Решение по делу № 2-360/2024 от 19.07.2024

Дело № 2-360/2024

24RS0029-01-2024-000457-17

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 ноября 2024 года                                                              пгт. Козулька

Козульский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Тыченко С.В.,

при секретаре Кетовой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю Территориальный отдел в г.Ачинске к администрации Козульского района Красноярского края о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю Территориальный отдел в г.Ачинске (далее Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю) обратилось в суд с уточненным иском к администрации Козульского района Красноярского края о возложении обязанности, требования мотивируя тем, что по информации имеющейся в распоряжении истца, Администрация Козульского района Красноярского края, при осуществлении эксплуатации объектов водоотведения нарушает действующее санитарное законодательство. Из ответа на запрос от ДД.ММ.ГГГГ Администрации Козульского района Красноярского края следует, что в пользовании ответчика находятся следующие объекты водоотведения: канализационные очистные сооружения, расположенные по <адрес> и очистные сооружения в <адрес>, которые эксплуатируются ответчиком без разработанных проектов санитарно защитной зоны, а также без санитарно-эпидемиологических заключений на указанные проекты санитарно-защитных зон.

По информации, предоставленной Администрацией Козульского района Красноярского края суду, очистные сооружения по адресу: <адрес>., сброс осуществляется в водный объект <адрес>, станция биологической очистки сточных вод, отсутствуют разработанные проекты санитарно-защитных зон, санитарно-эпидемиологические заключения на указанные проекты санитарно-защитных зон.

Таким образом, Администрация Козульского района Красноярского края, при осуществлении полномочий по организации водоотведения населения в пределах поселения, посредством использования очистных сооружений, расположенных по вышеуказанному адресу, нарушает действующее законодательство в виде бездействия выразившегося в не получении санитарно-эпидемиологических заключений на проекты санитарно-защитных зон, а также в отсутствие проектов санитарной защитной зоны (СЗЗ) при использовании названных объектов водоотведения, чем нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

С учётом уточненных требований, просит суд признать незаконным бездействие Администрации Козульского района Красноярского края, выразившееся в не получении санитарно - эпидемиологических заключений на проекты санитарно-защитных зон, а также в отсутствие проектов санитарной защитной зоны (СЗЗ) при использовании следующих объектов водоотведения: очистные сооружения по адресу: <адрес>; <адрес>, станция биологической очистки сточных вод.

Обязать Администрацию Козульского района Красноярского края, устранить нарушения санитарного законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ:

- разработать проекты санитарно-защитных зон и обратиться в уполномоченный орган для принятия решения об установлении санитарно-защитных зон на вышеуказанные объекты;

- получить в установленном законом порядке санитарно - эпидемиологические заключения на проекты санитарно-защитных зон вышеуказанных объектов.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Росреестра по Красноярскому краю. (л.д.50).

В судебное заседание представитель Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю, извещен о рассмотрении дела своевременно, надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, на требованиях настаивает (л.д.84).

Представитель ответчика администрации Козульского района Красноярского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д.84).

Представитель третьего лица Управление Росреестра по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, извещен о рассмотрении дела своевременно и надлежащим образом (л.д.84). Направил суду пояснения на исковое заявление, дело просил рассмотреть в отсутствие представителя. (л.д.79-81).

В соответствии    со ст. 167, 233 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса в порядке заочного судопроизводства.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно- бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила. Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

В соответствии с п. 3 ст. 44 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны.

Согласно п. 3 ст. 52 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон, и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны.

Согласно пункту 3 статьи 20 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.

Порядок разработки и установления санитарно-защитной зоны регламентируется СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 74.

В соответствии с пунктом 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, должна быть установлена специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зона). По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Согласно пункту 2.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух; установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.

Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I-III класса является обязательной. Обоснование размеров санитарно-защитной зоны осуществляется в соответствии с требованиям, изложенными в настоящих правилах (пункт 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

В соответствии с пунктом 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.

В соответствии с п. 3.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, размеры санитарно-защитной зоны для проектируемых, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств устанавливаются на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.) по разработанным в установленном порядке методикам, с оценкой риска здоровью для промышленных объектов и производств I и II классов опасности (расчетная санитарно-защитная зона).

В силу пункта 4.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдения, представляемой в составе проекта.

В соответствии с п. 3 ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно- эпидемиологического заключения о соответствии указанных проектов санитарным правилам.

Согласно п. 4 ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон    и использования земельных    участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.

Как определено в пункте 3 указанных Правил решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны принимают:    Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов I и II класса опасности в соответствии с классификацией, установленной санитарно- эпидемиологическими требованиями (далее - санитарная классификация), групп объектов, в состав которых входят объекты I и (или) II класса опасности, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию (подпункт «а» пункта 3) и территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов III - V класса опасности в соответствии с санитарной классификацией, а также в отношении групп объектов, в состав которых входят объекты III - V класса опасности, по результатам рассмотрения заявления об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны (подпункт «б» пункта 3).

В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, к вопросам местного значения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений, осуществляющих государственный санитарно - эпидемиологический надзор должностных лиц.

В соответствии с ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что администрацией Козульского района Красноярского края эксплуатируются объекты водоотведения – очистные сооружения по адресу: <адрес> сброс осуществляется в водный объект <адрес>, станция биологической очистки сточных вод.

Вместе с тем, проекты санитарно-защитной зоны для указанных объектов до настоящего времени не разработаны, заключения на указанные проекты санитарно-защитных зон, отсутствуют.

В силу ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что отсутствие проекта организации санитарно-защитной зоны, а также отсутствие экспертного заключения и санитарно-эпидемиологического заключения для вышеуказанных объектов, приводит к нарушению права граждан на благоприятную среду обитания, негативному воздействию на здоровье граждан, в связи с чем имеются правовые основания для удовлетворения исковых требований, заявленных к администрации <адрес>.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю Территориальный отдел в г.Ачинске к администрации Козульского района Красноярского края о возложении обязанности - удовлетворить.

        Признать незаконным бездействие Администрации Козульского района Красноярского края, выразившееся в не получении санитарно- эпидемиологических заключений на проекты санитарно-защитных зон, а также в отсутствие проектов санитарной защитной зоны (СЗЗ) при использовании следующих объектов водоотведения: очистные сооружения по адресу: <адрес>; <адрес>, станция биологической очистки сточных вод.

        Обязать Администрацию Козульского района Красноярского края, устранить нарушения санитарного законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ: разработать проекты санитарно-защитных зон и обратиться в уполномоченный орган для принятия решения об установлении санитарно-защитных зон на вышеуказанные объекты; получить в установленном законом порядке санитарно - эпидемиологические заключения на проекты санитарно-защитных зон вышеуказанных объектов.

        Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

        Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

        Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий                                                                             С.В.Тыченко

Мотивированное решение изготовлено 26.11.2024

2-360/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю по месту нахождения территориального отдела в г.Ачинске
Ответчики
Администрация Козульского района
Суд
Козульский районный суд Красноярского края
Судья
Тыченко Станислав Вячеславович
Дело на странице суда
kozul.krk.sudrf.ru
19.07.2024Регистрация административного искового заявления
22.07.2024Передача материалов судье
24.07.2024Решение вопроса о принятии к производству
24.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.07.2024[*] (ст.16.1 КАС РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства (после принятия к производству)
07.08.2024Подготовка дела (собеседование)
26.08.2024Подготовка дела (собеседование)
09.09.2024Подготовка дела (собеседование)
25.09.2024Подготовка дела (собеседование)
10.10.2024Подготовка дела (собеседование)
30.10.2024Подготовка дела (собеседование)
30.10.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.11.2024Судебное заседание
26.11.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.11.2024Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
02.12.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.12.2024Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
26.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее