Решение от 07.10.2020 по делу № 2-1485/2020 от 13.07.2020

      №2-1485/2020

Р Е Ш Е Н И Е

                Именем Российской Федерации

г. Тобольск                                         07 октября 2020 года

Тобольский городской суд Тюменской области

в составе: председательствующего судьи Загидуллиной Л.А.,

при секретаре Мухамедулиной Л.Т.,

с участием представителя истца Фалько С.А.,

представителей ответчиков Моисеева Н.Д., Спиркиной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1485/2020 по иску Бояркина Сергея Анатольевича, Бояркиной Натальи Александровны, Бояркина Артема Сергеевича, Швальб Анны Сергеевны к комитету по охране и использованию объектов историко – культурного наследия Тюменской области, администрации г. Тобольска об исключении из реестра объекта культурного наследия,

У С Т А Н О В И Л:

      истцы обратились в суд с иском к ответчикам о возложении обязанности организовать проведение историко – культурной экспертизы в отношении объекта «Жилой дом», расположенный по адресу: <адрес> с целью обоснования исключения из единого государственного реестра объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, об исключении вышеуказанного объекта из Единого государственного реестра объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Требования мотивирует тем, что являются собственниками жилого дома и земельных участков. В связи с аварийностью дома, ДД.ММ.ГГГГ получили разрешение на строительство индивидуального жилого дома, сроком ДД.ММ.ГГГГ закончили строительство дома, однако, ввести в эксплуатацию не могут, из-за отказа во введении в эксплуатацию законченный строительством объект, вследствие нахождения на одном с ним земельном участке объекта культурного наследия, ветхого дома, который намерены снести. ДД.ММ.ГГГГ составлен акт технического состояния объекта культурного наследия жилой дом, включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия, ДД.ММ.ГГГГ уведомлены, о том, что жилой дом является объектом культурного наследия регионального значения, в связи с чем, обязаны поддерживать в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, проводить работы по сохранению за счет собственных средств, приказом от ДД.ММ.ГГГГ утверждено охранное обязательство собственника объекта культурного наследия, которое обязаны выполнять.

Заявлением истцы требования изменили, просят обязать комитет по охране и использованию объектов историко – культурного наследия <адрес> обратится в установленном порядке в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия о внесении представления в Правительство Российской Федерации о вынесении акта об исключении объекта «Жилой дом», расположенный по адресу: <адрес> из Единого государственного реестра объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; взыскать с комитета по охране и использованию объектов историко-культурного наследия <адрес> в пользу Бояркиной Н.А. судебные расходы по оплате услуг правового характера в размере 20 000 рублей. Мотивируя тем, что актом государственной историко-культурной экспертизы проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, расположенных в подгорной части г. Тобольска от ДД.ММ.ГГГГ ООО «<данные изъяты>», сделан вывод, что спорный объект утратил историко-культурную ценность, рекомендовано к исключению из реестра.

Определением Тобольского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство культуры Российской Федерации.

    В судебное заседание истцы Бояркин С.А., Бояркина Н.А., Бояркин А.С., Швальб А.С. не явились, извещены.

Представитель истца Фалько С.А. в суде на измененных требованиях настаивает, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика комитета по охране и использованию объектов историко – культурного наследия Тюменской области Моисеев Н.Д. в суде с иском не согласен, просит в удовлетворении требований отказать в полном объеме, по доводам, изложенным в отзыве.

Представитель ответчика администрации г. Тобольска Спиркина Н.А. в суде с иском не согласна.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора Министерство культуры Российской Федерации в суд не явился, извещен, отзывом с иском не согласен, просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит требование не подлежащим удовлетворению.

Согласно Конституции Российской Федерации охрана памятников истории и культуры находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ст. 76).

    Подпунктом 15 пункта 2 статьи 26.3 ФЗ №184-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что решение вопросов сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

На основании ст. 5. Закона Тюменской области от 16.02.2004 №204 (ред. от 13.02.2019) «О государственной охране, сохранении и использовании объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в Тюменской области», региональный государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия в Тюменской области осуществляется областным органом охраны объектов культурного наследия согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Тюменской области.

      Договорами купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, Бояркин С.А., Бояркина Н.А., Бояркин А.С., Черноусова А.С. приобрели в общую долевую собственность земельные участки, площадью 840 кв.м. с кадастровым номером , и площадью 75 кв.м. с кадастровым номером , расположенные по адресу: <адрес>

    Собственниками жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, являются Бояркин С.А., Бояркина Н.А., Бояркин А.С., Бояркина А.С. по ? доли в праве общей долевой собственности каждый; зарегистрировано ограничение в виде объекта культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ, сроком на неопределенный срок, на основании охранного обязательства собственника объекта культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ.

    В соответствии с Решением Исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О принятии под государственную охрану вновь выявленных памятников истории и культуры области», объект культурного наследия регионального значения «Жилой дом» принят на государственную охрану.

    На основании приказа Министерства культуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ -р «О регистрации объекта культурного наследия регионального значения «Жилой дом», первая половина ХХ в. (<адрес>), объект зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия, присвоен регистрационный .

    ДД.ММ.ГГГГ комитетом по охране и использованию объектов историко – культурного наследия <адрес> составлен акт -тс-01-п технического состояния объекта культурного наследия в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Жилой дом», включенный в Единый государственный реестр объектов культурного наследия, расположенный по адресу: <адрес> по результатам осмотра зафиксировано неудовлетворительное состояние объекта, состояние внешнего декоративного убранства фасадов (наличники), характеризующего историко-культурное значение объекта, определено как ограниченно работоспособное (п. 7 акта, п. 157 приложения к решению ).

    Приказом -оо от ДД.ММ.ГГГГ утверждено охранное обязательство собственника объекта культурного наследия регионального значения «Жилой дом», расположенный по адресу: <адрес>

    Специальным федеральным законом, регулирующим отношения в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ

«Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

    В преамбуле этого акта закреплено, что в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

    Статьей 6 вышеуказанного Федерального закона установлено, что под государственной охраной объектов культурного наследия в целях применения этого закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с этим Федеральным законом.

В силу пунктов 1, 3, 4 статьи 16.1 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» региональные органы охраны объектов культурного наследия, муниципальные органы охраны объектов культурного наследия организуют проведение работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 данного Федерального закона.

    В силу пп. 2 п. 1 ст. 23 вышеуказанного Федерального закона от исключение из реестра объекта культурного наследия осуществляется на основании акта Правительства Российской Федерации в отношении объекта культурного наследия регионального значения - по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия, на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы и обращения органа государственной власти субъекта Российской Федерации (в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - согласованного с органом местного самоуправления). Исключение объекта культурного наследия из реестра осуществляется в случае полной физической утраты объекта культурного наследия или утраты им историко-культурного значения.

    Порядок проведения государственной историко-культурной экспертизы в соответствии с пунктом 3 статьи 31 Федерального закона установлен Положением о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

    Согласно пункту 6 Положения экспертиза проводится по инициативе заинтересованного органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического или физического лица на основании договора между заказчиком и экспертом, заключенного в письменной форме в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Из заключения акта государственной историко-культурной экспертизы проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, расположенных в подгорной части г. Тобольска от ДД.ММ.ГГГГ ООО «<данные изъяты>», следует, что разработанный ООО «<данные изъяты>» по заказу комитета по охране и использованию объектов историко – культурного наследия <адрес> на основании государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг по разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия, Проект объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, расположенных в подгорной части г. Тобольска, не соответствует (отрицательное заключение) требованиям законодательства Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия.

    Данная экспертиза проводилась для определения соответствия требованиям законодательства РФ в области государственной охраны объектов культурного наследия: установление границ территории объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, расположенных в подгорной части г. Тобольска; режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах территорий объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, расположенных в подгорной части г. Тобольска; содержащихся в проектной документации «Проект объеденной зоны охраны объектов культурного наследия, расположенных в подгорной части г. Тобольска. Шифр .

Федеральным законодателем различаются государственные историко-культурные экспертизы в зависимости от целей и объектов, указанных в статьях 28 и 30 Закона об объектах культурного наследия.

Так, статьей 28 Закона об объектах культурного наследия установлено, что государственная историко-культурная экспертиза (далее историко-культурная экспертиза) проводится, среди прочего, в целях: исключения объекта культурного наследия из реестра.

Как следует из подпункта «а» пункта 20 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе», в заключении экспертизы указывается однозначный вывод экспертизы об обоснованности (положительное заключение) или о необоснованности (отрицательное заключение) уточнения сведений об объекте культурного наследия, включенном в реестр, о выявленном объекте культурного наследия (в части уточнения наименования объекта культурного наследия, сведений о времени возникновения или дате создания объекта культурного наследия, датах основных изменений (перестроек) объекта культурного наследия и (или) датах связанных с ним исторических событий).

В силу части 1 статьи 32 Закона об объектах культурного наследия, заключение историко-культурной экспертизы оформляется в виде акта, в котором содержатся результаты исследований, проведенных экспертами в порядке, установленном пунктом 3 статьи 31 настоящего Федерального закона. Заключение историко-культурной экспертизы является основанием для принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о возможности проведения работ, указанных в пункте 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также для принятия иных решений, вытекающих из заключения историко-культурной экспертизы в отношении объектов, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона (часть 2).

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Истцами, не представлено суду доказательств того, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, утратил историко-культурное значение, в виде заключения экспертизы, соответствующей требованиям закона, поэтому, подлежит исключению из Единого государственного реестра объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В связи с чем, суд не находит оснований для возложения на комитет по охране и использованию объектов историко – культурного наследия <адрес>, администрации г. Тобольска, обязанности обратится в установленном порядке в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия о внесении представления в Правительство Российской Федерации о вынесении акта об исключении объекта «Жилой дом», расположенный по адресу: <адрес> из Единого государственного реестра объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Согласно ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

    Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 ГК РФ, а также иными способами, предусмотренными в законе.

    Истцы свободны в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. Способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям правонарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав. Если истец избрал способ защиты права, не соответствующий нарушению и не обеспечивающий восстановление прав, его требования не могут быть удовлетворены.

На основании изложенного, требования истцов не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

       Р Е Ш И Л:

    ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░ ░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░; ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

    ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 13 ░░░░░░░ 2020 ░░░░.

░░░░░                                                           ░.░. ░░░░░░░░░░░

2-1485/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Бояркина Наталья Александровна
Швальб Анна Сергеевна
Бояркин Сергей Анатольевич
Бояркин Артем Сергеевич
Ответчики
администрация г.Тобольска
Комитет по охране и использованию объектов историко-культурного наслежия Тюменской области
Другие
Министерство культуры Российской Федерации
Фалько Светлана Анатольевна
Суд
Тобольский городской суд Тюменской области
Судья
Загидуллина Л.А.
Дело на сайте суда
tobolskygor.tum.sudrf.ru
13.07.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.07.2020Передача материалов судье
17.07.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.08.2020Подготовка дела (собеседование)
03.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.09.2020Судебное заседание
07.10.2020Судебное заседание
13.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее