Дело № 5-20/2022
УИД 22RS0007-01-2021-000664-79
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
12 мая 2022 года г. Белокуриха
Судья Белокурихинского городского суда Алтайского края Белоногов В.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении юридического лица – акционерного общества «Теплоцентраль Белокуриха», ОГРН 1022200534718, ИНН 2203000225, юридический адрес: Алтайский край, г. Белокуриха, ул. Партизанская, д. 2,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении от 28.10.2021, составленному по результатам проведенной МО МВД России «Белокурихинский» проверки, в 12 часов 50 минут 08.10.2021 установлено, что в нарушение требований, установленных Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, Акционерным обществом «Теплоцентраль Белокуриха» (далее также АО «Теплоцентраль Белокуриха») при осуществлении деятельности по производству, передаче и распределению пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными, путем сжигания угля, для отопления населению на земельном участке с кадастровым номером 22:64:012208:32 по адресу: Алтайский край, г. Белокуриха, ул. Объездная, 1, осуществляется хранение отходов шлака от сжигания угля непосредственно на почве, за котельной, в куче. Выгрузка шлака от сжигания угля из котельной осуществляется непосредственно на грунт, в яму с восточной стороны котельной. Кроме того, на данной территории разбросаны фрагменты полиэтиленовых пакетов и иной мусор. При этом специально оборудованная площадка для временного хранения отходов, отсутствует.
В протоколе об административном правонарушении участковый уполномоченный ОУУП и ПДН МО МВД России «Белокурихинский» ссылается на п.3.7 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03, утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.04.2003, в соответствии с которым при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями; поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
Таким образом, в деятельности АО «Теплоцентраль Белокуриха» должностным лицом правоохранительного органа выявлено нарушение требований природоохранного законодательства Российской Федерации, выраженное в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, действия юридического лица АО «Теплоцентраль Белокуриха» квалифицированы по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
В судебном заседании законный представитель юридического лица АО «Теплоцентраль Белокуриха» Валынкин М.Л. не оспаривал достоверность установленных обстоятельств и выявленных в ходе проверки 08.10.2021 нарушений по хранению шлака от сжигания угля на территории котельной по адресу: Алтайский край, г. Белокуриха, ул. Объездная, 1. Ссылаясь на ч. 4 ст. 2.1 КоАП РФ, полагает, что производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению, поскольку юридическим лицом - АО «Теплоцентраль Белокуриха» были приняты все меры по недопущению нарушений требований природоохранного законодательства Российской Федерации, соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами шлака от сжигания угля.
В настоящее время нарушение устранено, проведена рекультивация земельного участка.
Исследовав материалы дела, прихожу к следующему выводу.
Требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления установлены ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в соответствии с которой отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее также Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ), другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Как следует из ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, которой определены основные понятия, под отходами производства и потребления (далее отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ.
В силу ч. 1 ст. 13.4 указанного Федерального закона, накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», введенные в действие с 01.03.2021 (далее - Санитарные правила).
Обращение с отходами производства должно осуществляться в соответствии с требованиями пунктов 213 - 239 Санитарных правил.
Согласно п. 215 указанных Санитарных правил, основные способы накопления и хранения отходов производства в зависимости от их физико-химических свойств: на производственных территориях на открытых площадках или в специальных помещениях (в цехах, складах, на открытых площадках, в резервуарах, емкостях); на производственных территориях предприятий по переработке и обезвреживанию отходов (в амбарах, хранилищах, накопителях, площадках для обезвоживания илового осадка от очистных сооружений), а также на промежуточных (приемных) пунктах сбора и накопления, в том числе терминалах, железнодорожных сортировочных станциях, в речных и морских портах; вне производственной территории - на специально оборудованных сооружениях, предназначенных для размещения (хранения и захоронения) отходов (полигоны, шламохранилища, в том числе шламовые амбары, хвостохранилища, отвалы горных пород).
Накопление отходов допускается только в специально оборудованных местах накопления отходов, соответствующих требованиям Санитарных правил (п. 216).
Пунктом 220 Санитарных правил установлено, что при накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться по отношению к жилой застройке в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам; поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом); поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка).
Статьей 8.2 КоАП РФ до внесения соответствующих изменений Федеральным законом от 17.06.2019 № 141-ФЗ была установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Федеральным законом от 17.06.2019 №141-ФЗ в указанную статью внесены изменения, часть 1 статьи 8.2 КоАП РФ изложена в новой редакции, согласно которой административная ответственность установлена за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса. Совершение данного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Этим же законом в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях введена ст. 6.35, предусматривающая административную ответственность за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления. В соответствии с ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Таким образом, несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления исключено из объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, в связи с введением ст. 6.35 КоАП РФ, устанавливающей специальный состав административного правонарушения, предусматривающий административную ответственность именно за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов.
Пунктом 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Акционерное общество «Теплоцентраль Белокуриха» является юридическим лицом, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, основным видом деятельности которого является производство, передача и распределение пара и горячей воды, кондиционирование воздуха.
Как следует из протокола об административном правонарушении 22 № 466182/588 от 28.10.2021 АО «Теплоцентраль Белокуриха» вменяется нарушение п. 3.7 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03 при накоплении отходов производства и потребления в виде шлаковой смеси от сжигания угля, которое заключается в том, что данные отходы размещены на почве навалом в куче, при этом специально оборудованная площадка для временного хранения отходов отсутствует, а также не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров.
Таким образом, исходя из обстоятельств рассматриваемого дела, в действиях АО «Теплоцентраль Белокуриха», выразившихся в несоблюдении санитарно-эпидемиологических требований к накоплению отходов производства и потребления, усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ.
Однако, поскольку санкция ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ по сравнению с санкцией ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ предусматривает более тяжкое административное наказание, что ухудшит положение привлекаемого лица, следовательно, переквалификация действий АО «Теплоцентраль Белокуриха» по данному нарушению с ч. 1 ст. 8.2 на ч. 1 ст.6.35 КоАП РФ невозможна.
При этом следует отметить, что ссылка в протоколе об административном правонарушении на нормы СанПиН 2.1.7.1322-03 является ошибочной, поскольку Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3 данный документ признан утратившим силу с 01.03.2021. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21, утвержденные этим же Постановлением, устанавливают аналогичные санитарно-эпидемиологические требования к обращению с отходами.
Согласно ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса (ч. 1.1 ст.29.9 КоАП РФ).
В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
При указанных обстоятельствах производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении АО «Теплоцентраль Белокуриха», подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 24.5, 29.5 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 8.2 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░