К делу № 2-682/2017 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 февраля 2017 года г. Крымск Краснодарского края
Крымский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Литвиненко Т.А.,
при секретаре Щербатовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузьминой Веры Георгиевны к администрации Пригородного сельского поселения о признании жилого строения пригодным для постоянного проживания,
УСТАНОВИЛ:
Кузьмина В.Г. обратилась в суд с иском к администрации Пригородного сельского поселения о признании жилого строения пригодным для постоянного проживания.
Свои требования мотивирует тем, что она является собственником жилого строения без права регистрации по адресу: <адрес>, с/т «Горный сад», <адрес>, что подтверждается свидетельством государственной регистрации права 23-АН 621151 от ДД.ММ.ГГГГ Согласно Технического паспорта жилое строение состоит из комнаты, коридора, кладовой общей площадью - 16,1 кв.м. Данное строение является жилым, я постоянно круглогодично проживанию в нем, оно находится в границах населенного пункта, в зоне транспортной доступности, подключено к инженерным сетям.
В соответствии с правоустанавливающим документом строение имеет назначение жилое. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания. Строение должно соответствовать требованиям СНИП 31-02-2001 «Дома жилые одноквартирные, согласно ЖК РФ гл.2 ст.15.
Истица письменно обратилась на имя главы администрации муниципального образования Крымский район, с просьбой рассмотреть вопрос о возможности признания данного жилого строения пригодным для постоянного проживания и издать соответствующее постановление. Однако ей было отказано, отказ мотивирован тем, что жилые строения должны располагаться на садовых земельных участках в границах населенных пунктов в соответствии с функциональным зонированием территории и иметь адресные данные.
С вышеуказанным отказом, она не согласна. Считает, что по причине того, что административный порядок, то есть издание соответствующего Постановления в полной мере не работает, поскольку субъектами Российской Федерации порядок признания пригодным для постоянного проживания жилых строений на садовых земельных участках не определен. Признание помещения жилым, пригодным для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, которая должна действовать с Положением о признании помещения жилым помещением... утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. №, а также в соответствии с гл. 3 ЖК РФ, в которых установлено, что перевод нежилого помещения в жилое не допускается, если помещение не соответствует установленным требованиям и обеспечить его соответствие не представляется возможным либо если право собственности на него обременено правами третьих лиц. По заявлению собственника должно быть принято решение о переводе помещений, в подтверждение чего, заявителю выдается документ, подтверждающий принятие решения о переводе или об отказе в переводе нежилого помещения в жилое. Комиссия составляет заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания по утвержденной Положением форме. На основании полученного заключения соответствующий орган федеральной исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения.
Истица Кузьмина В.Г. в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, при этом исковые требования подтвердила, просила суд их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Пригородного сельского поселения Крымского района – глава Пригородного сельского поселения Крымского района Лазарев В.В. в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, при этом исковые требования признал в полном объеме.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Постановлением Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГг. №-П признан не соответствующим Конституции РФ абзац второй статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», «в той части, в какой им ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов». Конституционный суд в вышеназванном Постановлении (п.4.3) указывает, что абзац второй статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» нарушает конституционный принцип равенства на регистрацию по месту жительства гражданам, которые постоянно проживают... в жилых строениях,... пригодных для постоянного проживания и являющихся для них единственно возможным местом жительства, и тем самым противоречит ст. 19 (ч. 1 и 2), 27 (ч.1) и 55 (ч.3) Конституции РФ. Особенности исполнения Конституционного Постановления от ДД.ММ.ГГГГг. №-П определены в п. 5. Так субъекты Российской Федерации вправе осуществить надлежащее правовое регулирование, определив порядок признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания, а органы местного самоуправления - утвердить правила землепользования и застройки. При этом не исключается возможность введения субъектами Российской Федерации указанного правового регулирования в опережающем порядке.
ГК РФ определил место жительства как место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (пункт 1 статьи 20 ГК Российской Федерации), поскольку именно с местом жительства, как правило, связывается реализация принадлежащих гражданину прав, а также исполнение обязательств, возложенных на него законом либо договором, т.е. предполагается, что гражданин имеет юридически зафиксированное жилище, которое является для него основным, куда он после непродолжительного либо длительного отсутствия намеревается вернуться, и наличие права пользования которым служит предварительным условием его регистрации по месту жительства.
С учетом того, что Градостроительный кодекс Российской Федерации (часть 2 статьи 35) позволяет включать в состав жилых зон зоны застройки индивидуальными жилыми домами, зоны застройки малоэтажными жилыми домами, а также зоны жилой застройки иных видов, возникают практически идентичные правовые режимы земельных участков, предоставляемых для ведения садоводства и для ведения дачного хозяйства, на которых фактически возведены индивидуальные жилые дома. Одним из принципов, на которых основывается Земельный кодекс Российской Федерации и иные акты земельного законодательства, является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1). Одновременно в земельном законодательстве и в законодательстве о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан сохранен принцип целевого использования садового земельного участка, при том что гражданским и жилищным законодательством возможность использования жилых строений в иных, помимо отдыха граждан, целях, в том числе для постоянного или преимущественного проживания, не исключается. В соответствии с Законом Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" изменил правовой статус садовых домиков, определив соответствующие строения, расположенные на садовых земельных участках, как жилые. По смыслу абзаца второго его статьи 1, такие жилые строения предназначаются для отдыха, при этом норма, закрепляюща требование о первоочередном использовании садовых земельных участков для осуществления сельскохозяйственной деятельности, в действующем законодательстве отсутствует. Таким образом, имеет место рассогласованность правовых норм, влекущая неопределенность в правовом регулировании института регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства. Одним из элементов правового статуса гражданина является его право на выбор места жительства. Гражданский кодекс Российской Федерации признает местом жительства гражданина место, где он постоянно или преимущественно проживает (пункт 1 статьи 20), и определяет право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства как личное неимущественное право гражданина (пункт 1 статьи 150), а Жилищный кодекс Российской Федерации в части 4 статьи 1 устанавливает, что граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством. Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", регулирующий на федеральном уровне административно-правовые отношения по регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства, закрепляет в статье 3 обязанность граждан Российской Федерации регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Исключая Федеральным законом "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" право граждан на регистрацию в жилых строениях, возведенных на садовых земельных участках, федеральный законодатель исходил из необходимости обеспечения целевого назначения этих участков. В результате такого использования института регистрации оказалось - в нарушение статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации - несоразмерно ограничено право граждан на выбор места жительства.
Отсутствуют соответствующие нормативные положения и на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. При таких обстоятельствах абзац второй статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" представляет собой формально-юридическое препятствие для осуществления конституционного права на выбор места жительства.
Согласно Технического заключения № от ДД.ММ.ГГГГ саморегулирующей организации проектировщиков «Стройобъединение»- состояние жилое строение отвечает требованиям, изложенным в «Положении о порядке признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания», утвержденного Постановлением губернатора КК от ДД.ММ.ГГГГ за №, соответствует требованиям, предъявляемых жилым строениям и признания его пригодным для постоянного проживания. Соответствует строительным и градостроительным нормам и правилам, отвечает требованиям строительства согласно СНИП П-2281 «Каменные и армокаменные конструкции», не представляет угрозы жизни и здоровью проживающим. Жилая комната и кухня обеспечены естественным освещением, соответствующим требованиям, предъявляемым жилым домам и признания его пригодным для постоянного проживания с общей площадью 16,1 кв.м.
Согласно ст.198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на это и на принятие его судом, то есть дополнительная мотивировка и описание оснований удовлетворения иска не приводятся.
Суд принимает признание иска со стороны ответчика и полагает иск подлежащим удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кузьминой Веры Георгиевны - удовлетворить.
Признать жилое строение общей площадью 16,1 кв.м., в том числе жилой площадью 10,7 кв.м., одноэтажное, 1978 года постройки, материал стен: кирпич, находящееся по адресу: <адрес>, с/т «Горный сад», №, пригодным для постоянного круглогодичного проживания, с правом регистрации по месту жительства.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд, через Крымский районный суд в течение одного месяца со дня его вынесения.
Судья: подпись Копия верна
Решение вступило в законную силу:
Судья: Т.А.Литвиненко
Секретарь: Н.А.Щербатова