Решение по делу № 2-239/2022 от 23.06.2022

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

с.Оса                                                      19 июля 2022 года

Осинский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего Силяво Ж.Р., при секретаре Тышкееве С.Ю., с участием представителя истца и.о. заместителя прокурора Осинского района Иркутской области Матаповой О.Ю., ответчика Федорова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-239/2022 по иску прокурора Осинского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Федорову А. В., Жданову Н. А., Быкову К. Ю. о возложении обязанности произвести очистку места незаконной рубки от порубочных остатков,

установил:

прокурор Осинского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Федорову А. В., Жданову Н. А., Быкову К. Ю. о возложении обязанности по очистке места незаконной рубки лесных насаждений, образовавшихся в результате совершенного ими преступления, указав следующее:

Прокуратурой Осинского района проведена проверка соблюдения лесного законодательства, в ходе которой установлены нарушения в части не проведения очистки места незаконной рубки. В 2021 году на территории Осинского района зарегистрировано 2 факта возгорания лесного массива, в 2020 году 12 фактов возгорания лесного массива. Одной из причин, благоприятствующих активному распространению природных пожаров, увеличению их площади, является скопление в лесах порубочных остатков после рубки лесных насаждений.

Приговором Осинского районного суда Иркутской области от 24 августа 2021 года Федоров А.В., Жданов Н.А., Быков К.Ю. признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.260 УК РФ, а именно незаконной рубки лесных насаждений <дата обезличена> в квартале ... ТУ МЛК Иркутской области по Осинскому лесничеству. Приговором суда им назначено наказание в виде лишения свободы с применением ст.73 УК РФ условно с испытательным сроком.

Согласно информации ТУ МЛК Иркутской области по Осинскому лесничеству от <дата обезличена>, очистка участка лесного фонда в квартале ... ТУ МЛК Иркутской области по Осинскому лесничеству не произведена. Данное лесонарушение может привести к возникновению лесных пожаров, что в свою очередь, способно нанести значительный урон дикой природе, тем самым разрушая экологическую систему.

Таким образом, проверкой установлено, что до настоящего времени не проведена очистка места незаконной рубки древесины, что создает угрозу для распространения заболеваний леса, повышает пожарную опасность и способствует дальнейшему ухудшению качества лесного фонда, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

В связи с не проведением ответчиками очистки места незаконной рубки от порубочных остатков были нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц, осуществляющих свою жизнедеятельность на прилегающей к месту незаконной рубки территории, на защиту окружающей среды от негативного воздействия, на благоприятную окружающую среду.

Кроме того, в результате бездействия ответчиков повышается угроза возникновения лесных пожаров в пожароопасный период.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц и государства. Обращение прокурора с настоящим иском обусловлено необходимостью защиты интересов неопределённого круга лиц, направлено на устранение выявленных нарушений закона и профилактику наиболее тяжких последствий, которые могут возникнуть в результате бездействия ответчика.

Помимо этого, нарушаются интересы РФ, так как в соответствии со ст.8 Лесного кодекса РФ лесные участки лесного фонда находятся в федеральной собственности. Невыполнение установленных законодательством требований создает угрозу повреждения и уничтожения федеральной собственности.

В связи с вышеизложенным, истец просит обязать Федорова А.В., Жданова Н.А. и Быкова К.Ю. в срок, не позднее 31 декабря 2022 года произвести очистку места незаконной рубки лесных насаждений в квартале ... ТУ МЛК Иркутской области по Осинскому лесничеству, от порубочных остатков, образовавшихся в результате совершенного ими преступления следующими способами: сбором порубочных остатков в кучи и валы с оставлением их на месте для перегнивания и для подкормки диких животных в зимний период; разбрасыванием измельченных порубочных остатков в целях улучшения лесорастительных условий; укладкой и оставлением на перегнивание порубочных остатков на месте рубки. Указанные способы очистки мест рубок при необходимости могут применяться комбинированно.

В судебном заседании представитель истца – и.о. заместителя прокурора Осинского района Матапова О.Ю. иск поддержала полностью по доводам, указанным в исковом заявлении, просила суд данные требования удовлетворить, установить срок для исполнения до 31 декабря 2022 года.

Представитель третьего лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, - Министерства лесного комплекса Иркутской области в лице ТУ МЛК по Иркутской области по Осинскому лесничеству, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, с заявлениями об отложении судебного заседания не обращался, о наличии уважительных причин неявки суду не сообщил. Суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие указанного лица.

Ответчик Федоров А.В. в судебном заседании с требованиями прокурора согласился, указав, что предложенный прокурором срок достаточен для исполнения решения суда.

Ответчики Жданов Н.А. и Быков К.Ю. в судебное заседание не прибыли. Суд, с учетом мнения сторон, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав представителя истца, заслушав ответчика, исследовав представленные материалы, суд считает необходимым требования прокурора Осинского района удовлетворить по следующим основаниям.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды и отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, регулирует Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В силу ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждение к исполнению обязанности в натуре.

В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с п.п.2 ст.1 Лесного кодекса РФ к одним из основных принципов лесного законодательства относятся сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду.

Согласно ч.ч.1, 7 ст.51 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров. Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В судебном заседании установлено, что приговором Осинского районного суда Иркутской области от <дата обезличена>, вступившим в законную силу <дата обезличена>, установлена виновность Федорова А.В. в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.33 - ч.3 ст.260 УК РФ, Жданова Н.А., Быкова К.Ю. в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.260 УК РФ, при следующих обстоятельствах: <дата обезличена> Федоров А.В., Жданов Н.А., Быков К.Ю., имея умысел на совершение преступления – незаконной рубки лесных насаждений, находящихся в квартале ... ТУ МЛК Иркутской области по Осинскому лесничеству, совершили незаконную рубку лесных насаждений, расположенных на территории Осинского района Иркутской области в общем количестве 23 деревьев, общим объемом 13,75 куб.метров.

В судебном заседании установлено, что на месте незаконной рубки, совершенной Федоровым А.В., Ждановым Н.А., Быковым К.Ю., имеются порубочные остатки, очистка которых не произведена до настоящего времени.

В силу ч.3 ст.16 ЛК РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

Согласно информационному письму начальника ТУ МЛК Иркутской области по Осинскому лесничеству, после выявленного и пресеченного лесонарушения, совершенного ответчиками, очистка лесного фонда в квартале ... ТУ МЛК Иркутской области по Осинскому лесничеству от порубочных остатков не производилась. Наличие порубочных остатков может привести к возникновению и распространению лесного пожара.

В соответствии п.п.«г», «з», «к» п.12 Приказа Минприроды России от 01.12.2020 года № 993 "Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации" запрещается оставление завалов (включая срубленные и оставленные на лесосеке деревья) и срубленных зависших деревьев, повреждение или уничтожение подроста, подлежащего сохранению, не допускается оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставление отсрочки) древесины на лесосеке, не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки от порубочных остатков (остатков древесины, образующихся на лесосеке при валке и трелевке (транспортировке) деревьев, а также при очистке стволов от сучьев, включающих вершинные части срубленных деревьев, откомлевки, сучья, хворост)".

Очистка мест рубок предусмотрена Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2020 года № 1614. Правила пожарной безопасности в лесах устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах, и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (п.1).

В соответствии с п.9 Правил пожарной безопасности запрещается засорение леса отходами производства и потребления.

Согласно п.16 Правил пожарной безопасности в лесах вне зависимости от целевого назначения земель, на которых они расположены, и целевого назначения лесов, если иное не установлено настоящими Правилами, меры предупреждения лесных пожаров осуществляются в целях недопущения возникновения лесных пожаров, их распространения, а также возможности оперативной доставки сил и средств пожаротушения к местам лесных пожаров.

Согласно п.26 Правил пожарной безопасности при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.

Пунктом 27 Правил пожарной безопасности в лесах предусмотрено, что при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время; укладка порубочных остатков длиной не более 2 метров в кучи или валы шириной не более 3 метров с уплотнением их к земле для перегнивания, сжигания или разбрасывания в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ; завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.

Правила санитарной безопасности в лесах, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 года № 2047 "Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах", устанавливают единые требования к мерам санитарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению санитарной безопасности в лесах, в том числе при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах.

Согласно с п.«в» п.20 Правил санитарной безопасности в лесах не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных физическим или юридическим лицам в пользование в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 49 от 30.11.2017 года "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (статья 1082 Гражданского кодекса, статья 78 Закона об охране окружающей среды). При этом выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец.

Вместе с тем, принимая во внимание необходимость эффективных мер, направленных на восстановление состояния окружающей среды, в котором она находилась до причинения вреда, наличие публичного интереса в благоприятном состоянии окружающей среды, суд с учетом позиции лиц, участвующих в деле, и конкретных обстоятельств дела вправе применить такой способ возмещения вреда, который наиболее соответствует целям и задачам природоохранного законодательства (пункты 1, 2 статьи 78 Закона об охране окружающей среды, часть 1 статьи 196 ГПК РФ, часть 1 статьи 168 АПК РФ).

Согласно п.1 ст.11 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Судом установлено, что до настоящего времени указанные нарушения требований лесного, санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о пожарной безопасности и охране окружающей среды не устранены.

Неосуществление ответчиками мероприятий по очистке места незаконной рубки от порубочных остатков нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц (граждан), осуществляющих свою жизнедеятельность на прилегающей к месту незаконной рубки территории, на защиту окружающей среды от негативного воздействия, на благоприятную окружающую среду. Повышается угроза возникновения лесных пожаров в пожароопасный период.

Оценивая в совокупности, установленные по делу обстоятельства и перечисленные нормы закона, суд приходит к выводу, что организовать очистку лесных участков от порубочных остатков обязаны ответчики, невыполнение требований лесного, санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о пожарной безопасности и охране окружающей среды влечет нарушение прав Российской Федерации, в связи с чем, исковые требования прокурора Осинского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Федорову А.В., Жданову Н.А., Быкову К.Ю. о возложении обязанности произвести очистку места незаконной рубки от порубочных остатков, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, с установлением срока для устранения недостатков до 31 декабря 2022 года.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Прокурор, обратившийся в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, в силу ст.333.39 ч.1 п.9 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты госпошлины, которая составляет по данной категории дел 300 рублей (ст.333.19 ч.1 п.3 НК РФ) и подлежит взысканию в доход местного бюджета в размере 300 рублей с ответчиков.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 206 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Осинского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Федорову А. В., Жданову Н. А., Быкову К. Ю. удовлетворить.

Возложить на Федорова А. В. №....), Жданова Н. А. (№....), Быкова К. Ю. №....) обязанность по очистке места незаконной рубки лесных насаждений в квартале ... ТУ МЛК Иркутской области по Осинскому лесничеству от порубочных остатков, образовавшихся в результате совершенного ими преступления, следующими способами: сбором порубочных остатков в кучи и валы с оставлением их на месте для перегнивания и для подкормки диких животных в зимний период; разбрасыванием измельченных порубочных остатков в целях улучшения лесорастительных условий; укладкой и оставлением на перегнивание порубочных остатков на месте рубки, в срок до 31 декабря 2022 года. Указанные способы очистки места рубки при необходимости могут применяться комбинированно.

Об исполнении решения суда сообщить прокурору и в суд, принявший решение.

Взыскать с Федорова А. В. государственную пошлину в доход местного бюджета (Осинского муниципального района) в размере 100 (сто) рублей.

Взыскать с Жданова Н. А. государственную пошлину в доход местного бюджета (Осинского муниципального района) в размере 100 (сто) рублей.

Взыскать с Быкова К. Ю. государственную пошлину в доход местного бюджета (Осинского муниципального района) в размере 100 (сто) рублей.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда через Осинский районный суд Иркутский области в течение месяца со дня вынесения решения.

Судья Осинского районного суда                          Ж.Р. Силяво

2-239/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Осинского района
Ответчики
Жданов Николай Александрович
Федоров Андрей Валерьянович
Быков Константин Юрьевич
Другие
ТУ МЛК Иркутской области по Осинскому лесничеству
Суд
Осинский районный суд Иркутской области
Судья
Силяво Жанна Рафаиловна
Дело на сайте суда
osinsky.uso.sudrf.ru
23.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.06.2022Передача материалов судье
24.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.07.2022Судебное заседание
19.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее