Решение по делу № 2-103/2024 (2-890/2023;) от 21.12.2023

Дело № 2-103/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«05» февраля 2024 год                                                     город Палласовка

Волгоградская область

Палласовский районный суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи Павлова М.В.,

при секретаре Ахмедовой М.М.,

с участием:

помощника прокурора Палласовского района Волгоградской области Скопенко А.А.,

представителя ответчика администрации Палласовского муниципального района Волгоградской области Шевякова В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Палласовского района Волгоградской области в интересах Ф1 к администрации Палласовского муниципального района Волгоградской области о компенсации морального вреда,

установил:

Прокурор Палласовского района Волгоградской области в интересах Ф1 обратился в суд с иском к администрации Палласовского муниципального района <адрес> о компенсации морального вреда в обоснование указано, что прокуратурой <адрес> проведена проверка по обращению Ф1, <дата> года рождения – пенсионера по старости по вопросу исполнения законодательства об ответственном обращении с животными.

Проверкой установлено, что <дата> Ф1 в результате нападения бродячей собаки в <адрес> <адрес> получила укус левой голени.

<дата> в Ф1 обратилась в ГБУЗ «Палласовская ЦРБ» за медицинской помощью, где ей был назначен курс антирабических прививок.

Согласно заключения эксперта Палласовского судебно-медицинского отделения ГБУЗ ВОБСМЭ от <дата> у Ф1 имеются следующие телесные повреждения: укушенная рана левой голени, которые расцениваются как не причинившие вреда здоровью человека.

<дата> в ОМВД России по <адрес> зарегистрировано сообщение в КУСП за о получении Ф1 телесных повреждений вследствие укуса бродячей собаки.

<дата> УУП ОУУП и ПДН ОМВД России по Палласовскому району Волгоградской области вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

<дата> между администрацией Палласовского муниципального района и индивидуальным предпринимателем Ф6 (далее – Подрядчик) заключён договор по оказанию услуг по отлову животных без владельцев на территории Палласовского муниципального района, содержанию животных без владельцев (далее – Договор).

В ходе мероприятий по исполнению условий Договора, <дата>, <дата> Подрядчиком на территории городского поселения г. Палласовка осуществлён отлов и транспортировка животных без владельцев в приют в количестве 27 голов на основании актов , .

В результате ненадлежащего исполнения администрацией Палласовского муниципального района полномочий по отлову безнадзорных животных, непринятия администрацией Палласовского муниципального района всевозможных мер, обеспечивающих безопасность граждан на улицах, Ф1 в связи с укусом причинён моральный вред, что свидетельствует о причинении физических и нравственных страданий.

Просит суд взыскать с администрации Палласовского муниципального района Волгоградской области в пользу Ф1 компенсацию морального вреда в размере 10000 руб.

Помощник прокурора, Ф1 исковые требования поддержали в полном объёме.

Представитель ответчика – администрации Палласовского муниципального района Волгоградской области возражал против удовлетворения иска.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, исходя из принципов состязательности гражданского судопроизводства и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 151 ГК РФ если гражданину причинён моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

В силу ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьёй 151 настоящего Кодекса. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.

На основании ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме (пункт 1). Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причинённых потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учётом фактических обстоятельств, при которых был причинён моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2).

Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причинённый личности или имуществу гражданина, а также вред, причинённый имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред.

Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

В силу положений ст. 1069 ГК РФ вред, причинённый гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счёт соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Статьёй 1071 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с данным Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Согласно преамбуле Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В соответствии с положениями статьи 1 данного Федерального закона безопасные условия для человека – это состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия её факторов на человека.

В силу части 2 статьи 2 указанного Федерального закона органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счёт собственных средств.

Мероприятия по отлову безнадзорных животных относятся к мероприятиям по охране жизни и здоровья людей, осуществление которых отнесено к вопросам местного значения. В силу п. 24 ч. 1 ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06 октября 2003 года №131-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) к вопросам местного значения муниципального района относится осуществление мероприятий по охране жизни и здоровья людей.

Статьёй 1 Федерального закона №498-ФЗ от 27 декабря 2018 г. "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что указанный Закон регулирует отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными.

Деятельность по обращению с животными без владельцев – деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные указанным Федеральным законом (статья 3 указанного Федерального закона).

Частью 3 статьи 7 названного Федерального закона предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.ст. 1, 10 Закона Волгоградской области от 15 июля 2013 года №94-ОД «О Наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области государственными полномочиями Волгоградской области в области обращения с животными в части реализации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Волгоградской области передаются государственные полномочия Волгоградской области в области обращения с животными в части реализации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, предусмотренных ч. 1 ст. 18 Федерального закона № 498-ФЗ.

Органы местного самоуправления, их должностные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных настоящим Законом государственных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Волгоградской области в той мере, в которой указанные полномочия были обеспечены соответствующими органами государственной власти Волгоградской области финансовыми средствами.

В силу п.п. 1.1., 1.4., 1.5 Приказа Комитета ветеринарии Волгоградской области от 27 декабря 2019 года №600а «Об утверждении порядков по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев и по организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории Волгоградской области» настоящий Порядок определяет положения, направленные на соблюдение требований к осуществлению деятельности по обращению с животными, которые не имеют владельцев, а также с животными, владельцы которых неизвестны, на территории Волгоградской области.

Деятельность по обращению с животными без владельцев должна соответствовать требованиям Федерального закона №498-ФЗ и настоящего Порядка.

Проведение мероприятий по обращению с животными без владельцев организуется органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в области ветеринарии на территории Волгоградской области, или в случае наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области государственными полномочиями Волгоградской области в области обращения с животными без владельцев, органами местного самоуправления, наделенными указанными государственными полномочиями.

Судом установлено, что прокуратурой <адрес> проведена проверка по обращению Ф1, <дата> года рождения в ходе которой установлено, что <дата> по <адрес> <адрес> на Ф1 напала бродячая собака и причинила телесные повреждения в виде укушенной раны левой голени.

Согласно заключения эксперта Палласовского судебно-медицинского отделения ГБУЗ ВОБСМЭ от <дата> (копия на л.д. 26-27) у Ф1 имеются следующие телесные повреждения: укушенная рана левой голени, разценивающаяся как не причинившая вреда здоровью человека.

<дата> УУП ОУУП и ПДН ОМВД России по <адрес> вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (копия на л.д. 25).

Между Комитетом ветеринарии Волгоградской области и органом местного самоуправления муниципального образования Волгоградской области – администрацией Палласовского муниципального района Волгоградской области заключено Соглашение со сроком действия с <дата> до <дата> на предоставление субвенций из областного бюджета на осуществление государственных полномочий <адрес> в области обращения с животными в части реализации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев (копия на л.д. 8-10).

<дата> между администрацией Палласовского муниципального района и индивидуальным предпринимателем Ф6 заключён договор по оказанию услуг по отлову животных без владельцев на территории Палласовского муниципального района Волгоградской области, содержанию животных без владельцев в приютах для животных, стерилизации (кастрации), утилизации биологических отходов и возврат животных на их прежние места обитания (копия на л.д. 18-21). Срок действия указанного договора до <дата>.

В ходе мероприятий по исполнению условий указанного Договора, <дата> на территории городского поселения г. Палласовка осуществлён отлов и транспортировка животных без владельцев в приют в количестве 19 голов, <дата> на территории городского поселения <адрес> осуществлён отлов и транспортировка животных без владельцев в приют в количестве 8 голов, которые были возвращены (л.д. 11-16).

Исследовав доказательства, содержащиеся в материалах гражданского дела, суд находит каждое из них относимым и допустимым, а все собранные доказательства в совокупности – достаточными для рассмотрения и разрешения настоящего гражданского дела. Все материалы дела, исследованные судом, противоречий не содержат и согласуются между собой, не верить им, у суда нет оснований.

Поскольку полномочия по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Палласовского муниципального района Волгоградской области возложены на орган местного самоуправления муниципального района и ответчиком обязанность по контролю за безнадзорными животными и принятию мер по их отлову на территории муниципального образования, в полной мере не исполнено, поэтому имеется причинно-следственная связь между бездействием администрации Палласовского муниципального района Волгоградской области и нападением на Ф1 безнадзорной собаки.

При этом плановый отлов животных должен осуществляться в целях профилактики и предотвращения случаев нападения безнадзорных животных на людей. Случаи нападения безнадзорных животных на людей свидетельствуют о недостаточности мер, предпринимаемых органом местного самоуправления.

Оценив имеющиеся в деле доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, учитывая, что факт причинения вреда здоровью Ф1 укусом собаки без владельца на территории данного муниципального района установлен, соответственно возложенная законом на данный орган местного самоуправления обязанность по обращению с животными без владельцев в целях предотвращения причинения вреда здоровью в рассматриваемом случае не исполнена, принимая во внимание, что Ф1 испытала стресс в результате нападения на неё безнадзорного животного – собаки, испытала испуг, физическую боль, как в момент самого события, так и в процессе заживления раны, поэтому ей причинён моральный вред размер компенсации которого, определённый истцами в сумме 10000 рублей отвечает принципу справедливости и разумности, в связи с чем подлежит взысканию в полном объёме.

Недостаточное или несвоевременное финансирование основанием для освобождения администрации от ответственности являться не может, поскольку от выполнения своих обязанностей по организации отлова и содержания безнадзорных животных ответчика не освобождает, следовательно, оснований для освобождения администрации Палласовского муниципального района Волгоградской области от ответственности за причинённый Ф1 вред от укусов собаки нет, поэтому возражения ответчика не могут служить основаниями для отказа в удовлетворении исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

взыскать с администрации Палласовского муниципального района Волгоградской области в пользу Ф1, <дата> года рождения компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Волгоградского областного суда через Палласовский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение принято судом в окончательной форме 05 февраля 2024 года.

Судья:

2-103/2024 (2-890/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Бакатова Кульсум Куановна
Прокурор Палласовского района Волгоградской области
Ответчики
Администрация Палласовского муниципального района
Суд
Палласовский районный суд Волгоградской области
Судья
Павлов М.В.
Дело на сайте суда
palac.vol.sudrf.ru
21.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.12.2023Передача материалов судье
26.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.01.2024Подготовка дела (собеседование)
22.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.02.2024Судебное заседание
05.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее