Судья: Лебедев Е.В. Дело № 33-34660/2023
УИД 50RS0007-01-2023-000863-75
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Красногорск Московской области 4 октября 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Абдулгалимовой Н.В.,
судей Медзельца Д.В., Колесник Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Алексеевым Н.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2968/2023 по иску администрации городского округа Домодедово Московской области к Лихачеву А.М. и Комарову А.А. о признании незаконными решений собственников о разделе земельных участков, снятии с государственного кадастрового учета образованные в результате раздела участков земельные участки
по апелляционной жалобе администрации городского округа Домодедово Московской области на решение Домодедовского городского суда Московской области от 15 июня 2023 года.
заслушав доклад судьи Абдулгалимовой Н.В.,
объяснения представителя администрации городского округа Домодедово Московской области Шмелькова А Д., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Лихачева А.М. – Вильчинского Д.С., представителя Комарова А.А. – Вороновича А.К., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы.
УСТАНОВИЛА:
администрация городского округа Домодедово Московской области обратилась в суд с иском к Лихачеву А.М. и Комарову А.А. о признании незаконным решения (согласия) собственников о разделе земельного участка с к.н. <данные изъяты>, принятое Лихачевым А.М., признании незаконным решение собственника о разделе земельного участка с к.н. <данные изъяты>, принятое Комаровым А.А., снятии с государственного кадастрового учета земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка с к.н. <данные изъяты> при этом исключив сведения о них из ЕГРН, а также снятии с государственного кадастрового учета земельных участков образованных в результате раздела земельного участка с к.н. <данные изъяты> и исключении их сведений из ЕГРН.
В обоснование заявленных требований истец указал, что Лихачевым А.М. принято решение о разделе земельного участка с <данные изъяты> пл. 320058 кв.м., категория: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ИЖС, расположенного по адресу ориентира: <данные изъяты>, что подтверждается выпиской из ЕГРН о переходе прав от 23 августа 2022 года <данные изъяты>. Комаровым А.А. принято решение о разделе земельного участка с к.н. <данные изъяты>, пл. 235000 кв.м., категория: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ИЖС, расположенного по адресу: <данные изъяты>, что подтверждается выпиской из ЕГРН о переходе прав от 23 августа 2022 года <данные изъяты>.
Земельные участки с к.н. к.н. <данные изъяты>, а также образованные в результате раздела земельные участки находились (находятся) в территориальной зоне комплексного устойчивого развития территории <данные изъяты>.
Правила землепользования и застройки территории городского округа Домодедово Московской области устанавливают территориальные зоны, в границах которых предусматривается осуществление комплексного развития территории, деятельности по комплексному устойчивому развитию территории.
Согласно Правилам землепользования и застройки территории городского округа Домодедово Московской области деятельность по комплексному и устойчивому развитию территории - осуществляемая в целях обеспечения наиболее эффективного использования территории деятельность по подготовке и утверждению документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, а также по архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции указанных в настоящем пункте объектов.
Согласно Правилам землепользования и застройки территории городского округа Домодедово Московской области территориальная зона <данные изъяты> предусматривает: плотность жилой застройки, процент застройки жилыми домами жилого района: 4850/16,2% (9900/33%); предельное количество этажей (за исключением подземных и технических этажей):3; максимальный процент застройки в границах земельного участка: устанавливается документацией по планировке территории; предельные размеры земельных участков устанавливается документацией по планировке территории; минимальные отступы от границ земельных участков: устанавливается документацией по планировке территории; расчетная численность населения: определяется из расчета 28 кв.м. общей площади многоквартирной жилой застройки на 1 человека; минимальная обеспеченность объектами водоснабжения: 220 л./сут на 1 человека населения планируемой застройки; минимальная обеспеченность объектами водоотведения: 220 л./сут на 1 человека населения планируемой застройки; минимальная обеспеченность объектами теплоснабжения: 0,05Гкал/1000кв.м общей площади планируемых объектов капитального строительства; минимальная обеспеченность объектами энергоснабжения: 20 Вт./кв.м общей площади планируемых объектов капитального строительства; минимальная обеспеченность местами хранения транспорта: 420 машино-мест на 1 тыс. человек населения планируемой застройки; площадь благоустройства: 4,4 кв.м на 1 человека населения планируемой застройки; рабочие места: 50% от расчетной численности населения; минимальная обеспеченность местами в дошкольных образовательных организациях: 65 мест на 1 тыс. человек населения планируемой застройки; минимальная обеспеченность местами в образовательных организациях: 135 мест на 1 тыс. человек населения планируемой застройки; минимальная обеспеченность поликлиниками: 17,75 посещений в смену на 1 тыс. населения; минимальная обеспеченность территориями плоскостных спортивных сооружений: 948,3 кв.м. на 1 тыс. человек населения планируемой застройки; мероприятия по развитию транспорта: в соответствии с СТП ТО МО; минимальная обеспеченность участковыми пунктами полиции: 1 участковый пункт на 2,8 тыс. населения площадью 45 кв.м.; минимальная обеспеченность многофункциональными центрами: 40 кв.м. на 2 тыс. человек населения планируемой застройки; минимальная обеспеченность отдельно стоящими объектами торговли: 350 кв.м. на 1 тыс. человек населения планируемой застройки; удаленность до объектов социальной и транспортной инфраструктур: в соответствии с СП 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».
Принимая решение о разделе земельного участка, Лихачевым А.М. и Комаровым А.А. не принято во внимание нахождение земельных участков с к.н. <данные изъяты> в территориальной зоне комплексного и устойчивого развития территории <данные изъяты>, в соответствии с Правилами землепользования и застройки территории.
Раздел спорных земельных участков осуществлен Лихачевым А.М. и Комаровым А.А. без разработки проекта планировки территории, проекта межевания территории, с нарушением региональных нормативов градостроительного проектирования Московской области в части нормативной обеспеченности территории объектами и земельными участками для размещения социальной и инженерной инфраструктуры, без соблюдения п.8.13 СП (Свод Правил 4.13130.2013) «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемнопланировочным и конструктивным решениям» (тупиковые проезды должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники размером не менее 15x15м метров).
Кроме того, в соответствии с нормативами градостроительного проектирования городского округа Домодедово, утвержденными постановлением администрации городского округа Домодедово Московской области <данные изъяты> от 15 декабря 2010 года, в планируемой индивидуальной жилой застройке с приусадебными земельными участками ширину улиц в красных линиях следует принимать не менее 16-20 метров. Также отсутствие документации по планировке территории препятствует обеспечению при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечению охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений, в понимании устойчивого развития территории.
Решением Домодедовского городского суда Московской области от 15 июня 2023 года в иске администрации городского округа Домодедово Московской области отказано.
Не согласившись с решением суда, администрация городского округа Домодедово Московской области подала апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, вынести новое, которым требования удовлетворить.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Комаров А.А., Лихачев А.М. являлись собственниками земельных участков с к.н. к.н. <данные изъяты> и приняли решения о разделе данных земельных участков на 570 и 299 отдельных земельных участков. Раздел был произведен, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области и в ЕГРН внесены сведения о вновь образованных земельных участков с присвоением им отдельных кадастровых номеров.
При этом администрация городского округа Домодедово Московской области с данным разделом спорных земельных участков не согласилась и посчитала его незаконным, а также противоречащим нормам земельного и градостроительного законодательства, так как исходные земельные участки находились в территориальной зоне комплексного устойчивого развития территории <данные изъяты>.
Согласно правилам землепользования и застройки территории городского округа Домодедово Московской области территориальная зона <данные изъяты> предусматривает предельные размеры земельных участков, которые устанавливаются документацией по планировке территории.
Также истец указал, что принимая решение о разделе земельных участков, ответчиками указанные положения во внимание приняты не были, раздел земельных участков произведен без разработки проекта планировки территории и проекта межевания территории.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что принимая решение о разделе земельных участков с к.н. к.н. <данные изъяты>, ответчики действовали не как лица, с которыми заключен договор о развитии застроенной территории, а как собственники земельных участков, в связи с чем положения ст. 11.2 ЗК РФ и ст. 37 ГрК РФ не применимы в рассматриваемом случае.
Кроме того истец не представил доказательств того, что с ответчиками был заключён договор о развитии застроенной территории.
Истец в суде первой инстанции не оспаривал, что на момент раздела ответчики являлись собственниками спорных земельных участков, т.е. будучи собственниками исходных земельных участков, ответчики в соответствии с положениями 11.2 ЗК РФ приняли решение об их разделе.
Раздел исходных земельных участков представляет собой процедуру, заключающуюся в соответствующем волеизъявлении и действиях собственника этого участка, а также осуществление регистрирующим органом государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемые земельные участки.
При этом суд учел указания истца на допущенные нарушения ответчиками норм застройки в части размеров домов, этажности и прочее и отметил, что ответчики не производили какого-либо строительства на указанных участках, а соблюдение указанных норм может быть обеспечено при согласовании проектов строительства на указанных участках. Также суд отметил, что ширина для проезда и разворота пожарной техники замеряется не от границ участков, а от стен строений. Кроме того, планировка рассматриваемых участков предполагает закольцованное движение без тупиков.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу, что раздел спорных земельных участков производился ответчиками, в соответствии действующим законодательством: на основании решения собственника и в соответствии с межевым планом.
Разрешая заявленный спор, руководствуясь положениями статей 8, 12, 130 ГК РФ, ст. 11 ЗК РФ, статьями 11-12 42-43, 64 ГрК РФ, Федеральным законом от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», установив вышеуказанные обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных администрацией городского округа Домодедово Московской области требований.
При этом суд исходил из того, что ответчики на праве собственности спорными земельными участками и в соответствии с действующим законодательством, имели право на раздел своих земельных участков.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, основанными на правильно установленных обстоятельствах, подтвержденных представленными доказательствами, которым судом дана надлежащая правовая оценка в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
При рассмотрении дела суд принял все необходимые меры для всестороннего, полного и объективного выяснения действительных обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон и на основании надлежащей оценки имеющихся в материалах дела доказательств, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Ссылка в апелляционной жалобе администрации городского округа Домодедово Московской области о не представлении ответчиками при разделе земельных участков документации по планировке земельных участков не могут являться основанием для отмены решения суда, так как при разделе ответчики представили межевые планы, которые были приняты регистрирующим органом государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
В настоящее время более 160 земельных участков продано, на которых собственники возвели жилые дома, ответчики предпринимают меры для проведения коммуникаций.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, иное толкование норм материального права, все обстоятельства были предметом обсуждения в суде первой инстанции, других доказательств суду не представлено, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Судебная коллегия не усматривает в обжалуемом решении нарушения или неправильного применения норм как материального, так и процессуального права, доводы апелляционной жалобы, проверенные в порядке ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Домодедовского городского суда Московской области от 15 июня 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа Домодедово Московской области без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 6 октября 2023 г.