Решение по делу № 2а-7708/2022 от 24.01.2022

23RS0041-01-2022-001350-90                    К делу № 2а-7708/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 мая 2022 года                                     г. Краснодар

Прикубанский районный суд г. Краснодара в составе:

Председательствующего                         Бубновой Ю.А.,

секретаря                                     Цыганкова А.Ю.,

помощника судьи                             Смолярова В.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора города Краснодара к администрации муниципального образования г. Краснодар о признании бездействия незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Краснодара обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования г. Краснодар, в котором просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Краснодар, выразившееся в уклонении от реализации полномочий, предусмотренных ч. 3 ст. 225 ГК РФ, а именно, в уклонении от обращения администрации муниципального образования город Краснодар в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке бесхозяйных недвижимых вещей, линейных объектов - объектов электросетевого хозяйства в границах НСТ «Проектировщик», на учет, и обращения по истечении года с момента их постановки на учет в суд с требованием о признании права муниципальной собственности; обязать администрацию муниципального образования город Краснодар провести инвентаризацию линейных объектов - объектов электросетевого хозяйства в границах HCT «Проектировщик», после чего обратиться в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 225 ГК РФ, в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке бесхозяйных недвижимых вещей, линейных объектов — объектов электросетевого хозяйства в границах НСТ «Проектировщик, на учет, и по истечении года с момента их постановки на учет обратиться в суд с требованием о признании в отношении них права муниципальной собственности.

Свои требования административный истец основывает на том, что прокуратурой города Краснодара проведена проверка доводов обращения председателя правления НСТ «Проектировщик» ФИО4 о нарушениях требований действующего законодательства в жилищно-коммунальной сфере администрацией муниципального образования город Краснодар.

В рамках проведенной проверки установлено, что электроснабжение некоммерческого садоводческого товарищества «Проектировщик» осуществляется от трансформаторной подстанции и воздушных линий электропередач.

В соответствии с п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

В соответствии с пунктом 10.1 статьи 1 ГрК РФ линейными объектами являются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

В соответствии с ч. 23 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

Учитывая изложенное, к объектам капитального строительства относятся, в том числе линейные объекты.

По общему правилу, установленному ст. ст. 51, 55 ГрК РФ, за исключением отдельных случаев для строительства объектов капитального строительства, необходимо получение разрешения на строительство, а после завершения строительства - разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

Таким образом, объекты капитального строительства создаются с соблюдением последовательного порядка, установленного для создания таких объектов.

Перечень случаев, в которых для осуществления строительства объектов не требуется выдача разрешения на строительство, установлен ч. 17 ст. 51 ГрК РФ (в ред. от 03.08.2018).

Согласно ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» объекты электросетевого хозяйства определяются как линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.

Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденными приказом Минэнерго России от 13.01.2003 № 6, определено: трансформаторная подстанция – это электрическая подстанция, предназначенная для преобразования электрической энергии одного напряжения в электрическую энергию другого напряжения с помощью трансформаторов; совокупность электроустановок для передачи и распределения электрической энергии, состоящая из подстанций, распределительных устройств токопроводов, воздушных и кабельных линий электропередачи, работающих на определенной территории образуют электрическую сеть.

Учитывая изложенное, в силу того, что трансформаторные подстанции создаются или приспосабливаются посредством функциональной и технологической связи с другими линейнокабельными сооружениями (линиями электропередачи), образуя с ними единое целое, то такие подстанции следует рассматривать как неотъемлемую часть линейного сооружения.

При этом, согласно информации Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства, расположенных в границах НСТ «Проектировщик» органом местного самоуправления не выдавались.

Согласно письму Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ указанные объекты в реестре муниципальной собственности не значатся.

Кроме того, согласно информации филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ право собственности на данные объекты не зарегистрировано.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо-и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Постановлением администрации муниципального образования горол Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок приема в муниципальную собственность бесхозяйных объектов, относящихся к системе коммунальной инфраструктуры, используемой в сфере электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения (далее — Порядок).

В соответствии с п. 2 Порядка, бесхозяйные объекты могут быть выявлены в процессе проведения инвентаризации, при проведении ремонтных работ на объектах инженерно-коммунальной инфраструктуры, обнаружены иными способами.

Пунктами 3.1, 3.2 Порядка закреплено, что Департамент городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации муниципального образования город Краснодар проводит мероприятия по установлению собственника бесхозяйного объекта, в том числе путем направления запросов в органы, осуществляющие:

- ведение реестров федерального имущества и государственного имущества Краснодарского края;

- государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, технической инвентаризации.

Также проводит обследование выявленных бесхозяйных объектов и принимает решение о целесообразности приема в муниципальную собственность муниципального образования город Краснодар.

Проведенной прокуратурой города проверкой установлено, что члены правления НСТ «Проектировщик» неоднократно обращались в администрацию муниципального образования город Краснодар с заявлениями о принятии бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства в муниципальную собственность.

Однако Департаментом городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации муниципального образования город Краснодар не проведены мероприятия по установлению собственника указанных бесхозяйных объектов и их обследованию.

Невыполнение действий по постановке спорных сетей на учет как бесхозяйных, препятствует дальнейшему определению их балансовой принадлежности и надлежащему содержанию, в результате чего нарушаются права неопределенного круга на надлежащее и качественное электроснабжение.

В судебном заседании представитель прокуратуры города Краснодара -Баклаженко Е.Г. на требованиях настаивала по доводам и основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика по доверенности Пешкова Е.А. против удовлетворения требований возражала по доводам и основаниям, изложенным в письменных возражениях на административный иск.

Председатель правления НСТ «Проектировщик» М.А. Коваленко просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Представитель ПАО «Россети Кубань» по доверенности Скринников К. полагался на усмотрение суда.

Иные лица, участвующие в деле, явку в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.

В соответствии с ч. 2 ст. 150 КАС РФ, лица, участвующие в деле, а также их представители в случаях, если представители извещены судом и (или) ведение гражданами административного дела с участием представителя является обязательным, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Лица, участие которых при рассмотрении административного дела в силу закона является обязательным или признано судом обязательным, должны сообщить о причинах неявки в судебное заседание и представить суду соответствующие доказательства. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.

Учитывая изложенное, суд посчитал возможным провести судебное заседание в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой города Краснодара проведена проверка доводов обращения председателя правления НСТ «Проектировщик» ФИО4 о нарушениях требований действующего законодательства в жилищно-коммунальной сфере администрацией муниципального образования город Краснодар.

В рамках проведенной проверки установлено, что электроснабжение некоммерческого садоводческого товарищества «Проектировщик» осуществляется от трансформаторной подстанции и воздушных линий электропередач.

В соответствии с п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

В соответствии с пунктом 10.1 статьи 1 ГрК РФ линейными объектами являются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

В соответствии с ч. 23 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

Учитывая изложенное, к объектам капитального строительства относятся, в том числе линейные объекты.

По общему правилу, установленному ст. ст. 51, 55 ГрК РФ, за исключением отдельных случаев для строительства объектов капитального строительства, необходимо получение разрешения на строительство, а после завершения строительства — разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

Таким образом, объекты капитального строительства создаются с соблюдением последовательного порядка, установленного для создания таких объектов.

Перечень случаев, в которых для осуществления строительства объектов не требуется выдача разрешения на строительство, установлен ч. 17 ст. 51 ГрК РФ (в ред. от 03.08.2018).

Согласно ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» объекты электросетевого хозяйства определяются как линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.

Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденными приказом Минэнерго России от 13.01.2003 № 6, определено: трансформаторная подстанция – это электрическая подстанция, предназначенная для преобразования электрической энергии одного напряжения в электрическую энергию другого напряжения с помощью трансформаторов; совокупность электроустановок для передачи и распределения электрической энергии, состоящая из подстанций, распределительных устройств токопроводов, воздушных и кабельных линий электропередачи, работающих на определенной территории образуют электрическую сеть.

Учитывая изложенное, в силу того, что трансформаторные подстанции создаются или приспосабливаются посредством функциональной и технологической связи с другими линейнокабельными сооружениями (линиями электропередачи), образуя с ними единое целое, то такие подстанции следует рассматривать как неотъемлемую часть линейного сооружения.

При этом, согласно информации Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства, расположенных в границах НСТ «Проектировщик» органом местного самоуправления не выдавались.

Согласно письму Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ указанные объекты в реестре муниципальной собственности не значатся.

Кроме того, согласно информации филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ право собственности на данные объекты не зарегистрировано.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо-и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Постановлением администрации муниципального образования горол Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок приема в муниципальную собственность бесхозяйных объектов, относящихся к системе коммунальной инфраструктуры, используемой в сфере электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения (далее — Порядок).

В соответствии с п. 2 Порядка, бесхозяйные объекты могут быть выявлены в процессе проведения инвентаризации, при проведении ремонтных работ на объектах инженерно-коммунальной инфраструктуры, обнаружены иными способами.

Пунктами 3.1, 3.2 Порядка закреплено, что Департамент городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации муниципального образования город Краснодар проводит мероприятия по установлению собственника бесхозяйного объекта, в том числе путем направления запросов в органы, осуществляющие:

- ведение реестров федерального имущества и государственного имущества Краснодарского края;

- государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, технической инвентаризации.

Также проводит обследование выявленных бесхозяйных объектов и принимает решение о целесообразности приема в муниципальную собственность муниципального образования город Краснодар.

Проведенной прокуратурой города проверкой установлено, что члены правления НСТ «Проектировщик» неоднократно обращались в администрацию муниципального образования город Краснодар с заявлениями о принятии бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства в муниципальную собственность.

Однако Департаментом городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации муниципального образования город Краснодар не проведены мероприятия по установлению собственника указанных бесхозяйных объектов и их обследованию.

Невыполнение действий по постановке спорных сетей на учет как бесхозяйных, препятствует дальнейшему определению их балансовой принадлежности и надлежащему содержанию, в результате чего нарушаются права неопределенного круга на надлежащее и качественное электроснабжение.

Более того, согласно информации Департамента городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса в настоящее время электроснабжение НСТ «Проектировщик» и садоводов осуществляется на основании заключённых индивидуальных договоров электроснабжения с ПАО «ТНС Энерго Кубань». При переходе на индивидуальные договоры в ПAО «ТНС Энерго Кубань» были предоставлены документы по опосредованному присоединению к сетям электроснабжения, расположенным на территории товарищества, а именно акт разграничения балансовой принадлежности, согласно которого владельцем данных объектов электросетевого хозяйства является НСТ «Проектировщик».

Вместе с тем, указанный акт разграничения балансовой принадлежности не является документом, подтверждающим право собственности на линейные объекты.

Таким образом, органом местного самоуправления в нарушение положений Порядка приема в муниципальную собственность бесхозяйных объектов, относящихся к системе коммунальной инфраструктуры, используемой в сфере электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, утвержденного постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ , не приняты меры по установлению собственника бесхозяйного объекта, проведения обследование выявленных бесхозяйных объектов и принятия решения о целесообразности приема в муниципальную собственность муниципального образования город Краснодар.

Учитывая, что по результатам проведенной прокуратурой города

проверки собственник объектов электросетевого хозяйства, расположенных на территории НCT «Проектировщик», не установлен, выявлено бездействие администрации муниципального образования город Краснодар, выразившееся в непринятии мер по обращению в регистрирующий орган с заявлением о принятии указанных сетей на учет, как бесхозяйного имущества.

Указанное, свидетельствует о невыполнении органами местного самоуправления обязанности, вытекающей из ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, и пункта 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которому принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, в связи с чем, на орган местного самоуправления, в данном случае на администрацию муниципального образования город Краснодар возложена обязанность по осуществлению действий ?о постановке на учет бесхозяйных сетей.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

К организации в границах соответствующих муниципальных образований электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения населения в первую очередь следует отнести обеспечение надлежащего содержания имущества, предназначенного для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, относящегося к муниципальному имуществу, и в соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания имущества возложено на муниципальное образование город Краснодар.

На основании изложенного, орган местного самоуправления обязан обеспечить надлежащую эксплуатацию, в том числе бесхозяйных систем электроснабжения, а также обязан обеспечить признание права муниципальной собственности на бесхозяйные системы электроснабжения.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора города Краснодара к администрации муниципального образования г. Краснодар о признании бездействия незаконным – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Краснодар, выразившееся в уклонении от реализации полномочий, предусмотренных ч. 3 ст. 225 ГК РФ, а именно, в уклонении от обращения администрации муниципального образования город Краснодар в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке бесхозяйных недвижимых вещей, линейных объектов - объектов электросетевого хозяйства в границах НСТ «Проектировщик», на учет, и обращения по истечении года с момента их постановки на учет в суд с требованием о признании права муниципальной собственности.

Обязать администрацию муниципального образования город Краснодар провести инвентаризацию линейных объектов - объектов электросетевого хозяйства в границах HCT «Проектировщик», после чего обратиться в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 225 ГК РФ, в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке бесхозяйных недвижимых вещей, линейных объектов — объектов электросетевого хозяйства в границах НСТ «Проектировщик, на учет, и по истечении года с момента их постановки на учет обратиться в суд с требованием о признании в отношении них права муниципальной собственности.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Прикубанский районный суд города Краснодара в течение месяца.

Председательствующий:

2а-7708/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г.Краснодара
Другие
ПАО "ТНС ЭНЕРГО КУБАНЬ"
НСТ "Проектировщик"
Администрация МО г.Краснодар
Суд
Прикубанский районный суд г. Краснодара
Судья
Бубнова Юлия Александровна
Дело на сайте суда
krasnodar-prikubansky.krd.sudrf.ru
24.01.2022Регистрация административного искового заявления
24.01.2022Передача материалов судье
31.01.2022Решение вопроса о принятии к производству
31.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.03.2022Судебное заседание
26.04.2022Судебное заседание
18.05.2022Судебное заседание
18.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее