Дело № 2а-1535/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 марта 2018 года г. Кострома
Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего Царёвой Т.С., при секретаре судебного заседания Тихомировой А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции ФНС России по г. Костроме к Попову А.В. о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкциям,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по г. Костроме 15.02.2018 обратилась в суд с административным иском к Попову А.В. о взыскании задолженности в размере 18274,47 рублей в том числе: пени по страховым взносам в фиксированном размере на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на страховую часть трудовой пенсии в размере 12815,84 руб., пени по страховым взносам в фиксированном размере на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на накопительную часть трудовой пенсии в размере 3004,23 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере зачисляемым в ФОМС до 01.01.2017 в размере 2454,40 руб.
Требования мотивированы тем, что Попов А.В. до <дата> состоял на налоговом учете в качестве налогоплательщика как индивидуальный предприниматель. После утраты административным ответчиком статуса индивидуального предпринимателя, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым на страховую часть трудовой пенсии вовремя уплачены не были. За несвоевременную уплату взноса 5233,53 руб. в период с 30.04.2015 по 14.09.2016 начислены пени в сумме 841,03 руб.; за несвоевременную уплату аналогичного взноса в размере 10392 руб. за период с 30.04.2015 по 14.09.2016 в сумме 1670 руб., за несвоевременную уплату суммы взноса в размере 11066,40 руб. за период с 30.04.2015 по 14.09.2016 в сумме 1778,37 руб.; за несвоевременную уплату взноса 24984 руб. за аналогичный период 4014,93 руб.; за несвоевременную уплату взноса 2784,68 руб. За период с 30.04.2015 по 14.09.2016 в сумме 2784, 68 руб. Также было произведено начисление пени в период с 29.01.2015 по 29.04.2015 в сумме 1726,83 руб. на задолженность в размере 5233,53 руб., 10392 руб., 11066,40 руб., 24984 руб., 17328,48 руб.
В период с 30.04.2015 по 14.09.2016 несвоевременно уплачены страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемых в Фонд обязательного медицинского страхования до 01.01.2017 на которые начислены пени, а именно на сумму 411,21 руб. - 66,08 руб., на 1610,76 руб. - 258,85 руб., на сумму 1039,20 руб. -167 руб., на 3185,46 руб. – 511,91 руб., на 3399,05 руб. – 546,23 руб., на 747,65 руб. – 120,15 руб. Также было произведено начисление пени за период с 29.01.2015 по 29.04.2015 в сумме 330,70 руб. на задолженность в размере 411,21 руб., 1610,76 руб., 1039,20 руб., 2821,93 руб., 3185,46 руб., 3399,05 руб.
Кроме того, в период с 30.04.2015 по 14.09.2016 начислены пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное страхование в фиксированном размере, зачисляемым на накопительную часть трудовой пенсии: на сумму 2242,94 руб. – 36,44 руб., на 3117,60 руб. – 501 руб., на 3319,92 руб. – 533,51 руб., на 7495,20 руб. – 1204,48 руб. Также было произведено начислении е пени за период с 29.01.2015 по 29.04.2015 в сумме 404,80 руб. на задолженность в размере 2242,94 руб., 3117,60 руб., 3319,92 руб., 7495,20 руб.
Административному ответчику было выставлено требование от <дата> № с указанием срока добровольной уплаты пени до <дата>. Несмотря на истечение срока, установленного для исполнения требования, сумма задолженности административным ответчиком не погашена. Задолженности по пени с 01.01.2017 в порядке действующего в настоящее время законодательства передана Пенсионным фондом РФ в налоговый орган для принудительного взыскания.
В судебном заседании представитель административного истца ИФНС России по г. Костроме не участвовал, имеется ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик Попов А.В., уведомлявшийся о времени и месте рассмотрения дела, в установленном процессуальном порядке, в судебное заседание не явился.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с Федеральным законом № 243-ФЗ от 03.07.2016 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» с 01.01.2017 на налоговые органы возложены полномочия по администрированию страховых взносов, в связи с чем к налоговым органам перешли полномочия по взысканию недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам, образовавшихся до 01.01.2017.
В связи с изменением законодательства правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно п. 1 ст. 75 НК РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен выплатить пени.
Как следует из положений ст. 75 НК РФ, а также указано в определении Конституционный Суд Российской Федерации от 08.02.2007 № 381-О-П обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Пени, являясь способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, подлежат принудительному взысканию в том же порядке и в такие же сроки, что и задолженность по налогам и сборам, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо (дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного).
Согласно п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет суммы налога приводится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В силу абз. 2,3 п. 2 ст. 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящее статьей.
Статьей 48 НК РФ предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2).
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Попов А.В. утратил статус индивидуального предпринимателя 28.06.2017.
Согласно копии требования № об уплате налога по состоянию на 14.09.2016, представленной административным истцом в материалы дела, Попов А.В. до 04.10.2016 был обязан уплатить пени по страховым взносам в фиксированном размере на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на страховую часть трудовой пенсии, страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии, на обязательное медицинское страхование в общей сумме 18247,47 руб.
В дальнейшем, связи с наличием у Попова А.В. непогашенной задолженности, ИФНС России по г. Костроме направила в адрес мирового судьи судебного участка № 6 Свердловского судебного района г. Костромы заявление о выдаче судебного приказа о взыскании с Попова А.В. задолженности на пени в общей сумме 18247,47 руб., которое поступило мировому судье 14.08.2017.
При этом сумма предъявленной налогоплательщику к оплате задолженности превысила 3000 руб. после направления требования от 14.09.2016 со сроком исполнения до 04.10.2016. На основании вышеприведенных положений п.п. 1, 2 ст. 48 НК РФ шестимесячный срок для обращения за взысканием задолженности к мировому судье истек 05.04.2017.
Определением мирового судьи судебного участка № 6 Свердловского судебного района г. Костромы от 15.08.2017 в принятии заявления ИФНС России по г. Костроме о взыскании задолженности с Попова А.В. отказано, разъяснено, что требования могут быть предъявлены в порядке искового производства. При этом судьей установлено, что срок, в течение которого заявитель имеет право обратиться с указанным заявлением, истек.
В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
ИФНС России по г. Костроме обратилась в Свердловский районный суд г. Костромы с административным исковым заявлением о взыскании с Попова А.В. задолженности по обязательным налоговым платежам и санкциям в указанной выше сумме 15.02.2018.
Таким образом, из материалов административного дела усматривается, что у ответчика имеется задолженность в заявленном размере. Доказательств исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате долга не имеется.
Вместе с тем, по требованиям к Попову А.В. о взыскании пени за заявленный период налоговым органом, еще на стадии первоначального обращения за выдачей судебного приказа, пропущен срок предъявления в суд требований о взыскании с ответчика спорной задолженности.
Данное обстоятельство не оспаривается административным истцом. При обращении в суд с настоящим административным иском Инспекция заявила ходатайство о восстановлении пропущенного срока с указанием в качестве причины пропуска срока обращения в суд позднее поступление пакетов документов из Управления Пенсионного фонда РФ по г. Костроме в связи с изменением законодательства и отсутствия практики передачи сведений из УПФР РФ в налоговый орган.
В соответствии с ч. 5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Согласно абз.4 п.2 ст.48 НК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Между тем, таких причин при рассмотрении административного дела не установлено. Довод представителя административного истца о том, что пропуск срока обращения с заявлением связан с поздним поступлением пакетов документов из Управления Пенсионного фонда РФ по г. Костроме в связи с изменением законодательства и отсутствия практики передачи сведений из УПФР РФ в налоговый орган, является необоснованным. Пропуск срока, а также указанные административным истцом причины пропуска срока, не являются уважительными причинами пропуска срока на обращение с требованиями о взыскании обязательных платежей и санкций для государственного органа
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление подано ИФНС России по г. Костроме в суд с пропуском срока, установленного для обращения с указанными требованиями, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска.
При этом следует иметь в виду то обстоятельство, что налоговый орган утратил возможность взыскания недоимки в связи с истечением установленного срока её взыскания.
В силу пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежными ко взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
По смыслу п. 2 и п. 5 ст. 59 НК РФ, а также приказа Федеральной налоговой службы Российской Федерации №ЯК-7-8/393@ от 19.08.2010 которым утвержден Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, и Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам, признание недоимки и задолженности по пеням, штрафам безнадежными к взысканию возможно только при наличии вступившего в законную силу судебного акта, содержащего в мотивировочной или резолютивной части положение, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания.
В связи с истечением установленного срока взыскания задолженности налоговый орган утратил возможность взыскания пени с Попова А.В. в сумме 18274,47 руб., что является основанием для признания соответствующей недоимки безнадежной ко взысканию в связи с истечением установленного срока взыскания.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Инспекции ФНС России по г. Костроме к Попову А.В. о взыскании задолженности в размере 18274,47 рублей в том числе: пени по страховым взносам в фиксированном размере на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на страховую часть трудовой пенсии в размере 12815,84 руб., пени по страховым взносам в фиксированном размере на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на накопительную часть трудовой пенсии в размере 3004,23 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере зачисляемым в ФОМС до 01.01.2017 в размере 2454,40 руб., оставить без удовлетворения.
Признать, что налоговый орган утратил возможность взыскания задолженности с Попова А.В. в размере в размере 18274,47 рублей в том числе: пени по страховым взносам в фиксированном размере на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на страховую часть трудовой пенсии в размере 12815,84 руб., пени по страховым взносам в фиксированном размере на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на накопительную часть трудовой пенсии в размере 3004,23 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере зачисляемым в ФОМС до 01.01.2017 в размере 2454,40 руб., в связи с истечением установленного срока на обращение в суд.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.С. Царёва