Дело № 2-35/2018
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
с. Лазо Лазовский район Приморский край 24 января 2018 года
Лазовский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Волковой Е.В.,
при секретаре Дмитриченко Е.Е.,
с участием представителя истца – администрации Лазовского муниципального района Осипова С.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Лазовского муниципального района к администрации Лазовского сельского поселения о признании права собственности отсутствующим,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Лазовского муниципального района обратилась в суд с иском к администрации Лазовского сельского поселения о признании права собственности отсутствующим, в обоснование указав, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, находится в не разграниченной государственной собственности (согласно уведомлению филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю» от 21 ноября 2014 года № <данные изъяты>, а также выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах, в государственном кадастре недвижимости отсутствуют данные о зарегистрированных правах на земельный участок по адресу: <адрес>). В силу ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Следовательно, правомочием распоряжения земельным участком по адресу: <адрес>, обладают органы местного самоуправления муниципального образования, в лице администрации Лазовского муниципального района. На земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> находящемся по адресу: <адрес>, ранее находился объект недвижимого имущества - жилой дом, согласно информации предоставленной ФГУП «РОСТЕХИНВЕНТАРИЗАЦИИ - ФЕДЕРАЛЬНОЕ БТИ» Филиал по Приморскому краю по учетным и архивным данным по состоянию на 23.12.1999 год, данный жилой дом записан, как учетная единица за Госпромхозом, в установленном порядке, права на дом, зарегистрированы небыли. В связи с тем, что организации Госпромхоз, а также ее правопреемников в настоящее время нет, администрацией Лазовского муниципального района в соответствии со ст. 235 ГК РФ была начата процедура признания бесхозяйной недвижимостью - дома, расположенного по адресу: <адрес>. По заявлению администрации Лазовского муниципального района дом, расположенный по адресу: <адрес>, 14 апреля 2016 года был принят на учет в Едином государственном реестре на недвижимое имущество и сделок с ним как бесхозяйный объект (кадастровый №).
03 октября 2017 года кадастровым инженером проведено обследование в целях предоставления в орган регистрации прав заявления о снятии с учета здания с кадастровым номером <данные изъяты>, по результатам которого сделано заключение, что в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, с учетом сведений Единого государственного реестра недвижимости, расположенного на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, было выявлено, что многоквартирный жилой дом разрушен в силу своей ветхости, в связи с чем, необходимо снять с кадастрового учета данный объект недвижимости.
В связи с тем, что объект недвижимого имущества с кадастровым номером <данные изъяты> разрушен в силу своей ветхости, администрация Лазовского муниципального района не стала обращаться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на данный объект недвижимого имущества, так как объект недвижимо имущества отсутствует, а обратилась в Единый государственный реестр недвижимости о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимого имущества с кадастровым номером <данные изъяты>. На свое обращение администрация Лазовского муниципального района получила решение о приостановлении осуществления кадастрового учета, так как не представлен документ, устанавливающий или удостоверяющий право заявителя на соответствующий объект недвижимости. Администрация Лазовского муниципального района не может обращаться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на данный объект недвижимого имущества, так как объект недвижимого имущества отсутствует, тем самым устранить причины основания приостановки не имеет возможности.
Согласно ч. 1 ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Согласно п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими. Из толкования указанных норм следует, что в случае утраты недвижимостью свойств объекта гражданских прав, исключающей возможность его использования в соответствии с первоначальным назначением, запись о праве собственности на это имущество не может быть сохранена в реестре по причине ее недостоверности. Противоречия между правами на недвижимость и сведениями о них, содержащимися в реестре, в случае гибели или уничтожения такого объекта могут быть устранены как самим правообладателем, так и судом по иску лица, чьи права и законные интересы нарушаются сохранением записи о праве собственности на это недвижимое имущество, при условии отсутствия у последнего иных законных способов защиты своих прав.
Администрация Лазовского муниципального района имеет намерения передать указанный земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, в пользование гражданам, однако производить какие либо действия с указанным земельным участком без снятия с кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенном по адресу: <адрес>, возможности не имеет. В связи с чем, законные интересы администрации Лазовского муниципального района для распоряжения земельным участком затрагиваются наличием зарегистрированного права собственности на несуществующий объект недвижимости.
В связи с изложенными обстоятельствами, истец просит признать право собственности на объект недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, отсутствующим, обязать Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Приморскому краю, Управление Росеестра по Приморскому краю снять с кадастрового учета объект недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 41.5 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель истца - администрации Лазовского муниципального района Осипов С.П. исковые требования поддержал, подтвердил доводы и основания, изложенные в иске.
Представитель ответчика - администрации Лазовского сельского поселения Белоноженко В.М. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, указал на признание иска.
Представитель третьего лица – Управление Росреестра по Приморскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о прекращении производства по делу по следующим основаниям.
С 01.03.2015 года вступили в силу положения ФЗ от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которыми в пункт 2 статьи 3.3 Закона № 137-ФЗ внесены изменения; установлено право органа местного самоуправления поселения по распоряжению земельными участками, расположенными на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключение случаев, предусмотренных настоящим пунктом (абзац 2).
С 01.01.2017 года абзац 3, 4 пункта 2 статьи 3.3 Закона № 137-ФЗ действует в следующей редакции «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется - органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом (абзац 3); - органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом» (абзац 4).
Таким образом, на момент рассмотрения спора судом полномочным лицом по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и которые находятся на территории сельского поселения, входящего в состав муниципального района является администрация Лазовского муниципального района.
Согласно выписке из реестровой книги о праве собственности на объект капитального строительства, помещение от 21.12.2017 года, на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, находящемся по адресу: <адрес>, расположен дом, на который зарегистрировано право собственности за Госпромхозом.
Обращаясь в суд с настоящим иском, муниципальное образование указало, что здания жилого дома не существует в связи с его уничтожением; сохранение записей о наличии прав на несуществующий объект недвижимого имущества нарушает законные интересы администрации Лазовского муниципального района по распоряжению земельным участком.
Согласно абзацу 2 статьи 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 134 названного кодекса.
В силу пункта 1 части 1 статьи 134 ГПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
Суды рассматривают и разрешают дела, предусмотренные частями 1 и 2 статьи 22 ГПК РФ, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов (часть 3 статьи 22 ГПК РФ).
В силу частей 1 и 2 статьи 27 АПК РФ к компетенции арбитражного суда относятся дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных названным Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
Арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных поименованным выше Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами (статья 28 АПК РФ).
Исходя из положений приведенных правовых норм, основополагающими критериями отнесения гражданских дел к компетенции арбитражных судов являются характер спорных правоотношений и субъектный состав спора, возникший спор должен носить экономический характер, то есть спорное материальное правоотношение должно возникнуть в связи с осуществлением юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями соответствующей предпринимательской или иной экономической деятельности.
Прекращая производство по делу в виду его неподсудности суду общей юрисдикции, суд исходит из субъектного состава сторон спора, а также приходит к выводу, что спор между сторонами вытекает из экономических отношений данных субъектов.
На основании изложенного, руководствуясь абз. 2 ст. 220, ч. 1 п. 1 ст. 134, 224-225 ГПК РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Производство по гражданскому делу № 2-35/2018 по иску администрации Лазовского муниципального района к администрации Лазовского сельского поселения о признании права собственности отсутствующим, - прекратить
Разъяснить истцу, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
На определение может быть подана частная жалоба в Приморский краевой суд в течение 15 дней с момента его вынесения с подачей жалобы через Лазовский районный суд.
Судья Е.В. Волкова