.
Зонами с особыми условиями использования территорий, являются в том числе санитарно-защитные зоны (п.4 ст.1 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно данным публичных источников (публичная кадастровая карта Росреестра) земельный участок с кадастровым номером № находится в границах зоны с особыми условиями использования территории - санитарно-защитной зоне.
Санитарно-защитная зона имущественных комплексов ООО «Тольяттикаучук» и АО «Тольяттитсинтез» с момента издания настоящего постановления является установленной, внесена в государственный кадастр недвижимости за учетным номером №.ДД.ММ.ГГГГ (реестровый №.о. Тольятти и № (реестровый №).
Действующее законодательство Российской Федерации содержит прямой запрет на размещение садово-огородных участков в санитарно-защитной зоне.
Так, в соответствии с п.5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утв. Постановлением от 25.09.2007 №74 Главным санитарным врачом РФ в санитарнозащитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.
Данный запрет корреспондируется с п.4 ст.78 Правил землепользования и застройки г.о.Тольятти от 24.12.2008 №1059, а именно, что в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.
В соответствии с п.2 ст.52 ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны.
Размеры и границы СЗЗ определяются в проекте СЗЗ. Разработка проекта СЗЗ для объектов I-III класса опасности является обязательной. Данное требование закреплено СанПиН №.
В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций (п.3 ст.16 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»).
При установлении санитарно-защитных зон объектов промышленного назначения должны соблюдаться санитарные правила, что предусмотрено п.2 ст.12 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Указанные санитарные правила в части определения класса опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру СЗЗ, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и (или) комплексов, ограничение на использование территории СЗЗ, требования к их организации и благоустройству установлены СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Нормативы предельно допустимых выбросов химических веществ в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно- эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам (ст.20 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В соответствии с п.3.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 границы СЗЗ устанавливаются от источников химического воздействия либо от границы земельного участка, принадлежащего промышленному производству и объекту для ведения хозяйственной деятельности и оформленного в установленном порядке.
В соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» определено, что расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.). Установленная (окончательная) санитарно-защитная зона - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.
На основании экспертного заключения и проекта ориентировочного размера СЗЗ Управлением Роспотребнадзора выдается санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии (несоответствии) проектной документации при установлении размеров расчетной (предварительной) СЗЗ государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
Установление, изменение размеров установленных (окончательных) санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса (размер санитарно-защитных зон 1000 и 500 м соответственно) опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании:
- предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации;
- действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
- экспертного заключения проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.), выполненной аккредитованными организациями;
- оценки риска здоровью населения;
- систематических (годовых) натурных исследований и измерений загрязнения атмосферного воздуха (не менее пятидесяти дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке), уровней физического воздействия на атмосферный воздух.
Таким образом, использование земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, СНТ «Синтезкаучук», участок №, противоречит санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам и представляет опасность для жизни и здоровья.
Порядок принятие в члены садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан установлен статьей 18 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (Документ утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с изданием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 217-ФЗ), в соответствии с которой членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества (садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого партнерства) могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста восемнадцати лет и имеющие земельные участки в границах такого товарищества (партнерства), а так же иные лица указанные в настоящей статье.
В силу пункта 1 статьи 18 вышеуказанного Федерального закона, одним из условий принятия гражданина в члены такого некоммерческого объединения является наличие у него права на земельный участок в границах этого объединения.
Между тем, истец не представил в суд доказательств того, что уполномоченным органом было принято решение о предоставлении ему спорного земельного участка для ведения индивидуального садоводства, либо приобретенного права на иных основаниях, следовательно, прием ответчика в члены СНТ «Синтезкаучук» не свидетельствует о наличии предоставленного в установленном порядке земельного участка.
руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░