Решение по делу № 12-11/2023 (12-884/2022;) от 07.07.2022

12-11/2023

25RS0019-01-2022-000223-28

РЕШЕНИЕ

    г. Владивосток                                                                              9 марта 2023 года

Судья Фрунзенского районного суда г.Владивостока Саковский Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Производственного строительно-монтажного кооператива «Энергия» на постановление заместителя начальника обособленного отдела лесного контроля министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края л от дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в отношении Производственного строительно-монтажного кооператива «Энергия»,

УСТАНОВИЛ:

постановлением заместителя начальника обособленного отдела лесного контроля министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира <адрес> от дата юридическое лицо ПМСК «Энергия» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

ПМСК «Энергия» с постановлением не согласился, обратился с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить; если суд не усмотрит процессуальных нарушений при привлечении ПМСК «Энергия» к административной ответственности, просит изменить наказание и назначить предупреждение, в обоснование указав следующие обстоятельства. В акте осмотра лесосеки от дата в графе особые отметки кооперативу предписано произвести доочистку мест рубок от порубочных остатков до дата. Данное нарушение свидетельствует о формальном подходе к составлению акта. О формальности, о пересоставлении акта без выхода на лесосеку свидетельствует также ненадлежащее извещение об осмотре. Указанные процессуальные нарушения влекут признание акта осмотра от 02 июня 2021 года недопустимым доказательством, полученным с нарушением закона. ПМСК «Энергия» необоснованно вменён п.26 Постановления Правительства РФ от 07 октября 2020 года №1614 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах», поскольку заготовка древесины велась зимой, а п.27 предусмотрена весенняя доочистка. Действия ПМСК «Энергия» не образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.8.32 КоАП РФ, поскольку в протоколе об административном правонарушении от 03 июня 2021 года не указано, какой способ очистки не соблюдён, в акте не определены способы и методы определения площади неочищенной лесосеки - закладка пробной площадки, использование измерительных приборов и т.д. Отсутствуют схемы площади неочищенной лесосеки (лесосеки с неизмельчёнными остатками) с промером длин граничных визиров и углов поворота, а также привязки, в какой части лесосеки находятся неочищенные (либо согласно акту неизмельчённые) остатки. Отсутствие данных сведений в постановлении является существенным нарушением. В нарушение ч.3 ст.27.8 КоАП РФ при осмотре лесосеки фото- и киносъёмка, видеозапись, иные установленные способы фиксации не применялись. Частью 3 ст.3.4 КоАП РФ установлено, что в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьёй раздела II КоАП РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене юридическому лицу, являющемуся субъектом малого и среднего предпринимательства. Таким образом, в настоящее время законодателем РФ предусмотрено предупреждение в качестве единственно возможной меры наказания.

Представитель ПМСК «Энергия» Фунту сова Е.А. в судебном заседании доводы жалобы поддержала в полном объёме, дополнительно указав, что лесная декларация от дата, на основании которой совершена рубка, имела срок действия до дата; протокол об административном правонарушении в отношении ПМСК «Энергия» составлен дата, то есть до окончания срока действия лесной декларации. В период действия лесной декларации до даты составления протокола об административном правонарушении 03 июня 2021 года очистку мест рубок от порубочных остатков ПМСК «Энергия» произвести было невозможно, поскольку в этот период действовало распоряжение Правительства Приморского края от 08 апреля 2021 года №127-рп «О введении на территории Приморского края особого противопожарного режима».

Изучив и проверив с учётом требований ч.3 ст.30.6 КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении в их совокупности, проанализировав доводы жалобы, судья приходит к следующим выводам.

Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, на основании извещения о месте и времени осмотра лесосек от дата должностным лицом Рощинского филиала КГКУ «Примлес» в присутствии представителя ПМСК «Энергия» ФИО1 дата произведён осмотр лесосеки ПМСК «Энергия». В ходе осмотра лесосеки выявлен факт правонарушения при проведении лесозаготовительных работ - не произведена своевременная очистка мест рубок от порубочных остатков на площади 5,5 га, чем нарушен п.26 Правил пожарной безопасности в лесах, утверждённых Постановлением Правительства РФ от дата . По факту выявленного правонарушения должностным лицом КГКУ «Примлес» возбуждено дело об административном правонарушении от дата в отношении юридического лица ПМСК «Энергия» по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии законного представителя ПМСК «Энергия». Материалы дела об административном правонарушении переданы в министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира <адрес> для принятия решения по существу, где при исследовании материалов дела установлено, что дата между управлением лесным хозяйством <адрес> и ПМСК «Энергия» заключён договор аренды лесного участка , согласно пп.12 п.4 которого за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных настоящим договором, стороны несут ответственность согласно законодательству РФ. При подготовке к рассмотрению документов административным органом установлено, что присутствовавший представитель ПМСК «Энергия» ФИО1 действовал по доверенности без права полномочия для участия в осмотре и права подписи акта осмотра, что повлекло нарушение прав юридического лица ПМСК «Энергия». В связи с чем, административным органом материалы дела об административном правонарушении возвращены должностному лицу, составившему протокол, для исправления недостатков, которые не могут быть восполнены при рассмотрении дела. Акт осмотра от дата признан недействительным. На основании извещения о месте и времени осмотра лесосек от дата дата должностным лицом КГКУ «Примлес» в присутствии представителя ПМСК «Энергия» ФИО1 (доверенность от дата) произведён осмотр лесосеки ПМСК «Энергия», в ходе которого выявлен факт правонарушения при проведении лесозаготовительных работ - не произведена своевременная очистка мест рубок от порубочных остатков на площади 5,5 га. По факту выявленного правонарушения должностным лицом КГКУ «Примлес» возбуждено дело об административном правонарушении в отношении юридического лица ООО ПМСК «Энергия» по признакам состава правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении от дата -/2021 составлен в присутствии законного представителя ПМСК «Энергия» ФИО2 Материалы дела об административном правонарушении переданы в министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира <адрес> для принятия решения по существу.

Постановлением о назначении административного наказания л от дата ПМСК «Энергия» признан виновным в нарушении п.26 Правил пожарной безопасности в лесах, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 07 октября 2020 года №1614, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, на юридическое лицо наложен административный штраф в размере 50000 рублей.

В соответствии с ч.1 ст.8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от 50000 до 200000 рублей.

Отношения в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (лесные отношения), регулирует Лесное законодательство, состоящее из Лесного кодекса РФ, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ (ч.1 ст.2, ч.1 ст.3 Лесного кодекса РФ).

Согласно ч.1 ст.53 Лесного кодекса РФ меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: 1) предупреждение лесных пожаров; 2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; 3) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; 4) иные меры пожарной безопасности в лесах.

В соответствии с ч.3 ст.53 Лесного кодекса РФ правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством РФ.

Правила пожарной безопасности в лесах утверждены Постановлением Правительства РФ от 07 октября 2020 года №1614.

Выводы должностного лица административного органа о наличии в действиях ПМСК «Энергия» состава вмененного ему административного правонарушения являются обоснованными.

Вина ПМСК «Энергия» в совершении вменяемого административного правонарушения подтверждена совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, исследованных заместителем начальника обособленного отдела лесного контроля министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края. Не доверять указанным доказательствам оснований не имеется, поскольку они последовательны, непротиворечивы, находятся в достаточном соответствии друг с другом, а потому являются достоверными относительно обстоятельств правонарушения, и имеющими доказательственную силу.

В соответствии с п.26 Правил пожарной безопасности в лесах при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков. В случаях, когда граждане и юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны сохранить подрост и молодняк, огневые способы очистки мест рубок (лесосек) от порубочных остатков запрещаются.

Пункт 27 Правил пожарной безопасности в лесах содержит указание на действия, осуществляемые при проведении очистки мест рубок (лесосек), одним из которых является весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время (пп.«а»).

Таким образом, указание в протоколе об административном правонарушении от дата -/2021 на нарушение ПМСК «Энергия» п.26 Правил пожарной безопасности является законным и обоснованным.

Приказом Минприроды России от 27 июня 2016 года №367 «Об утверждении Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, Формы технологической карты лесосечных работ, Формы акта осмотра лесосеки и Порядка осмотра лесосеки» (далее Приказом Минприроды России от 27 июня 2016 года №367), утратившим силу с 01 сентября 2022 года в связи с изданием Приказа Минприроды России от 17 января 2022 года №23 «Об утверждении видов лесосечных работ, порядка и последовательности их выполнения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта заключительного осмотра лесосеки и порядка заключительного осмотра лесосеки», то есть действовавшим в период выявленного административного правонарушения со стороны ПМСК «Энергия», утверждены: Виды лесосечных работ, порядок и последовательность их проведения согласно приложению 1; Форма технологической карты лесосечных работ согласно приложению 2; Форма акта осмотра лесосеки согласно приложению 3; Порядок осмотра лесосеки согласно приложению 4.

В соответствии с п.9 Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, утверждённых вышеназванным Приказом Минприроды России от 27 июня 2016 года №367, очистка (доочистка) мест рубок от порубочных остатков относится к одной заключительных лесосечных работ. Очистка мест рубок от порубочных остатков должна проводиться одновременно с рубкой лесных насаждений и трелевкой древесины. После проведения указанных работ допускается доочистка лесосек. Очистка мест рубок осуществляется следующими способами: укладкой порубочных остатков на волоки с целью их укрепления и предохранения почвы от сильного уплотнения и повреждения при трелевке; сбором порубочных остатков в кучи и валы с последующим сжиганием их в пожаробезопасный период; сбором порубочных остатков в кучи и валы с оставлением их на месте для перегнивания и для подкормки диких животных в зимний период; разбрасыванием измельченных порубочных остатков в целях улучшения лесорастительных условий; укладкой и оставлением на перегнивание порубочных остатков на месте рубки; вывозом порубочных остатков в места их дальнейшей переработки. Указанные способы очистки мест рубок при необходимости могут применяться комбинированно.

Согласно п.2 7 Правил пожарной безопасности в лесах при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются: а) весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время; б) укладка порубочных остатков длиной не более 2 м. в кучи или валы шириной не более 3 м. с уплотнением их к земле для перегнивания, сжигания или разбрасывания в измельчённом виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 м. от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 м., если оно не обусловлено технологией лесосечных работ; в) завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.

При таких обстоятельствах, судья полагает, что доводы защитника ПМСК «Энергия», изложенные в судебном заседании, относительно того, что в период действия лесной декларации до даты составления протокола об административном правонарушении 03 июня 2021 года очистку мест рубок от порубочных остатков ПМСК «Энергия» произвести было невозможно, поскольку в этот период действовало распоряжение Правительства Приморского края от 08 апреля 2021 года №127-рп «О введении на территории Приморского края особого противопожарного режима», не основаны на законе, поскольку согласно положениям, содержащихся в п.27 Правил пожарной безопасности в лесах и в п.9 Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, утверждённых Приказом Минприроды России от 27 июня 2016 года №367, очистка мест рубок от порубочных остатков ПМСК «Энергия» могла быть осуществлена иными способами, не связанными с проведением в лесах на землях лесного фонда и землях иных категорий огнеопасных работ.

Доводы жалобы на то, что ПМСК «Энергия» о проведении осмотра лесосеки 02 июня 2021 года был извещён только 31 мая 2021 года, нашли своё подтверждение при исследовании материалов дела об административном правонарушении в ходе судебного заседания.

Согласно п.4 Порядка осмотра лесосеки, утверждённого Приказом Минприроды России от 27 июня 2016 года №367, лицо, осуществляющее осмотр лесосек, за 10 дней до проведения осмотра лесосек обязано предупредить лицо, осуществляющее лесосечные работы, о дате и времени проведения осмотра лесосек. Извещение о проведении осмотра лесосек направляется способом, обеспечивающим подтверждение его получения (заказное письмо, факс, электронная почта). При неявке лица, осуществляющего лесосечные работы, или его представителя осмотр лесосек проводится без его участия.

Как следует из имеющегося в материалах дела об административном правонарушении акта осмотра лесосеки от дата, осмотр лесосеки проведён участковым лесничим Вострецовского участкового лесничества в присутствии представителя ПМСК «Энергия» инженера Л/Х ФИО1, действующего на основании доверенности от дата, извещённого о дате и месте осмотра дата письменно; акт осмотра лесосеки подписан как участковым лесничим, так и присутствующим при осмотре лесосеки представителем ПМСК «Энергия»; замечаний, заявлений со стороны представителя ПМСК «Энергия» вышеназванный акт осмотра лесосеки не содержит.

При таких обстоятельствах, судья полагает, что отсутствуют основания для признания акта осмотра лесосеки от 02 июня 2021 года недопустимым доказательством, полученным с нарушением закона.

По этим же основаниям судья не может признать основанием для признания акта осмотра лесосеки от 02 июня 2021 года недопустимым доказательством, полученным с нарушением закона, ошибочное указание в акте осмотра лесосеки в графе «Особые отметки» на производство доочистки мест рубок от порубочных остатков до 23 апреля 2021 года, поскольку данное обстоятельство не влияет на установленный факт выявления нарушений в ходе проведённого осмотра лесосеки.

Доводы жалобы о том, что действия ПМСК «Энергия» не образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.8.32 КоАП РФ, поскольку в протоколе об административном правонарушении от 03 июня 2021 года отсутствуют указания на то, какой способ очистки не соблюдён; в акте не определены способы и методы определения площади неочищенной лесосеки - закладка пробной площадки, использование измерительных приборов и т.д., отсутствуют схемы площади неочищенной лесосеки (лесосеки с неизмельчёнными остатками) с промером длин граничных визиров и углов поворота, а также привязки, в какой части лесосеки находятся неочищенные (либо согласно акту неизмельчённые) остатки, судья не может признать обоснованными, поскольку, во-первых, в технологической карте лесосечных работ №1 от 25 декабря 2020 года ПМСК «Энергия» вообще не предусмотрен какой-либо способ очистки: в пункте «Заключительные лесосечные работы (с указанием применяемых машин и механизмов)», к которым относится и очистка (доочистка) мест рубок от порубочных остатков, указан лишь «Бульдозер 7 D»; во-вторых, форма и содержание акта осмотра лесосеки от 02 июня 2021 года, а также сведения, в нём отражённые, соответствуют Форме акта осмотра лесосеки, утверждённой Приказом Минприроды России от 27 июня 2016 года №367.

Ссылка в жалобе на нарушение ч.3 ст.27.8 КоАП РФ, выразившееся в не применении при осмотре лесосеки фото- и киносъёмки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации, является необоснованной, так как Порядок осмотра лесосеки и Форма акта осмотра лесосеки, как указано выше, регламентированы Приказом Минприроды России от 27 июня 2016 года №367 и не относятся к порядку применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, к одной из которых относится осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, предусмотренный ст.27.8 КоАП РФ.

Согласно ч.2 ст.3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершённые административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

В соответствии с ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ за впервые совершённое административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта РФ об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч.2 ст.3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 настоящей статьи.

С учётом взаимосвязанных положений ч.2 ст.3.4 и ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч.2 ст.3.4 КоАП РФ.

Из оспоренного постановления должностного лица, материалов дела об административного правонарушения, приложенных к жалобе материалов указанная совокупность обстоятельств судьёй не усматривается, поскольку в судебное заседание не представлено доказательств отсутствия в результате совершённого ПМСК «Энергия» деяния возникновения угрозы причинения вреда объектам животного, растительного мира и окружающей среде.

Таким образом, возможности замены наказания в виде административного штрафа предупреждением не имеется.

Порядок привлечения к административной ответственности в отношении ПМСК «Энергия» соблюдён, срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности не нарушен.

Назначенное наказание является законным и обоснованным, поскольку соответствует общим правилам назначения административного наказания, предусмотренным ст.4.1 КоАП РФ, и определено в минимальных пределах санкции ч.1 ст.8.32 КоАП РФ.

Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, которые могли бы повлечь отмену постановления должностного лица, в ходе производства по делу об административном правонарушении допущено не было. Все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела об административном правонарушении, установлены и им дана надлежащая правовая оценка, оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения постановления не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

          РЕШИЛ:

жалобу производственного строительно-монтажного кооператива «Энергия» на постановление заместителя начальника обособленного отдела лесного контроля министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира <адрес> л от дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в отношении юридического лица - Производственного строительно-монтажного кооператива «Энергия» оставить без удовлетворения; постановление заместителя начальника обособленного отдела лесного контроля министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира <адрес> л от дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в отношении юридического лица - Производственного строительно-монтажного кооператива «Энергия» оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд г.Владивостока Приморского края в течение 10 дней со дня его получения.

    Судья    Е.В. Саковский

12-11/2023 (12-884/2022;)

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
ПСМК "Энергия"
Суд
Фрунзенский районный суд г. Владивосток
Судья
Саковский Евгений Васильевич
Статьи

8.32

Дело на сайте суда
frunzensky.prm.sudrf.ru
12.07.2022Материалы переданы в производство судье
15.07.2022Истребованы материалы
29.12.2022Поступили истребованные материалы
31.01.2023Судебное заседание
09.03.2023Судебное заседание
23.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее