решение в окончательной форме изготовлено 15 февраля 2019 года
дело № 2а-417/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 января 2019 года Санкт-Петербург
Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Е.В. Николаевой,
при секретаре Коромзиной А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению исковому Автономной некоммерческой образовательной организации «Академия дополнительного профессионального образования» к Главному управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Управлению ФНС России по Санкт-Петербургу о признании незаконным решения,
установил:
Автономная некоммерческая образовательная организация «Академия дополнительного профессионального образования» (далее по тексту – Организация) 08.10.2018 обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать незаконным отказ Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Автономной некоммерческой образовательной организации «Академия дополнительного профессионального образования», выраженного в распоряжении №-р от 09.07.2018.
В качестве меры по восстановлению нарушенного права административные истцы просят обязать Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу осуществить государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы данного учреждения.
Свои требования Организация мотивировала тем, что административным истцом отказано в государственной регистрации изменений вносимых в сведения о некоммерческой организации. Заявитель считает обжалуемое решение незаконным и необоснованным, поскольку ни ст. 123.25 ГК РФ, ни ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 20.07.2018) «О некоммерческих организациях» не относит изменение устава автономной некоммерческой организации к исключительной компетенции учредителя (учредителей, собрания учредителей). Единственным исключительным полномочием учредителя (учредителей) является назначение единоличного исполнительного органа. Иные вопросы учредители вправе передать иным органам Организации, в частности, постоянно действующему коллегиальному органу, которым в Организации является Попечительский совет. Так, на основании действующего устава Организации к компетенции высшего коллегиального органа Организации (Попечительского совета) относится внесение изменений в устав (пп.1 п.6.7 устава). В Управление было представлено решение Попечительского совета об утверждении новой редакции устава от 20.06.2018. Подобное законодательное закрепление норм об управлении в автономной некоммерческой организации является логичным продолжением унитарной природы автономной некоммерческой организации (ст. 65.1 ГК РФ), когда собрание учредителей (членов, частников) не является высшим органом такой организации. Именно применительно к корпоративным организациям (корпорациям) действует норма, согласно которой к исключительной компетенции высшего органа корпорации (каковым согласно ст. 63ГК РФ является общее число участников) относятся утверждение и изменение устава корпорации. Учредитель (учредители, собрание учредителей) в унитарных организациях таким высшим органом не являются, а в самом законе к исключительной компетенции учредителей автономной некоммерческой организации (в отличие от любых корпораций) прямо отнесено только назначение единоличного исполнительного органа. Поэтому в остальном должна действовать общая норма, закрепленная в п.1 ст.53 ГК РФ (Органы юридического лица) в силу которой, порядок образования и компетенция органов юридического лица определяется законом и учредительным документом, а также специальная норма ст. 123.25 ГК РФ (Управление автономной некоммерческой организацией), оставляющая возможность наделения иных органов Организации полномочиями (компетенцией) по изменению устава Организации.В соответствии с учредительным документом (уставом) Организации изменение устава отнесено к компетенции Попечительского совета, решение которого было представлено Управлению.
В судебном заседании представители административного истца требования и доводы административного иска поддержали.
Представитель административного ответчика в судебном заседании с требованиями и доводами административного иска не согласилась по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, приходит к выводу об отсутствии правовых оснований к удовлетворению заявленного административного иска.
Материалами дела подтверждено, что 21 июня 2018 года (вх. № 17659-1) в Главное управление административным истцом были представлены документы для государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), а именно Организация просила произвести регистрацию Устава Организации в редакции от 20.06.2018, были представлены Устав Организации, утверждённый Попечительским советом 20.06.2018, протокол №39 заседания Попечительского совета.
По результатам проведения правовой экспертизы представленных Организацией документов на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 23.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон № 7-ФЗ) Главным управлением было принято решение об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в сведения об Организации, содержащиеся в ЕГРЮЛ, поскольку учредительные и иные документы противоречат законодательству Российской Федерациии представлены не полностью.
Решение об отказе в государственной регистрации Организации было оформлено Главным управлением в форме распоряжения №1599-р от 09.07.2018.
В соответствие со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно ст. 52 ГК РФ в учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица.
Изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, - с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" учредительными документами некоммерческих организаций являются для общественной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства, частного учреждения и автономной некоммерческой организации - устав, утвержденный учредителями (участниками, собственником имущества).
В силу части 2 статьи 13.1 этого же Закона решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций, или его территориальным органом.
Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, осуществляется в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация некоммерческой организации (статья 23 этого же Закона).
Изменения учредительных документов некоммерческой организации вступают в силу со дня их государственной регистрации.
В государственной регистрации некоммерческой организации может быть отказано, если учредительные документы некоммерческой организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации (часть 1 статьи 23.1 этого же Закона).
Согласно п. 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного указом Президента РФ от 13.10.2004 года N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции регистрации некоммерческих организаций.
Пунктом 5 ст. 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", предусмотрено, что уполномоченный орган (т.е. федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере регистрации некоммерческих организаций, или его территориальный орган) осуществляет контроль за соответствием деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству Российской Федерации.
В силу статьи 50 Гражданского кодекса РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий (ч. 3 ст. 50 ГК РФ).
В соответствии с положениями законодательства, общими для всех некоммерческих организаций, внесение изменений в устав некоммерческой организации, отнесено к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией (пунктом 3 статьи 29 Закона «О некоммерческих организациях»).
Вместе с тем для автономных некоммерческих организаций законодательством установлен особый порядок внесения изменений в их уставы: помимо требуемого для всех некоммерческих организаций принятия решения о внесении изменений в устав необходимо также утверждение учредителями автономной некоммерческой организации принятых изменений (пункт 1 статьи 123.25 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Следовательно, при внесении изменений в устав автономной некоммерческой организации имеют значение как факт принятия решения о внесении изменений в устав, так и факт утверждения данного решения.
Пунктом 6.7 Устава Организации внесение изменений в устав отнесено к компетенции Попечительского совета. При этом согласно протоколу № 39 от 20.06.2018 Попечительским советом было принято решение об утверждении устава Организации, что противоречит статье 123.25 ГК РФ, согласно которой утверждение устава Организации относится к исключительной компетенции учредителей.
Решение учредителей об утверждении устава Организации в новой редакции, равно как и предусмотренное пунктом 6.7 устава решение Попечительского совета о внесении изменений в устав Организацией для государственной регистрации не представлено.
Следовательно, Организацией не были представлены документы, необходимые для принятия Главным управлением решения о государственной регистрации изменений в устав Организации и решение учредителей об утверждении Устава.
В то же время, в соответствии с подпунктом 30.31 пункта 7, подпунктом 15.6 пункта 12 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313, пунктом 118 Административного регламента, возможность частичной отмены решения об отказе в государственной регистрации некоммерческой организации не предусмотрена.
В результате правовой экспертизы документов, представленных для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Организации, Главным управлением выявлены и другие нарушения законодательства Российской Федерации.
В нарушение пункта 5 статьи 3 Закона «О некоммерческих организациях» пункт 1.8 Устава предусматривает, что Организация имеет круглую печать с полным наименованием организационно-правовой формы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Закона «О некоммерческих организациях» и пунктом 2 статьи 123.24 ГК РФ устав автономной некоммерческой организации должен содержать структуру, компетенцию, срок полномочий органов управления организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации. В нарушение указанных норм:
Уставом Организации не определен порядок принятия решений учредителями; Устав не содержит полный перечень вопросов, отнесенных пунктом 3 статьи 29 Закона «О некоммерческих организациях» к исключительной компетенции высшего органа управления Организацией, а именно отсутствуют вопросы: определение порядка приема в состав учредителей Организации и исключения из состава ее учредителей; принятие решений о создании Организацией других юридических лиц; утверждение годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности; утверждение ликвидационного баланса; утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора Организации; избрание ревизионной комиссии и досрочное прекращение ее полномочий; Устав не содержит порядок принятия решений высшим органом управления Организацией по вопросам, отнесенным пунктом 3 статьи 29 Закона «О некоммерческих организациях» к исключительной компетенции данного органа; Устав не позволяет установить компетенцию органов управления Организацией, поскольку пунктом 7.13 Устава предусмотрено, что ректор решает иные вопросы деятельности Организации, кроме вопросов, отнесенных к компетенции Попечительского совета, пунктом 7.20 Устава предусмотрено, что к компетенции Педагогического совета относятся рассмотрение иных вопросов деятельности, что допускает возможность одновременного принятия решения по одному вопросу разными органами управления Организацией, при этом юридическая сила таких решений Уставом не определена; Устав Организации не предусматривает компетенцию, порядок формирования и срок полномочий общего собрания работников, указанного в пункте 7.22 Устава; Устав не содержит указания на количество членов ликвидационной комиссии.
В соответствии положениями статей 123.24 и 123.25 ГК РФ к исключительной компетенции Учредителей относятся такие вопросы, как: утверждение устава; принятие в состав учредителей Организации новых лиц; принятие решения о преобразовании Организации в фонд; назначение единоличного исполнительного органа Организации и досрочное прекращение его полномочий.
В нарушение вышеуказанных норм пунктом 7.8 Устава вышеперечисленные вопросы отнесены к компетенции Попечительского совета.
Пунктом 7.8 Устава принятие решения об исключении из состава учредителей Организации отнесено к компетенции Попечительского совета, что противоречит пункту 3 статьи 15 Закона «О некоммерческих организациях», в соответствии с которым учредители автономных некоммерческих организаций вправе выйти из состава учредителей в любое время без согласия остальных учредителей, направив сведения о своем выходе в регистрирующий орган.
В нарушение пункта 4 статьи 26 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» пункт 7.19 Устава предусматривает, что Педагогический совет является совещательным органом Организации.
Пункт 6.1 Устава не содержит полный перечень требований, установленных статьей 15 Закона «О некоммерческих организациях» к учредителям Организации.
Доводов относительно несогласия с обжалуемым решением в указанной части административный иск не содержит.
Исходя из анализа положений ч. 2 ст. 24 ФЗ "О некоммерческих организациях", ч. 1 ст. 49 ГК РФ, суд приходит к выводу о том, что Главное Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу обосновано приняло решение об отказе в регистрации изменений, вносимых в сведения об Организации.
По существу доводы административного иска не содержат правовых оснований для отмены правильного по существу решения административного ответчика, а выражают лишь несогласие с ним. Нормы материального права применены административным ответчиком правильно, процессуальных нарушений не допущено.
на основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░░░.
░░░░░ –